Фининсовое состояние предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 21:59, реферат

Краткое описание

Определение границ финансовой устойчивости предприятий относится к числу наиболее важных экономических проблем в условиях перехода к рынку, поскольку “недостаточная” финансовая устойчивость может привести к отсутствию у предприятий средств для развития производства, их неплатежеспособности и, в конечном счете, к банкротству, а “избыточная” устойчивость будет препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами.
Для оценки финансовой устойчивости предприятиям необходим анализ его состояния. Финансовое состояние представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.

Содержание

1. Введение 3
2. Финансовое состояние предприятия 5
2.1. Определение финансов 5
2.2. Финансовые отношения предприятий 6
2.3. Функции финансов 7
2.4. Денежные фонды и резервы предприятий 8
2.5. Финансовые ресурсы предприятия 9
3. Информационное обеспечение финансового менеджмента 11
3.1 Основная финансовая документация и ее пользователи 11
4. Понятие кризиса и кризисной ситуации на предприятии 16
4.1 Причины возникновения кризисной ситуации на предприятии 18
5. Пути выхода предприятия из кризисной ситуации 24
6. Заключение 32
7. Список используемой литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

финансовый менеджмент.doc

— 319.00 Кб (Скачать файл)

Реструктуризация

Вывод промышленности из финансового кризиса через ее реструктуризацию – еще один из способов преодоления финансового кризиса. ЕЕ предприятия могут осуществлять во многом по собственной инициативе в порядке рыночной адаптации и выработки новых правил и моделей экономического поведения.

Однако резервы чисто эволюционного приспособления в данном случае ограничены, поскольку речь идет о качественных ( революционных) сдвигах в институциональных и организационно-управленческих структурах. Здесь решающее слово должно сказать государство, поддерживая инициативные процессы с низу. Но главная его цель – утверждение новой, рыночной управленческой культуры, ее институтов и инфраструктуры.

Государственная активность в указанном направлении могла бы развиваться в следующих направлениях:

1.  Освоение и внедрение достижений лучших образцов зарубежной управленческой практики, стимулирование управленческих инноваций в российской промышленности;

2.  Проведение активной государственной политики импорта передовых технологий в Россию, обеспечение защиты отечественных открытий и изобретений;

3.  Для предотвращения монополизма в научно-технической сфере – внедрение новых идей, открытий, изобретений не на одном, а на нескольких предприятиях с помощью соответствующих направлений лицензионной работы;

4.  Обеспечение необходимых правовых и экономических условий для межотраслевой интеграции промышленных предприятий, вертикальной интеграции – предприятий и венчурных фирм;

5.  Инициирование создания инновационных фондов на государственной, муниципальной и частной основе, способных оказывать реальную поддержку пионерным научным исследованиям и разработкам;

6.  Создание соответствующей информационной среды, поощрение патриотизма в средствах массовой информации и рекламном бизнесе в отношении отечественных производителей и товаров.

Для реструктуризации предприятий решающая роль отводится организационно-управленческим преобразованиям. Есть два пути в этой области. Первый, известный по опыту западных корпораций, - это так называемые дезинвестиции, когда в рамках корпораций происходит поиск наиболее гибких и приспособленных к ситуации организационно-управленческих структур, децентрализация производства и управления, поиск новых прибыльных сфер хозяйствования и рыночных ниш. Возникают новые сочетания крупных, средних и малых форм, складываются специфические формы контрактных отношений. Это в конечном счете дает новые импульсы производству и рыночной активности. Такой путь вполне приемлем для крупной отечественной индустрии, ФПГ.

Другой путь, по которому пошли многие российские предприятия, - стихийная хаотическая коммерциализация, распадение единых производственных и имущественных комплексов на ряд коммерческих сообществ, акционерных структур, арендаторов имущества. Это вынужденная реакция на необходимость выживания в непривычной и агрессивной рыночной среде. Она позволяет поддерживать структуру на плову, сохранять персонал. Но чем сильнее будут предприятия тяготеть к этому варианту, тем менее будут вписываться в общемировые тенденции и, следовательно, неизбежно отставание.

При решении задачи реструктуризации предприятия важное значение имеет процедура установления целей. Она заключается в четком формулировании и определении методов и средств достижения поставленных целей в виде конкретных планов, задач и критериев оценки.

Выявленные проблемы предприятия позволяют установить ряд целей, главная из которых, то есть цель первого уровня – функциональная выживаемость предприятия (рис. 1. 5). Иначе говоря, при сохранении способности выполнять свои функции, доходы фирмы должны покрывать переменные издержки и, по возможности, накладные расходы. Покрытие последних расходов позволяет сохранить потенциал фирмы для ее дальнейшего роста при преодолении кризисной ситуации. Причины кризиса достаточно типичны для всей промышленности России – резкое снижение платежеспособности заказчиков, сужение существующих рынков сбыта.

Причем кризис затронул заказчиков предприятия в разной степени. Одни из них сохранили платежеспособность и обслуживающие их подразделения получают хорошую прибыль и перекачивают ее через независимые структуры. В данном случае целью более низкого уровня является сохранение контроля головных структур предприятия над прибыльными подразделениями.

Некоторые клиенты не имеют средств в настоящее время, но в будущем будут закупать продукцию и услуги предприятия. необходимо сохранить работоспособность перспективных подразделений, централизованно обеспечивая их заказами или выплачивая деньги за вынужденный простой. Таким образом, следующая цель второго уровня – сохранение работоспособности перспективных подразделений.

Если часть клиентуры необратимо утрачена, то обслуживающие ее подразделения нужно расформировать или перепрофилировать. Третья цель – сокращение неперспективных подразделений.

Рис. 1. 5 Цели реструктуризации фирмы.

Для достижения данных целей собственно и необходимо изменение организационной структуры предприятия, причем наиболее сложной задачей является приведение существующей актуальной структуры (рис. 1. 6) к конгломеративной (рис. 1. 7).

На рисунке 1. 6 в виде окружности представлена вся деятельность предприятия. Ближе к центру, условно, располагаются функции, требующие большей степени централизованного управления – планирование, перераспределение ресурсов, бухгалтерия и т. д. Чем дальше от центра – тем меньше может быть влияние головных структур предприятия, эти функции связаны с производством товаров и услуг. В виде секторов изображены отдельные тематические подразделения, часть из которых имеет дочерние фирмы, формально не связанные с материнским предприятием (представлены малыми окружностями). Штриховка на рисунках 1. 6 и 1. 7 показывает области централизованно выполняемых функций, отсутствие штриховки означает децентрализацию.

Рис. 1. 6 Актуальная структура предприятия.

Рис. 1. 7 Структура конгломеративного предприятия.

После реструктуризации предприятие должно соответствовать структуре, представленной на рисунке 1. 7. На предприятии образуются тематические подразделения трех типов. Деятельность подразделений первого типа полностью контролируется материнским предприятием (заштрихованные сектора окружности). Для того, чтобы привести к этой форме подразделения, обладающие неформальными дочерними структурами, требуется жесткое административное воздействие на его руководителя. Дочернее предприятие ликвидируется, его функции передаются материнскому. Эта ситуация чревата конфликтами, но, возможно в ряде случаев это окажется единственным реальным выходом.

В подразделениях второго типа часть функций выполняют головные подразделения материнского предприятия, которое при этом должно быть связано с материнскими формальными отношениями учредительства, собственности и т. п. Так как очевидно, что без ресурсов материнского предприятия дочернее функционировать не сможет, то в качестве вложения в уставный капитал при создании дочернего АО могут выступать как материальные, так и нематериальные активы. При этом без дополнительных затрат материнское предприятие приобретает формальный (пакет акций) и реальный (централизованная бухгалтерия) контроль за дочерним, что приводит к восстановлению нормальной управляемости системы. Данный подход может оказаться хорошим выходом из не совсем корректной исходной ситуации.

Подразделений третьего типа в реальности не существует. Данное направление деятельности полностью передается дочерней фирме, а соответствующее подразделение материнского предприятия ликвидируется. Дочерняя фирма может выступать только арендатором помещений и оборудования. Контроль за этим видом бизнеса утрачивается, но и прекращается утечка ресурсов из головного предприятия.

Существование актуальных структур рассмотренного типа негативно отражается на экономическом положении предприятий любых форм собственности и при выявлении данной проблемы необходимо провести реструктуризацию в кратчайшие сроки.

Реструктуризация является одним из реальных путей выхода из кризиса и для крупных предприятий. Здесь существует несколько вариантов реструктуризации. Это:

·  передача прав собственности на неиспользуемые основные фонды;

·  продажа неиспользуемых основных фондов малому предприятию;

·  передача малому предприятию части основных фондов на основании договора аренды;

·  проведение взаимозачетов между крупной структурой, предприятиями-кредиторами и региональным бюджетом;

·  вычленение каких-либо подразделений из общей структуры в самостоятельные предприятия;

·  дробление крупных предприятий на ряд мелких.

В результате проведения реструктуризации крупных предприятий возможно достижение сразу двух целей – развитие малого производства и выхода из кризиса крупных российских производителей.

Реструктуризация крупных предприятий создаст, можно надеяться, необходимые предпосылки для притока и повышения эффективности капиталовложений, что исключительно важно при ограниченности источников и объемов инвестирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение

 

Финансовое состояние предприятий является очень важным показателем его развития. Оно определяется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормальной производственной, коммерческой и других видов деятельности предприятия, целесообразностью и эффективностью их размещения и использования, финансовыми взаимоотношениями с другими субъектами хозяйствования, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. 
 
Финансовая устойчивость — это определенное состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность. В  результате осуществления какой-либо хозяйственной операции финансовое состояние может оставаться неизменным либо улучшиться, либо  ухудшиться. Необходимо следить за изменениями финансовой устойчивости предприятия, чтобы в случае ее снижения вовремя принять меры и не обанкротиться. Для определения финансовой устойчивости существуют различные методики, основанные на подсчете абсолютных и относительных показателей. В данном разделе курсовой работы была рассмотрена система показателей финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, которая включает такие показатели, как коэффициент концентрации собственного капитала, коэффициент концентрации заемного капитала, коэффициент устойчивого финансирования,коэффициент текущей ликвидности и иные, с помощью которых будет проведен анализ во второй главе с целью дальнейшего совершенствования управления системой  финансовой устойчивости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Список  используемой литературы

 

1.  Горфинкель В.Я., Швандара В.А. Экономика фирмы: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003

2. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика  финансового анализа. - М.:Инфра-М, 2002.

3. Вальтер О.Э., Понеделкова Е.Н., Корнилин Д.А. Финансовый менеджмент. - М.: Колос, 2004

4. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. - Киев: Ника - Центр, 2003

5. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Финансовый менеджмент. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2006

6. Любушин Н.П. и др. Анализ финансово-экономической  деятельности предприятия.: Учебное  пособие для вузов / М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000

 

 

 

 


 



Информация о работе Фининсовое состояние предприятия