Общие представления о возрастной динамике восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:55, доклад

Краткое описание

Результаты же, полученные в экспериментах на животных, не могут быть прямо перенесены на человека, тем более, если речь идет о временных аспектах развития. Основной материал получен при изучении поведенческих реакций.
В период новорожденности, когда у младенца имеются только некоторые безусловные рефлексы, возможности восприятия сигналов внешнего мира весьма ограничены, ребенок воспринимает лишь те сигналы, которые запускают эти рефлексы. В первые недели жизни возникают реакции на звук (на 2-3-й неделе) и на свет (на 3-5-й неделе) в виде слухового и зрительного сосредоточения. К концу первого месяца жизни появляются первые условные рефлексы, и круг восприятия расширяется. К этому времени формируется сложная двигательная реакция – «комплекс оживления» - на восприятие лица матери (или другого близкого человека).

Вложенные файлы: 1 файл

Общие представления о возрастной динамике восприятия.docx

— 16.95 Кб (Скачать файл)

Общие представления  о возрастной динамике восприятия

Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира.

Исследование онтогенеза  восприятия наиболее затруднительно в  ранние периоды развития, и особенно у человека.

Результаты же, полученные в экспериментах на животных, не могут быть прямо перенесены на человека, тем более, если речь идет о временных  аспектах развития. Основной материал получен при изучении поведенческих  реакций.

В период новорожденности, когда  у младенца имеются только некоторые  безусловные рефлексы, возможности  восприятия сигналов внешнего мира весьма ограничены, ребенок воспринимает лишь те сигналы, которые запускают эти  рефлексы. В первые недели жизни  возникают реакции на звук (на 2-3-й  неделе) и на свет (на 3-5-й неделе) в виде слухового и зрительного  сосредоточения. К концу первого  месяца жизни появляются первые условные рефлексы, и круг восприятия расширяется. К этому времени формируется  сложная двигательная реакция –  «комплекс оживления» - на восприятие лица матери (или другого близкого человека).

В период младенчества совершенствуется зрительное восприятие, что приводит к формированию зрительного сосредоточения. К 3-м месяцам появляется реакция  зрительного прослеживания за движением  предмета; в 4 месяца ребенок активно  смотрит, «изучая» предмет. В 2-3-месячном возрасте появляется реакция (интереса либо страха) на новизну.

Расширяются возможности  восприятия формы, цвета (хотя более  четко цветовосприятие проявляется в возрасте 6 месяцев). К 8 месяцам (либо чуть позже) возникает зрительное восприятие глубины. Полагают, что к этому времени у младенца формируется зрительная обобщенная картина мира, и восприятие младенца тем лучше и быстрее развивается, чем более разнообразна окружающая его обстановка.

Параллельно зрительному  восприятию развивается кинестетическое  восприятие ребенка (хватание, ощупывание предметов), которое, дополняя зрительное, позволяет воссоздать более полную картину мира.

Естественно, продолжает совершенствоваться и слуховое, и обонятельно-вкусовое восприятие. Совершенствование сенсорного восприятия связано с ходом миелинизации сенсорных путей от рецепторных поверхностей в мозг и от одних мозговых отделов к другим и, конечно, с развитием и формированием структур центральной нервной системы, связанных с данной анализаторной функцией от стволово-подкорковых до неокортикальных зон.

В течение первого года жизни ребенок познает мир  сначала в плане его восприятия, а затем – после 5-6-ти месяцев  – в форме действия, проявляя, таким образом, зачатки наглядно-действенного мышления.

В годовалом возрасте ребенок  воспринимает человеческую речь (хотя отдельные слова он уже воспринимал  и понимал во второй половине первого  года жизни). Ответно он ее пытается воспроизвести (похоже либо совсем непохоже); такую своеобразную детскую речь Выготский называл “автономной”. С появлением речи расширяется круг общения ребенка и соответственно круг его восприятия, которое продолжает развиваться в раннем детстве (от 1 до 3 лет). В это время все новые объекты, попадающие в поле зрения ребенка, привлекают его внимание и вызывают реакцию овладения и/или изучения их в действии (“полевое поведение”, по К.Левину). Ребенок раннего возраста ведет себя с опорой на восприятие, контролируя свои действия зрительно либо тактильно. В это время возникает также с опорой на восприятие элементарное (но не творческое) воображение с предвосхищением ситуации. Восприятие в раннем детстве носит аффективный характер, способствующий возникновению сенсомоторного единства. “В раннем возрасте господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящее в действие” (Л.С. Выготский).

Кроме восприятия внешнего мира уже в 2-летнем возрасте у ребенка  возникает восприятие себя в мире (формирующееся совместно с самосознанием) – в это время ребенок начинает узнавать себя в зеркале.

В дошкольном возрасте (3-7 лет) перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным и целенаправленным. Выделяется аналитический компонент. Проявляется произвольность, обеспечивающая поиск, наблюдение, рассматривание. Формированию восприятия в этом возрасте способствует становление и дальнейшее развитие речи, позволяющей дифференцировать предметы и их отдельные качества и свойства. В этот возрастной период восприятие настолько тесно связано  с мышлением, что можно говорить о наглядно-образном мышлении, которое  является переходным от наглядно-действенного мышления к словесному.

В начале младшего школьного  возраста (7-11 лет) восприятие имеет  еще черты дошкольного возраста: так, оно еще недостаточно дифференцировано, ребенок путает похожие буквы  и цифры, выделяет при восприятии объекты по величине, форме и яркости  более активно, чем по смыслу. Анализ при восприятии нарабатывается путем  специального обучения (анализирующее  восприятие), как и у дошкольников, а к концу этого возрастного  периода формируется синтезирующее  восприятие (также при соответствующем  обучении).

У подростков (11-15 лет) продолжается интеллектуализация восприятия. Это  связано с усложнением школьного  материала. Геометрия и черчение способствуют развитию объемного восприятия. На базе интеллектуализированного восприятия развивается фантазирование и воображение, в том числе и творческое. Восприятие себя (своего “Я”) с разных сторон и в связи с этим развивающийся самоанализ способствуют формированию “Я-концепции”.

В ранней юности (15-17 лет) восприятие реальности обретает стабильные черты, которые сохранятся и в будущем. Возникают трансформации в восприятии времени – осознается временная  перспектива, и устанавливается  осознанная связь между прошлым  и будущим через настоящее. Восприятие и осознание временной перспективы  позволяет строить планы на будущее.

Функция восприятия, достигнув  дефинитивного уровня у взрослого  человека, сохраняется таковой до старости, когда (очень индивидуально), в зависимости от соматического  состояния (особенно это касается нарушения  кровообращения), могут возникнуть изменения восприятия (особенно в  эмоциональной сфере), ведущие к  проявлению обидчивости, ранимости  и в результате – к неадекватному  поведению. Но эти явления протекают  весьма по-разному у разных людей.


Информация о работе Общие представления о возрастной динамике восприятия