Экологические права и обязанности граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 21:40, дипломная работа

Краткое описание

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым государством. Определяющим принципом правового государства является принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, который раскрывается в статье 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Одним из наиболее значимых нововведений Конституции РФ является закрепление экологических прав в ряду прав и свобод человека и гражданина.

Вложенные файлы: 1 файл

Экологические права и обязанности граждан.docx

— 27.96 Кб (Скачать файл)

      9. Осуществлять  другие предусмотренные законодательством  права.

      Таким образом,  экологические права граждан  – это закрепленные в законе  и гарантированные системой права  возможности в сфере охраны  окружающей среды, обеспечения  экологической безопасности, использования  естественной среды. Обеспечение  экологических прав является  основой экологической политики  государства и целью ее осуществления.  Экологические права обусловлены  жизненными потребностями человека, необходимостью гарантировать экологически  безопасные условия жизни человека  как наивысшей социальной ценности.

 

      2 Экологические  обязанности граждан

 

      Под обязанностями в юридической науке понимается установленные законом вид и мера должного, общественно необходимого поведения, обеспечивающего право другой стороны и гарантированного государством. В отличие от прав граждан, реализуемых свободно и по своему усмотрению, обязанность как предусмотренная Конституцией и экологическим законодательством форма регулирования общественных отношений, опирается на властное начало, предполагающее в случае необходимости государственное принуждение.

      Экологические  обязанности тесно связаны с  субъективными правами - это парные, взаимосвязанные категории[4].

      Данный принцип единства прав и обязанностей следует из ст. 29 Всеобщей Декларации прав человека, в соответствии с которой «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности, осуществление прав и свобод гражданином требует должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований в демократическом обществе». В Преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах (принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-0М пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН), также закреплено, что «отдельный человек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит». Отсюда следует, что право на благоприятную окружающую среду также реализуется через права и обязанности как органов публичной власти, так и самих граждан и их объединений.

      В отличие  от большинства обязанностей, предусмотренных  нормами гражданского права, и  направленных на обеспечение  интересов отдельных граждан  или хозяйствующих субъектов,  предусмотренные п. 3 ст. 11 Закона  об охране окружающей среды  экологические обязанности устанавливаются  в интересах общества в целом.  Невыполнение или ненадлежащее  выполнение юридической обязанности  является правонарушением и влечет  меры государственного принуждения.  Данная норма конкретизирует  положения ст. 58 Конституции, согласно  которой каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

      Аналогично  правам Конституция разграничивает  также и обязанности человека  и гражданина. Например, в соответствии  со ст. 59 Конституции обязанность  защиты отечества возложена только  на граждан. Относительно обязанности  беречь природу и окружающую  среду, Конституция использует  термин «каждый», распространяя  эту обязанность как на российских, так и на иностранных граждан и апатридов, находящихся на территории РФ.

      Рассматривая  экологические обязанности необходимо, во-первых, разграничивать экологические  обязанности граждан и юридических  лиц (к последним примыкают граждане-предприниматели). Во-вторых, следует различать экологические обязанности в различных сферах взаимодействия человека и природы (строительство, размещение отходов, водопользование, лесопользование и т.д.)[5].

      Другая классификация  экологических обязанностей граждан  и их объединений, предусмотренных  ст. 58 Конституции и различными  актами экологического законодательства, предполагает их подразделение  на экологические обязанности  общего и специального характера.

      Так, п. 1 ст. 77 Закона об охране окружающей  среды предусматривает общую  обязанность граждан, причинивших  вред окружающей среде в результате  ее загрязнения, истощения, порчи  и иного вредного воздействия  возместить его в полном объеме.

      В соответствии со ст. 13 ЗК на собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков возложена специальная обязанность по охране земель от различных видов вредного воздействия, а также бережному отношению к земле как природному объекту, вытекающая из наличия прав на земельный участок Аналогичные специальные природоохранные требования содержаться в лесном, водном, горном и ином природоресурсовом законодательстве. Эти нормы отраслевых законов корреспондируют с положениями ст. 36 Конституции, в которой выделяется обязанность не наносить ушерба окружающей среде при владении, пользовании и распоряжении землей и другими природными ресурсами.

      Отдельная  группа специальных экологических  обязанностей предусмотрена экологическим  законодательством для граждан,  осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования  юридического лица, а также для  граждан, занимающих определенную  должность. Так, п. 1 ст. 73 Закона  об охране окружающей среды  предусматривается, что руководители  организаций и специалисты, ответственные  за принятие решений при осуществлении  хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может  оказать негативное воздействие  на окружающую среду, должны  иметь подготовку в области  охраны окружающей среды и  экологической безопасности.

      Таким образом,  обязанность сохранять природу  и окружающую среду, бережно  относиться к природным богатствам  распространяется не только на  жителей городских и сельских  населенных пунктов (или, например, охотников и туристов), но и  на предпринимателей и должностных  лиц, занимающихся определенными  видами деятельности и сталкивающихся  с решением экологических вопросов. Выполнение такими лицами своих  специальных обязанностей и должно  обеспечить благоприятное качество  окружающей среды.

 

      3. Гарантии  и защита экологических прав  граждан

 

      Наличие  механизмов и процедур реализации  и защиты экологических прав граждан - необходимое условие для того, чтобы провозглашенные права стали реальностью. Наличие механизмов создает юридические гарантии, обеспечивающие соблюдение, охрану и защиту экологических прав граждан.

      Согласно  ст. 13 Федерального закона «Об  охране окружающей среды», органы  государственной власти РФ, субъектов  РФ, органы местного самоуправления  и должностные лица обязаны  оказывать содействие гражданам,  общественным и иным некоммерческим  объединениям в реализации их  прав в области охраны окружающей  среды.

