Формирование и использование капитала предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

В российской практике капитал предприятия часто разделяют на капитал
активный и пассивный. С методологической точки зрения это неверно. Такой
подход является причиной недооценки места и роли капитала в бизнесе и
приводит к поверхностному рассмотрению источников формирования капитала. Капитал не может быть пассивным, так как является стоимостью, приносящей прибавочную стоимость, находящуюся в движении, в постоянном обороте. Поэтому более обоснованно здесь применять. понятия источников формирования капитала и функционирующего капитала

Содержание

Введение
1. Понятие, состав и структура собственного капитала.
1.1. Содержание и сущность заёмного капитала.
1.2. Фонды денежных средств на предприятии. Уставный фонд и добавочный капитал.
1.3. Принципы формирования капитала предприятия.
1.4. Сущность, цель и задачи управления формированием капитала.
2. Анализ формирования и использования капитала предприятия
ООО «Альянс».

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

В нашей  стране практика эффективного управления формированием капитала находится  пока лишь в стадии становления, сталкиваясь  с объективными экономическими трудностями  переходного периода, недостаточно развитым рынком капитала, низким уровнем предложения свободных финансовых средств и современных капитальных товаров, несовершенством нормативно-правовой базы, недостаточным уровнем подготовки специалистов к работе в кризисных экономических условиях. Дальнейшее продвижение страны по пути рыночных реформ и преодоление кризисных экономических тенденций позволит в полной мере использовать теоретические результаты и практический опыт управления формированием капитала.

Управление  формированием капитала представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с установлением оптимальных параметров его объема и структуры, а также с его привлечением из различных источников и в разнообразных формах для осуществления хозяйственной деятельности предприятия.

Эффективное управление формированием капитала предприятия обеспечивается реализацией  ряда принципов, основными из которых  являются:                               

                                                                                Таблица 2

Принципы  управления формированием капитала
Интегрированность с общей системой управления предприятием
Комплексный характер формирования управленческих решений
Высокий динамизм управления
Вариативность подходов к разработке отдельных управленческих решений
Ориентированность на стратегические цели развития предприятия
 
 
  1. Интегрированность с общей системой управления предприятием. Финансирование всех сфер деятельности предприятия прямо или косвенно связано с формированием капитала, изменением его объема и структуры. Управление формированием капитала непосредственно связано со всеми иными направлениями финансового менеджмента, инновационным менеджментом, менеджментом персонала и некоторыми другими видами функционального менеджмента. Это определяет необходимость органической интегрированности управления формированием капитала с другими функциональными системами управления и с общей системой управления предприятием.
  2. Комплексный характер формирования управленческих решений .     Все управленческие решения в области формирования объема и структуры капитала, его привлечения из разных источников и в разнообразных формах теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на последующую эффективность его использования и результаты финансовой деятельности предприятия в целом. Поэтому управление формированием капитала должно рассматриваться как комплексная функциональная управляющая система, обеспечивающая разработку взаимозависимых управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в общую результативность деятельности предприятия.
  3. Высокий динамизм управления. Даже наиболее эффективные управленческие решения в области формирования объема и структуры капитала, схем финансирования отдельных видов деятельности и хозяйственных операций, разработанные и релизованные на предприятии в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах его хозяйственной деятельности. Прежде всего, это связано с высокой динамикой факторов внешней среды на стадии перехода к рыночной экономике, и в первую очередь, - с изменением конъюктуры рынка капитала. Кроме того, меняются во времени и внутренние условия функционирования предприятия, особенно на этапах перехода к последующим стадиям его жизненного цикла. Поэтому системе управления формированием капитала должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, потенциала формирования собственных финансовых ресурсов, темпов экономического развития, форм организации производственной и финансовой деятельности, финансового состояния и других параметров функционирования предприятия.
  4. Вариативность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Реализация этого принципа предполагает, что подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования объема и структуры капитала, выбора источников и форм его привлечения  предприятием должна учитывать альтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектов управленческих решений в этой области их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих финансовую идеологию, финансовую стратегию или конкретную финансовую политику предприятия. Система таких критериев в области формирования капитала устанавливается самим предприятием.
  5. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Какими бы эффективными не казались те или иные проекты управленческих решений в области формирования объема и структуры капитала, выбора схем финансирования отдельных видов деятельности и хозяйственных операций в текущем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с миссией (главной целью деятельности) предприятия, стратегическими направлениями его развития, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников и эффективного использования капитала в предстоящем периоде. Эффективная система управления формированием капитала, организованная с учетом изложенных принципов, создает основу высоких темпов наращения ресурсного потенциала предприятия, обеспечения необходимой финансовой его устойчивости в процессе развития, постоянного роста его рыночной стоимости. 

1.4. Уровень эффективности хозяйственной деятельности предприятия во многом определяется целенаправленным формированием его капитала. С позиции финансового менеджмента основной целью формирования капитала является удовлетворение потребности в приобретении необходимых активов и оптимизации его структуры с позиции обеспечения условий эффективного его использования. Исходя из вышесказанного, можно предложит следующие принципы формирования капитала предприятия:

Учет  перспектив развития хозяйственной  деятельности предприятия. Процесс  формирования объема и структуры  капитала подчинен задачам обеспечения  его хозяйственной деятельности не только на начальном этапе деятельности, но и на продолжении и расширении этой деятельности в будущем. Обеспечение перспективности достигается путем включения всех расчетов, связанных с формированием капитала, в бизнес – план создания нового предприятия.

Обеспечение соответствия объема привлекаемого  капитала объему формируемых активов  предприятия. Общая потребность  в капитале основывается на потребности  в оборотных и внеоборотных активах. Для нового предприятия потребность  в капитале при создании включает две составлявшие:

- Предстартовые  расходы представляют собой относительно  небольшие суммы финансовых средств,  необходимых для разработки бизнес  – плана и финансирования связанных  с этим исследований. Эти расходы  носят разовый характер и в составе общей потребности занимают незначительную часть.

- Стартовый  капитал предназначен для непосредственного  формирования активов предприятия.  Последующее наращение капитала  рассматривается как форма расширения  деятельности предприятия и связано с формированием дополнительных финансовых ресурсов.

Обеспечение оптимальности структуры капитала с позиции эффективного его функционирования. Структура капитала представляет собой  соотношение собственных и заемных  финансовых средств, используемых в финансовой деятельности предприятия. Структура капитала оказывает влияние на многие аспекты деятельности предприятия: финансовую, инвестиционную и операционную деятельность, влияет на конечные результаты.

Предприятие, использующее только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость (коэффициент автономии равен единице), но ограничивает темпы своего развития (т.к. не может обеспечить формирование необходимого дополнительного объема активов в периоды благополучной конъюнктуры рынка) и не использует финансовые возможности прироста прибыли на вложенный капитал.

Использование заемного капитала поднимает финансовый потенциал развития предприятия  и представляет возможность прироста финансовой рентабельности деятельности. Однако, в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства.

Обеспечение минимизации затрат по формированию капитала из различных источников. Такая минимизация осуществляется в процессе управления стоимостью капитала, под которой понимается цена, которую  предприятие платит за его привлечение из различных источников.

Обеспечение высокоэффективного использования  капитала в процессе его хозяйственной  деятельности. Реализация принципа обеспечивается путем максимизации показателя рентабельности собственного капитала при приемлемом для предприятия уровня финансового риска. 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. Основными источникам информации для анализа являются данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, «Отчет о прибылях и убытках» (форма №2), Отчет о движении капитала (форма №3).

         Анализ структуры и динамики  финансовых результатов предприятия  «Альянс» проводим на основе  данных таблицы №2.

                                                                               Таблица №2.

                            Динамика финансовых результатов предприятия ООО "Альянс"

           
Показатели 2000г. 2001г. отклонение        2001 и 2000гг
абс. %
1 2 3 4 5
1 Выручка от реализации товаров 41188 51757 10569 79,58
2 Себестоимость реализации товаров 38717 49946 11229 77,52
3 Коммерческие расходы 1326 1434 108 92,47
4 Управленческие расходы 0 0 0  
5 Прибыль от реализации (1-2-3-4) 1145 377 -768 303,39
6 Проценты к получению 0 0 0  
7 Проценты к уплате 0 0 0  
8 Доходы от участия  в др. организациях 0 0 0  
9 Прочие операционные доходы 0 2 2 0,00
10 Прочие операционные расходы 0 0 0 0,00
11 Прибыль от финансово-хозяйственной  деятельности (5+6-7+8+9-10) 1145 379 -766 301,79
12 Прочие внереализационные  доходы 0 0    
13 Прочие внереализационные  расходы 692 0 -692  
14 Прибыль отчетного года   (11+12-13) 453 379 -74 119,44
 

                                                                                Продолжение таблицы №2 

  1 2 3 4 5
15 Налог на прибыль 118 99 -19 119,44
16 Отвлеченные средства 0 0    
17 Чрезвычайные доходы 0 0    
18 Чрезвычайные расходы 0 0    
19 Нераспределенная  прибыль (убыток) отчетного года   (14-15-16) 335 281 -55 119,44
 

       Из  данных таблицы №2 видно, что выручка  от реализации продукции за  анализируемый  период выросла на 10569 тыс. рублей, т.е  на 20,42%. Себестоимость проданных товаров составляет 94% от сумма выручки в 2000 году, и 96,5% - в 2001 году. На 108 тыс. рублей выросла сумма  коммерческих расходов. В 2001 году балансовая прибыль предприятия снизилась  на 19%  по сравнению с прибылью 2000 года (335 тыс. руб. прибыли в 2000году и 281 тыс. рублей в 2001 году). 

       Рост  выручки от продаж за исследуемый  период обусловлен ростом запасов на складе, и, как следствие,  улучшением качества обслуживания клиентов (сокращение времени между получением заказа и его исполнением – в настоящее время предприятие имеет возможность  сразу отгрузить требуемый товар (при условии его наличия на складе), тогда как  в предыдущие периоды разрыв между получение заказа и отгрузкой составлял не менее 10-15 дней).

       Одновременно  вырос и объем товара, закупаемого  у поставщиков. Как следствие, предприятие  стало иметь возможность приобретать  товары по более низким ценам, чем  в прошлые периоды (за счет получения  скидок по объему приобретаемого товара).

       Так как снизились «входные цены» на товар,  предприятие снизило и отпускные цены; поэтому, несмотря на рост выручки, предприятие в 2001 году получило прибыли меньше, чем в 2000 году.

       В 2001 году увеличились и коммерческие расходы предприятия. Это связано  с увеличение расходов на рекламу. 

2.1. Анализ оборачиваемости активов.

       Одним из видов финансового анализа  капитала  является анализ  оборачиваемости  активов  (таблица №5). 

Таблица №5. Динамика показателей оборачиваемости  активов
Показатели
2000год 2001год отклонение  2001 и 2000
Выручка от реализации 41188 51757 10569
Средняя величина оборотных активов 22186,5 36638 14451,5
Оборачиваемость оборотных активов, количество раз 1,86 1,41 -0,44
Продолжительность оборота, дни 196,61 258,38 61,77
 

       Анализ  данных показывает, что за исследуемый период оборачиваемость активов предприятия снизилась в 0,44 раза. Если  на начало

2000 года  коэффициент оборачиваемости составил 1,86;  то на конец 2001 года - только 1,41. Соответственно увеличилась  и продолжительность оборота:  с 196,61 дня в 2000 году до 258,38 дней в 2001 году. Замедление оборачиваемости активов произошло за счет увеличения запасов на складе, что привело к определенному замораживанию средств предприятия в товарах и запасах.

       Для оперативного управления активами необходимо сделать детальный анализ оборачиваемости по каждому виду активов. Так как на исследуемом предприятии основную долю активов составляют запасы (в частности – товары для продажи), то  нужно на основе данных складского учета  выяснить,  сколько на складе неходовых, залежалых товаров.

2.2. Анализ товарной  продукции.

       Большой удельный вес товарной продукции  связан с ростом конкуренции, потерей  рынков сбыта, снижением спроса из-за  низкой покупательной способности  субъектов хозяйствования, высокой  себестоимостью продукции,  неритмичностью отгрузки и др. Увеличение остатков товаров на складах привело  к длительному замораживанию оборотного капитала, отсутствию денежной наличности, потребности в кредитах и уплате процентов по ним, росту кредиторской задолженности поставщикам, бюджету, работникам предприятия. В настоящее время  эта одна из основных причин  недостаточной  платежеспособности предприятия.

Информация о работе Формирование и использование капитала предприятия