Финансовый анализ в антикризисном управлении организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявление и предотвращение кризисной ситуации с помощью финансового анализа предприятия в условиях современной российской экономики, позволяющей оценить возможности применения и реализации антикризисных мер для улучшения финансовой устойчивости.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1) раскрыть понятие кризиса, выяснить причины его появления;
2) выяснить причины возникновения кризисных ситуаций на предприятии;
3) объяснить необходимость антикризисного управления;
4) провести анализ финансово- хозяйственной деятельности предприятия, оценить финансовую устойчивость;
5) спрогнозировать вероятность банкротства;
6) дать рекомендации по устойчивому развитию предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3
I Теоретическая часть……………………………………………………………..5
1.Виды, причины, понятие кризиса………………………………………………5
2.Методики финансовых расчетов в антикризисном управлении……………..8
3.Мероприятия по выходу из финансового кризиса организации………….....16
II Практическая часть……………………………………………………………..23
Финансовый анализ ОАО «Дальгипротранс»
2.1 Характеристика предприятия………………………………………………..23
2.2Анализ имущественного потенциала………………………………………..26
2.3Анализ и оценка финансовой устойчивости предприятия………………....30
2.4Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия…………………35
2.5Анализ деловой активности предприятия……………………………………39
2.6Анализ финансовых результатов деятельности
и показателей рентабельности предприятия…………………………………….40
2.7Оценка возможного банкротства предприятия……………………………...44
2.8Рекомендации по улучшению фин.состояния организации………………..47
Заключение………………………………………………………………………..48
Список литературы……………………………………………………………….49

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая фин.анализ.теория.docx

— 133.10 Кб (Скачать файл)

        Реструктуризация задолженности — это процесс подготовки и исполнения ряда последовательных сделок между предприятием и его кредиторами, основной целью которого является получение различного рода уступок со стороны кредиторов: сокращение общей суммы задолженности, освобождение от уплаты процентов, сокращение процентной ставки, отсрочки платежа.

Алгоритм разработки плана реструктуризации долговых обязательств

1. Инвентаризация кредиторской и дебиторской задолженности: выделение основных групп задолженности; проверка правильности отражения задолженности по счетам, фактурам и платежным требованиям; определение суммарной кредиторской и суммарной дебиторской задолженности.

2. Определение приоритетных направлений реструктуризации: выделение задолженности, имеющей наибольшую долю в суммарной величине обязательств; выделение ряда приоритетных статей задолженности — перед кредитным учреждением, фондами, фискальной системой, контрагентами; представление этих данных в форме таблицы с указанием названий организаций-кредиторов, сумм задолженности, величины издержек, их доли в общем объеме обязательств.

3. Построение финансового плана  в форме прогноза движения денежных средств: построение подекадного графика поступлений денежных средств на основе планов продаж и поступлений дебиторской задолженности; построение подекадного графика оттока денежных средств на основе планов закупок, производственных затрат, заработной платы, налогов с учетом задержки и погашения текущей кредиторской задолженности; формирование чистого денежного потока; поиск источников дополнительного финансирования в случае получения отрицательного накопленного сальдо — это проведение ассортиментных сдвигов, оптимизация производственной программы на следующий период, привлечение краткосрочных займов.

4. Построение оптимального графика погашения кредиторской задолженности с неизменными условиями — задолженности, которая может быть погашена только в соответствие с предлагаемыми кредиторами условиями.

5. Анализ вариантов реструктуризации с оговариваемыми условиями, т. е. условиями погашения задолженности, которые могут быть изменены и на это согласны кредиторы. Этот этап включает: корректировку предлагаемых вариантов и составление графика погашение задолженности; оценку текущей стоимости денежного потока, направляемого на погашение долговых обязательств.

6. Построение окончательного графика погашения задолженности и документальное оформление достигнутых с кредиторами договоренностей.

7. Расчет совокупной эффективности проведенной реструктуризации.

       При проведении анализа кредиторской задолженности требуется разделить всех кредиторов на первоочередных и второстепенных. Первоочередные кредиторы — это те, сумма обязательств которых составляет в общей сложности 80% от всей задолженности. Очередность может быть определена и с точки зрения последствий задержки платежа. Например, если задержка платежа может привести к прекращению поставок сырья, поставщик может быть отнесен к приоритетным кредиторам. Кредиторы, владеющие залоговыми требованиями, также относятся к первоочередным кредиторам. Оставшиеся кредиторы не должны игнорироваться, т. к. некоторые из них могут обратиться в суд и инициировать процедуру банкротства. При анализе кредиторской задолженности важно определить, какими средствами располагает предприятие для погашения долгов. Прогноз денежных потоков поможет компании определить сумму задолженности, которую необходимо реструктуризировать, а также оценить возможную сумму выплат кредиторам в будущем.[7]

Методы реструктуризации задолженности

1. Отступное — это обмен активов компании на различные уступки со стороны кредиторов, сокращение суммы задолженности, уменьшение процентной ставки. Предприятия, которым подойдет этот метод реструктуризации — предприятия с большим количеством основных средств. Их вряд ли можно будет продать по приемлемой цене.

