Психопатология детского возрастаНарушения внимания: рассеянность, истощаемость и отвлекаемость внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:26, реферат

Краткое описание

Внимание представляет собой психофизиологический процесс, обеспечивающий направленность отражательной деятельности, направленность потока сознания на определенные внешние или внутренние объекты и усиливающий сенсорную, моторную и интеллектуальную активность. Не будучи отдельной автономной сферой сознания, внимание проявляется через и внутри различных форм психической деятельности (восприятия, памяти, воображения, мышления, действия и других). Оказывая существенное влияние на психические процессы, внимание само зависит от свойств личности.

Содержание

1.Введение
2.Виды внимания
3.Нарушения внимания
-Признаки невнимательности
-Причины невнимательности
- Обучающие игры и развитие внимания
- Тренировка объема внимания
- Помощь невнимательному ребенку при выполнении домашних заданий

4.Заключительная часть
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на тему психопатология.docx

— 24.51 Кб (Скачать файл)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЛЕКСНОЙ  РЕАБИЛИТАЦИИ

КАФЕДРА ДИФЕКТОЛОГИИ

 

 

 

ПСИХОПАТОЛОГИЯ  ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

Нарушения внимания: рассеянность, истощаемость и отвлекаемость  внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 3 курса 2 группы

Заочной формы  обучения

Коростелина М.Ю.

 

 

 

 

 

МОСКВА 2012 год.

1.Введение

2.Виды внимания

3.Нарушения внимания

-Признаки невнимательности

-Причины невнимательности 
- Обучающие игры и развитие внимания 
- Тренировка объема внимания 
- Помощь невнимательному ребенку при выполнении домашних   заданий

 

4.Заключительная часть

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Также, как и эмоции, внимание не является формой отражательной психической  деятельности. Вместе с тем –  это феномен, без которого невозможно функционирование психики в целом.

Внимание  представляет собой психофизиологический процесс, обеспечивающий направленность отражательной деятельности, направленность потока сознания на определенные внешние  или внутренние объекты и усиливающий  сенсорную, моторную и интеллектуальную активность. Не будучи отдельной автономной сферой сознания, внимание проявляется  через и внутри различных форм психической деятельности (восприятия, памяти, воображения, мышления, действия и других). Оказывая существенное влияние  на психические процессы, внимание само зависит от свойств личности. Представить внимание физиологически можно как господствующий в данный момент очаг возбуждения в определенных нейронных структурах.

И.П. Павлов писал: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с  оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине, причудливо неправильных очертаний светлое  пятно, окруженное на всем остальном  пространстве полушарий более или  менее значительной тенью (отрицательной  индукции – авт.)» (П.с.с., 2 изд. Т. 3. –  Кн. 1. – С. 248).

Пониманию физиологической сущности внимания способствует также концепция А.А. Ухтомского о «доминанте». Сущность ее заключается в том, что только находящаяся в покое центральная  нервная система реагирует на определенные раздражения постоянным образом (ориентировочный рефлекс). При появлении очага стойкого возбуждения, возникшие от иных раздражений (биологически менее значимых) импульсы как бы притягиваются к очагу возбуждения и способствуют его усилению, временно тормозя все другие рефлекторные деятельности организма.

2.Виды внимания

Пассивное внимание обеспечивает направленность сознания на объекты настоящего, на непосредственно представленную наличную данность.

  Проявляется пассивное внимание  во включении или переключении  направленности отражательной деятельности  на неожиданное изменение физических, временных, пространственных характеристик  внешних стимулов или на появление  значимых сигналов. Оно представляет  собой вид врожденной психической  деятельности (наблюдается у детей  с первых месяцев их жизни)  и определяется не только появлением  новых и изменением (яркость, красочность,  новизна, сила, контрастность, подвижность  и т.д.) наличных раздражителей,  но и биологическим состоянием  организма (уровень бодрствования,  голод, страх, юношеская гиперсексуальность  и т.п.).

На  основе пассивного внимания в результате общения ребенка с взрослыми, в процессе игровой деятельности формируется возможность отражения  окружающего мира опосредованно, через  символы – слова, понятия (звуковые, жестовые), то есть сигналы второго  порядка. Возникает вторая сигнальная система, позволяющая более адаптивно (глубже, тоньше, шире) отражать окружающий мир.

