Учет и анализ дебеторской и кредиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 10:01, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы дипломной работы состоит в том, что эффективное управление дебиторской и кредиторской задолженностью является неотъемлемой составляющей успешной деятельности предприятия. От умения правильно распоряжаться дебиторской и кредиторской задолженностью зависят все стороны его деятельности.
Цель данной дипломной работы состоит в проведении анализа состояния дебиторской и кредиторской задолженности и разработке рекомендаций по улучшению состояния расчетов организации.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 511.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Значительный удельный вес задолженности покупателей в составе всей дебиторской задолженности, определяет их особое место в оценке оборачиваемости оборотных средств, свидетельствует о необходимости тенденции в деятельности организации.

 

Таблица 4 - Анализ состава и структуры задолженности покупателей ЗАО «Поликом» за 2012-2013 гг.

Покупатели

2012г., тыс. руб.

Уд. вес, %

2013 г., тыс. руб.

Уд. вес, %

ООО «Уютный дом»

84349,7

9,4

34812,5

3,7

ЗАО «Стройматериалы»

38585,5

4,3

16935,8

1,8

ЗАО «КВЕ»

126524,5

14,1

63038,8

6,7

ООО «Текор»

45764,2

5,1

143954,3

15,3

ООО «ММус»

96015,1

10,7

9408,8

1,0

ООО «Теплостройремонт»

139984,6

15,6

179707,7

19,1

ООО «Дарс-Плюс»

21536,1

2,4

25403,7

2,7

ООО «Стройторг»

61018,9

6,8

68684,1

7,3

ООО «Корвет»

16152,1

1,8

53630,1

5,7

ООО «ФТ-Тим»

219847,6

24,5

57393,6

6,1

Прочие дебиторы

46661,5

5,2

287908,7

30,6

Итого:

897 337

100,0

940 878

100,0


 

По данной таблицы 4, следует, что величина дебиторской задолженности перед ЗАО «Поликом» крайне неустойчива. В 2012 г. задолженность покупателей составляет 897337 руб., вместе с просроченной задолженностью, в 2013 г. составляет 940878 руб.

Состояние расчетов с покупателями на 1 января 2013 г. по сравнению с прошлым   2013 г. ухудшилось, т. к. произошло повышение задолженностей покупателей на  43541  руб. Что характеризует низкую платежную дисциплину и характеризует понижение ликвидности оборотных активов.

Как показывают данные вышеприведенной таблицы, задолженность покупателей перед ЗАО «Поликом» в 2013 г. имеет тенденцию повышения. Наибольший удельный вес задолженности в 2012 г. имело торговое предприятие ООО «ФТ-Тим» (219847,6 руб.), в 2013 г. задолженность данного предприятие составила 57393,6 руб. Просроченная задолженность покупателей в 2012 г. составляла 46661,5  руб., удельный вес составлял 5,2%, в 2013 г. мы можем наблюдать увеличение данной просроченной задолженности на 241247,2 руб. и его удельного веса в общей дебиторской задолженности 25,4% удельного веса.

Увеличение дебиторской задолженности оценивается положительно, если это происходит за счет прироста покупателей. Если же дебиторская задолженность увеличивается в связи с ухудшением оплаты поставок.

Наличие просроченной задолженности создает финансовые затруднения, так как предприятие будет чувствовать недостаток финансовых ресурсов для приобретения товаров, выплаты заработной платы и др. Кроме того, замораживание средств в дебиторской задолженности приводит к замедлению оборачиваемости капитала. Просроченная дебиторская задолженность означает также рост риска непогашения.

 

Таблица 5. Анализ состава и структуры задолженности ЗАО «Поликом» перед поставщиками за 2012-2013 гг.

Покупатели

2012г., руб.

Уд. вес, %

2013 г., руб.

Уд. вес, %

ООО «Корвет»

41376,9

9,8

96921,3

16,5

ООО «Эмплектон»

33354,8

7,9

48754,4

8,3

ЗАО «Цербер»

12666,4

3,0

7048,9

1,2

ОАО «Строительный двор»

-

-

25258,3

4,3

ОАО «Комбинат Красный Строитель»

24488,4

5,8

51103,9

8,7

ООО «Спецстройсервис»

51509,9

12,2

68138,6

11,6

ООО «Прикамская гипсовая компания»

60376,5

14,3

119830,1

20,4

ООО «ИЗОАРТ»

93309,1

22,1

55215,8

9,4

ООО «Альфатрейд»

9288,7

2,2

18796,9

3,2

ООО «Регионстрой-Траст»

50665,6

12,0

-

-

Прочие кредиторы

45176,8

10,7

96333,9

16,4

Итого:

422 213

100,0

587 402

100,0


 

Как следует из данной таблицы 5 на 1 января 2013 года кредиторская задолженность перед поставщиками ЗАО «Поликом» составила 587402  руб., что больше предыдущего года на 165189 руб. За два анализируемых года имеется просроченная задолженность в 2013 г. 96333,9  руб. в 2012 г. 45176,8 руб. Увеличение просроченной задолженности говорит о увеличении риска снижения прибыли предприятия, т. к. могут быть выставлены иски и начислены пени по ним.

