Финансовая устойчивость предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследовать финансовое состояние хозяйствующего субъекта, выявить основные проблемы финансовой деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить и систематизировать теоретический и практический материал по формированию и повышению финансовой устойчивости и доходности предприятия;
- на основе проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности разработать мероприятия, направленные на повышение финансовой устойчивости предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОЙ
УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………5
1.1 Понятие финансовой устойчивости предприятия………………………….5
1.2 Классификация типов финансовой устойчивости …………………………8
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН………………………………………………….12
2.1 Источники формирования активов………………………………………...12
2.2 Показатели финансовой устойчивости…………………………………….16
3 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ…………………………………………………………………19
3.1 Резервы повышения финансовой устойчивости предприятия……………19
3.2 Обоснование и экономическая эффективность предлагаемых
мероприятий……………………………………………………………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

финансовая устойчивость предприятия.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

По существу все перечисленные  меры (или по крайней мере большинство  из них) так или иначе сказываются  на изменении объемов производства, текущих затрат и цены продукции. Как следствие, влияние мероприятий на конечные результаты деятельности предприятия может быть выражено через изменение отдельных показателей или их комбинации.

Так, например, мероприятия, способствующие повышению качества продукции, как правило, находят свое отражение в увеличении себестоимости единицы продукции. Вместе с тем, положительный экономический эффект от этих мероприятий следует ожидать в связи с увеличением спроса на продукцию и адекватным повышению качества продукции увеличением цены на нее. Главный вопрос стоит в том, какова должна быть степень увеличения цены и спроса, для того, чтобы даже при увеличении затрат на производство обеспечить получение прибыли.

Актуальным также является вопрос о том, каким должно быть соотношение между степенью изменения постоянных затрат и ростом спроса при проведении рекламной компании или маркетинговых исследований, чтобы предприятие могло выйти из состояния убыточности и стать рентабельным.

Предметом рассмотрения в данном разделе могут быть выбраны меры, не требующие значительных капитальных вложений на их реализацию.

В частности, может оцениваться  влияние на конечные результаты деятельности предприятия:

- увеличения цены на продукцию (работ, услуг) при сохранении прежнего объема производства;

- снижения цены с целью стимулирования спроса на продукцию;

- снижения затрат- переменных и постоянных;

- рекламной компании для повышения спроса на продукцию;

- маркетинговых исследований с целью выявления новых рынков сырья и сбыта и т.п.

- мер комплексного характера, предусматривающих   изменение двух или более параметров в системе "предприятие- рынок".

Механизм реализации предлагаемой методики обоснования мер финансового оздоровления предприятия базируется на установлении рациональных пропорций между количественными параметрами элементов маркетингового комплекса.

Формируемый на предлагаемой методической основе план улучшения финансового состояния предприятия должен стать составной частью финансового раздела бизнес- плана.

Большинство из рекомендуемых  антикризисных мероприятий связано  с необходимостью привлечения дополнительных финансовых ресурсов, что делает особенно актуальным вопрос об изыскании источников их возмещения. Если учесть, что речь идет о предприятиях, испытывающих значительные финансовые затруднения, то решение данного вопроса следует основывать не столько на поиске внутренних источников, сколько на обосновании целесообразности привлечения заемных средств, определении их размеров и приемлемых условий их заимствования. С другой стороны, предприятие должно убедить инвестора в реальности возврата привлеченных средств при соблюдении требований заимодавца по их наращиванию. При формировании инвестиционной политики предприятия и оценке ее эффективности должны применяться проанализированные в разделе 2 подходы к моделированию заданной величины чистого дохода на данном предприятии.

Полученные расчетные формулы для определения чистого дохода позволяют определить отдачу проектируемых мероприятий, направленных на формирование спроса и стимулирование сбыта.

Сферами практической реализации инвестиций могут быть:

- сфера    капитального    строительства,    т.е.    сфера    создания    и модернизации основных фондов и оборотных средств;

- инновационная сфера- сфера реализации научно- технической и интеллектуальной продукции;

- сфера обращения финансового капитала (денежного, ссудного, долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений).

В соответствии с действующим  в Республике Казахстан законодательством источниками финансирования инвестиционной деятельности могут быть:

- собственные финансовые ресурсы предприятия (чистый доход, амортизационные отчисления, страховые выплаты и др. средства);

- заемные финансовые средства инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и др.);

- привлеченные финансовые средства инвестора (средства от продажи акций и других ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов и т.д.);

- денежные средства, аккумулируемые на уровне объединения (ассоциации) предприятий;

- ассигнования из республиканского и местного бюджетов, поступления из внебюджетных фондов;

- иностранные инвестиции.

