Органы центральной и периферической иммунной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 18:24, научная работа

Краткое описание

Развитие индивидуума в онтогенезе происходит в соответствии со свойственной ему стратегией генома, т.е. совокупностью и особенностями реализации генетической информации, закрепленной предшествующей эволюцией и унаследованной от родителей. Стоит сказать, что и иммунная система человека начинает свое формирование ещё до рождения ребенка. Хотя до сравнительно недавнего времени ученые считали, что эмбрион совершенно не обладает собственным иммунитетом. Но исследования в этой области опровергли данное представление о внутриутробном развитии зародыша.

Вложенные файлы: 1 файл

органы центральной и периферической иммунной системы.doc

— 1.22 Мб (Скачать файл)

В лимфатических узлах  у людей, начиная с юношеского, зрелого возраста, особенно в пожилом  и старческом, а также у курящих людей, у лиц, работающих без защиты на пыльном производстве, лимфоидную паренхиму замещает жировая ткань. В связи с этим защитные функции лимфатических узлов, как и других органов иммунной системы, уменьшаются.

По синусам лимфатических  узлов поступающая в узел лимфа течет от подкапсульного (краевого) синуса к воротному. Подкапсулярный синус находится непосредственно под капсулой узла, между капсулой и паренхимой. В него впадают приносящие лимфатические сосуды, несущие лимфу или от органа, для которого этот узел является регионарным, или от предыдущего лимфатического узла. От подкапсулярного синуса вдоль трабекул уходят промежуточные синусы коркового и мозгового вещества. Последние достигают ворот лимфатического узла, где впадают в воротный синус. Из воротного синуса берут начало выносящие лимфатические сосуды, направляющиеся или к следующему «фильтру» — лимфатическому узлу, или к протокам, стволам.

Возрастные  особенности лимфатических узлов. Лимфатические узлы развиваются из мезенхимы, начиная с 5-6-й недели, вблизи формирующихся сплетений кровеносных и лимфатических сосудов. Лимфатические узлы закладываются в различных областях тела человека в различные периоды внутриутробного развития вплоть до рождения и даже в ранний постнатальный период. Скопление клеток мезенхимы впячивается в просвет прилежащего лимфатического сосуда, который в дальнейшем превращается в подкапсульный (краевой) синус. Промежуточные синусы развиваются из разветвленного лимфатического сплетения, между сосудами которого врастают тяжи эмбриональной соединительной ткани, куда мигрируют клетки лимфоидного ряда. Начиная с 19-й недели в отдельных лимфатических узлах намечается граница между корковым и мозговым веществом. Лимфоидные узелки в лимфатических узлах начинают формироваться уже во внутриутробном периоде. Центры размножения в лимфоидных узелках появляются незадолго до рождения или вскоре после него. К 10-12 годам заканчиваются основные возрастные формообразовательные процессы в лимфатических узлах.

Уже в юношеском возрасте в лимфатических узлах наблюдаются  возрастные изменения инволютивного  типа (уменьшение количества лимфоидной ткани). В строме и паренхиме лимфатических узлов разрастается соединительная ткань, появляются группы липоцитов. Одновременно с этим уменьшается количество лимфатических узлов в регионарных группах. Многие мелкие лимфатические узлы полностью замещаются соединительной тканью и перестают существовать как органы иммунной системы.

Лимфатические узлы новорожденного и ребенка первых месяцев жизни  состоят из паренхиматозной (лимфоидной) ткани с крупными синусами и ограничены очень нежной и тонкой капсулой. Элементы ретикулярной и соединительнотканной стромы узла (трабекулы, перегородки) и капсулы практически отсутствуют. В связи с этим пальпация лимфатических узлов у маленьких детей удается не всегда. Плохо осуществляется и защитная (барьерная) функция. Это связано как с несовершенством механического барьера, так и с недостаточной дифференцировкой иммунокомпетентных клеток лимфатических узлов. Возбудители инфекционных заболеваний, как правило, беспрепятственно проходят через такой узел в кровь, не вызывая видимой его реакции. В возрасте 1 -3 лет лимфатические узлы имеют уже довольно плотную соединительную капсулу, содержат отдельные ретикулярные клетки, хорошо пальпируются. При внедрении инфекционного агента они могут служить механическим барьером и, задержав возбудителя, отвечают на его воздействие островоспалительной, гнойной реакцией. В связи с этим в преддошкольном периоде часты острые лимфадениты. К 7-8 годам развитие лимфатического узла приближается к завершению: образуются ретикулярная строма, трабекулы, перегородки, более узкими становятся синусы. Появляется возможность местного иммунологического подавления инфекционного начала. В связи с этим возникает реакция лимфатического узла на инфекцию в виде усиления его сочности, болезненности. Однако еще неполные функциональные возможности узла способствуют его гибели и последующему образованию мелких множественных плотных узлов – «камушков», что чаще всего наблюдается при хронической туберкулезной интоксикации и врожденном сифилисе. К 12 - 13 годам строение и функция лимфатических узлов соответствуют таковым взрослого человека. Они задерживают и подавляют проникшую в них патогенную флору без видимых изменений или кратковременно увеличиваясь в размерах и в дальнейшем нормализуясь.

