Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:28, реферат

Краткое описание

Здоровье - понятие комплексное. Оно зависит от социально – экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений и других факторов.

Содержание

1.Введение
2.Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста
3.Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста
4.Вывод
5.Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Анатомо-физиологические особенности.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

При плеврите между листками плевры нередко накапливается жидкость, при всем этом возникают боли, нарастающие при глубочайшем дыхании, кашле, движении тела, одышка. В таковых вариантах состояние облегчается в положении полусидя либо лежа на нездоровой стороне.

Бронхиальная  астма— болезнь органов дыхания аллергической природы, связанное с завышенной чувствительностью организма к разным субстанциям растительного, звериного, в т. ч. микробного, либо неорганического происхождения.

В домашних критериях нездоровой БА нуждается  в особо серьезных гигиенических  критериях. Из его комнаты нужно  убрать все, что может возбудить  аллергическую реакцию: подушечки  и перины из перьев и пуха, цветочки, одеколон, духи, убрать кухонные запахи, закончить курение. Помещение, где находится нездоровой, нужно отлично проветривать, убирать лишь мокроватым методом, нередко поменять белье для постели. Огромное значение имеет дыхательная гимнастика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Размещено на A

 

 

 

 

 

 

 

3.Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста.

Дошкольный  период (3–7 лет)

Для этого периода  типично 1-ое физиологическое вытяжение, нарастание массы тела несколько  замедляется. Выпадают молочные зубы и  начинается рост неизменных. В этот период иммунная защита добивается известной зрелости. На данном шаге активно развивается ум, существенно усложняется трудовая деятельность. К 5 годам малыши свободно молвят на родном языке, верно употребляют склонения и спряжения. Улучшается память. Игры получают абстрактный нрав. Совершенствуются тонкие координационные движения. Начинают проявляться различия в поведении мальчишек и девченок: у девченок в игре возникает заботливость, у мальчишек – подвижность и сила. Формируются личные интересы и увлечения, самолюбие. Появляются сложные отношения с различными детками и взрослыми. Чувственные проявления стают сдержаннее.

 

Эндокринная система. В возрасте 6-7 лет наблюдается некоторое ускорение роста, т.н. первое физиологическое вытяжение, в это же время проявляются различия в поведении мальчиков и девочек. Активное участие в этих процессах принимают такие железы, как щитовидная, надпочечники, гипофиз. Начинается "подготовка" половых желез к периоду полового созревания.

Заболевание:

Ожирение — это состояние, которое  характеризуется наличием избыточного  веса более 10%. Проблема эта — следствие   современного образа жизни, и в первую очередь неправильного питания.Говоря простым языком, ожирение развивается тогда, когда нарушается знергетический баланс, т.е. поступление энергии в организм превышает ее расход.Причин этому немало, но все-таки на первом месте стоит неправильное питание.

По современной классификации  ожирение может быть первичным и  вторичным.

Первичное — разделяется на алиментарное ( в результате банального переедания) и  

                         экзогенно-конституциональное, связанное с наследственностью. Конечно, наследственность является сильным фактором в развитии ожирения.Но задача родителей с ожирением заключается в том, чтобы предотвратить это состояние у своего ребенка.А это не так уж сложно, было бы понятие и желание — изучить и кормить ребенка правильными продуктами, заниматься спортом, и хотя бы раз в полгода показывать детскому эндокринологу.

Впоследствии ребенок сам это поймет ( благодаря родителям), оценит и, поверьте, он никогда не будет толстеть и не допустит ожирения у своих детей.

Вторичное ожирение — может возникать  вследствие некоторых врожденных и  приобретенных заболеваний, в том  числе и эндокринных.Например, при недостаточности функции щитовидной железы.

Приблизительно у 30 % детей, страдающих ожирением, избыточная масса тела сохраняется  до периода полового созревания, когда  происходит полная перестройка организма, в том числе и гормональная.