Одним из видов отступного является обмен пакета акций, находящегося на балансе предприятия, на уступки кредитора. Соглашение заключается между кредитором и собственниками предприятия, которые готовы уступить часть акций предприятия в обмен на улучшение финансового состояния предприятия.

2. Двусторонний взаимозачет задолженностей может быть осуществлен, если предприятия имеют друг к другу встречные требования. Взаимозачет является наиболее быстрым и эффективным методом сокращения суммы задолженности, поскольку здесь не происходит обмена денежными или основными средствами. Взаимозачет может быть осуществлен в одностороннем порядке путем уведомления другой стороны официальным письмом, с последующим заключением соглашения, в котором обе стороны подтверждают правильность зачтенной суммы. Разновидностью взаимозачета является многосторонний взаимозачет, который осуществляется между рядом предприятий, имеющих требования другу к другу. Например, это могут быть предприятия, работающие в смежных отраслях промышленности. Образуется своеобразная цепочка дебиторов — кредиторов, которую часто сложно выявить в полном объеме.

3. Покупка требований к кредитору с последующим взаимозачетом может быть успешно реализована, если предприятие-должник располагает свободными средствами для этой процедуры. Сначала предприятие-должник выявляет организации, которые имеют требования к его же кредитору, затем покупает эти требования со скидкой и осуществляет обычный двусторонний взаимозачет.

4. Обеспечение долга — это метод реструктуризации, который предполагает переоформление ничем не обеспеченных требований кредиторов к должникам, в требования, обеспеченные залогом. Кредиторы, обладающие залоговыми правами, имеют приоритет в случае банкротства организации-должника. Предприятие-должник, которое использует этот метод, должно иметь недвижимость, которая еще не является предметом залога по каким-либо обязательствам.

Требования можно обеспечить также гарантией или поручительством третьей стороны, в соответствии с которыми третья сторона обязуется погасить задолженность предприятия в случае, если предприятие не сможет это сделать самостоятельно.

5. Оплата долга банковскими векселями — это метод реструктуризации, при использовании которого многочисленные необеспеченные кредиторы замещаются одним обеспеченным — банком. Предприятие заключает договор с банком на предоставление ему сравнительно недорогого, но обеспеченного залогом, кредита. Банк выдает кредит не денежными средствами, а своими векселями, выписанными на предприятие. Предприятие расплачивается со своими кредиторами банковскими векселями, но взамен требует сокращения задолженности. Кредиторы либо продают банковские векселя, либо предъявляют их в банк к оплате. Банк оплачивает предъявленные векселя, а предприятие возвращает полученный кредит в соответствии с условиями кредитного договора.

В данной сделке кредиторы взамен сомнительных долгов получают вполне определенные требования к банку. Банк получает проценты за предоставленный кредит, и гарантию погашения этого кредита в форме обеспечения залогом имущества предприятия-должника. Для реализации этого метода предприятию-должнику необходима поддержка стабильного банка и активы, которые можно использовать в качестве залога по кредиту.

6. Конверсия задолженности в ценные бумаги: облигации, векселя и акции подразумевает выпуск долговых обязательств в целях реструктуризации долга. Одним из способов повышения вероятности погашения задолженности является обеспечение выпускаемых под нее облигаций залогом, причем размер облигационного займа ограничен законом. В случае нарушения договора о реструктуризации задолженности происходит реализация ценных бумаг на рынке, а денежные средства, полученные от реализации, направляются для покрытия задолженности.

        Проведение реструктуризации долгов и другие меры преодоления финансового кризиса помогут организации выйти на новый этап в ее деятельности. В то же время нет никакой гарантии, что организация в дальнейшем станет прибыльной. Сложность антикризисного управления состоит в том, что нужно не только "латать дыры", но и проводить кардинальные изменения, направленные на получение прибыли в наикратчайшие сроки. Поэтому должна быть определена стратегия будущего развития и проведена реорганизация (или реструктуризация) предприятия.

