Анализ безработицы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 16:52, реферат

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение фактического и юридического положения безработных в Российской Федерации и защитой их от безработицы в современных условиях развития рынка труда.
При написании работы автором были поставлены следующие задачи:
Во-первых, рассмотреть занятость населения в рыночной экономике
Во-вторых, проанализировать современную безработицу в России
В-третьих, рассмотреть основные направления по ликвидации безработицы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ 4
1.1. СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ, ПРИЧИНЫ 4
1.2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ПРИЧИНЫ И МАСШТАБЫ ПРОЦЕССА ВЫСВОБОЖДЕНИЯ РАБОТНИКОВ 16
1.3. ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО 20
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С БЕЗРАБОТНЫМИ 34
2.1. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 34
2.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48

Вложенные файлы: 1 файл

101510.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

Поскольку после увольнения за ними сохраняется средний, заработок  на период трудоустройства, то в силу ст.3 закона они могут получить статус безработного только после прекращения его выплаты. Таким образом, в течение трех месяцев после увольнения данная категория женщин не может получить со стороны органа по вопросам занятости полную социальную защиту. Выплата среднего заработка делает эту категорию женщин искусственно занятыми, хотя в трудовых отношениях они не состоят И здесь, с ношей точки зрения, работодатель выполняет несвойственную ему функцию, сохраняет средний заработок за уволенным работником после прекращения срочного трудового договора В целях совершенствования социальной защиту и поддержки этой категории женщин представляется необходимым возложить но работодателя. обязанность выплачивать при прекращении трудового договора выходное пособие, исключив сохранение за ними среднего заработка на период трудоустройства Реализация данного предложения предоставит возможность службе занятости признавать их безработными сразу после увольнения.15

Все граждане, имеющие желание  найти работу быть занятыми, вправе обратиться в службу занятости Согласно ст. 8 закона граждане имеют право  на выбор места работы путем бесплотного посредничества органов службы занятости. В связи с этим представляется неправомерной деятельность органов по вопросам занятости, которая влечет ограничение, не предусмотренное законодательством право граждан но обращение в службу занятости. Так, в Саратовской области органы по вопросам занятости при заключении с безработным договора об обучении, которое дает возможность после его окончания заняться мелким бизнесом либо самозанятостью, включают положение о том, что гражданин после окончания обучения не будет обращаться в службу занятости в течение 12 месяцев.

Такие договоры (соглашения), подписанные безработными, недействительны, поскольку критерии, по которым лицо признается безработным, определены в Законе о занятости и никакие договоры, подписанные гражданином, не могут ухудшать его положение по сравнению с Законом о занятости.

В нормотворческой практике субъектов РФ встречаются положения  устанавливающие дополнительные требования для присвоения гражданину статуса безработного. Так в Татарстане принят республиканский закон о непризнании безработными сельских жителей которые получили право на земельную долю в соответствии с Указом Президента РФ от 7 марта 1996 г «0 реализации конституционных прав граждан на землю»

Согласно ст.72 Конституции РФ вопросы социального обеспечения к которым относится страхование граждан от безработицы это предмет совместного ведения РФ и ее субъектов

В п.3 ст.7 Закона о занятости  закрепляются полномочия органов государственной  власти в области содействия занятости населения. Так законодательством субъектов России предусматриваться иные не противоречащие закону условия и порядок выплаты пособия по безработице, прохождения безработным переквалификации, уточнение подходящей работы усиливающие социальную защищенность граждан. К компетенции субъектов России не отнесено решение вопросов связанных с признанием гражданине безработным. Эта сфера законодательства России. Поэтому субъекты РФ могут принимать положения, устанавливающие более льготные условия признания граждан безработными но никак не ограничивающие право граждан по сравнению с Законом о занятости

Таким образом наличие  у гражданина земельной доли не является достаточным основанием для отнесение  его к категории занятых граждан