Существуют 3 критических периода  в жизни ребенка.Именно в эти  периоды  самая высокая вероятность развития ожирения: 

   1. Ранний детский возраст — 0-3 года.  

   2. Дошкольный возраст — 5-7 лет. 

   3. Подростковый возраст — 12-17 лет.  

   Группа риска по вероятности развития ожирения. 

     — это дети, чьи родители или ближайшие родственники страдали ожирением, сахарным диабетом или другой эндокринной патологией.  

    — малыши, рано переведенные на искусственное вскармливание. 

   — недоношенные дети. 

   — новорожденные с очень низкой массой тела. 

   — дети с различными наследственными и эндокринными патологиями.

Симптомы ожирения. 

Различают 4 степени ожирения: 1- превышение массы тела на 10-29 %. 

                                                                        2 — на 30-49 %.  

                                                                        3 — на 50-99 %. 

                                                                        4 — свыше 100 %.

Какую роль в организме выполняет  жировая ткань?  Она сохраняет тепло, осуществляет механическую защиту, стабилизирует положение внутренних органов, сосудов и нервов.Она совершенно необходима для активации женских половых органов, без чего невозможно нормальное половое созревание девочек.

Но в то же время избыток жировой ткани может привести  к таким неприятным и тяжелым последствиям, как сахарный диабет. К другим последствиям еще относятся сердечно-сосудистые заболевания, изменение работы органов пищеварения  ( склонность к образованию желчных камней ), нарушения функции половых желез ( недоразвитие половых органов у мальчиков и нарушение менструальной функции у девочек), а также плоскостопие, остеопороз, снижение иммунитета, предрасположенность к онкологическим заболеваниям таких органов, как матка, молочная железа и толстая кишка. 

  

 Лечение ожирения.

Основное при лечении — это  правильное питание и увеличение двигательной активности.Необходим  только периодический контроль уровня холестерина крови.Важная задача при  этом — замедление процесса отложения жира в подкожной клетчатке и максимальный расход имеющихся его запасов.

Детей лучше кормить небольшими порциями и почаще, 5-6 раз в сутки.Это  позволит избежать переедания.Основное количество пищи ребенок должен получать в первой половине дня, когда уровень физической активности максимальный.

К завтраку и обеду лучше готовить мясные и рыбные блюда, а на полдник  и ужин давать ребенку молочную и  овощную пищу.Овощи давать лучше  сырыми в виде салатов. Отдавать предпочтение нежирным сортам мяса, птицы и рыбы, нежирному творогу или сыру.Сливки и топленое молоко ограничить. А вот белый хлеб, сладкие блюда, макаронные и кондитерские изделия надо полностью исключить из рациона ребенка.Для подслащивания чая использовать заменители сахара, например, ксилит.

А вообще , индивидуальные рекомендации по составлению диеты целесообразно получить у врача — диетолога.

Медикаментозная терапия при ожирении исключается.Только детям старше 14 лет иногда назначают препараты, которые снижают аппетит.

 

Нервная система. Закладываются основы интеллекта. Дети охотно запоминают стихи, с увлечением рисуют, забавно сочиняют, переиначивая услышанные сказки. Маленькие поэты, художники, писатели -- "невсамделишные", но по сути своей кладезь потенциальных творческих возможностей -- не для восторгов, а для пристального к ним внимания. Они приобщаются и к начаткам морали, не просто покорно принимая "так делать хорошо, а эдак плохо", но и пытаются осмыслить "почему?". Как "попугаи" повторяют многие действия взрослых, выбирая, как правило, моделью близких родственников. Поддерживать уравновешенные, доброжелательные взаимоотношения -- лучшего и пожелать всем нельзя. А при невозможности избежать иного, помнить, что в семейных "сценах" лишний свидетель - всегда ребенок.