      Реструктуризация предприятия — это сложный процесс разработки и реализации проекта кардинального изменения состояния существующей организации, ее структуры, который может быть реализован в форме слияния, поглощения, разделения, горизонтальной и вертикальной интеграции. Реструктуризация предполагает разработку четких стратегических действий и формирование нового бизнес-портфеля компании, что может сопровождаться изменением организационно-правовой формы.

      Особенности проведения реструктуризации состоят в глобальности перемен, связаны с позиционированием на рынке стратегического продукта, изменением профиля предприятия. При создании программы реструктуризации разрабатывается несколько вариантов проектов, из которых руководство выбирает наилучший с учетом прибыли и рисков.

       Реорганизация предприятия — это процесс существенных изменений в организации, который затрагивает все значимые аспекты ее деятельности: продукт, ассортимент, факторы производства, систему общего менеджмента. Данные изменения могут не затрагивать структуру, стратегический продукт, но они должны быть настолько существенными, чтобы предприятие смогло выжить в нестабильной рыночной среде и стать прибыльным.[8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Практическая часть

Финансовый анализ ОАО «Дальгипротранс».

    Объектом исследования  для выполнения практической  части курсовой работы является  предприятие ОАО «Дальгипротранс». Информационным источником для проведения финансового анализа является годовая бухгалтерская финансовая отчетность.

2.1Характеристика предприятия

 
Рассматриваемое предприятие ОАО «Дальгипротранс» или открытое акционерное общество «Дальневосточный проектно-изыскательский институт транспортного строительства». Местоположение: г. Хабаровск, ул. Шеронова,56а.

    Открытое акционерное общество «Дальневосточный проектно-изыскательский институт транспортного строительства» (ОАО «Дальгипротранс») – крупнейший специализированный институт в Дальневосточном  регионе, обеспечивающий проектной документацией объекты транспортного строительства от Байкала до Сахалина и от БАМа до южных портов Приморья. 
     История института началась в 1936 году, когда приказом Народного комиссариата путей сообщения в Хабаровске на базе проектного бюро Уссурийской железной дороги была создана проектная контора «Дальтранспроект». В 1951 г. Дальтранспроект был реорганизован в проектно-изыскательский институт «Дальгипротранс» системы Главтранспроекта МПС с последующей передачей его в 1954 году вновь образованному Министерству транспортного строительства СССР. Численность коллектива в год его организации составляла 119 человек, из которых ИТР было 83. Руководил коллективом в те годы Иван Данилович Павлов. Указом Президента РФ  Дальгипротранс  был преобразован в 1993 году в акционерное общество, а в июне 1996г. – в открытое акционерное общество «Дальгипротранс». 
 
