Антикризисная политика Японии в послевоенный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 03:06, доклад

Краткое описание

Цель данной работы – изучить и проанализировать опыт экономического развития Японии. Актуальность исследования развития Японии в послевоенный период обусловлена следующими беспрецедентными обстоятельствами.
Во-первых, относительно резким скачкообразным социально-экономическим развитием страны после сокрушительного поражения во Второй Мировой войне.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.docx

— 36.50 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Интерес к  Японии во всем мире огромен. Впечатляющие достижения страны восходящего солнца  в экономике  общеизвестны и привлекают к себе пристальное  внимание  экономических аналитиков, ученых, политиков и др. Япония, потерпевшая  жестокое поражение в войне, понесшая огромный материальный и моральный ущерб, сумела практически в течение жизни одного поколения не только подняться  из руин и разрухи, но и  превратиться в экономическую державу, лидирующую во многих областях промышленности и торговли, науки и техники.

Цель данной работы – изучить и проанализировать опыт экономического развития Японии. Актуальность исследования развития Японии в послевоенный период обусловлена следующими беспрецедентными обстоятельствами.

Во-первых, относительно резким скачкообразным социально-экономическим развитием страны после сокрушительного поражения  во Второй Мировой войне.

Во-вторых, глобальным захватом международных рынков, и, фактически, созданием монополий во многих сферах товарообеспечения мировых потребителей.

В-третьих, постоянным возрастанием роли японского государства в политико-экономическом влиянии на мировое сообщество.

В-четвёртых, увеличением собственного золотовалютного запаса, несмотря ни на какие сторонние экономические угрозы.

Рассмотрим данный вопрос более подробно.

 

 

 

 

1 ЭКОНОМИКА ЯПОНИИ ПОСЛЕ  II – ОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

 

Основы послевоенной политики союзных держав в отношении Японии были определены Потсдамской декларацией от 26 июля 1945 г. В ней определялась необходимость навсегда ликвидировать милитаризм в Японии, снять преграды к обновлению и укреплению демократических тенденций в японском обществе, установить свободу слова, вероисповедания и мышления, уважать и соблюдать основные права человека.

Эти и другие процессы заставили США проводить политику демилитаризации Японии по американским стандартам. В свою очередь правящие круги Японии, боясь, как бы капитуляция не привела к революции в стране, видели в недавнем враге — США не только своего союзника, но и потенциального помощника. В такой общественно-политической ситуации оккупационные власти провели в жизнь ряд директив по демилитаризации, в том числе и в экономической сфере.

После окончания войны японская экономика оказалась в состоянии разрухи, хотя ее производственно-техническая база сравнительно мало потерпела от военных действий, даже с учетом американских атомных бомбардировок Хиросимы 6 августа и Нагасаки 9 августа 1945 г. В то же время импорт сырья, топлива и продовольствия был практически прекращен. Большинство предприятий закрыто. Уровень производства промышленной продукции в начале 1946 г. составлял 14 % от довоенного показателя. В стране свирепствовала инфляция: количество бумажных денег с 1945 по 1947 г. возросло в 4 раза. В конце 1945 г. реальная заработная плата рабочих составляла 13 % от довоенного уровня. Безработица в результате остановки военного производства, демобилизации армии и флота, депортации японцев из бывших колоний и ранее оккупированных территорий стала массовой и достигла почти 10 млн. человек.

Японские монополии вначале саботировали восстановление экономики, ссылаясь на то, что действующие предприятия могут быть демонтированы в счет репараций. Заводы и фабрики закрывались по причине нерентабельности, отсутствия сырья, нехватки средств и т.д. На протяжении двух послевоенных лет промышленное производство не превысило 1/3 довоенного уровня.

В марте 1946 г. правительство Японии приняло закон «О чрезвычайных мерах в области экономики и финансов», объявило об обмене старых денег на новые и предложило населению сдать в банки все имевшиеся в наличии старые денежные знаки. Из этих денег главе семьи ежемесячно выдавалось на руки 300 иен плюс 100 иен на содержание семьи. Подобная денежная реформа по существу свелась к замораживанию не только вкладов, но и заработной платы. В августе 1946 г. по указанию оккупационных властей при кабинете министров были созданы Бюро экономической стабилизации и Комитет по регулированию цен в качестве важных органов государственного регулирования. Согласно распоряжению оккупационных властей в полномочия Бюро экономической стабилизации входило составление общегосударственных планов и программ в области производства и распределения товаров, рабочей силы, финансов, транспорта и т.д.

В мае 1947 г. полномочия и аппарат Бюро экономической стабилизации были значительно расширены. Ему было предоставлено право координации планов каждого министерства по вопросам экономики, а также надзора за осуществлением этих планов.

 

 

 

 

 

 

2  ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ, ПРОВОДИМЫЕ  В ЭКОНОМИКЕ  ЯПОНИИ 

 

Положительную роль в восстановлении экономики Японии  сыграл роспуск монополистических объединений (дзайбацу). Стимулирующим фактором для принятия решения о роспуске дзайбацу явилась директива генерала Макартура «о демократизации экономической системы Японии». В соответствии с указаниями оккупационных властей японское правительство разработало план роспуска головных держательских компаний концернов «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо» и «Ясуда», а их активы были заморожены. Дзайбацу получали полную компенсацию за ценные бумаги в виде правительственных долговых обязательств, которые подлежали оплате через 10 лет.

Оккупационные власти предприняли также меры, которые ставили целью не допустить возрождения крупных монополистических концернов. По их требованию в апреле 1947 г. был принят закон о запрещении монополий и обеспечении справедливых сделок. В декабре 1947 г. парламент принял закон против чрезмерной концентрации экономической мощи, предусматривавший разукрупнение больших монополистических компаний, в том числе и не входивших в объединения дзайбацу.

 Согласно этим и  другим «антимонополистическим»  законам создавалась благоприятная  среда для развития свободной  конкуренции. Нельзя переоценить  положительное влияние на послевоенное  социальное экономическое развитие  земельной реформы в Японии. Существовавшая  система крупного землевладения  и феодальные пережитки сковывали  развитие производительных сил  в сельском хозяйстве, препятствовали  росту производства продовольствия  и сельскохозяйственного сырья. Ликвидация 

помещичьего землевладения имела особое значение для демократизации всей социальной, экономической и политической системы Японии. В основу земельной реформы был положен принцип превращения арендаторов в собственников путем выкупа государством помещичьей земли сверх установленного лимита с последующей продажей ее крестьянам. Государство регулировало цены на землю с учетом ее плодородия, назначения и развития инфраструктуры в регионах. Земельная реформа была в основном закончена в 1949 г. По официальным данным, на 1950 г. государство выкупило и продало крестьянам 80% всей арендной земли. Частное крестьянское хозяйство на собственной земле стало преобладающей

формой хозяйства. Реформа создала более благоприятные условия для развития рыночных отношений в сельском хозяйстве.

В марте 1947 г. в Японии были изданы закон о школьном обучении и основной закон о просвещении, заменившие Императорский рескрипт об основных принципах воспитания 1879 г. В соответствии с реформой период обязательного и бесплатного обучения был увеличен с шести до девяти лет; был введен единый школьный поток, предусматривающий шесть лет обучения в начальной школе, три года — в средней школе первой ступени, три года — в средней школе второй ступени и преимущественно четыре года — в высшем учебном заведении. Существенному изменению подверглись методы преподавания, программы. Из школьного обучения была изъята националистическая и шовинистическая пропаганда. Аналогичные преобразования были проведены в университетских программах. Была проведена децентрализация управления школьным обучением, муниципальным и сельским органам власти предоставили в этой сфере большую автономию. Децентрализация управления просвещением облегчила создание более широкой сети специализированных колледжей и институтов, а это, в свою очередь, привело к ускорению темпов подготовки кадров среднего звена, молодых специалистов для восстановления и развития японской промышленности.

7 апреля 1947 г. был принят  закон о трудовых нормах. Он  установил 8-часовой рабочий день, часовой перерыв на обед, 25%-ную  надбавку к заработной плате  за сверхурочную работу, оплачиваемый  отпуск в течение шести дней в год при наличии  годичного стажа работы с последующим увеличением на один день за каждый проработанный год, но всего не более 20 дней, ответственность нанимателя за охрану труда, за санитарно-гигиенические условия, выплату компенсаций в случае производственного травматизма, за условия производственного обучения и стажировки и т.д.

Важной позитивной мерой по оздоровлению социально-экономического развития явилось принятие 3 ноября 1946 г. новой конституции. Она упразднила абсолютную монархию и превратила японского императора в «символ единства нации», фактически отстранив его от политической власти. Конституция провозгласила, что право людей на жизнь, свободу и стремление к счастью должно являться высшим предметом заботы в области законодательства и других государственных дел. Итак, комплексный подход к реформированию, преобразованию экономической, военно-политической, социальной и образовательной сфер японского общества создал важные социально-экономические предпосылки динамического развития страны.

Восстановление японской экономики в начальный период оккупации шло крайне медленно. В 1948 г. индекс промышленного производства Японии по отношению к 1937 г., взятому за 100, составлял 52, тогда как в других побежденных странах, например, в Западной Германии, он уже достигал 100, а в Италии — 98. В конце 1948 г. правительство США потребовало от штаба оккупационных войск в Японии повышения темпов восстановления японской экономики и более эффективного использования государственных расходов США. Японскому правительству предлагалось: 1) сбалансировать государственный бюджет; 2) увеличить налоговые сборы; 3) строго ограничить выдачу субсидий; 4) стабилизировать заработную плату; 5) установить контроль над ценами; 6) увеличить контроль над внешней торговлей и иностранной валютой; 7) улучшить систему снабжения материалами, необходимыми для расширения экспорта; 8) увеличить производство важнейших видов местного сырья и товаров; 9) улучшить систему продовольственных поставок.

20 марта 1949 г. главный советник  по экономическим и финансовым  вопросам штаба оккупационных  войск Джозеф Додж представил  японскому правительству свой  проект государственного бюджета  на 1949/50 финансовый год, в котором  был воплощен план «достижения  стабилизации и самостоятельности»  японской экономики. Главными рекомендациями  в проекте Доджа были упразднение  правительственных субсидий на  поддержание цен на продукцию  тяжелой промышленности, повышение  налоговых сборов (на 62% по сравнению  с 1948 г.), изменение порядка перевода средств, получаемых от продажи в Японии американских товаров, поставляемых в порядке помощи. Они поступали в государственный бюджет, по предложению Доджа, в эквивалентный фонд, который предназначался для долгосрочного кредитования частных компаний. Предлагалась также система мер, направленных на расширение японского экспорта, доходы от которого должны были заменить или хотя бы сократить американскую помощь.

В целях обеспечения условий для развития внешней торговли в 1949 г. был установлен единый обменный курс иены в соотношении 360 иен за 1 долл. Установление единого обменного курса иены, равно как и создание эквивалентного фонда, способствовало вовлечению Японии в сферу американского рынка. Чтобы воспрепятствовать чрезмерному проникновению иностранных товаров, в ноябре 1949 г. был принят закон о контроле над валютой, в 1950 г. — закон об иностранных инвестициях,  на основании  которого преимущество отдавалось импорту в Японию иностранной техники, технологии и конструкторских разработок.

Сразу после вступления в силу мирного договора японское правительство приступило к разработке нового таможенного кодекса. Кодекс предусматривал возможность повышения существующих тарифов и введения новых пошлин, что способствовало защите японских производителей и развитию внутреннего рынка.

В условиях отмены правительственных субсидий предприниматели стремились обеспечить прибыль за счет широкой рационализации производства, которая проводилась главным образом за счет установки нового оборудования, а также посредством усиления интенсификации и ухудшения условий труда, массовых увольнений, снижения заработной платы и расценок.

Стремление японских монополий увеличить конкурентоспособность своих товаров также оказало воздействие на широту и интенсивность осуществления рационализации.

Жесткие меры по обузданию инфляции, стабилизации денежного обращения, сбалансированию бюджета, форсированию экспорта и т.д. способствовали созданию благоприятных условий для накопления капитала и воспроизводства ведущих отраслей промышленности. Война в Корее и последовавшие американские военные заказы также послужили стимулом роста производства, увеличения прибыли японских компаний от военных поставок. По официальным данным, за вторую половину 1950 г., по сравнению с тем же периодом 1949 г., прибыли трех металлургических компаний увеличились в 28 раз, трех горнодобывающих — в 150, четырех торговых компаний — в 11 раз. Япония служила важной тыловой базой и перевалочным пунктом  американских  войск, действовавших в Корее под флагом ООН.

Большой спрос на военные материалы, продовольствие и другие товары, военные перевозки, боеприпасы, ремонт танков,самолетов и другой военной техники способствовал созданию своеобразного бума в японской экономике.

Кроме рассмотренных выше факторов, определивших успехи восстановления японской экономики, особого внимания заслуживают методы и средства управления, которые применялись оккупационными властями, государственными органами и частными фирмами в различные периоды послевоенного развития. После реставрации Мэйдзи в 1868 г. Япония вступила в период буржуазного развития, располагая чрезвычайно устаревшими инструментами, методами государственного управления и управления в частных корпорациях.

Информация о работе Антикризисная политика Японии в послевоенный период