 

Рис. 16. Строение лимфатического узла. Продольный разрез: 1 - капсула; 2 - капсулярная трабекула; 3 - приносящий лимфатический сосуд; 4 - подкапсулярный (краевой) синус; 5 - корковое вещество; 6 - паракортикальная (тимусзависимая) зона (околокорковое вещество); 7 - лимфоидный узелок; 8 - центр размножения; 9 - вокругузелковый корковый синус; 10 - мякотные тяжи; 11 - мозговой синус; 12 - воротный синус; 13 - выносящий лимфатический сосуд; 14 - воротное утолщение (ворота); 15 - кровеносные сосуды.

 

 

 

 

 

 

 

 

       

Заключение

Актуальность этой темы определяется ключевой ролью иммунной системы в поддержании гомеостаза и интеграции развивающегося организма. Под иммунной системой понимают подсистему, объединяющую органы и ткани, которые защищают организм от заболеваний, идентифицируя и уничтожая опухолевые клетки и патогенны. 
Как мы уже знаем, развитие индивидуума в онтогенезе происходит в соответствии со свойственной ему стратегией генома, т.е. совокупностью и особенностями реализации генетической информации, закрепленной предшествующей эволюцией и унаследованной от родителей. Стоит сказать, что иммунная система человека начинает свое формирование ещё до рождения ребенка (в период эмбриогенеза (3-8 нед) происходит закладка, рост и развитие всех органов плода, в том числе и клеток иммунной системы. В 5 неделю гестации образуется вилочковая железа, которая станет центральным органом иммунной системы. Одновременно формируются печень, селезенка, лимфатические скопления по ходу сосудов. Из одной стволовой гемопоэтической полипотентной клетки с 3-й недели развития в желточном мешке, а в 5 неделе в печени эмбриона дифференцируются лимфоциты, тромбоциты, гранулоциты и моноциты). Хотя до сравнительно недавнего времени ученые считали, что эмбрион совершенно не обладает собственным иммунитетом. Но исследования в этой области опровергли данное представление о внутриутробном развитии зародыша. Конечно, иммунитет эмбриона ни в коем мере нельзя и близко сравнивать с иммунитетом взрослого человека, но развитие иммунной системы, первые этапы зарождения и становления Т- и В-иммунных компонентов начинается именно в эмбрионный период.  
Таким образом, можно сказать о том, что место и масштабы влияния на здоровье иммунной системы генетически запрограммированы. От рождения до завершения периода полового созревания, шаг за шагом, формируются структура и функции иммунной системы. В иммунной системе человека каждому ее компоненту, каждому ее органу, каждой ее клетке отведена присущая роль. И именно поэтому физиология иммунной системы предопределяет ее работу и функциональность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека: учебник в 3 т. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – Т. 2. — 496 с.: ил.
  2. Титов, Л. П. Особенности строения, развития и функционирования иммунной системы детского организма: учеб.-метод. пособие / Л. П. Титов, Е. Ю. Кирильчик, Т. А. Канашкова. – Минск: БГМУ, 2007. – 28 с.
  3. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учебное пособие / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина – 4-е издание, переработанное и дополненное – М.: ACADEMIA, 2005. – 432 с.: рис. – (Высшее профессиональное образование).
  4. Сапин М.Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 448 с, 8 л. ил.: ил.
  5. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б., Спирин Б.А. Анатомия человека. В двух томах. Т.2/Авт.: М.Р. Сапин, В.Я. Бочаров, Д.Б. Никитюк и др./Под ред. М.Р. Сапина. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Медицина. – 2001. – 640 с.: ил.
  6. Билич Г.Л., Крыжановский В.А., Николенко В.Н. Анатомия человека: Атлас: в 3-х томах: том 2/ Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский, В.Н. Николенко. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 696 с.: ил.



Информация о работе Органы центральной и периферической иммунной системы