Эффективность специализации и кооперирования производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - определение экономической эффективности от кооперирования и специализации производства. Задачи исследования: а) Рассмотреть основные экономические процессы на предприятии и определить предпосылки специализации и кооперирования производства; б) Дать определение понятиям специализация» и кооперирование» производства, рассмотреть их сущность и содержание; в) Определить основные показатели экономической эффективности специализации и кооперирования производства;

Содержание

Введение

1.Специализация и кооперирование

1.1 Сущность специализации и кооперирования

1.2 Формы специализации и кооперации

1.3 Показатели специализации и кооперирования

1.4 Организационные основы специализации и кооперирования

1.5 Планирование специализации и кооперирования

2. Экономическая эффективность

2.1 Понятие об эффекте и эффективности

2. 2 Методические подходы к выбору инструментария расчета эффективности

2.3 Эффективность и сфера интересов предприятия

2.4 Доходы и расходы предприятия как основа формирования показателей экономической эффективности

2.5 Экономический эффект и вопросы ценообразования

2.6 Показатели экономической эффективности

Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.docx

— 59.70 Кб (Скачать файл)

Одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики  является максимальная ответственность  предприятий за результаты своей  деятельности (как положительные, так  и отрицательные). Это условие  отражено в известном принципе интернализации экстерналий. Это означает, что максимальное количество производимых предприятием внешних эффектов - экстерналий - должно быть переведено в ощущаемые предприятием внутренние показатели (издержки, доходы) -- интерналии. В свете сказанного все генерируемые предприятием (конкретным хозяйственным мероприятием) эффекты могут условно быть дифференцированы на следующие группы:

* внутренние эффекты предприятия,  воспринимаемые

его системой хозрасчета (интерналии);

* внешние эффекты (экстерналии), которые предприятие в состоянии превратить во внутренние посредством установления цены на производимые изделия и услуги;

* внешние эффекты (экстерналии), которые предприятие заинтересовано превратить во внутренние, но может это сделать лишь с помощью экономических инструментов (например, налоговых льгот, дотаций, пр.) государства или субъекта территории (муниципалитета); к подобным экстерналиям следует отнести благоприятные эффекты экологического и социального характера, которые могут быть использованы в общественных сферах, а также экономическими субъектами.

* внешние эффекты/издержки (экстерналии), которые предприятие не заинтересовано превращать во внутренние, и об этом должны побеспокоиться государство или субъект территории; это различные негативные последствия нарушения предприятием природной среды, которые воспринимаются всем обществом.

 

2.4 Экономический эффект и вопросы ценообразования

 

Каким образом производитель  и потребитель делят между  собой экономический эффект от использования  потребляемого товара? Производитель продает» потребителю эффект, контуры которого формируются в его проектных бюро и производственных цехах. При этом и производитель, и потребитель претендуют получить выгоду от заключаемой сделки. Инструментом поиска подобного компромисса является цена.

Цена - это то количество благ (в частности, денег), за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить данный товар (изделие или услугу). В том случае, если данный товар приобретается потребителем для дальнейшего получения дохода, его выгода обретает форму конкретных денежных поступлений. Таким образом, экономические отношения между производителем и потребителем могут быть выражены адекватным стоимостным аппаратом, где связующим звеном является цена продаваемого товара (изделия).

 

2.5 Показатели экономической эффективности

Показатели экономической  эффективности условно можно  дифференцировать на две группы: частные  и обобщающие.

Частные показатели экономической  эффективности характеризуют отдельные (частные) стороны экономического производственного  или (коммерческого) процесса.

Обобщающие показатели экономической  эффективности характеризуют результативность деятельности всей экономической системы  в целом (предприятия, субъекта, территории, национальной экономики).

 

Обобщающие показатели служат основанием для принятия решений  на уровне системы в целом. Эти  решения направлены на совершенствование  или трансформацию упомянутых субъектов.

В одних случаях необходимо обосновать выбор ресурсов для достижения конкретных целей, в других - выбор направлений деятельности экономической системы (инвестирования средств). Частные показатели позволяют обосновать решения по совершенствованию отдельных компонентов производственных процессов. Частные показатели являются основой для расчета обобщающих. В этом смысле обобщающие показатели являются целью выполняемых расчетов, а частные - их средством.

 

Подготовка к расчету  экономической эффективности предполагает решение двух взаимосвязанных задач.

 

Во-первых, необходимо определить, каким образом различные натуральные (неденежные) параметры могут быть переведены в стоимостные оценки (доходы или расходы), характеризующие частные показатели эффективности.

 

Во-вторых, необходимо объединить отдельные частные стоимостные  оценки, различающиеся экономическим  содержанием, временным интервалом, местом в жизненном цикле изделия, отношением к экономическим интересам  хозяйствующего субъекта, в единые показатели эффективности, характеризующие данную экономическую систему в целом.

 

При оценке экономической  эффективности экономист должен хорошо чувствовать технические  параметры, изменение которых может  материализоваться в значениях  экономического эффекта.

 

В частности, при внедрении  новой техники в числе основных таких параметров следует выделить:

 

- материалоемкость производимой  продукции;

 

- энергоемкость производственных  процессов;

 

- трудоемкость изготовления;

 

- технологические показатели (например, удельный вес стандартных  или заимствованных деталей, пр.);

 

- при эксплуатации техники:

 

- расходные показатели (расход  материалов, энергии, топлива на  единицу работы);

 

- ограничения по условиям  эксплуатации (предельный диапазон  температур, устойчивость к коррозии, сезонность работы, ограничения  к используемым материалам, пр.);

 

- производительность (скорость, грузоподъемность, пр.);

 

- долговечность, надежность;

 

- ремонтопригодность;

 

- эргономичность.

 

Экономический анализ позволяет  определить, как изменение каждого  из технических или социальных параметров может влиять на стоимостные доходные или затратные характеристики.

 

Расчет частных оценок (доходов и расходов) по каждому  из параметров, характеризующих отдельные  стороны работы оборудования (по каждой причине, вызвавшей тот или иной эффект), позволяет перейти к определению  обобщающих показателей эффективности.

 

В экономической теории выделяют две группы обобщающих показателей: абсолютные и сравнительные.

На практике болee распространенными ситуациями являются случаи, когда у сравниваемых вариантов неизменными остаются либо затраты (инвестиционная целевая установка), либо результаты/эффекты (ресурсная целевая установка). Иными словами, при подстановке в формулу 2.2 постоянным оказывается либо знаменатель, либо числитель. В этих условиях преимущества получают варианты, у которых соответственно оказывается больше числитель или меньше знаменатель. В первом случае показателем сравнительной экономической эффективности оказывается разница эффектов , во втором - разница затрат .

 

 

 

Заключение

 

Экономическая эффективность  производства определяется величиной  полученной прибыли. Именно поэтому, для  правильной оценки экономической эффективности  производства в целом или по конкретным видам продукции, необходимо установить, какой доход может принести выпуск той или иной продукции и какие  при всём этом расходы понесёт  предприятие. Конечным результатом  деятельности любого предприятия является создание рыночного продукта. Процесс  производства сопровождается взаимодействием  производителя с поставщиками необходимых  ресурсов, реализация же продукта приводит к возникновению отношений производителя  с потребителями. Все это в  совокупности выражает складывающееся на рынке фактически соотношение  спроса и предложения. Рыночные отношения  представляют собой по существу осуществляемый на добровольной основе обмен ценностями в разнообразных его формах в  результате совокупного товарного  и денежного обращения. Производственные процессы осуществляются в рамках предприятий, ограниченных имущественным комплексом, трудовым коллективом и территорией  деятельности. Обменные операции выполняются  за рамками предприятия, участниками  их становятся контрагенты. Производство в конечном итоге образует материальную основу любой экономики. От того, в  какой мере в стране развито производство зависит в целом экономика  этой страны. В свою очередь, источниками  любого производства являются ресурсы, которыми располагает то или иное общество.