Нельзя не отметить, что  единая методологическая база расчета показателей эффективности инвестиций в настоящее время отсутствует. Известно, что за рубежом каждая корпорация подходит индивидуально к процессу оценки результативности инвестиций, исходя из своих целей и имеющихся возможностей.

 

3.2 Обоснование и экономическая  эффективность предлагаемых мероприятий

 

Таким образом, на основании  произведенного исследования с учетом настоящих позиций фирмы на рынке  можно предложить следующие мероприятия.

Во-первых, очевидно, предприятию  необходимо увеличивать объем реализации, так как при росте численности предприятия более чем в 10 раз объем реализации увеличился только в 4,6 раза. То есть производительность труда снизилась. К отрицательным показателям относится и увеличение фонда оплаты труда для 34 человек (среднесписочная численность предприятия в 2012 году, включая работающих по совместительству) только в 2,2 раза по сравнению с фондом заработной платы 3 человек в 2011 году (среднесписочная численность 2011 года).

Хотя, конечно, по данным показателям еще пока трудно говорить о тенденции, так как только в 2012 году предприятие поменяло приоритеты и занялось новым видом деятельности.

Таким образом, пути повышения  эффективности деятельности ТОО  «Терм Инжиниринг» можно определить следующим образом (рисунок 2).

В соответствии с разработанной  стратегией развития ТОО «Терм Инжиниринг»  спрогнозируем основные показатели деятельности компании на 2013-2014гг. (рисунок 2).

При прогнозировании  мы руководствовались следующими предположениями:

1.  Разработанная стратегия подразумевает рост доходов от реализации в 2012 году до 285 млн. тенге, на 2013-2014 годы темп роста спланируем на уровне 20% в год.

2.  В 2011-2012 годах доля себестоимости в общем объеме реализации составила соответственно 91,6% и 80,9%.

Так как разработанная  стратегия деятельности предприятия  предполагает сохранение сложившейся  структуры доходов предприятия (то есть продолжение "строительной деятельности с одновременной реализацией  строительных материалов - оптовая  торговля), то прогнозируемый уровень прогнозной себестоимости оставим на уровне 2012 года:

2012 год - 285*80,9%- 230,6 млн. тенге

2013 год = 342*80,9%-276,7 млн. тенге

2014 год - 410,4*80,9%=332 млн. тенге

3. Расходы периода спрогнозируем на уровне 2012 года, то есть 25,2 млн. тенге в год.

Увеличения на 2013-2014 годы также планировать не будем, так как для нашего предприятия это и так большая сумма, однако ее снижение также будем считать нецелесообразным, так как она полностью представлена расходами по реализации.

Единственное отличие в будущем это, возможно, пересмотреть структуру бюджета, чтобы сделать ее наиболее эффективной и отвечающей целям ТОО «Терм Инжиниринг».

Следовательно, анализ показал, что согласно выработанной стратегии  повышения эффективности деятельности ТОО «Терм Инжиниринг» доход от реализации в 2012 году возрастет в 2,2 раза по сравнению со сложившемся уровнем 2012 года, чистый же доход предприятия за счет снижения удельного веса расходов периода и роста доходов предприятия возрастет с 381 тыс. тенге в 2010 году до 20,3 млн. тенге в 2010 году и 27,9 и 37,1 млн. тенге соответственно в 2011 и 2012 году.

 

 

 

 


           

 

 

 

 

 

                                     

                                

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 Стратегия повышения эффективности деятельности ТОО «Терм Инжиниринг»

 

За 2011 год финансовый результат деятельности предприятия возрастет в 53,3 раза по сравнению с уровнем 2010 года. Расчет прогнозных относительных показателей эффективности предприятия показал, что рентабельность производства в 2010 году возрастет до 8,8% (сложившийся уровень 2011 года 0,36%), рентабельность реализации увеличится до 7,13% (сложившийся уровень 2005 года- 0,29%).

Таким образом, разработанная  стратегия дальнейшего развития деятельности предприятия позволит поднять эффективность ТОО «Терм Инжиниринг» в несколько десятков раз и увеличить доходность предприятия с 20,3 млн. тенге в 2010 году до 37,1 млн. тенге в 2012 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Экономическая суть эффективности  предприятия состоит в том, чтобы на каждую единицу затрат добиться существенного увеличения прибыли. Количественно она изменяется сопоставлением двух величин: полученного в процессе производства результата и затрат живого и овеществляемого труда на его достижение.

Экономический эффект выражается в натуральных и стоимостных показателях, характеризующих промежуточные и конечные результаты производства в масштабе предприятия. К таким показателям относятся, например, объём валовой, товарной, реализуемой, иногда чистой продукции, масса полученной прибыли, экономия различных элементов производственных ресурсов и общая экономия от снижения себестоимости продукции, величина национального дохода и совокупного общественного продукта и др.

