Нарушение высшей нервной деятельности детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 19:59, контрольная работа

Краткое описание

Состояние пониженной работоспособности, наступившей под влиянием работы или нервного напряжения (например, при силь¬ном волнении), называется утомлением. Связанные с развитием утомления изменения в деятельности различных органов, в том числе и в нервной системе, в сильной степени зависят от характера работы, а потому каждое из таких изменений, взятое в отдельности, не может рассматриваться как признак или показатель утомления.

Содержание

1. Утомление и усталость………………………………………………..1
2. Переутомление………………………………………………………...2
3. Проявление утомления у дошкольника………………………… .…3
4. Профилактика утомления…………………………………………….4
5. Детская нервность…………………………………………………….5
6. Причины детской нервности…………………………………………6
7. Негативизм…………………………………………………………….7
8. Детские страхи………………………………………………………...8
9. Неврозы………………………………………………………………..9
10. Профилактика нервности…………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

анатомия.docx

— 38.69 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

Профилактика нервности                                                                                       10

 Лечить нервных детей, особенно страдающих неврозами, должен врач. Создавать же обстановку, предохраняющую от возникновения или усиления уже существующей нервности,— это дело тех, кто окружает и воспитывает ребенка. Профилактика, т. е. предупреждение, нервности в основном сводится к устранению всего того, что может нанести ущерб высшей нервной деятельности ребенка. Начинать профилактику надо с внутриутробного периода его развития, создавая для беременной женщины максимально благоприятные условия жизни, оберегая ее от заболеваний и всего, что травмирует нервную систему. Для воспитания столь необходимой ребенку бодрости и жизнерадостности большое значение имеют физическая культура, подвижные игры, а в дальнейшем и спорт. Взрослые должны быть всегда спокойны и вежливы как между собой, так и с ребенком. У нерешительных детей надо пробуждать активность, прививать им навыки самообслуживания, всячески стимулировать их деятельность, давать им ряд посильных заданий все возрастающей трудности. Неуемную активность возбудимых детей надо направлять по разумному пути, заполняя жизнь ребенка игрой, физическими упражнениями, трудом. В целях предупреждения детского негативизма взрослые не должны препятствовать проявлению их самостоятельности. Постоянные одергивания и запреты, нередко необоснованные, лишь способствуют развитию детской нервности. Вместе с тем слово «нельзя» должно быть действительным запретом.

Очень интересны опыты, которые были проведены на детях дошкольного возраста. У них был образован положительный условный рефлекс на слово «можно» и отрицательный на слово «нельзя». Произведенное один раз подкрепление отрицательного раздражителя (слова «нельзя») и не подкрепление положительного раздражителя (слова «можно») привело к тому, что если в дальнейшем слово «можно» быстро удалось снова превратить в положительный раздражитель, то слово «нельзя» на долгое время перестало быть прочным тормозным раздражителем: несмотря на отсутствие подкрепления, оно вызывало положительную реакцию. Взрослый человек взвешивает значение этих слов на основании своего многолетнего опыта; он знает, когда и почему «можно» и «нельзя». Для ребенка слово «можно» и «нельзя» в сильной степени носят характер приказания.

Слово «нельзя» перестает быть тормозным раздражителем, когда, например, вслед за запрещением взять конфету, ребенок ее получает. Это ведет к нарушению одной из существенных норм поведения. Отсюда понятно, какое огромное значение имеет установление правильных условных связей между определенными речевыми раздражителями и реакциями ребенка. Вместо постоянного «нельзя» лучше, где возможно, отвлекать внимание ребенка, а запреты должны быть убедительными, понятными ребенку и вместе с тем окончательными.

Родители и воспитатели должны разговаривать с ребенком всегда в ровном, спокойном тоне, без ноток раздражения, нетерпения и гнева. Не должно быть противоречия между требованиями отца и матери, родителей и воспитателей. Упрямым детям приказания рекомендуется делать не в категорическом тоне, а в виде просьбы. Если протест ребенка очень бурен, лучше не настаивать на выполнении приказания. Никогда нельзя применять телесных наказаний, так как они не только причиняют боль, но оскорбляют и озлобляют ребенка, травмируют его нервную систему.

 

 Вывод

1. В дошкольном возрасте нервная система постепенно становится более устойчивой.    Ребенок 3—4 лет может несколько часов подряд находиться в активном, бодром состоянии, однако  любое стороннее раздражение приводит к неустойчивости  его внимания и резко выраженной  эмоциональности.

