Слуховой анализатор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 14:13, контрольная работа

Краткое описание

Слуховой анализатор – это второй по значению анализатор в обеспечении адаптивных реакций и познавательной деятельности Человека. Его особая роль у человека связана с членораздельной речью. Слуховое восприятие – основа членораздельной речи. Ребенок, потерявший слух в раннем детстве, утрачивает и речевую способность, хотя весь артикуляционный аппарат у него остается ненарушенным. Адекватным раздражителем слухового анализатора являются звуки.

Содержание

1. Структурно-функциональная характеристика слухового анализатора
1.1 Строение органа слуха
1.2 Рецепторы
1.3 Проводящие пути слухового анализатора
1.4 Корковый (центральный) отдел слухового анализатора
2. Особенности строения органов слуха у детей.
3. Гигиена слуха
4. Основы профилактики тугоухости у школьников.
5. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по анатомии.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

 

Известно, что ребенок как слышит, так и говорит. Иными словами, не получая из-за тугоухости полной акустической информации, ребенок в процессе обучения речи не может каким-либо образом восполнить ее и воспроизводит в своей речи недостатки слуха.

Судьба ребенка с нарушенным слухом зависит от таких факторов, как возраст, в котором произошло нарушение слуховой функции, срок обнаружения дефекта, степень понижения слуха и правильность оценки потенциальных возможностей остаточной слуховой функции, а при прочих равных условиях — от своевременного начала мероприятий, направленных на мобилизацию остаточных функциональных возможностей пострадавшего слухового анализатора.

По данным литературы, у 82 % детей нарушения слуха возникают на первом-втором году жизни, т.е. в доречевой период или в период становления речи. Своевременный и правильный диагноз дает возможность как можно раньше приступить к реабилитации слуха и интеграции ребенка в речевую среду. При задержке в формировании речи вторично происходит задержка в развитии интеллекта.

В 36 % случаев нарушения  слуха у детей в нашей стране выявляются только в 3 - 7 лет, т.е. позже критического возраста (1 - 2 года), когда ребенок биологически «запрограммирован» на обучение. Это связано, во-первых, с несвоевременным обращением родителей, во-вторых, с непростительным откладыванием педиатром или отоларингологом аудиологического обследования ребенка (даже при своевременном обращении родителей), в-третьих, с неполным обследованием или его некачественным уровнем. В определенной степени это зависит от отсутствия на местах достаточного количества диагностической аппаратуры.

Своевременное развитие электроники и вычислительной техники и создание соответствующей диагностической аппаратуры позволяют проводить исследование слуха в любом возрасте, даже у новорожденных.

Аудиологическое обследование является основным методом диагностики  нарушения слуха у детей, этот метод имеет свои особенности у детей различных возрастных групп.

У новорожденных и  детей раннего возраста нарушение  слуха носит главным образом нейросенсорный характер (наследственная и врожденная глухота и тугоухость). У детей более старших возрастных групп повышается удельный вес нарушения слуха вследствие нарушения звукопроведения (связанного с воспалительными заболеваниями уха — осложнениями острых отитов и развитием хронических отитов).

Повальное увлечение MP3-плеерами вызывает у учёных всё большую  тревогу. Музыка, безостановочно грохочущая в наушниках молодёжи, может привести к тому, что новое поколение  попросту будет глухим.

Снижение уровней шума и неблагоприятного воздействия  на детей достигается проведением  ряда комплексных мероприятий: строительных,  архитектурных, технических и организационных.

 Участок дошкольных  учреждений, общеобразовательных школ,  школ-интернатов ограждают по всему периметру живой изгородью высотой не менее  1,2м. Ширина зеленой зоны со стороны улицы не менее 6м. Целесообразна вдоль этой полосы, на расстоянии не менее 10 м от здания, посадка деревьев, кроны которых задерживают распространение шума. Большое влияние на величину звукоизоляции оказывает плотность с которой закрыты двери.

Важное значение в  снижении шума имеет гигиенически правильное размещение помещений в зданиях  школ, детских садов.

Выявление состояния  слуха детей и подростков производится при осмотре врачом-оториноларингологом.

Негромкая, ясная, небыстрая  речь учителя и воспитателя, эмоционально окрашенная, способствует наилучшему ее слуховому восприятию детьми и  усвоению материала. Слова следует  произносить четко.   Речь учителя  и воспитателя должна быть живой, богатой разнообразными интонациями, образной и как можно чаще адресовываться к зрительному воображению детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

  1. Н.И. Обреимова А.С Петрухин «Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков»
  2. Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова «Анатомия и физиология детского организма»  .
  3. А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер «Возрастная физиология и школьная гигиена».
  4. «Анатомия человека в двух томах». Том 2 Под редакцией академика Российской АМН ПРОФ. М.р. Сапина,

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Слуховой анализатор