Силлабус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает первичную медико - санитарную помощь (ПМСП) в качестве одного из ведущих инструментов достижения стратегии здоровья для всех, так как она, осуществляя главную функцию системы здравоохранения и являясь ее центральным звеном, составляет неотъемлемую часть всего процесса социально - экономического развития общества. От состояния ПМСП зависит эффективность и качество деятельности всей системы здравоохранения, сохранение трудового потенциала страны, а также решение большинства медико - социальных проблем, возникающих на уровне семьи и у социально незащищенных групп населения: детей, инвалидов, престарелых и лиц пожилого возраста. Необходимость реформирования системы организации ПМСП стала очевидна. Эту задачу предстоит решить в первую очередь через систему подготовки специалистов общей (семейной) медицинской практики.

Вложенные файлы: 1 файл

Силлабус ГОСО 2006. ОВП 6-7 курс. 2012-13г. русс.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

Ф КГМУ 4/3-03/01

ПП КГМУ 4/01

 

КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра общей врачебной  практики №2

 

СИЛЛАБУС

 

 

 

Для специальности 051301 –«Общая медицина»

По дисциплине «Общая врачебная  практика»

 

Объем учебных часов: 720 -ч

в том числе аудиторных        – 480ч 

и СРИ                                       - 240ч 

Курс       6 -7

Семестр 11-14

Караганда 2012 г.

Силлабус составлен  на основании рабочей программы  «Общая врачебная практика» для специальности: 051301 –«Общая медицина» от «______»________2012 г.

Силлабус рассмотрен и утвержден  на заседании кафедры Общей врачебная  практика №2

«____»_______ 2012. Протокол № ____

 

Зав. кафедрой  ______________ Мершенова  Г.Ж.

 

 

Сведения о преподавателях:
Мершенова Гульжан Жумагалиевна кандитат медицинских наук, доцент. Лечебный стаж 33 года, педагогический стаж 27лет.

Научный интерес: кардиология, пульманология. Эпидемиология. АГ среди лиц 18лет в г.Караганде.

Мершенова Г.Ж. кончила лечебный факультет Карагандинского государственного медицинского института в 1979 году. После окончания в течение года проходила интернатуру по терапии в городской клинической  больнице №1 г. Караганды . С 1980г. По 1983 г. работала участковым терапевтом городской больницы №2 г.Караганды. В сентябре 1983 года поступила в клиническую ординатуру  кафедры внутренних болезней №3 КГМИ, которую успешно закончила в 1985 году. С этого же года- ассистент кафедры внутренних болезней №3. В связи с образованием  при институте кафедры поликлинической терапии в феврале 1987 года переведена ассистентом данной кафедры. В декабре 1992 при  Специализированном Совете  Санкт-Петербургского  государственного института усовершенствования врачей защитила  кандидатскую диссертацию. С 1993 года- доцент  кафедры поликлинической терапии. В 2007 г. закончила  докторантуру З-КГМУ им. Оспанова. С 01.09.2011 г. заведующая кафедрой  общей врачебной практики №2.

Чтение лекций и проведение практических занятий на русском, казахский и английском языках.

Графкина Яна  Вячеславовна-  завуч кафедры русского отделения.

Научные интересы: нефрология, гематология, лучевая диагностика

Графкина Я.  В.   окончила лечебный факультет Карагандинского  государственного медицинского университета в 2011 году. После окончания в течение года проходила интернатуру по Общей врачебной практике в ТОО « ГЦ ПМСП» г. Караганды в должности стажера-врача общей практики . С сентября 2012 г. является ассистентом-стажером.

Проведение практических занятия на русском языке.

Тлегенова Канипа Сериковна- завуч кафедры казахского отделения.

Научные интересы:

Бобырев Семен Сергеевич-  ассистент- стажер кафедры .

Научные интересы: функциональная и лучевая диагностика.

Бобырев С.С. окончил лечебный факультет Карагандинского государственного медицинского университета в 2011 году. После окончания в течение года проходил интернатуру по Общей врачебной практике в ТОО « ГЦ ПМСП» г. Караганды .

С сентября 2012 г. является ассистентом-стажером.

Вострова Ольга Петровна -  ассистент- стажер кафедры .

Научные интересы: пульманология.

Вострова О.П. . окончила лечебный факультет Карагандинского  государственного медицинского университета в 2011 году. После окончания в течение года проходила интернатуру по Общей врачебной практике в КГКП  «Поликлиника №1 » г. Караганды .

С сентября 2012 г. является ассистентом-стажером.

Доблер Кристина Эргартовна-  ассистент- стажер кафедры .

Научные интересы: судебная медицина

Доблер К.Э. окончила лечебный факультет Карагандинского государственного медицинского университета в 2011 году. После окончания в течение года проходила интернатуру по Педиатрии в ОДКБ  г. Караганды . С сентября 2012 г. является ассистентом-стажером.

Нурымова Жулдызай Шаймахановна -  ассистент- стажер кафедры .

Научные интересы: онкологические заболевания

Нурымова Ж.Ш. окончила лечебный факультет Карагандинского  государственного медицинского университета в 2011 году. После окончания в течение  года проходила интернатуру по Общей  врачебной практике  в г. Караганде .

С сентября 2012 г. является ассистентом-стажером

Мырзашова Назым Боранбаевна -  ассистент- стажер кафедры.

Научные интересы:нефрология

Мырзашова Н.Б. окончила лечебный факультет  Карагандинского государственного медицинского университета в 2011 году. После окончания в течение  года проходила интернатуру по Общей врачебной практике  в КГКП « Поликлиника №1» г. Караганды .

С сентября 2012 г. является ассистентом-стажером.

 

 

Контактная  информация: г. Караганда, ул. Ержанова 4, 4 терапевтическое отделение КГКП « Поликлиника №1» контактный телефон: 87026898344

Политика дисциплины: Основными требованиями кафедры является использование полученных интернами знаний теоретического материала и практических навыков в повседневной клинической деятельности. Активное участие в работе клинической базы, стремление к самостоятельной врачебной деятельности, накопления практического опыта в диагностике и лечении пациентов терапевтического, педиатрического, акушерско-гинекологического профиля. Соблюдение принципов деонтологии и безопасности пациентов, коммуникативных навыков при общении с коллективом кафедры, практического здравоохранения, пациентами и их родственниками.

Так же интерны обязаны  соблюдать общие требования, предъявляемые  к обучающимся в КГМУ: не пользоваться сотовыми телефонами на занятиях, присутствовать на занятиях в халатах, колпаках, сменной обуви. Заранее сдать бак. посев из зева и носа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Всемирная организация  здравоохранения   (ВОЗ)   рассматривает  первичную  медико  - санитарную помощь (ПМСП) в качестве одного из ведущих инструментов достижения стратегии здоровья для всех,   так   как   она,   осуществляя   главную  функцию  системы       здравоохранения  и  являясь  ее  центральным  звеном,   составляет неотъемлемую  часть  всего  процесса  социально  -  экономического       развития общества.  От  состояния  ПМСП  зависит эффективность и качество деятельности всей системы здравоохранения,  сохранение трудового потенциала страны,  а также решение  большинства  медико - социальных проблем,  возникающих на уровне семьи и у социально незащищенных  групп населения:  детей, инвалидов, престарелых и лиц пожилого возраста. Необходимость реформирования системы организации ПМСП стала очевидна. Эту задачу предстоит решить в первую очередь через систему подготовки специалистов общей (семейной) медицинской практики.

 

Цель  дисциплины подготовить специалиста – врача общей практики (семейного врача), владеющего требуемым объемом знаний, практических и коммуникативных навыков для успешной работы в системе ПМСП.

 

Основные задачи  интернатуры:

  1. Закрепить навыки проведения и мониторинга основных медицинских лечебно-диагностических, профилактических и реабилитационных мероприятий, основанных на принципах доказательной медицины, в системе ПМСП;
  2. Усовершенствовать коммуникативные навыки интернов при работе с  пациентами, их родственниками, коллегами с соблюдением биоэтических принципов и прав пациента;
  3. Привить потребность к непрерырному профессиональному обучению и совершенствованию своих  знаний и навыков на протяжении всей профессиональной деательности, продолжить развитие навыков научно-исследовательской работы.

 

 

Конечные результаты обучения.

Дескрипторы

Конечные результаты обучения

Компетенции*

 

 

 

 

 

А

 

Интерн   по направлению  подготовки «Общая врачебная практика»  должен знать

основы законодательства Республики Казахстан, и организации системы здравоохранения, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку. Основные клинические протоколы МЗ РК. Законы и правовые акты РК о здоровье, здравоохранении, лекарственных средствах, трансплантации и донорства органов и т.д.

1,3,4

функциональные обязанности  врача-ординатора отделения  общей врачебной практики

1,3,4,6,7,8

перечислить принципы организации экстренной скорой  неотложной помощи взрослому и детскому населению на догоспитальном этапе

1,3,4,7,8

перечислить общеклинические и специальные методы обследования больных лечебных учреждениях ПМСП ;

1,3,4,6,8

назвать принципы ведение больных на догоспитальном уровне ;

1,3,4,6,8

описать симптоматику основных органов дыхания, кровообращения, желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной, кроветворной и эндокринной систем, травм у детей и взрослых, их диагностику, дифференциальную диагностику, лечение и профилактику в условиях стационара и учреждений первичной медико-санитарной  помощи; 

1,3,4,6,8

перечислить особенности семиотики, диагностики и лечения гинекологических и  дерматологических заболеваний;

1,3,4,6,8

перечислить показания и противопоказания к госпитализации , лечение;

1,3,4,6,8

Интерпритация данных ЭКГ, исследования мочи, рентген, УЗИ, МРТ, КТ.

1,3,4,6,8

Алгоритм дифференциальной диагностики, тактика ведения и динамического наблюдения взрослых, детей, беременных . Алгоритм оказания экстренной помощи.

1,4,8

Алгоритм дифференциальной диагностики, тактики ведения и динамического наблюдения детей в амбулаторных  условьях при шумах в сердце.

1-2,3-4-5

Называет цель изучения дисциплины, отмечает основные задачи ВОП на участке в рамках терапевтической, педиатрической, акушерско-гинекологической патологии.

1, 3, 6

Алгоритм дифференциальной диагностики при болях в животе.

1, 3, 6

   

Выбирает методологически  правильный подход при диареях у  детей в амбулаторных условиях.

1, 3, 4, 6, 7

Перечисляет основные манипуляции  при заболеваниях   сердечно - сосудистой системы и возможные осложнения. 

1, 3, 4, 6, 7

Излагает основные принципы интенсивной терапии при нарушении  жизненно-важных функций организма  (инфаркте миокарда, остро сердечной  недостаточности, астматический статус, гипо и гипергликемической коме.) 

1, 3, 4, 6, 7

 

Б

 

Понимать 

  • Интерпретировать и объяснять различные инвазивные и неинвазивные методы диагностики при терапевтических, педиатрических и гинекологических заболеваниях.
  • 1,3,4,6,7,8
  • объясняет сущность и принцип наиболее важных методик исследования при заболеваниях органов дыхания, кровообращения, желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной, кроветворной и эндокринной систем.

1,3,4,6,7,8

  • дифференцировать острое хирургическое заболевание с острыми гинекологическими заболеваниями.

1,3,4,6,7,8

  • объяснять сущность и принцип наиболее важных методик исследования при заболеваниях, особенности лечения при патологии органов брюшной полости (гастриты, язва желудка, 12ПК, холецистит, панкреатит.)

1,3,4,6,7,8

 Отличает ведущие патологические синдромы у больных с гематологической и урологической  патологией

1, 3, 4, 6, 7

 Интерпретация   результатов визуального и   функционального обследования ЖКТ,  данных исследования маркёров  вирусного гепатита, копрология, бак/посев кала.

1, 3, 4, 6, 7

Дифференциальная диагностика  при аритмиях. Принципы оказания экстренной и скорой неотложной помощи  на догоспитальном этапе.

1, 3, 4, 6, 7

 Сравнивает принципиальные  направления в интенсивной терапии  относительно развившихся осложнениях при гинекологических, терапевтических, педиатрических заболеваниях

1, 3, 4, 6, 7

       

В

Использовать на практике знания и понимания.

  • заполнять медицинскую документацию, предусмотренной законодательством РК по здравоохранению;

1,3,4,6,7

  • оказать экстренную помощь больным при острых состояниях.

1,3,4,6,7

  • назначать и подготовить к необходимым инструментальным  и лабораторным методам обследования амбулаторных больных, согласно протоколам;

1,3,4,6,7

  • интерпретировать данные эндоскопических, рентгенологических и ультразвуковых методов исследования, МРТ, КТ;ЭХО-КС, КГ, УЗИ

1,3,4,6,7

  • интерпретировать результаты лабораторных методов исследования;

1,3,4,6,7

  • интерпретировать  данные исследования внешнего дыхания-спирометрии, пикфлоуметрии, результатов                     лабораторных методов у больного с патологией легких (гемограмма, биохимический анализ, газовый состав крови и т.п.).Бронходилятационная проба

1,3,4,6,7

  • интерпретация  результатов визуального обследования ЖКТ: пневмографии желудка, двойного контрастирования желудка, ирригоскопии, контрастной холецистографии, колоноскопии, ректороманоскопии, УЗИ органов брюшной полости, интерпретация  результатов гистологического исследования при поражении слизистых ЖКТ и при патологии печени, иммуноферментного анализа на определение маркеров вирусного гепатита

1,3,4,7,8

  • интерпретация данных исследований углеводного обмена, интерпретация данных УЗИ, рентген, МРТ, КТ органов эндокринной системы, почек

1,3,4,7,8

  • владеет техникой определение резус-фактора экспресс-методом

1,3,4,6,7

  • владеет техникой методы очистки верхних дыхательных путей,

1,3,4,6,7

  • владеет техникой трахеотомии, трахеостомии, дефибриляции
 
  • владеет техникой проведения и расшифровка ЭКГ

1,3,4,6,7

  • владеет техникой проведения бронходилятационной  пробы, спирографий.

1,3,4,6,7

  • умеет обучить пациента техники применения дозированных аэрозольных ингаляторов спейсеров, и небулайзеров.

1,3,4,6,7

  • владеет техникой пальцевого исследования прямой кишки, пальцевого исследования простаты,

1,3,4,6,7

  • владеет техникой исследования молочной железы щитовидной железы.

1,3,4,6,7

  • владеет техникой взятия мазка из носоглотки, уретры, влагалища, шейки матки, прямой кишки, кожных абсцессов,

1,3,4,6,7

  • владеет техникой катетеризации мочевого пузыря

1,4,7,8.

владеет техникой ректального  исследования предстательной железы

1,4,7,8

Выбирает наиболее оптимальную  методику диагностики и лечения на догоспитальном этапе.

1, 3, 4, 6, 7

Проведение экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности, определяет сроки проведения  временной нетрудоспособности, медико-социальной экспертизы, определяет  показания к трудоустройству

1,2,3,4,6,7

Контролирует состояние основных жизненно-важных функций организма во время оказания экстренной и скорой неотложной помощи на догоспитальном уровне

1,2,3,4,6,7

Владеет навыками командной  работы, проводит учебный эксперимент  на основе полученных знаний

1,2,3,4,5,6,7

Определяет алгоритм дифференциальной диагностики, тактики  ведения и динамического наблюдения для взрослых , детей, беременных в амбулаторных условиях

1,2,3,4,5,6,7

   

 Разрабатывает схемы  терапии, направленные непосредственно  на ликвидацию развившегося  заболеваниях органов дыхания, кровообращения, желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной, кроветворной и эндокринной систем

2,3,5,6

С

Вынесение суждений, оценивание идей и формирование выводов

  • анализировать результаты терапевтического, педиатрического, акушерско-гинекологического лечения заболеваний органов дыхания, кровообращения, желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной, кроветворной и эндокринной систем

1,3,4,6,7

  • формулировать собственные выводы в виде рекомендаций после оценки результатов лечения;

1,3,4,6,7

Оценивает и интерпретирует результаты анализа качества ведения больных по изучению амбулаторных карт при заболеваниях органов дыхания, кровообращения, желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной, кроветворной и эндокринной систем

1-2,3-4-5

 Анализирует причинно-следственную  взаимосвязь между развившимися  осложнениями у больных терапевтического, педиатрического, акушерско-гинекологического профиля, своевременностью и объемом оказания помощи на догоспитальном этапе.

1,2,3,4,5,6,7

Выносит суждения о функционировании организма и адаптационных  механизмах регулирования функций жизненно- важных органов

1,2,3,4,6,7

Оценивает динамику состояния  больных на протяжении всего времени проведения интенсивной терапии 

1,2,3,4,6,7

   

Формулирует собственные  выводы в виде рекомендаций и определенных алгоритмов по профилактике и раннему выявлению жизненноугрожающих синдромов   на госпитальном этапе

1,2,3,4,6,7

D

Передача собственного понимания и умений.

  • Владеет навыками публичного выступления с представлением собственных суждений, анализа и синтеза информации в области экстенной хирургии;

1,3,4,6,7

Способен компилировать информацию, делать личные суждения, оформлять в виде рефератов, презентаций, проектов и представлять ее на практических занятиях,  заседаниях студенческого кружка, студенческих научных конференциях

1-2,3-4-5

Способен передавать студентам / преподавателям / экзаменаторам собственные выводы по вопросам  диагностики, лечения и динамического наблюдения  больных на госпитальном этапе

1-2,3-4-5

Способен передавать преподавателям и экзаменаторам собственные знания и умения в рамках оказания неотложной помощи больным и технику выполнения основных манипуляций на госпитальном уровне

1,2,3,4,5,6

   

Владеет навыками публичного выступления с представлением собственных  суждений, анализа и синтеза информации в изучаемой области

 

1,2,3,4,5,6

 

E

Способны уметь продолжить дальнейшее обучение по следующим дисциплинам (постреквизитам)

Применять полученные знания резидентуре и магистратуре по общей врачебной практике

1,2,3,4,5


 

Пререквизиты 1-2, скорая неотложная медицинская помощь, пропедевтика внутренних болезней, коммуникативные навыки-1, коммуникативные навыки-2, введение в клинику-2, основы доказательной медицины, внутренние болезни, детские болезни, хирургические болезни, акушерство и гинекология,Общая врачебная практика

 

Постреквизиты. Резидентура, магистратура

 

Краткое содержание дисциплины:

Современные принципы диагностики и лечения ,профилактика, динамическое наблюдение заболеваний терапевтического, педиатрического, акушерско-гинекологического профиля .

Сочетание традиционных, малоинвазивных и других инновационных методов в диагностике, дифференциальной диагностике, лечении  и профилактики заболеваний органов органов дыхания, кровообращения, желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной, кроветворной и эндокринной систем, дерматовенерологические заболеваний.

Перечень дисциплины количество часов.

Дисциплина

Всего часов

Аудиторные часы

СРИ

Общая врачебная практика

720

480

240

 

Всего

720

480

240


 

Тематический  план практических занятий и СРИ по дисциплине: «Общей врачебной практике»

Название темы

Форма

проведения

Часы

Форма

выполнения

ВСР

интерна

Ча

сы 

компетентность

Организация работы врача общей практики

  1. 1

Основы менеджмента работы врачебной амбулатории. Структура учреждений ПМСП. Стационар-замещающие технологии в услових врачебной амбулатории.

Практичес

кое занятие

6

работа с больными на приеме и в дневном стационаре

 

2

1

2.

Организация и работа в команде с коллегами в учреждениях ПМСП.  Организация помощи одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным, в том числе по уходу, устройству в дом-интернаты, хосписы.

Первичная, вторичная, третичная  профилактика заболеваний.

Практичес

кое занятие

 

6

Работа в доврачебном кабинете, на участке в кабинете ВОП.

2

6,8

3.

Обучение пациентов. Анализ средовых, биологических факторов риска. Скрининговые  программы и эпидемиологические исследования.

Принципы формирования здорового образа жизни.

Практичес

кое занятие

6

Работа в профилактическом отделении

2

3,8,7

4

Принципы   проведения динамического наблюдения больных с наиболее распространенными заболеваниями во врачебной практике. выявление факторов риска новообразований. Паспорт прикрепленного участка.

Практичес

кое занятие

6

работа с больными осмотр диспансерных больных на приеме

2

1,2,5,8

5

Экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности.

Медико-социальная экспертиза, показания к трудоустройству.

Практичес

кое занятие

6

работа с больными, осмотр диспансерных больных на приеме

2

2,7,8

Ведение учетно-отчетной документации в организациях ПМСП

6

Работа с паспортом прикрепленного участка. Статистические показатели состояния здоровья населения.

Практическое занятие

6

работа на приеме с документацией

2

1,5,8

7

Первичная документация ВОП .правила заполнения документов(листов временной нетрудоспособности, документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, заполнение  журнала учета профилактических прививок, направлений на анализы, направлений на стационарное лечение, санаторно-курортное лечение  и т.д.)

Практическое занятие

 

6

Ведение мед. документации

2

1,5,8

Доказательная медицина в клинической практике ВОП

8.

Формулирование клинической проблемы пациента в вопрос .

семинар

3

работа с литературой и электронными носителями, работа в интернете.

Разработка ситуационных задач 

2

2,4,7,8

9.

Поиск доказательной информации в соответствующих базах данных.

TBL- командно-ориентированное обучение

6

работа с литературой и электронными носителями, работа в интернете, подготовка

проектов

4

1,2,5,7,8

10

Анализ применимости полученных данных в своей практике.

семинар

6

работа с литературой и электронными носителями, работа в интернете.

подготовка презентации

2

1,2,4,7,8

11

Процесс разработки клинических практических руководств, основанных на принципах доказательной медицины.

семинар

6

работа с литературой и электронными носителями, работа в интернете.

разработка тестовых заданий

2

1,2,4, 7,8

12

Оценка КПР, применяемых в ПМСП, инструментом AGREE.

семинар

6

Оценка качества клинических  руководств  при помощи опрос  АGREE

3

1,2,4,7

13

Основы организации, проведения и оценки медицинского (клинического) аудита в общей практике.

TBL- командно-ориентированное обучение

3

работа с литературой и электронными носителями, работа в интернете, подготовка реферата

2

1,2,4,7,8

Принципы оказания помощи в условиях ПМСП

14

Антенатальное наблюдение беременных, ведение физиологической беременности, психо-социальная подготовка к родам, подготовка к грудному вскармливанию. Вопросы планирования семьи, контрацепция, бесплодный брак, профилактика рака молочной железы, вопросы этики, психологии, медико-генетических и медико-сексуальных аспектов семейной жизни, контрацепции

Практичес

кое занятие

6

Курация

беременных. Работа в  кабинете гинеколога

2

1,2,3,7,8

15

Вопросы кормления детей раннего возраста

(грудное вскармливание, прикорм). Вопросы психосоциального развития, закаливания, подготовки детей к детским дошкольным учреждениям, школе, профессиональной ориентации.

Практичес

кое занятие

 

6

Работа на приеме врача  общей практики,курация больных  детей 

2

1,2,3,7,8

16

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики, тактики ведения и динамического наблюдения детей в амбулаторных условиях при кашле.

Практичес

кое занятие

6

Работа на приеме врача  общей практики,курация больных  детей

2

2,3,4,7,8

17

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики  ведения и динамического наблюдения взрослых в амбулаторных условиях при кашле

Интерпретация  данных визуального обследования органов  грудной клетки, лабораторных методов

 

 

Практичес

кое занятие

 

6

Работа на приеме врача  общей практики

Курация больных

Работа в специализиро

ванных кабинетах

2

2,3,4,7,8

18

Принципы оказание экстренной и скорой неотложной помощи на догоспитальном этапе при приступообразном кашле.

Практичес

кое занятие

6

Курация больных

2

2,3,4,7,8

19

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики  ведения и динамического наблюдения взрослых в амбулаторных условиях при одышке, удушья

Практичес

кое занятие

 

6

Курация больных

2

2,3,4,7,8

20

Принципы оказание экстренной и скорой неотложной помощи на догоспитальном этапе при приступе удушья.

Практичес

кое занятие

в УКЦ

6

Курация больных

2

2,3,4,7,8

21

Интерпретация данных  исследования функции внешнего дыхания – пикфлоуметрии, результатов  лабораторных методов у больного с патологией легких (гемограмма, биохимический анализ, газовый состав крови и т.п.) Бронходилятационная проба. Обучение пациента технике применения дозированных аэрозольных ингаляторов, спейсеров и небулайзеров, технике пиклоуметрии и мониторирования ОФВ при БА и ХОБЛ

Практичес

кое занятие

 

6

Курация больных. Работа в специализированных кабинетах

2

2,3,5,7,8

22

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики  ведения и динамического наблюдения детей, взрослых в амбулаторных условиях при артериальной гипертензии

Практичес

кое занятие

6

Работа на приеме врача общей практики,курация больных

2

2,3,5,7,8

23

Принципы оказания экстренной и скорой неотложной помощи на догоспитальном этапе при гипертоническом кризе

Практичес

кое занятие

 

6

Курация больных

2

2,3,5,7,8

24

Интерпретация результатов суточного мониторирования АД. Интерпретация данных исследовании мочи, функционального состояния почек, методов визуализации (УЗИ, рентген, МРТ,КТ), результатов гистологического исследования почек.

Практичес

кое занятие

6

Курация больных. Работа в специализированных кабинетах

2

2,3,5,7,8

25

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики  ведения и динамического наблюдения детей в амбулаторных условиях при боли в груди

Практичес

кое занятие

 

6

Работа на приеме врача  общей практики,курация больных

 

2

2,3,5,7,8

26

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики ведения и  динамического наблюдения взрослых в амбулаторных условиях при боли в груди

Практичес

кое занятие

6

Работа на приеме врача  общей практики,курация больных 

2

2,3,5,7,8

27

Принципы оказания экстренной и скорой неотложной помощи на догоспитальном этапе при боли в груди.

 

Практичес

кое занятие

 

6

Курация

больных

2

2,3,5,7,8

28

Интерпретация лабораторных маркеров некроза миокарда, острофазовых  показателей  при воспалительных заболеваниях миокарда и эндокарда, интерпретация данных общего и биохимического анализов крови при ИБС, у больных с оперированными пороками сердца, после ЧКВ и АКШ, ТЭЛА. Тест 6-минутной ходьбы. интерпретация результатов ЭКГ, мониторирования ЭКГ по Холтеру, велоэргометрии,  функциональных нагрузочных тестов, коронарографии, эхокардиографии УЗИ  магистральных и периферических сосудов.

Практичес

кое занятие

6

Курация больных. Работа в специализированных кабинетах

2

2,3,5,7,8

29

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики  ведения и динамического наблюдения детей в амбулаторных условиях при хронической сердечной недостаточности.

Практичес

кое занятие

 

6

Работа на приеме врача  общей практики,курация больных  детей

2

2,3,5,7,8

30

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики  ведения и динамического наблюдения взрослых в амбулаторных условиях при хронической сердечной недостаточности.

Принципы оказания экстренной и скорой неотложной помощи на догоспитальном этапе.

Практичес

кое занятие

6

Работа на приеме врача  общей практики Курация больных. Работа в специализированных кабинетах

2

2,3,5,7,8

31

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики  ведения и динамического наблюдения детей в амбулаторных условиях при увеличение лимфатических узлов

Практичес

кое занятие

 

6

Работа на приеме врача  общей практики,курация больных

2

2,3,5,7,8

32

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики  ведения и динамического наблюдения взрослых в амбулаторных условиях при увеличение лимфатических узлов

Практичес

кое занятие

6

Работа на приеме врача  общей практики,курация больных

2

2,3,5,7,8

33

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики  ведения и динамического наблюдения взрослых, детей в амбулаторных условиях при отеках

Практичес

кое занятие

 

6

Работа на приеме врача  общей практики,курация больных

2

2,3,5,7,8

34

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики  ведения и динамического наблюдения детей, взрослых  в амбулаторных условиях при асците

Практичес

кое занятие

6

Работа на приеме врача  общей практики,курация больных

2

2,3,5,7,8

35

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики  ведения и динамического наблюдения детей, взрослых в амбулаторных условиях при аритмиях

Практичес

кое занятие

 

6

Работа на приеме врача  общей практики,курация больных

2

2,3,5,7,8

36

Принципы оказание экстренной и скорой неотложной помощи на догоспитальном этапе при жизниугрожающих аритмиях

Практичес

кое занятие,  симуляции онные  методы

УКЦ

6

Курация больных.

2

2,3,5,7,8

37

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики  ведения и динамического наблюдения  детей в амбулаторных условиях  при шумах в сердце

Практичес

кое занятие

симуляции онные методы

УКЦ

 

6

Курация больных.

2

2,3,5,7,8                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

38

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики  ведения и динамического наблюдения взрослых  в амбулаторных условиях при шумах в сердце

Практичес

кое занятие

6

Курация больных.

2

2,3,5,7,8

39

интерпретация лабораторных маркеров  острофазовых воспалительных изменений (по ОАК, СРБ  и т.д.),  интерпретация  данных  МРТ, КТ, УЗИ, сцинтиграфии, артроскопии, рентгенологического обследования суставов и позвоночника с определением рентгенологической стадии заболевания, интерпретация  данных  исследования синовиальной жидкости.

Практичес

кое занятие

 

6

Курация больных. Работа в специализированных кабинетах

2

2,3,5,7,8

40

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики  ведения и динамического наблюдения  детей, взрослых в амбулаторных условиях при кратковременной потере сознания

Практичес

кое занятие

6

Работа на приеме врача общей практики,курация больных

2

2,3,5,7,8

41

Принципы оказание экстренной и скорой неотложной помощи на догоспитальном этапе при кратковременной потере сознания

Практичес

кое занятие УКЦ

 

6

Курация больных.

2

2,3,5,7,8

42

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики  ведения и динамического наблюдения  детей в амбулаторных условиях  при легочной гипертензии.

Практичес

кое занятие

6

Работа на приеме врача  общей практики,курация больных

2

2,3,5,7,8

43

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики  ведения и динамического наблюдения  взрослых в амбулаторных условиях  при легочной гипертензии

Практичес

кое занятие

 

6

Работа на приеме врача  общей практики,курация больных

2

2,3,5,7,8

44

Принципы оказание экстренной и скорой неотложной помощи на догоспитальном этапе при ТЭЛА

Практичес

кое занятие

6

Курация больных.

2

2,3,5,7,8

45

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики  ведения и динамического наблюдения  детей, взрослых в амбулаторных условиях при лихорадке неясного генеза

Практичес

кое занятие

 

6

Работа на приеме врача  общей практики,курация больных

2

2,3,5,7,8

46

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики  ведения и динамического наблюдения  детей в амбулаторных условиях  при анемиях

Практичес

кое занятие

6

Работа на приеме врача  общей практики,курация больных

2

2,3,5,7,8

47

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики  ведения и динамического наблюдения  взрослых  в амбулаторных условиях  при анемиях

Практичес

кое занятие

 

6

Работа на приеме врача общей практики,курация больных

2

2,3,5,7,8

48

Интерпретация общего анализа крови, гемограммы, биохимического анализа крови, миелограммы . (показатели сывороточного железа, уровня ферритина, общей железосвязывающей способности сыворотки крови, основные показатели свертывающей и противосвертывающей систем)

Практичес

кое занятие

6

Курация больных. Работа в специализированных кабинетах

2

2,3,5,7,8

49

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики  ведения и динамического наблюдения детей в амбулаторных условиях при боли в животе

Практичес

кое занятие

 

6

Работа на приеме врача  общей практики,курация больных

2

2,3,5,7,8

50

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики  ведения и динамического наблюдения взрослых в амбулаторных условиях при боли

Практичес

кое занятие

6

Работа на приеме врача  общей практики,курация больных

2

2,3,5,7,8

51

интерпретация  результатов визуального обследования ЖКТ: двойного контрастирования желудка, ирригоскопии, контрастной холецистографии, ретроградной холангиопанкреатографии, интерпретация результатов эзофагогастродуоденоскопии, колоноскопии, ректороманоскопии, УЗИ органов брюшной полости, данных исследования  маркеров вирусного гепатита

Практичес

кое занятие

6

Курация больных. Работа в специализированных кабинетах

2

2,3,5,7,8

52

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики  ведения и динамического наблюдения  детей в амбулаторных условиях  при желтухах

Практичес

кое занятие

 

6

Работа на приеме врача  общей практики,курация больных

2

2,3,5,7,8

53

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики  ведения и динамического наблюдения  взрослых в амбулаторных условиях  при желтухах

Практичес

кое занятие

6

Работа на приеме врача  общей практики,курация больных

2

2,3,5,7,8

54

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики  ведения и динамического наблюдения  детей в амбулаторных условиях при эндокринных синдромах

Практичес

кое занятие

 

6

Работа на приеме врача  общей практики,курация больных

2

2,3,5,7,8

55

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики  ведения и динамического наблюдения  взрослых в амбулаторных условиях при эндокринных синдромах

Практичес

кое занятие

6

Работа на приеме врача  общей практики,курация больных

2

2,3,5,7,8

56

интерпретация данных исследований углеводного обмена: гликемический профиль, глюкозурический профиль, гликозилированный гемоглобин,данные исследований гормонального статуса (гормоны щитовидной железы, надпочечников, половые, тропные гормоны гипофиза, либерины и статины гипоталамуса), лабораторные маркеры (биохимические, иммуноферментные) основных синдромов эндокринной системы, интерпретация данных УЗИ щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной и половых желез, интерпретация данных методов визуализации (рентген, МРТ, КТ) органов эндокринной системы.

Практичес

кое занятие

 

6

Курация больных. Работа в специализированных кабинетах

2

2,3,5,7,8

57

Принципы оказание экстренной и скорой неотложной помощи на догоспитальном этапе при диабетических комах

Практичес

кое занятие

6

Курация больных.

2

2,3,5,7,8

58

Принципы оказание экстренной и скорой неотложной помощи на догоспитальном этапе тиреотоксическом кризе, надпочечниковом кризе, острой надпочечниковой недостаточности

Практичес

кое занятие

 

6

Курация больных.

2

2,3,5,7,8

59

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики  ведения и динамического наблюдения  детей в амбулаторных условиях при диареях

Практичес

кое занятие

6

Работа на приеме врача  общей практики,курация больных

2

2,3,5,7,8

60

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики  ведения и динамического наблюдения  взрослых в амбулаторных условиях  при диареях

Практичес

кое занятие

 

6

Работа на приеме врача  общей практики,курация больных

2

2,3,5,7,8

61

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики ведения  и динамического наблюдения детей  в амбулаторных условиях при запорах

Практичес

кое занятие

6

Работа на приеме врача  общей практики,курация больных

2

2,3,5,7,8

62

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики  ведения и динамического наблюдения взрослых в амбулаторных условиях при запорах

Практичес

кое занятие

 

6

Работа на приеме врача  общей практики,курация больных

2

2,3,5,7,8

Дерматологические синдромы

63

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики при эпидермофития, руброфития, кандидоз, пруриго, буллезный дерматоз, пузырчатка, герпетиформный дерматит Дюринга, многоформная экссудативная эритема, синдром Стивенса – Джонсона.