Как показывают данные вышеприведенной таблицы, задолженность поставщикам в 2013 г. имеет тенденцию повышения. Наибольший удельный вес задолженности поставщикам ЗАО «Поликом» в 2012 г. имеет перед оптовой базой ООО «ИЗОАРТ» -  93309,1 руб. (20,4%), в 2013 г. задолженность перед данным предприятием составила 55215,8 руб. (9,4%). В 2013 г. наибольший удельный вес составила задолженность ООО «Прикамская гипсовая компания» 119830,1 руб. (20,4%).

Таким образом, анализ динамики и структуры дебиторской и кредиторской задолженности показал, что задолженность покупателей перед ЗАО «Поликом» в 2013 г. увеличилась на 165189 руб.

 

 

3. Разработка  рекомендаций по оптимизации  дебиторской и кредиторской задолженности ЗАО «Поликом»

 

 

 

3.1. Совершенствование управления дебиторской задолженностью

 

 

Дебиторская задолженность - права (требования), принадлежащие продавцу (поставщику) как кредитору по неисполненным денежным обязательствам покупателем (получателем) по оплате фактически поставленных по договору товаров, выполненных работ или оказанных услуг. В целом она разделяется на текущую дебиторскую задолженность, которая должна быть погашена в течение одного года, и просроченную, т.е. со сроком свыше 12 месяцев. В свою очередь из просроченной задолженности выделяется задолженность, по которой истек срок исковой давности.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Задачами управления дебиторской задолженностью являются10:

1) выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств (т.е. получение предоплаты в размере 50 % на основании условий договора, обеспечение крупных сумм дебиторской задолженности залогом (материальными ценностями, имуществом, поручительством), использование вексельной формы расчетов;

2) определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины (при соблюдении сроков платежей, а так же при досрочном погашении задолженности при последующей работе с покупателями и заказчиками можно предоставлять со скидкой сопутствующие предмету договора услуги);

3) уменьшение бюджетных долгов (при соблюдении сроков погашения задолженности в бюджет и внебюджетные фонды сводится к минимуму риск наложения штрафов и начисления пени за просрочку платежей);

4) оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности (например, при досрочном получении сумм дебиторской задолженности, полученные денежные средства можно направить на досрочное погашение кредитов, что снизит сумму процентов к уплате, либо направление полученных денежных средств на закупку материалов, либо направить полученные средства на краткосрочные финансовые вложения).

В настоящее время общая сумма дебиторской задолженности предприятия составляет около 109 тыс. руб. Особенностью этого вида активов является, что эта задолженность образована одним должником. В 2012-2013 гг. остаток краткосрочной дебиторской задолженности на конец года имеет тенденцию к увеличению. В финансовый план включается задание по сокращению среднего остатка дебиторской задолженности в целом за 2013-2014 гг. на 47 тыс. руб. Сокращение задолженности позволит увеличить денежную составляющую оборотных средств, ускорит их оборачиваемость. Для реализации этого мероприятия предполагается:

1) увеличить в составе предлагаемых услуг долю номенклатурных позиций, имеющих повышенный потребительский спрос;

2) увеличить долю предоплаты;

3) активизировать работу юридической службы по взысканию просроченной части задолженности.

Также для увеличения эффективности использования оборотных средств (путем снижения периода оборачиваемости) рекомендуется разработать мероприятия по реализации и списанию залежалых материалов, так как их наличие приводит к «омертвению» оборотного капитала, росту затрат на хранение и т.д.

Следовательно, на предприятии ЗАО «Поликом» проведение мероприятий по эффективному использованию оборотных средств (а именно, снижение уровня запасов до оптимального уровня, своевременное взыскание дебиторской задолженности и проведение мероприятий по снижению уровня задолженности в будущем), приводит к уменьшению убытка предприятия, а как следствие повышения эффективности использования оборотных средств улучшение финансового состояния предприятия и повышение деловой активности предприятия.

Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью11:

1) исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;

2) использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;

3) формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;

4) определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;

5) формирование условий обеспечения взыскания просроченной задолженности;

6) формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;

7) использование современных форм рефинансирования задолженности;

В основе формирования стандартов оценки покупателей и условий предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

1. Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей. По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

1) объем хозяйственных операций с покупателями и стабильность их осуществления;

2) репутация покупателя в деловом мире;

3) платежеспособность покупателя;

4) результативность хозяйственной деятельности покупателя;

5) состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

6) объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.

2. Формирование и экспертиза информационной базы проведения кредитоспособности покупателей имеет целью обеспечить достоверность проведения такой оценки.  Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.). Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования.

Информация о работе Учет и анализ дебеторской и кредиторской задолженности