Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 18:19, шпаргалка

Краткое описание

1. Отраслевая структура национальной экономики: понятие , межотраслевые комплексы.
2. Классификация отраслей промышленности.
3. Факторы влияющие на динамику изменения структуры отраслей промышленности.
4. Предприятие: понятие, состав, главная задача создания и основные признаки.
....
60. Кооперация производства: понятие и виды.

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48 вопрос. Планирование: понятие, сущность и значение.

 «Планирование -  непрерывный процесс установления  или уточнения и конкретизации целей развития  всей  организации и ее структурных подразделений,  определения средств их  достижения, сроков  и последовательности реализации,  распределения (выявления) ресурсов». Планирование –  это  прежде  всего  процесс  принятия  решений, позволяющих  обеспечить эффективное  функционирование  и  развитие предприятия  в  будущем,  уменьшить  неопределенность.  Решения, которые принято относить к плановым, могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределения и перераспределения ресурсов, определением стандартов, в  соответствии  с  которыми  предприятие  должно  действовать  в предстоящем периоде. Планирование используется: 1) для выбора и обоснования стратегии развития, направлений деятельности на перспективу, оптимизации использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;2) для успешной текущей работы предприятия (бюджет как результат оперативно-календарного планирования выступает инструментом управления предприятием, средством контроля за получением запланированных доходов и предусмотренным расходованием средств); 3)для того, чтобы  показать перспективу развития предприятия, его потенциал и конкурентоспособность. Предоставление бизнес-план является обязательным условием для получения кредитов.  Поиск источников финансирования – одна из основных задач субъекта хозяйствования, и он должен знать критерии для получения кредита.

 

49. Планирование  централизованное и децентрализованное.

Планирование может  быть централизованным и децентрализованным. Во всех республиках бывшего СССР произошел переход от централизованного  к децентрализованному планированию. При централизованном информация, которая ложилась в основу плана, собиралась централизованно. В каждой отрасли существовала автоматизированная система сбора информации. Централизовано осуществлялось и планирование. Отраслевые и союзные плановые органы устанавливали для каждого предприятия: какую продукцию и в каких количествах выпускать; каким требованиям она должна удовлетворять; кто будет поставлять сырье, материалы и комплектующие; какую зарплату платить;  какие энергоресурсы будут выделены;  куда должна быть отгружена продукция и др. Целью предприятия было – выполнение спущенного свыше плана. В рыночной децентрализованной экономике положение кардинально изменилось. Каждое предприятие теперь должно самостоятельно строить бизнес и формировать деловую стратегию на основе самостоятельной оценки ресурсов предприятия, состояния внешней среды, анализа не только собственной производственно-хозяйственной деятельности, но и анализа рынка в целом, анализа конкурентов, а также прогнозов  перспектив развития той или иной отрасли и рынков, как внутри страны, так и за рубежом. Процесс планирования на предприятии многократно усложнился. В централизованной экономике предприятию было гораздо легче выжить, но не развиваться. В децентрализованной рыночной экономике планирования на предприятии стало гораздо больше, а сам процесс планирования многократно усложнился. Однако централизованное планирование не исчезло. Оно сохранилось и с успехом используется в таких жестких управленческих структурах, как концерн, оно практикуется во взаимоотношениях между головной организацией и ее филиалами. Стоит иметь в виду, что в подавляющем большинстве предприятий, особенно негосударственной формы собственности, преобладает децентрализованное планирование. Предприятию приходится самостоятельно разрабатывать планы различного вида и применять различные виды планирования.

 

50.Процесс планирования

Планирование обеспечивает основу принятия всех управленческих решений.

«Планирование -  непрерывный процесс  установления  или уточнения  и  конкретизации  целей  развития  всей  организации и  ее структурных  подразделений,  определения  средств  их  достижения, сроков  и  последовательности реализации,  распределения (выявления) ресурсов». Планирование представляёт собой не единичный акт, а сложный многофазовый, многозвенный процесс, совокупность последовательных  шагов в поисках оптимального  решения.  Эти шаги  могут осуществляться  параллельно,  но  согласованно,  под одним общим руководством.

