Экономические методы природопользования и охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:46, дипломная работа

Краткое описание

Экономический механизм охраны окружающей среды имеет определенные инструменты воздействия на материальные интересы природопользователей.
Лимитирование природопользования – плата за сверхлимитное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды в несколько раз превышает плату за использование и загрязнение в пределах установленных предприятию нормативов (лимитов).
Платность природопользования - плата за использование практически всех природных ресурсов, за загрязнение окружающей среды, размещение в ней отходов производства и за другие виды воздействия. Внесение платы за использование и загрязнение не освобождает природопользователя от выполнении мероприятий по охране окружающей среды и возмещению ущерба.

Вложенные файлы: 8 файлов

Экономические методы природопользования и охраны окружающей среды.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Экологическая экспертиза и мониторинг.doc

— 42.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

схемы , ресурсы, отходы.doc

— 103.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

схемы, кризисы, эволюция.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Проблема отходов.doc

— 428.50 Кб (Скачать файл)

Первым шагом в этом направлении стала конференция ООН по охране окружающей среды в Стокгольме в 1972 году. Одним из важных решений Стокгольмской конференции была рекомендация по созданию глобальной системы мониторинга окружающей среды (YEMS).

В 1974 г. в Найроби была образована межправительственная комиссия по системе глобального мониторинга, разработана первая схема организации мониторинга антропогенных загрязнителей. Тогда же был уточнен список наиболее опасных загрязнителей для учета их при организации мониторинга. Загрязнители оценивались по различным критериям, в т. ч. по воздействию на здоровье человека; влиянию на климат или экосистемы; склонности к разрушению в природной среде; способности накапливаться в пищевых цепях; возможности химической трансформации во вторичные токсические или мутагенные вещества и другим.

Следует отметить, что еще до этого в нашей стране под руководством известного ученого Ю.А. Израэля были разработаны научные основы мониторинга, которые доложены на заседании Совета управляющих Программ ООН по проблемам окружающей среды (ЮНЕП) в Найроби, а затем и на других международных симпозиумах и совещаниях.

В последующем вопросы мониторинга  окружающей среды неоднократно обсуждались на различных уровнях, как национальных, так и международных правительственных и общественных организаций, что находило отражение в многочисленных печатных изданиях (сборники труды и т. д.), посвященных проблемам мониторинга окружающей среды. Так, например, исключительный интерес представляют труды Международных симпозиумов «Комплексный глобальный мониторинг загрязнения окружающей природной среды», состоявшихся в 1978 и 1982 гг., пять томов сборника «Проблемы экологического мониторинга и моделирование экосистем», изданных Институтом прикладной геофизики в 1978—1982 гг.

В настоящее время в  России создана и функционирует Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСМ). В связи с этим был принят государственный стандарт определения понятия «мониторинга окружающей природной среды» — это система наблюдения и контроля. проводимых регулярно по определенной программе для оценки состояния окружающей среды. анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения" (ГОСТ Р22.1.02-95).

Таким образом, объектом мониторинга  является окружающая природная среда.

Как уже было ранее сказано  в определении (глава 1), окружающую среду следует рассматривать как совокупность факторов и элементов, способных оказывать прямое влияние на живой организм на любой из стадий индивидуального развития.

В настоящее время, с  развитием антропосферы, необходимо учитывать прямую и обратную связь между деятельностью человека и состоянием окружающей среды, что позволяет сделать мониторинг.

Таким образом, задачи и цели мониторинга  окружающей природной среды будут следующие:

  • наблюдение за состоянием окружающей среды;
  • выявление факторов и источников антропогенного воздействия на окружающую среду;
  • определение степени антропогенного воздействия на окружающую среду;

— оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.

Основные цели и задачи мониторинга  окружающей среды представлены на схеме (К..С. Бурдин, 1985).

 


 

Наблюдение за состоянием окружающей среды, по сути, представляет собой сбор информации о фактическом состоянии объектов окружающей среды; об источниках загрязнения; об основных изменениях в состоянии окружающей среды под воздействием загрязнителей. В соответствии с целями и задачами мониторинга сбор информации о состоянии окружающей среды относится к системе так называемого «диагностического» мониторинга, который служит основой для оценки наблюдаемых изменений, составления прогнозов возможных изменений окружающей среды, предотвращения отрицательных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду и разработки стратегии оптимальных взаимоотношений общества и окружающей среды.

Таким образом, весь процесс технологии мониторинга можно представить в виде алгоритма:

измерение —> анализ —> описание —» моделирование —> оптимизация.

Подобный алгоритм действий характерен для любого вида мониторинга окружающей среды.

 Виды мониторинга

Мониторинг состояния окружающей среды предусматривает постоянное наблюдение за процессами, происходящими в природе и техносфере, с целью предвидения изменений их качества, ухудшения среды обитания человека, деградации биосферы.

В зависимости от конкретных целей, задач, объектов наблюдения различают несколько видов мониторинга. Так, например, существует понятие общего мониторинга, объектом исследования которого является, по мнению академика И.П. Герасимова (1975), «многокомпонентная совокупность природных явлений, подверженная многообразным естественным динамическим изменениям и испытывающая разнообразное воздействие и преобразование ее человеком».

Для конкретизации действий и удобства рассмотрения общий мониторинг он подразделяет на следующие блоки:

  • биоэкологический;
  • геоэкологический;
  • биосферный.

В каждый из этих блоков могут  быть включены определенные виды мониторинга в зависимости от конкретных объектов наблюдения. В свою очередь, структура отдельного вида мониторинга может состоять из отдельных подсистем или подпрограмм из других видов мониторинга.

Один из вариантов структуры  видов мониторинга окружающей среды представлен на схеме (И.С. Бурдин, 1985).

Структура видов  мониторинга

Приведенная на схеме структура  не является полной классификацией всех возможных видов мониторинга окружающей среды. Между отдельными видами мониторинга не всегда представляется возможным провести четкую грань, поскольку, как было сказано ранее, отдельные виды мониторинга могут быть использованы другими или входят в их структуру,

В настоящее время наибольшую актуальность приобретает мониторинг антропогенных изменений, так как именно техногенное и(или) хозяйственное воздействие человека на окружающую среду приносит опасные изменения в экологические системы, ландшафты, природные комплексы. Основой для этого служит фоновый мониторинг в неизмененных или малоизмененных природных

комплексах.

Исключительно важное значение имеют результаты фонового мониторинга в процессе биосферного мониторинга, предназначенного для определения глобально-фоновых изменений в окружающей природной среде под усиливающимся антропогенным воздействием.

Последствиями антропогенного «давления» на биосферу могут быть изменения циркуляции газов между океаном и воздушной оболочкой Земли, погодно-климатических условий на планете, нарушение озонового слоя, загрязнения Мирового океана нефтью и нефтепродуктами, нарушение естественных мест обитания и путей миграции в животном мире, нарушение биогеоценозов и т. д. И подобным нарушениям имеются веские аргументы, полученные при биосферном мониторинге.

Неотъемлемой частью биосферного  мониторинга являются биосферные заповедники (заказники), позволяющие поддерживать стратегию биоразнообразия.

В Российской Федерации  создана и функционирует Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), общее руководство которой осуществляет Госкомэкологии России. Кроме того, Госкомэкология координирует деятельность всех заинтересованных ведомств в области наблюдений за состоянием окружающей среды.

Госкомэкология и ее учреждения организуют и ведут:

  • мониторинг источников <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char"

проблема народонаселения.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Природоохранное законодательство.doc

— 51.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Природа и общество.doc

— 40.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Экономические методы природопользования и охраны окружающей среды