 

Росту производства, увеличению качества продукции, способствует специализация  и кооперирование производства. В  узком смысле, специализация производства - это сосредоточение основной деятельности предприятия на производстве узкого круга продукции. В широком смысле, специализация производства - это  форма общественного разделения труда; сосредоточение производства отдельных  видов продукции или ее частей в самостоятельных отраслях, производствах, на специализированных предприятиях. Специализация производства способствует увеличению производства продукции, повышению  ее качества, росту производительности труда. Кооперирование производства - форма производственных связей между  специализированными предприятиями, совместно изготовляющими определенную продукцию. Кооперирование производства обусловлено ростом общественного и территориального (географического) разделения труда. По территориальному признаку кооперирование производства подразделяется на внутрирайонное и межрайонное, по отраслевому - на внутриотраслевое и межотраслевое. При кооперировании все предприятия сохраняют самостоятельность. Кооперирование - результат развития общественного разделения труда, специализации производства и условие их дальнейшего углубления. В промышленности кооперированием охватывается лишь часть производственных связей, например поставки заготовок, деталей, узлов по взаимосогласованным техническим условиям заводам, выпускающим готовые машины и оборудование. Большая часть поставок сырья, материалов и т. д. обеспечивается органами материально-технического снабжения. Наибольшее развитие кооперирование получило в отраслях, производящих сложную продукцию, состоящую из многих частей и деталей (например, в машиностроении). Кооперирование ведёт к снижению издержек производства и способствует увеличению масштабов производства, более полному использованию производственных мощностей, повышению экономической эффективности производства. В промышленности кооперирование организуется как по территориальному, так и по отраслевому принципу.

 

Рост эффективности производства тесным образом связан с процессом  минимизации затрат и ростом качества выпускаемой продукции. Залог успеха - оптимальное сочетание цены и  качества продукции. Именно поэтому  под эффективностью производства понимается рациональное потребление ресурсов (факторов) производства, направленное на выпуск качественной продукции, пользующейся спросом у покупателя.

 

В курсовой работе были определены основные факторы производства, рациональное сочетание которых позволяет  достигнуть желаемого результата - роста эффективности самого производства. На процесс эффективности производства оказывают многие, как внешние, так  и внутренние факторы производства, такие как, себестоимость продукции, объём производства, цена продукции  и многие другие факторы. Их рациональное сочетание в итоге ведёт к  желаемому результату.

 

Список используемой литературы  

 

1.   Колесов, В.П. Кулаков, М.В. Международная экономика: Учебник/В.П. Колесов, М.В. Кулаков.- М.: ИНФРА - М, 2004.- 474с.

2.   Ломакин, В.К. Мировая экономика: Учебник.- 3-е изд. перераб. и доп./В.К. Ломакин.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007.- 672с.

3.   Маслов, Д.Г. Мировая экономика/Д.Г. Маслов.- Пенза: ПГУ, 2004.-153с.

4.   Мировая экономика/под ред. Ю.А. Щербанина.- М.: Юнити - Дана, 2004.- 318с.

5.   Михайлушкин, А.И., Шимко, П.Д. Международная экономика: Учебник/А.И. Михайлушкин, П.Д. Шимко.- М.: Высшая школа, 2002.- 336с.

6.   Носова, Н.С., Роньшина Н.И. Международные экономические отношения/Н.С. Носова, Н.И. Роньшина.- М.: ЭКСМО, 2008.- 160с.

7.   Современная экономика.- Ростов - на - Дону: Феникс, 2007.- 608с.

8.   Стрыгин, А.В. Мировая экономика: Учебник.- 2-е изд. перераб. и доп./А.В. Стрыгин.- М.: Экзамен, 2004.- 512с.

 


Информация о работе Эффективность специализации и кооперирования производства