По  мере развития ее формируется активное (произвольное) внимание. Оно является специфически человеческой формой, продуктом социального развития. Активное внимание можно определить как способность человека произвольно направлять и сосредоточивать психическую деятельность на наиболее значимых объектах внешней или внутренней среды. Оно связано с постановкой цели и волевыми усилиями по его поддержанию («внутренняя волевая деятельность» по С.С. Корсакову), относится к осознаваемым и контролируемым процессам.

Первые  проявления активного внимания отмечаются на втором году жизни ребенка, а завершается  его формирование в пубертатном  и постпубертатном периодах. Активное внимание тесно связано как с  пассивным вниманием, так и с  волевыми процессами.

Пассивное внимание обеспечивает направленность сознания на объекты настоящего, на непосредственно представленную наличную данность. Активное внимание определяет возможность осознания не только непосредственно происходящего (внешнее  внимание), но и объектов, событий  прошлого или будущего (внутреннее внимание). Примером  обращения активного внимания в прошлое может служить извлечение определенной информации из памяти (репродукция, узнавание). Обращение внимания в будущее проявляется, в частности, в антиципирующем внимании – ожидании определенного сигнала, на который следует отвечать некой реакцией. Внутреннее внимание, имеющее направленность в будущее, нередко сочетается с «смотрением в даль», шевелением губами, произнесением отдельных слов, жестикуляцией, непроизвольным рисованием мысленно моделируемого объекта. При направленности внутреннего внимания в прошлое часто отмечается общее мышечное расслабление, исчезает сосредоточенность взгляда, глазные оси расходятся («отсутствующий взгляд»), окружающий мир воспринимается как в тумане. Пассивное внимание и активное внимание находятся в антагонистических отношениях (подавляя друг друга).

Кроме пассивного и активного внимания выделяется третий вид – постпроизвольное внимание (высшая форма пассивного внимания). Оно возникает в процессе деятельности и увлеченности выполняемой работой, не требует усилий воли, поддерживается интересом к деятельности и сопровождается чувством определенного удовлетворения.

Есть  основания выделять объективный и субъективный типы внимания, в различных соотношениях представленные у каждого индивида, в зависимости от структуры личности.

  Субъективный тип, в отличие  от объективного, характеризуется  определенным искажением (деформацией)  объектов внимания, обусловленным  эмоциональными и когнитивными  влияниями. Это имеет большое  значение в возникновении различных  невротических и психотических  расстройств (патология в сфере  восприятия, воображения, памяти  и мышления).

 

3.Нарушения внимания

Признаки невнимательности 
Дети, нередко страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Необходимо обратиться за помощью к психологу, если перечисленные ниже признаки проявляются у ребенка в течение шести и более месяцев:

·  неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности;

·  неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к нему речь;

·  частое отвлечение на посторонние раздражители;

·  беспомощность в доведении задания до конца;

·  отрицательное отношение к заданиям, требующим напряжения, забыв-чивость (ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении его выполнения);

·  потеря предметов, необходимых для выполнения задания. 
 

Причины невнимательности 
Среди нарушений внимания выделяют — отвлекаемость. рассеянность, чрезмерную подвижность и инертность. Отвлекаемость (отвлечение внимания) — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и гиперответственности. 
Рассеянность внимания — это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Рассеянность может проявляться: 
а) в неспособности к сосредоточению; 
б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности. 
Рассеянностью нередко называют и легкую истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления. Такой вариант рассеянности нередко встречается у болезненных и ослабленных детей. Эти дети могут неплохо работать в начале урока или учебного дня, но вскоре устают, и внимание ослабевает. Нервные, гиперактивные и болезненные дети отвлекаются в 1,5-2 раза чаще, чем спокойные и здоровые. 
Наиболее распространенными причинами рассеянного внимания являются:

·  общее ослабление нервной системы (неврастения);

·  ухудшение состояния здоровья;

·  физическое и умственное переутомление;

·  наличие тяжелых переживаний, травм;

·  эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных);

