Система управления рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 22:21, реферат

Краткое описание

Понятие "риск" встречается во многих экономических, общественных и естественных науках, при этом каждая из них имеет собственные цели и методы исследования риска. Например, в Таможенном Кодексе Таможенного Союза (далее – ТК ТС) риск, определен как степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза.
Управление риском представляет собой определенную сумму знаний и набор процедур и технологий по сокращению рисков в разных сферах деятельности - экономической, научно-технической, военной, и конечно же в таможенной деятельности.

Содержание

Введение 3
Основные понятия СУР. 4
Система управления рисками: цели, задачи, принципы 7
СУР в Таможенном деле Российской Федерации и Таможенном Союзе 12
Реализация применения СУР в таможенных органах 16
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

реф сур.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

Принципы  СУР.

Система управления рисками основывается на базовых  принципах построения и управления, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы. Среди них:

  • принцип целевой направленности;
  • принцип целостности;
  • принцип информационного единства;
  • принцип законности;
  • принцип единства управления рисками;
  • принцип стратегического управления;
  • принцип оперативного управления;
  • принцип тактического управления.

Основываясь на этих базовых принципах, система  управления рисками обеспечивает организацию  эффективного таможенного контроля, который помогает таможенным органам  сосредоточить свое внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы, определяя области наибольшей вероятности возможных нарушений и внедрения мер по их минимизации и предотвращения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СУР в Таможенном деле Российской Федерации и Таможенном Союзе

 

Вступление в силу ТК ТС и Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», создание таможенного союза, глобализация экономики, возможность применения современных информационных технологий побуждают российскую таможенную службу изменять свои процедуры и правила проведения таможенного контроля с учетом происходящих перемен и определять стратегию таможенного контроля исходя из системы мер оценки рисков.

Четырехуровневая  система администрирования, созданная  в российской таможенной службе (ФТС  России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты), объединенная в единую информационную сеть, создает  условия для построения эффективной  СУР.

Осуществляемые меры могут принести разный по величине эффект и оказать влияние на различные аспекты таможенной деятельности:

на пресечение незаконного перемещения товаров  через таможенную границу Российской Федерации;

на эффективность  таможенного контроля;

на полноту взысканных таможенных платежей;

на ускорение  товарооборота;

на расходы  таможенных органов и лиц, перемещающих товары, связанные с проведением  таможенного контроля;

на изменение  времени таможенного оформления.

СУР невозможна без отлаженной системы обратной связи. Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков необходимо на постоянной основе осуществлять контроль применения соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам проводить их корректировку.

СУР является одной из основных составляющих в работе по приведению процедур таможенного контроля в Таможенном союзе в соответствие с критериями качества таможенного администрирования, предусмотренными стандартами Всемирной торговой организации (ВТО):

сокращение  времени таможенного оформления;

прозрачность  и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической  деятельности;

партнерский подход в отношениях таможенных органов  с участниками внешнеэкономической  деятельности.

Внешнеэкономическая политика РФ направлена на интеграцию с мировой экономикой и активное включение в международную торговлю, которая предписывает соблюдение РФ основных принципов Киотской конвенции. Реализация конвенционных начал направлена на ускорение внешнеторгового оборота и создание условий, благоприятствующих законной торговле, что ведет к снижению объемов таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. При этом возрастает риск пропуска через таможенную границу не декларированных или недостоверно декларированных товаров, что может привести к снижению уровня экономической безопасности государства. Тенденция к увеличению внешнеторгового оборота и ограниченные возможности таможенной службы РФ требуют постоянного ее совершенствования и поиска оптимальных форм и механизмов осуществления своих функций.

Эффективным механизмом, обеспечивающим удовлетворение интересов  государства и участников внешней  торговли при проведении таможенного контроля выступает распространенная практически во всем мире СУР. Союзным кодексом предусмотрена возможность определения наднациональных областей рисков, которые чувствительны для всех государств - членов ТС. Такие области рисков определяются Комиссией Таможенного союза:

1) товары, находящиеся  под таможенным контролем либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

2) транспортные  средства международной перевозки;

3) сведения, содержащиеся  во внешнеэкономических договорах  (контрактах) купли-продажи либо  обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;

4) сведения, содержащиеся  в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;

5) деятельность  декларантов и иных лиц, обладающих  полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;

6) результаты  применения форм таможенного  контроля.

Для этого таможенные органы должны проводить аналитическую  работу и выявлять определенные критерии (индикаторы риска) для определения  случаев, когда необходимо ужесточение таможенного контроля путем проведения досмотра, дополнительной проверки документов и т.п.

В настоящее  время на практике таможенные органы в РФ зачастую используют слишком  упрощенные индикаторы риска. Это приводит к тому, что снижается экономическая эффективность от использования системы управления рисками. В результате применения СУР таможенными органами Российской Федерации в 2011 году были дополнительно перечислены в федеральный бюджет таможенные платежи в сумме 16,4 млрд. рублей, в 2010 году эта цифра была несколько больше – 18,8 млрд. рублей. В этой связи неоспоримой оказывается необходимость борьбы таможенных органов с фальсификациями цен сделок, в том числе путем использования системы управления рисками. Однако вместо проведения детального анализа и расследования для выявления фальсификаций сведений о цене сделки таможенные органы на практике активно используют только один-единственный показатель - цену единицы товара. При этом во многих случаях делают они это крайне прямолинейно, устанавливая среднюю цену товара по коду ТН ВЭД и в дальнейшем используя подход, в рамках которого если таможенная стоимость декларируется импортером ниже такого уровня, то это автоматически признается случаем фальсификации.

В результате использования  таких "грубых" и упрощенных показателей товары, поставляемые добросовестными импортерами, часто автоматически оказываются в "группе риска", в результате чего подвергаются более детальной проверке правильности определения таможенной стоимости. Более того, в отдельных случаях таможенные органы принимают решения о невозможности принятия заявленной таможенной стоимости, несмотря на то что все документы, запрошенные в рамках проверки, представлены импортером и отсутствуют правовые основания для непризнания заявленной таможенной стоимости.

Практика анализа  рисков в таможенном деле показывает, что управление рисками - это непрерывный  процесс сбора, обобщения, аналитического изучения информации, направленный на прогнозирование, выявление, предупреждение и пресечение таможенных правонарушений и обеспечивающий принятие эффективных управленческих решений.

Информационное  обеспечение при внедрении метода анализа рисков имеет, несомненно, высокую  значимость и требует автоматизированного  подхода в его использовании  с целью оперативной таможенной работы в реальном времени, одним из направлений которого является внедрение и повсеместное распространение электронного декларирования товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация  применения СУР в таможенных органах

 

По данным таможенной статистики в 2011 году внешнеторговый оборот России составил 821,3 млрд. долларов США и по сравнению с 2010 годом возрос на 31,2%. Экспорт России в 2011 году составил 516,0 млрд. долларов США и по сравнению с 2010 годом увеличился на 30,0%. Увеличение стоимостного объема экспорта 2011 году по сравнению с 2010 годом было полностью обусловлено ростом средних цен экспортируемых Россией товаров. Индекс средних цен экспорта за этот период составил 132,9%. Импорт же России в 2011 году составил 305,3 млрд. долларов США и по сравнению с 2010 годом увеличился на 33,4%. Увеличение стоимости российского импорта в 2011 году по сравнению с 2010 годом было обусловлено как ростом его физического объема, индекс которого составил 109,1%, так и увеличением индекса средних цен импортируемых товаров, составившего 122,2%.

В Новосибирске 16 мая 2011 года состоялось заседание  коллегии Сибирского таможенного управления (далее – СТУ), где были подведены  итоги деятельности таможенных органов  в рамках Таможенного союза за вторую половину 2010 года и первый квартал 2011 года. По данным таможенной статистики внешней торговли во втором полугодии 2010 года и первом квартале 2011 года внешнеторговый оборот по округу вырос на 8% и превысил 27 млрд. долларов США. На 9% увеличилось количество участников ВЭД.

С 1 июля 2010 года управлением в доход федерального бюджета перечислено около 46 млрд. рублей, из них в 1 квартале 2011 года – более 13,3 млрд. рублей, что больше аналогичного периода прошлого года на 19,8%.

В связи с  изменениями таможенного законодательства, наблюдается снижение объёмов декларирования товаров физическими лицами для личного пользования. Это вызвано тем, что, во-первых, законодательством Таможенного союза были увеличены нормы беспошлинного ввоза таких товаров; во-вторых, товары, ранее ввозимые из Республики Казахстан и подлежащие декларированию, в настоящее время являются товарами Таможенного союза. За период с 1 июля 2010 года физическими лицами ввезено 5 714 легковых автомобилей из Республики Беларусь и 2 056 из Республики Казахстан. При этом до образования Таможенного союза ввоз автомобилей из этих стран в Сибирский регион не осуществлялся.

В данный момент значительно снижен уровень административных барьеров, приводивших к неоправданным  материальным и временным издержкам  для бизнеса и государства, повышена эффективность взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, которые входят в государственную систему контроля за соблюдением запретов и ограничений.

В условиях Таможенного  союза в регионе деятельности СТУ при таможенном оформлении товаров и транспортных средств в 2011 году применялось 99 профилей рисков. В результате применения СУР возбуждено 89 дел об административном правонарушении, возбужденных по фактам недостоверного декларирования, произведено 1 050 корректировок таможенной стоимости, доначислено таможенных платежей и налогов на сумму 371млн. 342 тыс. рублей.

На заседании  коллегии перед таможенными органами Сибирского региона были поставлены задачи по дальнейшему обеспечению  контроля за соблюдением требований таможенного законодательства Таможенного союза и Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», осуществлению мониторинга проблемных вопросов, связанных с практическим применением нового законодательства, и принятию мер по оперативному их решению.

Одним из приоритетных направлений по-прежнему остается развитие и внедрение новейших информационных технологий, создание условий для перехода участников ВЭД на таможенное оформление с применением сети Интернет, использованием технологий предварительного информирования и удаленного выпуска. Значительное внимание было уделено реализации мероприятий по подготовке к передаче таможенным органам иных видов государственного контроля в пунктах пропуска через границу.

В прошлом году, в результате применения СУР, иркутскими таможенниками было выявлено 22 недействительных разрешительных документа, касающихся контроля запретов и ограничений ввозимых товаров. Из них не действующими были одна лицензия Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, девять сертификатов соответствия требованиям технического регламентов, семь сертификатов соответствия требованиям национальных стандартов и пять деклараций о соответствии.

В Алтайской  же таможне было возбуждено 463 дела об административных правонарушениях  и 57 уголовных дел. Из всех уголовных дел – 30 по контрабанде леса (на сумму 104 043,3 тысячи рублей). В частности, была выявлена группа злоумышленников, которая занималась контрабандой леса по поддельным документам. Шесть уголовных дел возбуждено таможней по невозврату валюты (на сумму 463 512 000 рублей), три уголовных дела по контрабанде угля (на сумму 8 916 200 рублей), одно уголовное дело по контрабанде наркотиков, и пять по контрабанде алюминия. Стоимость товаров и транспортных средств, являющихся предметом преступления, составила 782 235 688 рублей.

 

Заключение

 

Система анализа и управления рисками является действенным механизмом ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля.

Информация о работе Система управления рисками