Заболевание:

В этом возрастном периоде детям свойственна неустойчивость нервных процессов: дети не могут длительно удерживать активное внимание, легко отвлекаются на посторонние раздражители, быстро утомляются. Чрезмерная нагрузка у детей 4—6 лет может привести к сильному утомлению, падению координации и точности движений, резкому уменьшению произвольного внимания и работоспособности. 
 
По мере возрастания силы и подвижности нервных процессов функции восприятия и внимания на пятом и шестом годах жизни становятся все более устойчивыми и управляемыми, поэтому дети этого возраста более внимательны и работоспособны. 
 
На пятом году жизни дети существенно овладевают речевой функцией: активный словарь ребенка на пятом году жизни приближается к двум тысячам. 
 
Важнейшее значение для развития детей дошкольного возраста приобретают различные игры и речь. Коллективные игры со сложным сюжетом, осмысленными взаимоотношениями, активной деятельностью, четким выполнением задачи и распоряжений существенно стимулируют развитие детей. Речь ребенка становится сложной, с богатым запасом слов. На пятом году жизни дошкольники в большинстве своем овладевают артикуляцией и правильно произносят звуки. Дефекты речи (неустойчивость произношения, косноязычие) еще довольно часты и больше распространены среди детей, отстающих в физическом развитии.

 

реди различных форм нервно-психических  нарушений у детей раннего  и дошкольного возраста наиболее часто встречаются невропатия, или  ранняя детская нервность, судорожные состояния, неврозы, поведенческие  расстройства, умственная отсталость, значительно реже детский аутизм.

Важное условие раннего выявления  заболевания – это знание родителями форм проявлений того или иного болезненного состояния, а также постоянное медицинское  наблюдение за ребенком. Малыш, даже посещающий ясли или детский сад, проводит значительную часть времени дома, а некоторые дети воспитываются только в домашних условиях. Это обязывает родителей следить за физическим и психическим здоровьем ребенка, предупреждать появление нервно-психических нарушений, посещать участкового врача. Врач не только контролирует рост и массу тела, он следит за развитием двигательных и психических функций, изучает условия жизни ребенка, определяет отношение родителей к ребенку, выясняет, насколько они могут обеспечить правильное воспитание. Родители должны прислушиваться к замечаниям врача, выполнять указания по профилактике различных заболеваний и т. д. Даже при незначительных нервно-психических расстройствах нужно немедленно обращаться к психоневрологу.

 

Пищеварительная система. Для нормального роста и развития ребенка необходимо постоянное поступление в организм питательных веществ, получаемых с пищей. Переработка пищи, передача питательных веществ в кровь и удаление шлаков (каловых масс) осуществляется в пищеварительном тракте, каждый отдел которого выполняет определенную функцию. 
Начальный этап пищеварения — размельчение пищи — происходит с помощью жевательных движений зубочелюстной системы. В полости рта 3летнего ребенка имеется 20 молочных зубов, по 10 на верхней и нижней челюсти. Ребенок откусывает пищу четырьмя резцами и двумя клыками на каждой челюсти. За клыками располагаются по 2 жевательных зуба. В возрасте от 3 до 7 лет прорезываются новые постоянные жевательные зубы и начинается смена молочных зубов. В этот период большое значение приобретают меры, способствующие правильному формированию зубочелюстной. системы и предупреждению кариеса зубов. Условием хорошего пережевывания пищи является правильное взаиморасположение зубов верхней и нижней челюстей, т.е. правильно сформированный прикус. 
Пищеварение связано с выделением (секрецией) слюны и пищеварительных соков. Усиленная секреция возбуждает аппетит и улучшает пищеварение. В числе факторов, влияющих на секрецию пищеварительных соков у детей дошкольного возраста, помимо строгого регламента приемов пищи, характера меню, внешнего оформления блюд и др., следует назвать характер деятельности. Физические нагрузки, например подвижные эмоциональные игры, труд на участке, у большинства детей вызывают временное снижение секреции пищеварительных соков. Восстанавливается она не ранее чем через 25—30 мин после прекращения деятельности. Это следует учитывать при планировании прогулок. 
Характерной особенностью пищеварительной системы дошкольников является более низкая ферментная активность пищеварительных соков, повышенная всасываемость стенок кишечника, незаконченность развития нервного аппарата. В связи с этим особое значение приобретает правильная организация питания. Даже незначительные отклонения в питании детей способствуют возникновению функциональных расстройств, нередко болезненных состояний органов пищеварения, отрицательно отражаются на обмене веществ.

