Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 19:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – изучение информации по теме: «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста».
Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:
1.Подобрать информационные источники по данной теме.
2.Проанализировать информацию, структурировать её в соответствии с содержанием.
3.Оформить контрольную работу в соответствии с требованиями.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретический раздел 4
1.1 Сущность осознанного отношения к формированию осанки 4
1.2 Возрастные особенности формирования осанки 5
Глава II. Нарушение осанки 6
2.1 Причины нарушения осанки 6
2.2 Виды нарушений осанки 8
2.3 Профилактика нарушений осанки 10
Заключение 13
Список информационных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Профилактика нарушений осанки.docx

— 265.26 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж»

Кафедра физического воспитания и естественнонаучных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»

по возрастной анатомии физиологии и гигиене

 

 

 

 

Выполнила студентка

1Б группы 1курса

Киселёва Татьяна Николаевна

 

Проверил преподаватель

естественно научных

дисциплин

Юксеева Татьяна Ивановна

 

Оценка

 

                                                                                                                  «   »              2014г.    

 

 

 

 

 

 

Красноуфимск 2014 г.

Содержание

 

Введение                                                                                                                               3

Глава I. Теоретический раздел                                                                                           4

1.1 Сущность осознанного  отношения к формированию осанки                                   4

1.2 Возрастные особенности  формирования осанки                                                        5

Глава II. Нарушение осанки                                                                                                6

2.1 Причины нарушения осанки                                                                                         6

2.2 Виды нарушений осанки                                                                                               8

2.3 Профилактика нарушений осанки                                                                             10

Заключение                                                                                                                         13

Список информационных источников                                                                            14

Приложение                                                                                                                        15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     По данным Научного центра здоровья детей РАМН, около 90% детей имеют различные отклонения в физическом и психическом развитии. Одно из первых мест среди них занимают нарушения опорно-двигательного аппарата, которые оказывают негативное влияние на ведущие физиологические системы организма (сердечнососудистая, дыхательная и др.), на показатели здоровья вообще и уровень работоспособности.

   Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Конвенцией о правах ребенка», СанПиН 2.4.1.3049-13(XII), ФГОС (1, с.4).

     Проблема нарушения осанки у детей в настоящее время становится все более актуальной. Это связано не только с ростом данной патологии за последние годы, но и с тем, что она является предрасполагающим фактором к возникновению соматических заболеваний.

     По данным Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ, Министерства образования РФ в различных регионах страны сколиозы регистрируются у 6%, а нарушения осанки у 35-65% у детей дошкольного возраста.

Все вышеперечисленное и привело к необходимости написания данной контрольной работы.

Цель работы – изучение информации по теме: «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста».

Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:

1.Подобрать информационные источники по данной теме.

2.Проанализировать информацию, структурировать её в соответствии  с содержанием.

3.Оформить контрольную  работу в соответствии с требованиями.

 

Глава I. Теоретический раздел

1.1 Сущность осознанного  отношения к формированию осанки

     Одно из основных качеств личности, которое интенсивно развивается  в дошкольном возрасте - произвольность, т.е. способность владеть и управлять  своим поведением. Основная черта  произвольного поведения - его осознанность, или сознательность. Важнейшей линией  развития является самосознание  дошкольника, т.е. формирование системы  знаний, представлений, которые определяют  поведение и являются базисом  личностной культуры человека, в  том числе двигательной, основой  здорового образа жизни.

     Чтобы управлять каким-либо своим  действием или движением, нужно  обязательно это действие или  движение чувствовать, осознавать. Сам ребёнок никогда не сможет  научиться управлять собой и  не овладеет своим поведением. Он никогда не почувствует  необходимости в этом, как и  в том, чтобы осознать свои  собственные действия, посмотреть  на себя со стороны. Всё это  он может научиться делать  только вместе с взрослым: в  общении, в совместной деятельности.

     Человек выполняет сотни простых, постоянно повторяющихся действий. Они упрочились многократными  повторениями и выполняются автоматически. Такие движения и действия  называются навыками, а стремление, потребность выполнять их в  одних и тех же условиях - привычками.

     Осанка - это привычная, непринужденная  манера держать свое тело. Когда  она правильная то фигура человека  выглядит красивой, стройной, а походка  легка и упруга. Осанку надо  рассматривать как навык, то есть  определенный комплекс условных  рефлексов, обеспечивающий сохранение  привычного положения тела, отражающий  внутренний мир человека - его  психическое состояние: настроение, самочувствие и даже характер. Опущенные вниз голова и плечи, ссутулившаяся спина, согнутые колени  могут говорить о робости, пассивности  человека или о том, что он  болен. Когда человек здоров, бодро  настроен, энергичен и решителен, он и внешне преображается, подтягивается. Это свидетельство того, что он  уверен в себе и благополучен. Прежде всего, необходимо знать, чем определяется осанка. Во-первых, состоянием мышечного аппарата, функциональными возможностями мускулатуры, ее способностью к длительному статическому напряжению. Во-вторых, эластическими свойствами межпозвоночных дисков, хрящевых и соединительно - тканых образований суставов позвоночника, а также таза и нижних конечностей.