В предвоенный период институт принимал участие в изысканиях и проектировании вторых путей Транссибирской магистрали, различных подъездных путей, железнодорожных станций и узлов Хабаровск, Владивосток, Уссурийск. 
       К началу 1941 года коллектив института вырос до 270 человек. Институт приступил к изысканиям и проектированию объектов, имеющих важное значение для развития региона: линия Свободный – Благовещенск, железная дорога к морской бухте Ольга, подъездной путь к Кимканскому железорудному бассейну. 
       В период Великой Отечественной войны институт выполнял заказы для объектов оборонного значения. 30 сотрудников института ушли на фронт, остальные были забронированы и остались на Дальнем Востоке. 
В это время правительством страны принимается решение о строительстве в Комсомольске-на-Амуре нефтеперерабатывающего завода, работающего на сахалинской нефти. В связи с этим Дальтранспроект получил срочное задание на выполнение изысканий трассы нефтепровода Оха-Комсомольск. Это ответственное задание было поручено лучшим специалистом института.  
В шестидесятые годы численность коллектива института увеличилась до 600 человек, окрепла материальная база, пополнился парк буровой и автотранспортной техники, построены ремонтные мастерские, расширилась площадь производственного здания, построено 4 жилых дома. В эти годы началась электрификация ДВЖД. По проектам Дальгипротранса уже в 1962 году завершилась электрификация пригородного движения на участке Владивосток – Надеждинская, а в 1963 году переведен на электрическую тягу участок Владивосток – Уссурийск. Эти же годы следует считать началом электрификации Дальневосточной железной дороги. 
Одной из самых ярких страниц истории института является участие в строительстве Байкало-Амурской магистрали. В 1967г. институт приступил к выполнению проектно-изыскательских работ на Восточном участке БАМа от Ургала до Комсомольска протяженностью более 500 км.  В 1974г. на выполнение полевых работ по трассе Ургал-Комсомольск было направлено 6 изыскательских партий и один мостовой отряд, всего 200 человек.  
80-е годы характерны для института стабильностью и практически неменяющейся численностью коллектива (650-680 человек).  
Большое внимание уделялось подборке и расстановке кадров, от  которых в решающей степени зависело повышение качества проектирования и эффективности принятия решений по программе Минтрансстроя «Мировой уровень». За счет использования новейших достижений науки и техники, передового опыта обеспечивалось повышение эффективности капитальных вложений на объектах, построенных по проектам Дальгипротранса. 
       По итогам социалистического соревнования институту неоднократно  вручалось переходящее Красное Знамя Минтрансстроя и ЦК профсоюза. За высокие производственные показатели в 1983 и 1984 годах Дальгипротранс занесен в летопись трудовых достижений транспортных строителей. 
С 1989 по 1996 год, несмотря на тяжелый для страны экономический кризис и сокращение численности коллектива, Дальгипротранс выполнял проектно-изыскательские работы для новой железнодорожной линии   Камышовая – Хуньчунь в Приморском крае, электрификацию участка Могоча – Чернышевск, реконструкцию мостового перехода через реку Амур у города Хабаровска (I очередь совмещенного моста введена в строй в 1999 году), электрификацию участка Хабаровск – Бикин Дальневосточной железной дороги, строительство федеральной автомобильной дороги Чита – Хабаровск – Находка.  
За время существования института значительный объем работ выполнен для г.Хабаровска. По проектам института в краевом центре построено около 50 зданий различного назначения (здание городской мэрии, медицинского института, управления железной дороги, дворца культуры завода «Энергомаш», железнодорожного вокзала, более 20 крупных жилых домов), путепроводные развязки в городе, набережная Амура, выполнена реконструкция привокзальной площади г.Хабаровска, строительство и реконструкция автомобильных дорог и улиц города для пропуска транзитного движения. 
За последние 10 лет ОАО «Дальгипротранс» выполнил проектно-изыскательские работы для строительства наиболее крупных объектов, сданных в эксплуатацию или находящихся в стадии строительства. 
В последние годы институт проектирует от 200 до 270 объектов различного назначения в год.  
     Основные Заказчики: Дальневосточная,  Забайкальская железные дороги, ДКРС-Хабаровск» - филиал ОАО «РЖД», ДКСС – филиал «ОАО «РЖД», Дальтрансгаз», ОАО «ДНИИМФ», СахалинНИПИморнефть», ОАО «Роснефть-Сахалинморнефтегаз», ООО ПИИ «Бамтоннельпроект», Хабаровский филиал ОАО «ГипродорНИИ», Правительство Хабаровского края.

Цели, задачи и функции.

     ОАО «Дальгипротранс» - комплексный проектно-изыскательский институт, выполняющий работы по инженерным изысканиям и проектированию объектов транспортного и промышленно-гражданского назначения. 
    Основной целью Общества в области качества является обеспечение и повышение удовлетворенности потребителей путем создания проектно-изыскательской продукции, соответствующей ожиданиям заказчиков и эксплуатирующих организаций в рамках требований законодательных и нормативных актов. 
      Достижение данной цели обеспечивается путем:

  • Обеспечения соответствия системы менеджмента качества установленным для неё требованиям и постоянного повышения её результативности;
  • Совершенствования управления производством проектно-изыскательской продукции;
  • Внедрения и применения современных проектных решений и технологий проектно-изыскательских работ;
  • Повышения уровня квалификации сотрудников, создания благоприятных условий для их профессионального роста;
  • Установления долгосрочных отношений с потребителями через максимальное удовлетворение их ожиданий.

 

 

Руководство Общества берет на себя обязательства по реализации настоящей политики и приверженности целям в области качества.

    Основными видами деятельности является:

  1. Проектирование объектов железнодорожного транспорта
  2. Разработка и внедрение систем ЖАТ и связи
  3. Проектирование систем энергоснабжения и электрификации
  4. Инженерно-геологические и инженерно-геодезические изыскания
  5. Проектирование инженерного оборудования, сетей и систем
  6. Разработка технической документации
  7. Проектирование объектов недвижимости

 

Анализ основных технико-экономических показателей представлен в таблице1.

 

Таблица1.

Основные технико-экономические показатели ОАО «Дальгипротранс» за 2012-2013гг.

№п/п

показатель

2012г.

2013г.

Изменение

       

Абсолютное

Относительное, %

1

2

3

4

5

6

1

Себестоимость продаж

570239

734641

164402

22,38

2

Чистая прибыль

15165

66532

51367

77,21

3

Численность работников

434

446

12

2,69

4

Производительность труда

1449

2077

628

30,24

5

Объем производства

642322

870429

228107

26,21

6

ФОТ

382917

439996

57079

12,97

Информация о работе Финансовый анализ в антикризисном управлении организации