На основании с т. 23 ГК глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридическою лица признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Отсутствие такой, регистрации при наличии земельной доли у гражданина на праве собственности дает ему право претендовать на статус безработного. Отметим, что но основании ст. 2 закона о занятости занятыми считаются граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Основным правом безработного гражданина является право но подходящею работу. Общие требования к подходящей работе oопределены ст.4 закона согласно которой под ходящей считается работа в том числе и работа временного характера которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня её профессиональной подготовки, условиям последнего месте работы (за исключением оплачиваемых общественных работ) состоянию здоровья транспортной доступности рабочего место

По нашему мнению, положение, когда трудоустройство но временную работу служит основанием для приостановки выплаты пособия по безработице, является более предпочтительным. Это обязывает службу занятости по прежнему осуществлять поиск для него подходящей работы, обеспечивающей длительную занятость гражданина

Наряду с общими требованиями к подходящей работе в п. 3 ст.4 закона устанавливаются более низкие требования к подходящей работе для граждан

  • впервые ищущих работу (ранее не работавших)
  • не имеющих профессии (специальности)
  • отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности) получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы,
  • состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев а также более трех лет не работавших;
  • обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Для них подходящей считается оплачиваемая работа, включая  работу временного характера, требующая  или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательство о труде. Отметим, что здесь уже отсутствует требование соответствия подходящей работы профессиональной пригодности гражданина.16

Безработные граждане в соответствии со ст. 9 Закона о занятости имеют то же право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению службы занятости.

Но основании  п.3 ст.3 закона служба занятости наряду с предложением подходящей работы вправе впервые ищущему работу не имеющему профессии (специальности), предложить пройти профессиональную подготовку которая приравнивается к предложению подходящей работы.

Анализ закона о занятости показывает что, во всех иных случаях предложение службы занятости пройти обучение, например, по окончании первоначального периода безработицы или в отношении лиц, более трех лет не работавших, не приравнивается к предложению походящей работы

Таким образом, для граждан, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), закон повышает гарантии их занятости, поскольку им может предлагаться не только подходящая работа, но и обучение.

Рынок труда  свидетельствует, что граждане высвобождаются из организации в основном из-за отсутствия у работодателя объема работ, заказов, сырья, потребности в имеющейся у них профессии (специальности) недостаточной квалификации. Даже в тех случаях, когда работник увольняется по собственному желанию, довольно часто подлинной причиной увольнения является невозможность работодателя обеспечить работой своих работников

К числу средств, которые дают возможность России выйти из сложного экономического положения, можно отнести не только создание новых рабочих мест, возобновление  деятельности организаций, но и повышение профессионального мастерства безработного гражданина посредством повышения квалификации, переподготовки, о также профессиональной подготовки

Службе занятости  следует предоставить право, предлагая  безработным гражданам обучение, приравнивать его к предложению  подходящей работы.

Следует иметь  в виду, что в 1 ст. 23 закона непосредственно  к этому приводит, закрепляя, в  каких случаях профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка может занятости. Так, обучение по направлению службы занятости осуществляется если:

  • невозможно подобрать подходящую работу
  • из за отсутствия у гражданина необходимой а профессиональной квалификации,
  • необходимо изменить профессию (специальность род занятии) в связи с отсутствием работы отвечающей имеющимся у гражданина навыкам,
  • гражданином утрачена способность к выполнению прежней профессии (специальности)

В настоящее  время реализация закрепленного  в ст.9 закона права безработных  граждан на обучение не обеспечено последующим их трудоустройством. Как  в период обучения так и по его окончании гражданин самостоятельно ищет работу.

В, определенной мере это связано с признанием граждан направленных службой занятости  но обучение занятыми в соответствии со ст.2 закона, что освобождает службу занятости от обязанности предлагать гражданину подходящую работу.

Но основании  Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения, утв. Постановлением ФСЗ России, Министерство науки, высшей школы и технической политики РФ, Министерства образования РФ от 22 июля 1992 г, с безработными гражданами, нуждающимися в обучении, органы службы занятости заключают договоры но обучение, на основании которых этим лицам выдаются направления но обучение.

Служба занятости выплачивает им стипендию, оплачивает стоимость его обучения. Следует признать, что правоотношения по социальному страхованию от безработицы, возникшие со дня признания гражданина безработным, продолжились и в период обучения.

Отметим, что  Положение от 22 июля 1992г. предоставляет право органам службы занятости предъявить учебным заведениям, организациям, осуществляющим обучение, рекламации на качество оказываемых ими образовательных услуг, участвовать в контроле за выполнение учебных планов и программ, соблюдением сроков обучения.

Необходимо поставить  вопрос о сохранении за гражданами в период обучения по направлению службы занятости статуса безработного, что обеспечивает их полную социальную защиту, а именно возможность получить предложение подходящей работы.

Невозможность службы занятости предложить гражданину подходящую работу, присвоение статуса безработного определяет его право на получение гарантий, установленных государством

К числу основных гарантий социальной поддержки безработных  относится выплата пособия по безработице. Она производится с первого дня признания гражданина безработным. Однако ст. 35 Закона о занятости устанавливает определенное ограничение для лиц уволенных с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, а также отчисленных при но правлении но обучение органами службы занятости с места обучения за виновные действия. В отношении них служба занятости может приостановить выплату пособия по безработице.

Предоставление  службе занятости возможности по ее усмотрению решать вопрос о при остановке выплаты пособия по безработице когда виновное поведение работника (обучающегося) привело к расторжению трудового договора (прекращению обучения), установлено, и никакая иная оценка поведения гражданина невозможно, представляется нецелесообразным

Приостановить выплату пособия по безработице  рассматриваемой категории граждан  в соответствии со ст.35 закона но срок до трех месяцев, значит лишить их материальной поддержки в период признания  их безработными. Тем самым в определенной мере не выполняется требование п.1 ст.28 закона в соответствии с которым государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице.

Среди гарантий, предоставляемых  безработным гражданам, ст 28 закона указывает но оплоту периода нетрудоспособности. При этом законодатель вводит два ограничения:

      1. подлежит оплате период, не превышающий 30 дней в течение 12-месячного периода безработицы. Отметим, что Постановлением Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 28 Закона РФ от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 20 апреля 1996 года» от 16 декабря 1997 года данное положение признано не соответствующим ч,1 ст 39 Конституции РФ, поскольку в федеральном законодательстве отсутствуют надлежащие гарантии предоставления иностранного источника средств к существованию (минимального материального обеспечения) в рамках системы социального обеспечения при продолжении временной нетрудоспособности свыше указанного срока. В настоящее время данная форма не применяется.
      2. Право на получение оплаты периода временной нетрудоспособности принадлежит гражданам, потерявшим работу и заработок в течение 12 месяцев, предшествующих признанию их безработными.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством  правом на оплату периода временной  нетрудоспособности пользуется ограниченный круг граждан.

Поскольку в  период временной нетрудоспособности безработный гражданин лишен возможности осуществлять поиск работы, поэтому в силу п.4 ст.35 закона выплата пособия по безработице ему не производится. Период временной нетрудоспособности не засчитывается в общий (12-месячный) период выплаты пособия по безработице.

Закон о занятости  ставит часть безработных, не имеющих право на оплату времени нетрудоспособности, в положение, при котором они не имеют материальной поддержки в период болезни, одновременно сохраняя статус безработного.

Подчеркнем, что  правоотношение по социальному страхованию от безработицы, возникшее между гражданином и органом службы занятости со временной нетрудоспособности безработного и приостановки выплаты пособия по безработице

Не предоставление ему материальной поддержки в период болезни ни органами социальной защиты, ни органами службы занятости усугубляет и без того сложное положение безработного.

Информация о работе Анализ безработицы в России