Планирование используется: для выбора и обоснования стратегии развития, направлений деятельности на перспективу, оптимизации использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;для успешной текущей работы предприятия для того чтобы показать перспективу развития предприятия, его потенциал и конкурентоспособность. Предоставление бизнес-план является обязательным условием для получения кредитов.  Поиск источников финансирования – одна из основных задач субъекта хозяйствования, и он должен знать критерии для получения кредита. Планирование в зависимости от принятой в государстве политики может быть централизованным и децентрализованным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51.Принципы,  методы и показатели  планирования

 Принципы  планирования:  принцип  участия (любое подразделение предприятия составляет  свой  план, но имеются 2 ограничения.Подразделение не должно: отрицательно  влиять  на  другие  подразделения;  требовать дополнительных  ресурсов.   принцип  непрерывности  предусматривает внесение  уточнений в составленный  план  и его продление.  принцип холизма состоит из 2 частей: координации и интеграции.  Координация учитывает необходимость взаимной  увязки  планов отдельных частей  или подразделений предприятия.  Интеграция предусматривает порядок,  при котором планирование,  осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективно, как планирование во взаимозависимости на всех уровнях. Комплексность представляет собой логически взаимосвязанные блоки маркетингового, производственного и финансового анализа; системность, предполагающая целостность работы, учет связей и отношений между его элементами; альтернативность – расчет и выбор между двумя и несколькими взаимоисключающими возможностями;  обратная связь – постоянная корректировка предыдущих разделов плана при разработке последующих. При  реализации  принципов  планирования  должны  соблюдаться следующие правила: Связь уровней управления. Привязка к календарю. Длина горизонта планирования. Влияние предшествующего результата. Переменное планирование. Связь между объектами планирования. Потоки планирования. Организация плановой работы Методы планирования: расчетно-аналитический, нормативный – на основе прогрессивных норм использования ресурсов; балансовый – согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов; оптимизации плановых решений. Составляют несколько вариантов плановых расчетов и на основе различных критериев выбирают оптимальный;экстраполяции – выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период;интерполяции – предприятие определяет промежуточные показатели исходя из будущей цели; факторный – расчет влияние важнейших факторов на изменение плановых показателей; матричный – построение моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями; экономико-математическое  моделирование, который позволяет дать количественную оценку взаимосвязи между показателями и факторами, влияющими на их численное значение.

52.Сущность  и виды планов, требования к их разработке. Планирование включает:  концепцию,  прогноз, программу, план. Планом называется официальный документ, в котором отражаются прогнозы развития предприятия в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели; стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств и др.  Процесс  планирования  позволяет  более четко  формулировать  целевые  установки  предприятия  и  использовать систему  показателей  деятельности,  необходимую  для  последующего контроля  результатов.  В плане разрабатываются задания для всех видов деятельности, для каждого звена или на один вид работы. Планы  различают:  по срокам исполнения –  стратегические, долговременные,  краткосрочные  текущие;  по  функциям  назначенияпо уровню управления: общефирменные, цеховые, функциональных отделов, участков, бригад; по принципам составления единовременные. Существуют  два типа  единовременных планов: программный(создается для координации разнообразных видов деятельности,  являющихся  вспомогательными  при реализации сложной производственной  программы) и проектный(создаются для контроля  за  проведением менее сложных мероприятий,  чем программы) Требования к разработке планов:  социальная ориентация:  адекватность плановых показателей; согласованность с параметрами внешней среды; вариантность; сбалансированность; экономическая обоснованность; автоматизация системы планирования;  обоснованность плановых задач с точки зрения системы прогрессивных технико-экономических нормативов; ресурсное обеспечение; наличие разработанной системы  учета,  отчетности,  контроля,  ответственности за выполнение.

53.Процесс разработки  и утверждения планов

Требования к тактическому (текущему) плану предприятия:Гибкость плана.Полнота планирования.Поддержка  со стороны высшего руководства.Комплексность планирования.Ответственность  за разработку и выполнение планов.Приоритет текущих  решений  над планом.Точность, ясность, лаконичность формулировок плана.Участие исполнителей в разработке плана. Порядок разработки и утверждения текущего плана. - анализ выполнения  плана за  предшествующий  плановому год - сбор предложений работников предприятия по реализации стратегии развития предприятия, повышению эффективности работы; - изучению мероприятий и обоснование плановых решений по всем разделам тактического плана. Этапы разработки плана:Первый подготовительный этап(технико-экономический анализ деятельности предприятия)далее разрабатывается окончательный вариант плана(рассчитываются все показатели работы предприятия,  предусмотренные структурой плана)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

54.Структура  плана предприятия(тактический план)

Тактический план представляет собой развернутую  программу  всей производственной, хозяйственной  и социальной деятельности  коллектива предприятия, направленную на  выполнение заданий стратегического плана  при наиболее полном и рациональном использовании материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов. Состав разделов и показателей тактического плана зависит от спецификации и отраслевой принадлежности  предприятия, сложившихся на нем методов управления, традиций, управленческой культуры, состояния экономики, рыночной конъюнктуры и т. д.  Тактический  план содержит следующие разделы: - исходные данные планирования (план маркетинга и прогнозы продаж); - портфель заказов; - производство и реализация продукции; - экономическая эффективность производства;- нормы и нормативы;- материально-техническое обеспечение производства;- персонал и оплата труда;- инновации (техническое и организационное развитие предприятия);- инвестиции и капитальное строительство;- охрана природы и рациональное использование природных ресурсов;- финансовый план и др. Основу тактического плана  составляют  стратегический план и портфель заказов предприятия, сформированный на  планируемый период.На базе стратегического плана разрабатывается план инноваций,  а на базе  портфеля заказов – план производства и  реализации продукции.

55.Бизнес-план  предприятия: сущность и назначение.

Бизнес-планирование является составной частью стратегического  плана. С помощью бизнес- плана должно быть обосновано каждое мероприятие  стратегического плана, требующее инвестиционных ресурсов для своей реализации. Назначение бизнес-плана Имеются четыре мотива, которые в процессе планирования инвестиций требуют составления бизнес-плана:  1. Инвестирование  средств в любую, даже самую привлекательную идею, содержащуюся в стратегическом плане, всегда сопряжены с риском. Процесс разработки бизнес-плана включает обдумывание идеи, заставляет ее авторов критически и беспристрастно взглянуть на предлагаемый проект во всей полноте.   2. Бизнес-план является официальным документом, который используется для кредитования и финансирования мероприятий стратегического плана.   3. Бизнес-план является  рабочим инструментом, с помощью которого составляются все разделы  технико-экономического плана на предприятии.  4. Законченный бизнес-план материализует идею, служит средством сообщения идеи другим  заинтересованным людям и субъектам хозяйствования.

56.Структура  бизнес-плана предприятия.

В состав бизнес-плана входят: титульный лист, содержание, текст основных разделов  бизнес-плана, приложения.

На титульном  листе указывается название инвестиционного проекта, предприятия-инициатора  проекта, организации-разработчика  бизнес- плана, утверждающая подпись руководителя предприятия и организации-разработчика, заверенные печатью, требования конфиденциальности документа. Бизнес-план должен давать полное представление обо всех аспектах проекта и состоять из следующих основных разделов:«Резюме»; «Характеристик предприятия и стратегия его развития»; «Описание продукции (услуги)»;«Анализ макросреды»; «Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга»«Производственный план»«Организационный план»;«План реализации проекта»;«Инвестиционный план»;«Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности»«Показатели эффективности проекта»;«Юридический план»;«Информация о разработчике бизнес-плана»; Бизнес-планирования – определение слабых и сильных сторон субъекта хозяйствования с целью максимального использования последних. Предприятие является открытой системой. В связи с этим одним из важнейших разделов бизнес-плана является «Анализ макросреды», в котором должны быть отражены основные факторы внешней среды, содержащие развитие определенного вида деятельности. Маркетинговый анализ определяет, что, где, когда и по какой цене производить и продавать. План производства является своеобразной программой по выполнению задач сбыта. В данном разделе бизнес-плана отражаются  объемы производства, потребность в производственных мощностях и  ресурсах (по видам), материально-техническое обеспечение процесса производства. После того, как скорректированы планы производства и маркетинга,  необходимо оценить финансовые результаты деятельности.Финансовый план включает: формирование себестоимости продукции с учетом деления затрат на переменные и постоянные; прогноз объема реализации продукции в стоимостном выражении; прогноз прибылей и убытков; баланс денежных доходов и расходов; прогнозный бухгалтерский баланс предприятия с оценкой изменения его финансовой состоятельности; оценка экономической эффективности прогнозируемой финансово-хозяйственной деятельности. Организационный план отражает процесс совершенствования производственной и управленческой структур предприятия. В бизнес-плане  определяются  наиболее существенные риски, разрабатываются меры исходя из возможностей по их преодолению.Заключительным этапом бизнес- плана являются соответствующие выводы о целесообразности реализации бизнес-плана, его достоинства,  вероятность осуществления проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

57 вопрос. Сущность и формы концентрации производства. Уровень и эффективность концентрации производства. Оптимальный размер предприятия.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"