·  недостатки воспитания (например, в условиях гиперопеки ребенок, по-лучавший слишком много словесных указаний от родителей, большой объем информации, привыкает к постоянной смене впечатлений и его внимание становится поверхностным, не,формируются наблюдательность, устойчивость и концентрация внимания);

·  нарушения режима занятий и отдыха;

·  нарушения дыхания (хронические простуды, аденоиды вызывают нару-шения дыхания; ребенок дышит ртом, поверхностно, неглубоко, его мозг не обогащается кислородом, что отрицательно влияет на работоспособность и концентрацию внимания);

·  чрезмерная подвижность. 
Чрезмерная подвижность внимания — постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности. 
Инертность внимания — малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей. 
 
Обучающие игры и развитие внимания 
Большое значение для развития внимания имеют развивающие, обучающие и ролевые игры. Под влиянием таких игр у старших дошкольников и младших школьников внимание достигает достаточно высокой степени развития. Обучающие игры всегда имеют задачу, правила, действия и требуют сосредоточенности. В одних играх ребенок учится учитывать разные требования задачи, в других — выделять и понимать цель действия, в третьих — вовремя переключать внимание, в четвертых - удерживать внимание, поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения. Поэтому по возможности играйте с ребенком, организуйте его игры со сверстниками. Используйте для этого развивающую детскую литературу, журналы, где обычно описывается немало интересных и полезных игр. Хорошим материалом для тренировки внимания служат картинки со скрытыми в них изображениями; картинки, где нужно найти отличия; нарисованные лабиринты и др. Они часто публикуются в детских журналах. Можно создавать игровые ситуации при разгадывании этих задачек, вносить в игры элемент соревнования. 
 
Тренировка объема внимания 
Существуют приемы, позволяющие тренировать объем внимания в сочетании с кратковременной памятью. Один из них заключается в следующем. Взрослый в отсутствие ребенка выкладывает иа стол какое-то, на первых порах небольшое, количество предметов (ручку, несколько карандашей, тетрадь, игрушку) и все это закрывает. Затем приглашает ребенка, на несколько секунд открывает все предметы, опять закрывает и просит перечислить все, что тот увидел. Чем больше предметов ребенок успевает зафиксировать, тем больше объем его внимания. 
Тренировка объема внимания, его расширение достигаются путем много-кратного повторения этого простого упражнения при постоянном увеличении количества предметов. Это упражнение легче и интереснее делать с двумя-тремя детьми, поскольку в таком случае обязательно возникает соревнование.

 
Помощь невнимательному  ребенку при выполнении домашних заданий

 
При организации помощи ребенку  в выполнении домашнего задания  необходимо следующее: 
Отчетливое понимание ребенком конкретной задачи своей деятельности. Привычные условия для выполнения уроков. Если ребенок выполняет уроки в постоянном месте, в определенное время, если необходимые предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания. 
Возникновение косвенных интересов (мотивов) при выполнении уроков — стремление получить поощрение, похвалу, сюрприз. Сама деятельность может не вызывать у ребенка заинтересованности, но у него можно вызвать интерес к результату деятельности. Создание благоприятных условий для выполнения уроков, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шума, неприятных запахов и т.д.). Легкая, негромко звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания, но даже усиливают его. 
Тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать у ребенка наблюдательность. 
 
4.Заключительная часть

 
Не следует спешить с выводом  о невозможности привлечения  внимания. Должны быть использованы существующие клинические приемы: предлагаются различные  вопросы (нейтральные и индивидуально  эмоционально значимые), их следует  задавать неоднократно, тихим и громким  голосом (лучше различными лицами), показом различных предметов, воздействием на различные органы чувств (слух, зрение, осязание), использовать попытки «растормошить» ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Марилов В.В. Общая психопатология. – М., Академия, 2002

 

2.Ковалев В.В., Психиатрия детского возраста. – М., 1995.

 

3.Гуровец Г.В.Психопатология детского возраста, М., Владос, 2008.

 

4.Чутко Л.С., Пальчик А.Б., Кропотов Ю.Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. – М., 2004

 

 

 


Информация о работе Психопатология детского возрастаНарушения внимания: рассеянность, истощаемость и отвлекаемость внимания