Этапы развития анатомии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 09:00, реферат

Краткое описание

Анатомия традиционно и вполне заслуженно относится к числу фундаментальных дисциплин, в русле которых формируются материалистические представления о единстве человека с животным миром, о его связях с окружающей средой, о целостности организма и многообразии проявлений его жизнедеятельности, о развитии структурно-функциональных особенностей в онтогенезе и т.п. Чисто описательная анатомия с длиннейшим перечнем латинских названий многочисленных анатомических структур, как справедливо отмечал крупнейший русский анатом П. Ф. Лесгафт, «приносит мало пользы занимающемуся и только обременяет его, не давая ему никакого понятия о значении этих форм».

Содержание

Введение
1. Этапы развития анатомии как науки
2. Роль древних ученых в развитии анатомии
3. Роль отечественных ученых в развитии анатомии
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по анатомии в партфелео.docx

— 31.55 Кб (Скачать файл)

Именем Н. И. Пирогова названы  язычный треугольник - участок верхнебокового отдела шеи, апоневроз двуглавой  мышцы плеча (фасция Пирогова), лимфатический  узел, расположенный в глубоком кольце бедренного канала, и другие анатомические  образования.

Выдающимся исследователем в области функциональной анатомии и теории физического воспитания был П.Ф. Лесгафт (1837-1909) - автор фундаментального труда “Основы теоретической  анатомии”. П. Ф. Лесгафт является основоположником теоретической анатомии в России. Он описал закономерности перестройки  костного вещества под влиянием мышечной тяги, сформулировал принципы развития кровеносных сосудов и их взаимоотношений  в зависимости от строения и функции  органов, показал значение анастомозов  между артериями в кровоснабжении органов и частей тела.

Известными представителями  киевской анатомической школы были В. А. Бец (1834-1894), изучавший строение мозгового вещества надпочечников, а также коры головного мозга и описавший большой пирамидный нейрон (клетка Беца); ученик Д. Н. Зернова М. А. Тихомиров (1848-1902) - автор монографии “Варианты артерий и вен” (1900); Ф.А. Стефанис (1865-1917), изучавший лимфатическую систему тела человека.

В Харькове работал известный  анатом А. К. Белоусов (1848-1908) - исследователь  иннервации сосудов, автор одного из методов инъекций анатомических  препаратов, учитель Г. М. Иосифова и В. П. Воробьева.

После Октября 1917 г., особенно в двадцатые годы, появились медицинские  институты на окраинах страны: Тбилисский (1918), Азербайджанский (Баку, 1919), Иркутский (1919), Ташкентский (1920), Минский (1921), Ереванский (1922) и др., в которых были организованы кафедры анатомии. Были открыты специализированные морфологические (анатомические) научно - исследовательские учреждения (институты  и лаборатории). Успешно разрабатывались  методы научных исследований, новые  перспективные научные направления. Развивая функциональное направление  в анатомии, отечественные анатомы  широко применяли и применяют  наряду с описательными экспериментальные  методы. Получил широкое признание  и распространение метод макромикроскопического исследования, успешно используются микроскопическая техника, рентгеновский  и биометрические методы.

В области экспериментальной  анатомии плодотворно работал основатель ленинградской школы анатомов В. Н. Тонков (1872-1954), в течение многих лет возглавлявший кафедру анатомии Военно-медицинской академии в Ленинграде и создавший многочисленную школу  анатомов (Б. А. Долго-Сабуров, Г. Ф. Иванов, А. П. Любомудров, Ф. П. Маркизов, К. В. Ромодановский  и др.). Придавая большое значение эксперименту, он исследовал коллатеральное кровообращение, пластичность кровеносных  сосудов при различных условиях существования, кровоснабжение нервов, первым (в 1896 г.) использовал рентгеновское  излучение для изучения скелета. Перу В. Н. Тонкова принадлежат также  работы по эмбриологии и сравнительной  анатомии. В.Н. Тонков - автор неоднократно переиздававшегося учебника по анатомии. Ученик В.Н. Тонкова и его преемник по кафедре Б. А. Долго-Сабуров (1900-1960) продолжал научное направление своего учителя. Он автор известных книг “Анастомозы и пути окольного кровообращения у человека” (1956), “Иннервация вен” (1959) и др.

Выдающимся представителем харьковской школы анатомов был  В. П. Воробьев (1876-1937) - исследователь  вегетативной нервной системы, автор  методов изучения нервов. В. П. Воробьев описал нервные сплетения сердца и желудка у человека, одним  из первых начал изучение иннервации методом электростимуляции нервов у животных. Он создал пятитомный “Атлас анатомии человека”.

Вместе с другими учеными  В. П. Воробьев разработал метод и  выполнил бальзамирование тела В. И. Ленина.

Основоположником школы  отечественных лимфологов является Г. М. Иосифов (1870-1933) - профессор анатомии вначале Томского, а затем Воронежского медицинского институтов. Широко известен его труд “Лимфатическая система человека с описанием аденоидов и органов движения лимфы” (1914). Разработке учения об индивидуальной изменчивости органов и систем человека посвятил свои исследования В. Н. Шевкуненко (1872-1952).

В двадцатые годы кафедру  анатомии Московского университета (до 1930 г.) возглавлял ученик Д. Н. Зернова  П. И. Карузин (1864-1939), организатор кафедр анатомии в ряде медицинских институтов (Астрахань, Минск, Смоленск, Тбилиси), автор “Руководства по пластической анатомии” (1921) и “Словаря анатомических терминов” (1928). Преемником П. И. Карузина по кафедре в Московском университете (с 1930 г. - I Московский медицинский институт) был ученик В. Н. Тонкова Г.Ф. Иванов (1893-1955), автор книг “Хромаффинная и интерреналовая системы человека” (1930), “Нервы и органы чувств сердечно-сосудистой системы” (1945), двухтомного руководства по анатомии (1949).

Большой вклад в изучение функциональной анатомии лимфатической  системы человека и животных внес ученик Г. М. Иосифова Д.А. Жданов (1908-1971), профессор анатомии Горьковского, затем Томского медицинских институтов, Ленинградского санитарно-гигиенического, а с 1956 г. - I Московского медицинского института, воспитавший многочисленных учеников. За монографию “Хирургическая анатомия грудного протока и главных лимфатических коллекторов и узлов туловища” (1945) он удостоен Государственной премии СССР. В 1952 г. вышла его монография “Общая анатомия и физиология лимфатической системы”.

Значительный след в истории  анатомии оставил М.Ф. Иваницкий (1895-1969), работавший в области динамической и проекционной анатомии, возглавлявший  кафедру анатомии в Московском институте  физической культуры. Известным исследователем лимфатической системы был киевский анатом М.С.Спиров (1892-1973).

С середины XX в. успешно развивается  ряд перспективных научных направлений  в области анатомии, возглавляемых  академиками и членами-корреспондентами Академии медицинских наук, академий наук республик (государств) и другими  известными учеными.

Во второй половине XX в. в  анатомию внедряется ряд новых современных  методов. Успешно используется микроскопическая и ультрамикроскопическая техника, авторадиография, рентгеновский и  биометрический методы, которые дали возможность, наряду с традиционными, обогатить анатомическую науку  новыми оригинальными и ценными  для биологии и медицины данными.

Заключение

Знание анатомии необходимо не только врачам. Это актуально  и для биологов, и для учителей, и для психологов. В силу характера  своей профессиональной деятельности учителя и психологи способны оказывать влияние на психику  ребенка или взрослого, именно опираясь на знания о нервной системе, полученных из курса анатомии, поэтому, ознакомившись  с ее основами, они должны в дальнейшем самостоятельно углублять знания в  этой области.

Большой коллектив российских анатомов на кафедрах медицинских институтов, в морфологических лабораториях успешно изучает индивидуальные, возрастные, типовые, половые особенности  строения тела человека. В экспериментах  на животных исследуются функциональные особенности органов и тканей, морфологические механизмы адаптации  к различным условиям существования. Ученые-анатомы вносят существенный вклад в теорию и практику медицинской  науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Глухих Ю.Н., Серебряков  Г.Н. Основы динамической морфологии (остеология): Учебное пособие по  анатомии Омск, СибГАФК, 1998.

2. Иваницкий М.Ф. Анатомия  человека: Учебник для институтов  физической культуры. - М.: Терра-Спорт, 2003.

3. Козлов В.Н. Анатомия  человека: Учебник для институтов  физической культуры. - М., 1987.

4. Лысов П.К., Никитюк Б.Д., Сапин М.Р. Анатомия (с основами спортивной морфологии): Учебник для физкультурных вузов. - М.: Медицина, 2003.

5. Синельников Ф. Атлас  анатомии человека. Т. 1, 2, 3. - М., 1974.


Информация о работе Этапы развития анатомии как науки