Заболевание:

Среди неприятных и болезненных состояний, наиболее распространенных у детей, диарея (по простонародному, понос) занимает почетное место. Среди основных причин поноса у ребенка, могут быть инфекции, дисбактериоз кишечника, переедание, стресс и прочее. 
 
Продолжительность диареи – в среднем 1-2 дня. Понос  у ребенка начинается остро, жидким стулом (4-5 раз и чаще в день), иногда со следами слизи и крови. Также существует хроническая диарея, которая продолжается длительное время (от 2-3 недель до месяца). Хроническая форма может указывать на серьезные заболевания органов пищеварительной системы.

Понос у детей дошкольного возраста:

-Заражение кишечника болезнетворными микробами (дизентерийная палочка, стафилококк, сальмонелла). Как правило, такого типа поносы возникают в летнее время. 
 -Вирусом (вирус ЭКХО, аденовирус) может быть поражен не только кишечник, но и весь организм. Понос является основным симптомом, однако кроме того повышается температура тела, появляются, выделения из носа, раздражение горла. Поносы, вызванные вирусом, возникают в круглогодично. 
 -Инфекционные поносы бывают разных видов и различной степени тяжести. 
 -Неправильное питание реже бывает причиной поноса, в частности: переедание, избыточное употребление в пищу фруктов, аллергия на молоко провоцирует обычный понос без ухудшения общего состояния.

 

Срочно обратиться за медицинской  помощью:

-Лихорадка (температура выше 38,3 градусов).

-Жидкий стул более 10 раз в  сутки.

-Черный, дегтеобразный стул или  стул со слизью и кровью.

-Сильная боль в животе.

-Отеки.

-Отсутствие мочеиспускания.

-Имеются подозрения, что причиной  диареи является лекарственные  препараты.

-Большая потеря воды (обезвоживание).

-Продолжительность диареи –  более 3 дней.

-Ухудшение общего состояния  (видимого улучшения в состоянии  не наступает)

При возникновении  диареи необходимо обратиться к врачу  общей практики (терапевту, педиатру, семейному врачу). Он оценит общее состояния больного, серьезность заболевания, назначит необходимые обследования, анализы, лечение или профилактические меры. Может также понадобиться консультация гастроэнтеролога.

Дыхательная система. В дошкольном возрасте продолжается развитие органов дыхания. Одной из особенностей бронхолегочной ткани у дошкольников является большое количество кровеносных и лимфатических сосудов. Обильное кровоснабжение слизистой оболочки гортани, трахеи и бронхов является причиной более выраженных воспалительных реакций у детей дошкольного возраста в виде отеков слизистой оболочки и влажного кашля при острых респираторных заболеваниях. 
 
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) уже в 4 года достигает 1,1 л, частота дыхания — 27—28 в минуту. Затем ЖЕЛ с возрастом, особенно с 5 лет, начинает существенно увеличиваться (1,2—1,4). Увеличивается и экскурсия ("расширение и сжатие") грудной клетки при вдохе и выдохе. Минутный объем легких у 5-летних детей достигает 5800 мл, возрастает сила дыхательных мышц. 
 
Система дыхания дошкольников очень чувствительна к вредным примесям воздуха (в том числе табачному дыму) и присутствию болезнетворных микробов. Поэтому необходимо постоянно заботиться о чистоте воздуха в квартире и комнате ребенка. Это требование легко обеспечить правильным сквозным проветриванием всех помещений, влажной уборкой с добавлением дезинфицирующих веществ.

Информация о работе Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста