Пищеварительная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 21:41, реферат

Краткое описание

Процесс пищеварения — начальный этап обмена веществ. С пищей человек получает энергию и необходимые для своей жизнедеятельности вещества. Однако поступающие с пищей белки, жиры и углеводы не могут быть усвоены без предварительной обработки.
Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует повышению сопротивляемости организма ребенка заразным заболеваниям и неблагоприятным явлениям внешней среды.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...
1. Строение и функции пищеварительного тракта…………………………..
2. Строение и возрастные особенности пищеварительной системы детей...
3. Роль печени в процессе пищеварения……………………………………..
4. Гигиена питания ребенка…………………………………………………...
5. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний……………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Библиографический список…………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Пищеварительная система детей.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...

3

1. Строение и функции  пищеварительного тракта…………………………..

4

2. Строение и возрастные  особенности пищеварительной системы  детей...

7

3. Роль печени в процессе  пищеварения……………………………………..

14

4. Гигиена питания ребенка…………………………………………………...

16

5. Профилактика желудочно-кишечных  заболеваний……………………….

24

Заключение……………………………………………………………………..

27

Библиографический список…………………………………………………...

28


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Процесс пищеварения — начальный этап обмена веществ. С пищей человек получает энергию и необходимые для своей жизнедеятельности вещества. Однако поступающие с пищей белки, жиры и углеводы не могут быть усвоены без предварительной обработки.

Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует повышению сопротивляемости организма ребенка заразным заболеваниям и неблагоприятным явлениям внешней среды.

Тема моей работы «Пищеварение детей». Целью работы является рассмотрение процесса пищеварения у детей. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть строение и функции пищеварительного тракта.

2. Отметить возрастные  особенности пищеварительного тракта.

3. Раскрыть роль печени  в процессе пищеварения.

4. Рассмотреть влияние  переедания и недоедания на организм.

5. Сформулировать основные  требования к гигиене питания и меры профилактики желудочно-кишечных заболеваний.

Данная работа имеет следующую структуру: введение, основную часть и заключение. Во введении рассмотрены цели и задачи данной работы. Основная часть состоит из пяти разделов. В заключении  подводятся итоги по исследуемому вопросу.

В работе использованы учебные материалы по анатомии, физиологии и гигиене следующих авторов - Прищепа И.М., Смирнов В. М., Гончарова Ю.А. и другие.

 

 

 

1. Строение и функции пищеварительного тракта

 

Пища необходима для процессов жизнедеятельности, потому что  содержащиеся в ней питательные вещества поддерживают функционирование органов и тканей, обеспечивают их энергией и материалами для роста и регенерации. 

Пищеварение — физиологический процесс, в ходе которого поступающая в организм пища подвергается механическим и химическим  превращениям, в результате чего образовавшиеся простые питательные вещества всасываются в кровь и лимфу [4].

Химические изменения  представляют собой последовательные реакции питательных веществ  с компонентами секретов пищеварительных желез. В результате этих  реакций происходит расщепление белков, углеводов и жиров под действием ферментов трех основных групп: протеаз, липаз и карбогидраз.

Протеазы (пепсин, трипсин) расщепляют белки на аминокислоты  и содержатся в желудочном, поджелудочном и кишечном соках.

Липазы действуют на жиры с образованием глицерина и жирных кислот  и входят в состав поджелудочного и кишечного соков.

Карбогидразы  (амилаза) расщепляют углеводы на глюкозу и представлены в слюне,  поджелудочном и кишечном соках. 

Происхождение ферментов, расщепляющих питательные вещества,  обусловливает наличие трех типов пищеварения: аутолитического,  симбионтного и собственного. Аутолитическое пищеварение осуществляется за счет собственных ферментов растительных и животных  продуктов и присутствует у ребенка при молочном вскармливании,  при недостаточно сформировавшемся собственном пищеварении. Например, в гидролизе питательных веществ молока участвуют ферменты  самого молока. Симбионтное пищеварение происходит под воздействием ферментов, которые образуются симбионтами человека (бактерии  и простейшие). Собственное пищеварение осуществляется ферментами,  синтезирующимися в организме самого человека.  По локализации самого процесса пищеварение делится на внутриклеточное и внеклеточное. В ходе внутриклеточного пищеварения происходит расщепление веществ в пищевой вакуоли путем фагоцитоза  или пиноцитоза. У человека оно осуществляется лейкоцитами. Внеклеточное пищеварение делится на контактное, или пристеночное,  и дистантное, или полостное. Последнее происходит под действием  выделившихся в составе пищеварительных соков ферментов на питательные вещества. Контактное пищеварение осуществляется ферментами, фиксированными на клеточной мембране микроворсинок  кишечника. Переработка пищи в пищеварительном тракте длится от  24 до 48 ч и включает четыре основные стадии: 

• поступление пищи в ротовую полость, ее пережевывание и проглатывание; 

• переваривание — ферментативное расщепление пищи на простые  молекулы питательных веществ в различных отделах пищеварительного тракта;

• абсорбция, или всасывание, — поступление простых молекул питательных веществ в кровоток, который разносит их туда, где они необходимы; 

• экскреция, или выделение, — выведение непереваренной пищи  через анальное отверстие в виде кала [2].

 

Рис. 1. Строение пищеварительной системы:  1- Слюнные железы (2- околоушные; 3- подчелюстные; 4- подъязычные); 5-ротовая полость; 6-гортань; 7-язык; 8-пищевод; 9 - проток поджелудочной железы; 10-желудок; 11- поджелудочная железа; 12-печень; 13- желчный пузырь; 14- двенадцатиперстная кишка; 15- желчные протоки; 16- толстый кишечник; 17- поперечная ободочная кишка; 18- восходящая ободочная кишка; 19- нисходящая ободочная кишка; 20- тонкий кишечник;21- слепая кишка; 22- червеобразный отросток (аппендикс); 23- сигмовидная кишка; 24-анальное отверстие.

 

 

2. Строение и возрастные особенности пищеварительной системы детей

 

Полость рта является начальным расширенным отделом пищеварительного канала. Она делится на преддверие рта и собственно полость рта.

Собственно полость рта ограничена сверху твердым и мягким нёбом, снизу — диафрагмой рта, спереди и с боков — зубами, а сзади через зев сообщается с глоткой. Передние две трети нёба имеют костную основу и образуют твердое нёбо, задняя треть — мягкое. При  спокойном дыхании человека через нос мягкое нёбо свисает косо  вниз и отделяет полость рта от глотки. У ребенка твердое нёбо уплощено и слизистая оболочка бедна железами. Мягкое нёбо располагается горизонтально, оно широкое и короткое, не достигает задней стенки глотки.

Первые молочные зубы начинают появляться у детей в 5—7 месяцев жизни и заканчиваются к началу третьего года; функционируют они только до 6—7 лет. Затем перед прорезанием соответствующего постоянного зуба молочный выпадает. Постоянные зубы появляются у детей в возрасте 6—7 лет, и процесс этот заканчивается к 13—15 годам [9].

Из ротовой полости пища поступает в глотку. Глотка имеет форму  трубки длиной 11-12 см и лежит позади полости носа, ротовой полости и гортани. Она протягивается от основания черепа до VI-VII шейного позвонка и служит для проведения пищи из полости рта в пищевод и воздуха из полости носа в гортань. У новорожденного глотка  короткая и составляет всего 3 см, нижний край находится на уровне  между III и IV шейными позвонками. К 11-12 годам она опускается  до V—VI шейных позвонков, в подростковом возрасте ее топография  такая же, как у взрослого человека. Полость глотки делится на носоглотку, ротоглотку и гортанную часть.

Пищевод — цилиндрическая трубка длиной около 22-30 см, служащая для проведения пищи в желудок. Просвет пищевода имеет  фестончатый вид. Пищевод начинается на уровне границы между VI  и VII шейными позвонками и оканчивается на уровне XI грудного  впадением в желудок. В пищеводе различают шейный, грудной  и брюшной отделы. Шейный отдел прилежит к позвоночнику, располагается от VI шейного до II грудного позвонка. Грудной отдел находится впереди позвоночника рядом с грудной аортой и располагается  от уровня II грудного позвонка до диафрагмы. Брюшная часть —  самая короткая (1,5-2 см), находится в брюшной полости под диафрагмой.  Пищевод новорожденного имеет длину 10-12 см и диаметр 0,4- 0,9 см. К 12 годам длина его удваивается и составляет 20-22 см. Мышечная оболочка у детей развита слабо, слизистая оболочка бедна железами, продольные складки появляются лишь в возрасте 2-2,5 года. 

Пищевод окружен снаружи рыхлой соединительной тканью, что обусловливает его подвижность. На своем протяжении пищевод имеет  три сужения: первое — в начале пищевода, на границе между VI—VII  шейными позвонками, второе — на уровне IV грудного позвонка,  третье — при переходе пищевода через диафрагму. У ребенка наиболее выражено глоточное сужение. Волнообразное сокращение мышц  пищевода продвигает пищу в желудок. Весь путь от ротовой полости  до желудка твердая пища проходит за 6-9 с, а жидкая — за 2-3 с. 

Желудок представляет собой расширенный отдел пищеварительного тракта. Он располагается в верхнем отделе брюшной  полости под диафрагмой в левом подреберье, при этом большая его  часть (5/6) находится слева, а меньшая — справа от срединной линии.  В желудке различают кардиальное отверстие, служащее входом в желудок, к которому прилегает кардиальная часть. Расширенная часть  желудка — дно, которое переходит в тело желудка. Привратник —  выход из желудка. Его отверстие снабжено кольцевой мышцей —  сфинктером привратника. Привратниковая, или пилорическая, суженная часть желудка примыкает к привратнику. В желудке различают большую и малую кривизну: нижний, обращенный слегка влево,  выпуклый край желудка формирует большую кривизну, а верхний вогнутый — малую кривизну. Желудок имеет переднюю и заднюю стенки:  передняя стенка обращена вперед, несколько вверх и вправо, задняя —  вниз, назад и влево. Обе стенки переходят одна в другую по большой  и малой кривизне. Емкость желудка взрослого человека варьирует в зависимости от принятой пищи и жидкости и составляет от 1,5 до 4 л [4]. 