Практичес

кое занятие

6

Участие в курации  больных

2

2,3,5,7,8

64

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики  ведения и динамического наблюдения  в амбулаторных условиях при  пиодермия, атопический дерматит, экзема, красный плоский лишай, сифилис, гонорея, вирусные и наследственные дерматозы.

Практичес

кое занятие

12

Участие в курации  больных

6

2,3,5,7,8

65

Алгоритм рациональной дифференциальной диагностики,

 тактики  ведения и динамического наблюдения  в амбулаторных условиях при кожных проявления коллагенозов, угревой болезни, чесотка

Практичес

кое занятие

12

Участие в курации больных

6

2,3,5,7,8

Итого

720

 

240

 

 

Время консультаций: Консультации проводятся еженедельно по субботам  с 9 час до 13 час.

 

Время рубежного  контроля: по расписанию КГМУ

 

Время итогового аттестации: в конце 14 семестра по расписанию КГМУ

 

Время итогового  государственного аттестации: тест +устный экзамен+ ОСКЭ  в конце 14 семестра по расписанию ГАК

 

График выполнения и сдачи заданий по дисциплине

  • Текущий контроль: решение тестовых заданий, собеседование, решение ситуационных задач, проверка заданий, выполненных интернами.
  • Заключительное занятие по разделу: миниклинический экзамен

Итоговый аттестация: тест + ОСКЭ

 

Список рекомендуемой  литературы по Общей врачебной практике

 

Основная:

  1. Внутренние болезни с основами доказательной медицины и клинической фармакологией: руководство + CD / под ред. В.С.Моисеева. – М., 2010. 832 с.
  2. 100 клинических разборов. Внутренние болезни: учебное пособие / пер. с англ. под ред. Ж.Д.Кобалавы. – М., 2009. – 320 с.
  3. Внутренние болезни по Дэвидсону. Общие принципы медицины: учебное пособие / под ред. Н.А.Буна и др.; пер. с англ. под ред. Н.А.Мухина. – М., 2009. – 384 с.:
  4. Международные стандарты аккредитации лечебных учреждений: пер. с англ. – М., 2011. – 320 с.
  5. Берзегова Л.Ю. Классификация болезней. Симптомы и лечение: учебное пособие. – М., 2008. – 320 с.
  6. Давей П. Наглядная ЭКГ: пер. с англ. под ред. М.В.Писарева. – М., 2011. – 176 с.
  7. Внутренние болезни по Дэвидсону. Инфекционные и кожные заболевания: учебное пособие / под ред. Н.А.Буна и др.; пер. с англ. под ред. С.Г.Пака, А.А.Еровиченкова. – М., 2010. – 296 с.
  8. Уайт Г. Атлас по дерматологии: пер. с англ. под ред. О.Л.Иванова, Н.Г.Кочергина. – М., 2009. – 384 с.
  9. Учайкин В.Ф., Нисевич Н.И., Шамшева О.В. Инфекционные болезни и вакцинопрофилактика у детей: учебник. – М., 2007. – 688 с.
  10. Баркер Р., Барази С., Нил М. Наглядная неврология: учебное пособие / пер. с англ. под ред. В.И.Скворцовой. – 2-е изд. – М., 2009. – 136 с.
  11. Вельшер Л.З., Поляков Б.И., Петерсон С.Б. Клиническая онкология. Избранные лекции: учебное пособие. – М., 2009. – 496 с.
  12. Поликлиническая педиатрия: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. А.С.Калмыковой. – М., 2009. – 720 с.
  13. Демичев С.В. Первая помощь при травмах и заболеваниях + CD: учебное пособие. – М., 2010. – 160 с.
  14. Кошечкин В.А., Иванова З.А. Туберкулез: учебное пособие. – М., 2007. – 304с.
  15. Мак-Интайр Р.Б., тигманн Г.В., Айсман Б. Алгоритмы диагностики и лечения в хирургии / пер. с англ. под ред. В.Д.Федорова, В.А.Кубышкина. – М., 2009. – 744 с.
  16. Князева С.А., Хамошина М.Б. Беременность. Школа здоровья: руководство + материалы для пациентов + CD / под ред. В.Е.Радзинского. – М., 2008. – 120 с.
  17. Гинекология. Национальное руководство + CD / под ред. В.И.Кулакова, Г.М.Савельевой, И.Б.Манухина. – М., 2009. – 1072 с.
  18. Бесплодный брак. Современные подходы к диагностике и лечению: руководство / под ред. Г.Т.Сухих, Т.А.Назаренко. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2010. – 784 с.
  19. Рис М., Хоуп С., Мур Дж., Кроуфорд П. Диагностика и лечение в гинекологии. Проблемный подход / пер. с англ под ред. В.Н.Прилепской. – М., 2010 – 256 с.
  20. Женская консультация: руководство + CD / под ред. В.Е.Радзинского. – М., 2009/2010. – 480 с.
  21. Кулаков В.И. и др. Руководство по амбулаторно-поликлинической помощи в акушерстве и гинекологии + CD. – М., 2007. – 1072 с.
  22. Руководство по амбулаторно-поликлинической инструментальной диагностике + CD / под ред. С.К.Тернового. – М., 2008. – 752.
  23. Хамм К.В., Виллемс Ш. Электрокардиография: карманный справочник: пер. с нем. Под ред. А.В.Струтынского.
  24. Штрибель Х.В. Терапия хронической боли. Практическое руководство: пер. с нем. Под ред. Н.А.Осиповой. – М., 2006. – 304 с.
  25. Цыбулькин Э.К. Неотложная педиатрия в алгоритмах. – М., 2007. – 160 с.
  26. Кильдиярова Р.Р. Педиатру на каждый день: справочник. – 6-е изд., доп. и испр. – М., 2009. – 160 с.
  27. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии + CD / под ред. А.А.Баранова. – 2-е изд. - М., 2009. – 592 с.
  28. Руководство участкового педиатра / под ред. Т.Г.Авдеевой. – М., 2008. – 352 с.
  29. Справочник педиатра / под ред. Дж. Робертсона, Н. Шилковски; пер. с англ. Под ред. Н.А.Геппе. – М., 2009. – 1216 с.
  30. Цыбулькин Э.К. Угрожающие состояния в педиатрии: экстренная врачебная помощь. – М., 2007. – 224 с.
  31. Ершов Ф.И., Романцов М.Г. Часто болеющие дети: современная фармакотерапия: руководство. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2009. – 192 с.
  32. Руководство по медицинской профилактике / под ред. Р.Г.Оганова, Р.А.Хальфина. – М., 2007. – 464 с.
  33. Баранов А.А. и др. Стандарты ведения больных. Клинические рекомендации. – М., 2010. – 1376 с.
  34. Амбулаторно-поликлиническая терапия. Консультант врача. Электронная информационно-образовательная система на CD. Версия 1.1. – М., 2008.
  35. Франк У.Антибактериальная терапия в клинической практике. Карманный справочник: пер. с нем. Под ред. С.В.Яковлева. – М., 2010. – 448 с.
  36. Большой справочник лекарственных средств / под ред. Л.Е.Зиганшиной, В.К.Липахина, В.И.Петрова, Р.У.Хабриева. – М., 2011. – 3600 с.
  37. Браун Й., Дорманн А.Дж. Внутренние болезни: пер. с нем. Под ред. В.С.Моисеева. – М., 2010. – 1152 с.
  38. Самойленко В.В., Вайсман М.А., Рудой С.В. Контроль симптомов в паллиативной медицине: руководство / под ред.Г.А.Новикова. – М., 2011. – 192 с.
  39. Чучалин А.Г., Бобков Е.В. Основы клинической диагностики: руководство + CD. – 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2008. – 584 с.
  40. Стерн С., Сайфу А., Олткорн Д. От симптома к диагнозу: руководство для врачей: пер. с англ. – М., 2008. – 816 с.
  41. Планы ведения больных / под ред. Е.И.Полубенцевой, О.Ю.Атькова, О.В. Андреевой. – М., 2007. – 528 с.
  42. Российский терапевтический справочник +  CD / под ред. А.Г.Чучалина. – 2-е изд. – М., 2008. – 976 с.
  43. Жилагий П.Г., Биклей Л.С. Руководство по клиническому обследованию больного: пер. с англ. под ред. Н.А.Мухина, И.Н.Денисова. – 2-е изд. – М., 2011. – 992 с.
  44. Бейтс Б. Руководство по клиническому обследованию больного: пер. с англ. под ред. А.А.Баранова, И.Н.Денисова, В.Т.Ивашкина и др. – М., 2007. – 648 с.
  45. Руководство по медицине. Диагностика и лечение / под ред. М.Х.Бирса; пер. с англ. под ред. А.Г.Чучалина. – М., 2011. – 2200 с.
  46. Руководство по первичной медико-санитарной помощи + CD / под ред. А.А.Баранова, И.Н.Денисова, А.Г.Чучалина. – М., 2007. – 1584 с.
  47. Руководство по рациональному использованию лекарственных средств: пер. с англ. под ред. А.Г.Чучалина, Ю.Б.Белоусова, Р.У.Хабриева, Л.Е.Зиганшиной. – М., 2007. – 768 с.
  48. Мур К., Рамкарх П. Справочник по неотложным состояниям: пер. с англ. под ред. С.А.Сумина. – М., 2010. – 1216 с.
  49. Клиническая фармакология. Консультант врача. Электронная информационно-образовательная система на CD. – М., 2009.
  50. Профилактика неблагоприятных побочных реакций: врачебная тактика рационального выбора и применения лекарственных средств: руководство / под ред. Н.В.Юргеля, В.Г.Кукеса. – М., 2009. – 448 с.
  51. Александров В.В., Алгазин А.М. Основы восстановительной медицины и физиотерапии: учебное пособие. – М., 2010. – 144 с.
  52. Атлас амбулаторной хирургии / под ред. В.Е.Г.Томаса, Н.Сеннинджера; пер. с англ. под ред. С.П.Ветшева. – М., 2009. – 272 с.
  53. Демичев С.В. Первая помощь при травмах и заболеваниях + CD: учебное пособие. – М., 2011. – 160 с.
  54. Русович В.З. Особенности амбулаторного консультирования врачами общей практики. – Мн., 2007.
  55. Гастроэнтерология в таблицах для врача общей практики: симптомы, синдромы и заболевания кишечника. Под ред. Н.Н. Силивончик. Мн., -2006.
  56. Клеменков С.В., Петрова М.М. Врач общей практики. Поликлиническая терапия. – М., 2006.
  57. Силивончик Н.Н., Воронко Е.А., Карпов И.А. Рациональная антибиотикотерапия в общей врачебной практике. – Мн., 2008.
  58. Рациональная фармакотерапия неотложных состояний. Руководство для практикующих врачей / Б.С. Брискин и др.; Под общ. Ред. Б.С. Брискина, А.Л. Вершкина. – М., 2007.
  59. Казаков Ю.М., Трибат Т.А., Штомпель В.Ю. Ранняя диагностика заболеваний внутренних органов в практике врача общей практики - семейной медицины. Реабилитация. 2008. – 209с.
  60. Основы медицинской практики (Good medical practice). Третье издание (май 2001г.). Королевский колледж врачей общей практики, Лондон, Великобритания.(рус.перевод). – М, 2006. – 420 с.

Информация о работе Силлабус