      Существуют  два основных способа защиты  экологических прав граждан - административный и судебный.

      Административный  способ заключается в возможности  обращения гражданина с жалобой  на неправомерные действия или  решения в вышестоящие по отношению  к нарушителю органы и организации,  в органы местного самоуправления, в специально уполномоченные  государственные органы в области  охраны окружающей среды или  правоохранительные органы, т.е.  без обращения в суд.

      Гражданин может обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу, к непосредственному ведению которых относится разрешение вопроса.

      Конституция  РФ наделяет каждого гражданина  правом на судебную защиту. Конкретные  формы реализации данного права  в природоохранной сфере предусмотрены  рядом федеральных законов, таких  как: «Об охране окружающей  среды», «О санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения» и другими  нормативными правовыми актами. В частности, согласно ст. 11 Федерального  закона «Об охране окружающей  среды», граждане вправе предъявлять  в суд иски о возмещении  вреда окружающей среде.

      Помимо возмещения  вреда здоровью и имуществу  вследствие ухудшения состояния  окружающей среды, которое осуществляется  в исковом порядке, граждане  могут добиваться судебного обжалования  незаконных действий и решений,  нарушающих их экологические  права и свободы (путем заявления  жалобы).

      В последние  годы формируется и практика  защиты экологических прав на  международном уровне, поскольку  Российская Федерация присоединилась  к Конвенции о защите прав  человека и основных свобод (г.  Рим, 4 декабря 1950 г.). Следовательно,  российские граждане и юридические  лица получили возможность обращаться  для защиты своих имущественных  и личных неимущественных прав  в Европейский суд по правам  человека, когда исчерпаны внутригосударственные  возможности защиты их экологических  прав[6].

      Россия признает  юрисдикцию Европейского Суда  по правам человека обязательной  по вопросам толкования и применения  Конвенции и Протоколов к ней  в случае предполагаемого нарушения  Российской Федерацией положений  этих договорных актов, когда  предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации. Поэтому применение судами Конвенции о защите прав человека и основных свобод осуществляется с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения вышеназванной Конвенции.

      Формально  решения Европейского Суда по  правам человека, конечно, не обязательны  для государств, подписавших конвенцию,  но фактически все они следуют  практике суда, поскольку контрольные  органы Конвенции о защите  прав человека и основных свобод  признают себя связанными прецедентом.  Существует достаточно примеров  того, что высшие судебные инстанции  РФ при рассмотрении гражданских  и иных дел опираются на  положения прецедентной практики  Европейского Суда.

      Несмотря  на то, что в Конвенции о  защите прав человека и основных  свобод нет статьи, посвященной  экологическим правам, это не  препятствует защите последних  посредством апелляции к другим  статьям конвенции. В числе  наиболее интересных дел по  защите экологических прав человека  в практике Европейского Суда  по правам человека можно выделить  следующие.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Таким образом,  экологические права граждан  – это закрепленные в законе  и гарантированные системой права  возможности в сфере охраны  окружающей среды, обеспечения  экологической безопасности, использования  естественной среды. Обеспечение  экологических прав является  основой экологической политики  государства и целью ее осуществления.  Экологические права обусловлены  жизненными потребностями человека, необходимостью гарантировать экологически  безопасные условия жизни человека  как наивысшей социальной ценности.

      Осуществление  экологических прав граждан всегда  связано с выполнением ими  определенных ответных обязанностей  перед обществом и государством. Субъективное право и обязанность  неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право.

      Для сохранения  и улучшения экологической обстановки  граждане должны выполнять обязанности  по охране и рациональному  использованию природной среды,  по восстановлению нарушенных  экологических систем, по предупреждению  экологических правонарушений и  иные обязанности, предусмотренные  законодательством РФ.

      Для обеспечения  соблюдения экологических прав  государства всего мира в лице  законодательных органов создают  систему современного экологического  законодательства, обеспечивающего  комплексное регулирование экологических  правоотношений. В связи с этим, законодателями особое внимание должно быть уделено совершенствованию экологического законодательства РФ в целом, и, в частности, установлению адекватных правовых мер по предупреждению любого ущерба окружающей среде в процессе хозяйствования и иной экологически значимой деятельности на основе предварительной оценки ее воздействия на окружающую среду и вовлечения граждан в механизм принятия решений, а также по восстановлению благоприятного состояния окружающей среды.

      Хотя закрепленные  в Конституции РФ экологические  права являются непосредственно  действующими, для последовательного  их соблюдения, на мой взгляд, требуется создание юридических  механизмов и процедур с учетом  реальных экологических, экономических,  культурных и иных условий  России, что в целом позволит  государству осуществлять экологические  функции более эффективно.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

       ЛИТЕРАТУРЫ

      1. Конституция  РФ.

      2. Федеральный  закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ  «Об охране окружающей среды».

      3. Земельный  кодекс РФ.

      4. Водный  кодекс РФ.

      5. Клюканова Л. Г. Экологический аспект интеграционных процессов в Европейском Союзе и Содружестве независимых государств (международно-правовой анализ) / СП6., 2001.

      6. Клинов В. В. О понятии экологических обязанностей граждан / Экологическое право - 2005. - № 4.

      7. Воронцова  А. А. Экологические права граждан  в международных документах о  правах человека и гражданина / Экологическое право. - 2011 - № 1.

      8. Фокин  А. В. Экологические обязанности  человека и гражданина / Новая  правовая мысль. - 2007 - № 1.

Информация о работе Экологические права и обязанности граждан