Желудок новорожденного имеет веретенообразную форму. Кардиальная часть, дно и пилорический отдел слабо выражены, привратник  широкий. К концу первого года жизни желудок удлиняется, а к 11 годам приобретает такую же форму, как у взрослого. Формирование кардиальной части завершается только к 8 годам. Объем желудка новорожденного составляет 50 мл, в 2 года — 500 мл, в 12 лет — 1500 мл. Входное  отверстие желудка у новорожденного находится на уровне VIII—IX,  а отверстие привратника — на уровне XI—XII грудных позвонков.  В 7-летнем возрасте входное отверстие проецируется между XI—XII  грудными позвонками, а выходное — между XII грудным и I поясничным [2].

Особенностью пищеварения ребенка до 3-летнего возраста является также низкая активность желудочных желез, вырабатывающих  мало соляной кислоты и ферментов. В этом возрасте повышается активность поджелудочной железы, вырабатывающей ферменты для  переваривания жиров и углеводов. В связи с низкими активностью  пищеварительных ферментов и кислотностью желудочного сока детям этого возраста нельзя есть жареное, кислое и острое.

Способность вырабатывать соляную кислоту развивается у ребенка в период от 2,5 года до 4 лет. Низкое содержание соляной кислоты  в желудочном соке у детей дошкольного возраста обусловливает его  низкие бактерицидные свойства и проявляется склонностью детей  дошкольного и младшего школьного возраста к желудочно-кишечным заболеваниям.

Тонкая кишка представляет собой трубку длиной 5—7 м, диаметром 3—5 см. Длина ее у новорожденного — 1,2—2,6 м, в 2—3 года —  2,8 м, к 10 годам — 5—6 м, как у взрослого человека. Диаметр кишки у годовалого ребенка составляет 16 мм, в 3 года — 23 мм. В ней различают двенадцатиперстную кишку (длиной 25—30 см), тощую кишку  (2—2,5 м) и подвздошную кишку (2,5—3,5 м). 

Двенадцатиперстная кишка имеет форму подковы, находится на  задней стенке брюшной полости на уровне I—III поясничных позвонков и огибает головку поджелудочной железы. У новорожденного она  расположена на уровне I поясничного позвонка и имеет форму кольца, к 7 годам опускается до II поясничного позвонка. В двенадцатиперстной кишке выделяют верхнюю горизонтальную, нисходящую  и нижнюю горизонтальную части. В нисходящую часть открываются  общий желчный проток и проток поджелудочной железы. Слизистая  оболочка стенки двенадцатиперстной кишки образует множество  широких и коротких (длиной 0,2-0,5 мм) ворсинок. В подслизистом  слое находятся сложные трубчатые дуоденальные железы [8].

 У новорожденного ребенка  железы развиты слабо, их интенсивный  рост наблюдается в первые годы жизни. Двенадцатиперстная кишка играет важную роль в переваривании, так как в ее просвет выделяются не только  ферменты ее желез, но также желчь и поджелудочный сок. Сок желез  двенадцатиперстной кишки содержит слизь (муцин), которая защищает слизистую оболочку, гормон секретин, а также протеазы и фермент энтерокиназу, превращающий неактивный фермент поджелудочного сока трипсиноген в активный трипсин.

Тощая и подвздошная кишки занимают средний и нижний отделы  брюшной полости и покрыты брюшиной со всех сторон. Четкой границы между ними не существует.  Выростами собственной пластинки слизистой оболочки являются  ворсинки, образованные рыхлой соединительной тканью. Их поверхность покрыта однослойным цилиндрическим эпителием. Ворсинки  состоят из клеток с каймой, между которыми находятся бокаловидные  клетки, выделяющие слизь. Сама кайма эпителиальных клеток образована тончайшими нитевидными микроворсинками — по 1500-3000  на каждой клетке. Это позволяет увеличить всасывательную поверхность слизистой оболочки тонкого кишечника. В центре ворсинки  проходит слепо заканчивающийся у верхушки лимфатический капилляр. В ворсинку входит мелкая артерия, распадающаяся на капилляры. Из капилляров образуется вена. В ворсинке имеются гладкие  мышечные волокна и нервные волокна. Всего в тонкой кишке насчитывается около 4 млн ворсинок, через которые питательные  вещества всасываются в кровь и лимфу. Функцией ворсинок является всасывание питательных веществ, подвергшихся действию желчи,  поджелудочного и кишечного соков. При этом продукты расщепления белков и углеводов всасываются в кровь, а жиров — в лимфу. Число  ворсинок больше в тощей кишке, где они тоньше и длиннее. Между  ворсинками расположены трубчатые углубления эпителия в собственном слое слизистой оболочки — кишечные крипты (кишечные  железы). В кишечнике их насчитывается около 150 млн. Железы вырабатывают кишечный сок, переваривающий пищевые вещества.  а тощую и подвздошную — со всех сторон.

Информация о работе Пищеварительная система