 Ребенок  5—6  лет с охотой занимается разными видами деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией и т.д.). Но во время занятий он, как правило, неусидчив, легко отвлекается. Если занятие продолжается более 15 минут,  появляются первые признаки утомления: рассеянное внимание, потеря интереса к работе и отказ от неё. Утомление, как правило, сопровождается субъективным ощущением усталости и все усиливающимся желанием прекратить работу, отдохнуть.  Организация правильного режима дня с соблюдением основных гигиенических требований, эмоциональное равновесие  оказывает существенное влияние на состояние  нервной деятельности ребёнка.   Индивидуальные и групповые занятия, смена видов игровой деятельности  должны способствовать   хорошему настроению,  доставлять  детям удовольствие, помочь снять утомление. 

 Утомление,  повторяющееся изо дня в день, не проходящее после дневного и ночного отдыха, переходит в  хроническое  переутомлении.  Такие дети легко утомляются, у  них низкая  работоспособность,   повышенная  восприимчивость к болезням.

2. По мере   усложнения  процессов развития  высшей нервной  деятельности действие  внешних  раздражителей   сказывается на поведении ребенка.

 При слабом типе высшей нервной деятельности ребенок становится пугливым, обидчивым, часто плачет, дрожит, а при возбудимом типе — недисциплинированным, капризным, вспыльчивым, чрезмерно подвижным, суетливым. Таких детей называют нервными. Дети других двух типов (уравновешенного подвижного и уравновешенного медленного) также могут быть нервными, но у них нервность, как правило, проявляется значительно слабее.

 Предрасположение к нервности бывает врожденным и приобретённым.  Если    во время беременности мать перенесла тяжелую болезнь или нервное потрясение, плохо питалась, потребляла алкогольные напитки,    признаки нервности часто проявляются уже  в первые дни после рождения: ребенок много кричит, спит беспокойно.    Причиной  приобретённой нервности может быть  родовая травма, неправильное питание, несоблюдение нормального режим,  различные заболевания.   Большое влияние на развитие приобретённой нервности оказывает окружающая ребёнка обстановка:  семейные ссоры, грубые перебранки,  быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам и захваливанию, частые замечания и запрещения, подавление инициативы.

3. У нервных детей  негативное, т. е. отрицательное, отношение к внешним воздействиям может часто повторяться и стать характерной чертой поведения. Эта черта поведения, называемая негативизмом,— одно из частых проявлений детской нервности. 

4. Также  одним  из проявлений  нарушений высшей нервной деятельности  детей  является страх. У здорового  ребёнка  испуг не вызывает  негативных последствий.  Иное  дело необоснованные и непреодолимые  страхи, свойственные многим нервным  детям.  Постоянные страхи угнетают  ребенка, подавляют его активность.  Нередко в развитии нервности  основную роль сыграли семейные  неурядицы.

5. Чрезмерно сильные раздражения  могут вызвать более серьезные нарушения нервной деятельности, которые принято называть неврозами. Чрезмерно сильные воздействия, травмирующие нервную систему, могут вызвать невроз у любого ребенка, что приводит к появлению судорожных припадков, к заиканию, изменению сердечной деятельности или к другим патологическим явлениям.   Однако чаще всего невротическое состояние появляется у детей со слабым типом высшей нервной деятельности и с неуравновешенным, или возбудимым, типом. У детей двух уравновешенных типов — подвижного и спокойного — такие же воздействия чаще всего вызывают лишь временные и менее выраженные нарушения, которые позднее бесследно исчезают. Иными словами, ребенок с сильным уравновешенным типом высшей нервной деятельности легче противостоит травмирующим воздействиям.

6. Лечить нервных детей, особенно страдающих неврозами, должен врач. Но предотвращать  развития неврозов должны люди,  окружающие  и воспитывающие  ребенка -  устранить то, что может нанести ущерб высшей нервной деятельности ребенка.    Этому способствуют  подвижные игры, а в дальнейшем и спорт. 

У нерешительных детей надо пробуждать активность, прививать им навыки самообслуживания, всячески стимулировать их деятельность, давать им ряд посильных заданий все возрастающей трудности. Неуемную активность возбудимых детей надо направлять по разумному пути, заполняя жизнь ребенка игрой, физическими упражнениями, трудом.

В целях предупреждения детского негативизма взрослые не должны препятствовать проявлению их самостоятельности.    Родители и воспитатели должны разговаривать с ребенком всегда в ровном, спокойном тоне, без ноток раздражения, нетерпения и гнева.   Никогда нельзя применять телесных наказаний, так как они не только причиняют боль, но оскорбляют и озлобляют ребенка, травмируют его нервную систему.

 

Литература :

  1. А.Н.Кабанов, А.Б.Чобовская. Анатомия, физиология и гигиена  детей дошкольного возраста. Москва. Просвещение 1991г.

  1. М.Р.Сапин, В.И.Сивоглазов. Возрастная анатомия и физиология. Москва , 2007г.


Информация о работе Нарушение высшей нервной деятельности детей