Основные факторы, влияющие на финансовую устойчивость предприятия: снижение себестоимости обеспечивает более эффективную работу предприятия, так как уменьшаются расходы, связанные с производством продукции, прибыль также является индикатором эффективности работы предприятия, рентабельность является относительным показателем эффективности работы предприятия. В зарубежной практике используется множество коэффициентов рентабельности, в дипломной работе были рассмотрены наиболее важные и интересные. В результате теоретического анализа балы построена блок-схема источников резервов увеличения прибыли от реализации продукции и рентабельности предприятия как показателей эффективности его деятельности.

Субъектом исследования является ТОО «Терм Инжиниринг», зарегистрировано Управлением юстиции  г.Астана 05.12.2001 года. Основной деятельностью предприятия является оптовая торговля строительными материалами.

Проведенный нами анализ финансовой отчетности в целом показывает, что финансовая ситуация с 2012 года заметно улучшилась. Судя по коэффициентам оборачиваемости предприятие начало повышать свою деловую активности, увеличило объем продаж.

На финансовое положение  предприятия повлияли ранее полученные убытки.

Следует отметить некоторые  негативные тенденции в структуре  капитала. Снижается доля собственного капитала, имеет место все еще высокое значение кредиторской задолженности. Характеризуя состояние качества активов, необходимо отметить, что годное к эксплуатации оборудование составляет 75 %.

Эффективность использования  основных средств тем не менее  остается очень низкой. В структуре товарно-материальных запасов наибольший удельный вес занимают материалы.

Валовый доход от основной деятельности в 2011 году сложился в сумме 28,5 млн. тенге. В 2012 году доход предприятия увеличился в 4.6 раза и составил 131,6 млн. тенге. Если в 2011 году предприятие имело доходы только от оптовой реализации стройматериалов, то по итогам 2012 года 68,1% дохода приходится на доходы от основной деятельности, а 31,9% - на доходы от строительства (неосновная деятельность).

Сопоставление удельного веса себестоимости продукции в доходе от реализации показало, что если в 2011 году она составляла 91,7%, то по итогам 2012 года удельный вес себестоимости снизился до 80,9%.

Анализ состава и  динамики затрат показал, что общая сумма затрат предприятия в 2011 году составила 2,3 млн. тенге, за 2012 год произошел ее рост в 10,8 раз - до 25,4 млн. тенге, в том числе 1 млн. затраты на производство и 24,4 млн. тенге - расходы периода.

Не смотря на то, что  среднегодовая численность работников предприятия в 2012 году составила 34 человека, что более чем в 11 раз превышает среднегодовую численность 2011 года (3 человек), фонд заработной платы увеличился в 2,2 раза. Если в 2011 году фонд оплаты труда составлял почти 41% от общей суммы затрат предприятия, то по итогам 2012 года его доля равна только 7,8%.

Износ основных средств  увеличился в 2,8 раз.

Основной прирост расходов периода пришелся на прочие затраты, чья сумма возросла более чем в 18 раз, а удельный вес возрос с 50,2% до 90,7%.

Таким образом, динамика показателей экономической эффективности деятельности ТОО «Терм Инжиниринг» следующая: доход от реализации продукции возрос в 4,6 раза, себестоимость реализованной продукции - в 4,1 раза. В результате валовый доход предприятия увеличился в 10,7 раз и достиг 25,2 млн. тенге. В связи с тем, что расходы периода составили 25,4 млн. тенге, по основной деятельности у ТОО «Терм Инжиниринг» образовался убыток в 232 тыс. тенге, в 2011 году - доход в сумме 19 тыс. тенге.

Чистый доход, сложившийся по итогам 2011 года составил 19 тыс. тенге, в 2012 году от неосновной деятельности предприятие получило 613 тыс. тенге, которые погасили убытки от основной деятельности, в результате чего чистый доход предприятия составил 381 тыс. тенге, то есть возрос в 20,1 раз.

В рамках дипломной работы с целью более глубокого ознакомления с деятельностью предприятия была проведена оценка состояния активов и пассивов ТОО «Терм Инжиниринг».

В 2011 году произошло снижение активов предприятия с 2,7 млн. тенге до 896 тыс. тенге. За 2012 год имущество ТОО «Терм Инжиниринг» увеличилось в 70 раз по сравнению с 2011 годом и составило 62,7 млн. тенге. За 2012 год произошло увеличение по группам текущих активов: материалы возросли в 81,6 раза, товары - в 74,8 раза, денежные средства - в 12,3 раза.

Информация о работе Финансовая устойчивость предприятия