     Позвоночник - это костный стержень, состоящий из 33 - 34 позвонков, соединенных маленькими эластичными хрящевыми дисками и связками, которые придают ему гибкость. Роль растяжек выполняют короткие и длинные мышцы, протянувшиеся от позвоночника к ребрам, лопаткам, тазу, черепу, между поперечными и остистыми отростками позвонков. Поэтому очень важно, чтобы все эти мышцы были хорошо развитыми, крепкими и напрягались равномерно. Правильное положение тела, в основном, обусловлено степенью развития и тонусов мышц и связок, окружающих позвоночный столб. Правильная осанка является следствием равномерной мышечной тяги и тонуса мышц плечевого пояса, шеи, спины, живота, таза, задней поверхности бедер и, конечно, результатом воспитания соответствующей привычки. Окружающие позвоночник мышцы образуют так называемый мышечный корсет, одной из функций которого является поддержание позвоночника в его физиологических параметрах.

     Таким образом, при гармоническом физическом развитии у ребенка вырабатывается навык сохранять правильное положение тела.

1.1 Возрастные особенности  формирования осанки

     Осанка, в какой-то мере обусловлена наследственностью, но на её формирование в процессе роста и развития влияют многочисленные факторы. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый – выпуклостью назад (прил. рис.1). Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появиться шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша. Поясничный

  лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

     Дошкольный возраст - период активного формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей ещё не завершено. Скелет ребёнка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы – разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела. Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. К 6-7 годам отмечается удвоение массы тела годовалого ребёнка и чёткие, естественные изгибы позвоночника. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

     Характерные черты нормальной осанки у детей, следующие: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен вперед, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль). Линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2 см., изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза невелик (прил. рис.2а).

     Таким образом, осанка активно формируется в течение всего дошкольного возраста. Красивая, правильная осанка играет положительную роль в жизнедеятельности организма, так как существенно влияет на состояние, функции и развитие внутренних органов.

 

Глава II. Нарушение осанки

2.1 Причины нарушения  осанки

 

     С позиции физиологических закономерностей осанка ребёнка является динамическим стереотипом и в младшем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Неодновременное развитие костного, суставно-связочного аппарата и мышечной системы в этом возрасте служит основой неустойчивости осанки. Такая неравномерность развития уменьшается со снижением темпов роста, а с прекращением роста человека стабилизируется. Осанка зависит от состояния нервно-мышечного аппарата ребенка, психики и степени развитии мышечного корсета, от эластических свойств межпозвоночных дисков. В различные возрастные периоды жизни ребёнка осанка имеет свои особенности.

     Бытовыми причинами деформации опорно-двигательного аппарата

- отсутствие навыков правильного  стояния;

- неумение сохранить правильную  позу во время сидения за  столом;   

- длительная опора на  левый или правый локоть

- большой угол наклона  спины при далеко отодвинутом  стуле.

     Все это является результатом недостаточного внимания взрослых к формированию общей культуры поведения ребенка, включающей владение правильными позами, умение равномерно распределять вес своего тела, сохранять вертикальное положение.

     Так же значительную роль в образовании нарушений осанки играет внешняя среда. Влияние неблагоприятных факторов внешней среды на формирование неправильной осанки велико. К таким факторам относятся:

- удержание родителями  ребенка за одну руку на  прогулке, что способствует формированию  поясничного сколиоза;

- привычка спать на  одном бок;

- мягкая постель, высокая  подушка служат моментом для  бокового искривления позвоночника;    

- мебель несоответствующая  росту;

- неправильная осанка  в детском саду и дома, а  также длительное сидение неблагоприятно  влияет на ребёнка, т.к. ослабляет  связочно-мышечный аппарат и понижает  его

сопротивляемость к различным статическим отягощениям.

Нарушение осанки – частый спутник хронических заболеваний, проявляющихся в

общей функциональной слабости, гипотоническом состоянии мышц и связочного аппарата.

     Таким образом, к нарушению осанки приводит отсутствие необходимых условий, вредные привычки и различные заболевания.

2.2 Виды нарушений  осанки

 

     Осанка – это привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения. (В.К.Добровольский, 2007).

     Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями или дефектами осанки. Дефекты осанки проявляются в двух плоскостях - фронтальной (если вы смотрите на ребенка спереди) и сагиттальной (т.е. переднезадней, если вы смотрите сбоку).

     Нарушение осанки во фронтальной плоскости проявляется в отсутствии симметрии между правой и левой сторонами туловища (прил. рис.2д). Позвоночник при этом представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево, треугольники талии неравномерны, плечо и лопатка с одной стороны опущены по сравнению с другой стороной, таз перекошен, асимметричны соски молочных желез, мышцы туловища слабо развиты, плечевой пояс наклонен вперед, различается длина ног. На стороне вогнутости позвоночника надплечье и лопатки опущены, а расстояние между линией талии и опущенной рукой (треугольник талии) увеличено. На противоположной стороне контуры этого треугольника сглажены. Отклонения от срединной оси исчезают при напряжении мышц спины.    Такую осанку называют «сколиотической» из-за схожести с внешним видом человека, страдающего серьезным заболеванием - сколиотической болезнью позвоночника. Однако асимметрия такого вида еще не дает оснований для постановки медицинского диагноза «сколиоз», что порой наблюдается на практике. Такой диагноз врач ставит только при наличии тории позвонков (их скручивания в процессе роста), когда вид позвоночника начинает напоминать штопор.

Информация о работе Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста