Управленческий учет и система бюджетирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 11:11, курсовая работа

Краткое описание

В условиях становления и развития в России рыночных отношений, ориентируемых на соблюдение экономических интересов хозяйствующих субъектов, возрастает значение качества и информативной емкости учетной информации. Разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий, функционирование управленческой бухгалтерии позволяют организации в современных условиях использовать наиболее эффективные формы и методы производственного учета, контроля и управления затратами на всех уровнях производственного процесса

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 94.29 Кб (Скачать файл)

Введение

 

            В условиях становления и развития  в России рыночных отношений, ориентируемых на соблюдение  экономических интересов хозяйствующих  субъектов, возрастает значение  качества и информативной емкости  учетной информации. Разделение  бухгалтерского учета на финансовый  и управленческий, функционирование  управленческой бухгалтерии позволяют  организации в современных условиях  использовать наиболее эффективные  формы и методы производственного  учета, контроля и управления  затратами на всех уровнях  производственного процесса. 
           Информация, получаемая в системе управленческого учета, представляет все особенности организации коммерческого предприятия, она полностью раскрывает экономические, технические и технологические особенности производственных процессов и возможности производства, сложившиеся внутрипроизводственные отношения, используемые ресурсы, финансовые возможности. Подобная учетная информация должна обеспечивать создание действенной системы контроля и управления деятельностью предприятия. Переориентация всего учетного процесса на удовлетворение интересов управления связано с решением задач обеспечения эффективного управления производством, выявлением и минимизацией издержек как на этапе производства, так и на этапе заготовления ресурсов и реализации выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. 
             В современных условиях развития производственных отношений система внутрипроизводственного учета и контроля интегрирует в единую систему управленческого учета. Формирование такой системы для каждого российского предприятия является важным элементом повышения конкурентоспособности и эффективности производственной деятельности.  
           Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что управленческий учет является сравнительно новым видом учета для отечественных предприятий.        Создание и освоение на практике новых нетрадиционных систем получения информации о затратах и результатах деятельности, применение новых подходов и методов оценки и контроля обеспечивают возможность решения многих задач эффективного управления современным предприятием. 
          Основным объектом управленческого учета являются, осуществляемые предприятием затраты, при этом одной из форм планирования, широко применяемой в системе управленческого учета, является формирование «гибких бюджетов», обеспечивающих возможность расчета размера статей затрат для разных уровней выручки в диапазоне возможных значений (под диапазоном возможных значений подразумевается совокупность уровней выручки, с которыми организация предполагает работать в данном временном периоде) и определения отклонений бюджетных данных от фактических, вызванных изменением объема выручки по сравнению с первоначально прогнозируемым. 
Целью работы является анализ возможностей использования гибких бюджетов в качестве инструмента планирования и управления в рамках системы управленческого учета. 
          Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи: 
1) Раскрыть роль бюджета как информационной базы в системе управленческого учета. 
2) Проанализировать технологию разработки гибких бюджетов; 
3) На примере общества с ограниченной ответственностью «Абель МЦ» проанализировать принципы формирования и виды разрабатываемых бюджетов. 
4) Предложить механизм использования гибких бюджетов в рамках системы управленческого учета. 
         В качестве базы исследования было избрано ООО «Абель МЦ». 
         Источником послужила финансовая информация о деятельности организации, сводные бюджеты и другие документы, отражающие особенности функционирования систем бухгалтерского и управленческого учета. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1  Управленческий учет, его сущность и организация. Бюджетирование в системе управленческого учета.

 

1.1.  Понятие управленческого учета

 

         Сегодня большинство предпринимателей воспринимают бухгалтерский учет как "белую" составляющую учета, которая ведется исключительно для контролирующих и налоговых органов. При этом практически все предприниматели ведут "на коленке" свой "черный" учет, позволяющий им в определенной мере контролировать и оценивать финансовые и товарные потоки предприятия, рассчитывая их эффективность. Такая "двойная" форма учета на предприятии была приемлема на заре предпринимательской деятельности, когда основной целью бизнеса в подавляющем большинстве случаев считался положительный поток наличности в настоящий момент и чем больше, тем лучше. Однако это не дает дополнительных возможностей для развития бизнеса и контроля над ним.

         Растущая конкуренция заставляет управленцев задумываться о более тщательном анализе текущей деятельности предприятия, планировании бюджета, контроле затрат и дополнительном – за персоналом – все это с целью повышения эффективности бизнеса. Развивается рынок купли-продажи готового бизнеса, растет "текучесть" управленческих кадров, владельцы бизнеса предъявляют более жесткие требования к эффективности – во всех этих случаях необходима четкая, представленная в стандартной форме информация, на основе которой оперативно, без какой-либо дополнительной обработки можно было бы принять правильные управленческие решения. Именно этим целям служит управленческий учет – методология и форма сбора, обработки, хранения и своевременного предоставления в "нужные руки" объективной, понятной и необходимой информации.

         Управленческий учет – система сбора и группировки финансовой и нефинансовой информации, на основе которой менеджеры принимают решения для достижения целей организации.

Колин Друри в книге "Управленческий и производственный учет" определяет управленческий учет как предоставление руководителям организации "информации, на основе которой они могут обоснованно принимать решения и повышать эффективность и производительность текущих операций.       Информация по управленческому учету позволяет измерять экономические показатели операционных структур организации, действующих децентрализованно, таких как ее отдельные подразделения, цехи и отделы.           Управленческая отчетность является в полной мере факультативной, то есть такая информация готовится только в том случае, если предполагается, что выгоды от нее будут выше расходов на ее подготовку".

           Необходимость принятия управленческих решений, связанных с функционированием и развитием бизнеса, рано или поздно заставляет руководителя предприятия задуматься о создании такой системы учета и отчетности, которая позволила бы ему без проблем и, желательно, не покидая кабинета, решать несколько задач:

– получать необходимую для принятия стратегических решений информацию о своем бизнесе в финансовых и натуральных показателях;

– следить за финансовыми последствиями управленческих решений;

– наблюдать за эффективностью деятельности как всего предприятия, так и каждого структурного подразделения, а в некоторых случаях оценивать и эффективность отдельных операций.

           Управленческий учет на предприятии – это развернутая система учета и обработки информации, включающая в себя элементы математического анализа.

          Система управленческого учета – это "система управления организацией, предполагающая реализацию управленческих функций в отношении:

– совокупности процессов, составляющих деятельность организации;

– участвующих в процессах структурных единиц организации;

– используемых в процессах ресурсов;

– показателей, отражающих характеристики всех других категорий объектов управления, для достижения текущих и стратегических целей организации".

           Основа управленческого учета – структурированная информация, собираемая и анализируемая в мониторинговом режиме. Хорошо известно, что поиск и анализ данных – одна из прямых обязанностей службы маркетинга. Но очень часто маркетологи ограничиваются сбором только внешней информации – о конкурентной среде, ценах на отраслевом рынке и т. д.

          Цель управленческого учета – так называемый внутренний маркетинг, подразумевающий кропотливую работу по изучению самого предприятия. С его помощью можно составить полную картину финансово-экономического состояния компании в любой момент времени, выяснить запас ее прочности, определить потенциал и перспективы развития.

         В управленческом учете формируется информация для выполнения следующих трех основных целей:

  1.  Составление периодической (рутинной) внутренней отчетности для управленческих решений. Она обеспечивает информацией решения, принимаемые с определенной степенью регулярности. Например, в нефтяных компаниях ежедневно принимаются решения по установлению розничных цен на продукцию. Ежедневные отчеты о валовой прибыли от продажи бензина являются одним из примеров информации, на основании которой принимаются решения по ценообразованию в компании. В системе контроля затрат в компании используются еженедельные отчеты о затратах (включая статьи, связанные оплатой труда и расходом энергии) по каждому из подразделений.

 2.   Составление нерегулярных (специальных) отчетов для управленческих решений. В них формируется информация для обеспечения решений в ситуациях, которые возникают без определенной периодичности или представляют собой прецедент. Так решение об использовании системы анализа деятельности основывается на анализе данных о затратах, специально собранных для принятия именно этого решения. Например: организация, занимающаяся производством потребительских товаров, может создать специальную учетную систему для управления затратами, возникающими при появлении внешнего брака.

  3. Составление внешней отчетности, предназначенной для инвесторов, органов государственной власти и других пользователей. В ряде случаев информация полученная от внешней отчетности может использоваться менеджерами сторонних организаций для принятия решений, например руководством потенциального поставщика для принятия решения о риске продажи в кредит, а не за наличный расчет.

        Информация для каждой из рассмотренных основных целей может быть сформирована в системе учета и представлена различными способами.    Идеальная база данных состоит из многочисленных детализированных микрокомплектов информации, которые могут использоваться для обеспечения множества задач. Финансовые менеджеры обрабатывают информацию с учетом практических потребностей различных внешних и внутренних пользователей.

       Перечислим характеристики качественной информации:

– Информация должна быть, полной и оперативной. Но эти требования противоречат друг другу. Чем более оперативна информация, тем менее она полна. Чтобы согласовать это противоречие нужно иметь организационно-штатную структуру, должностные инструкции, прописанный документооборот, соответствующую систему мотивации, планирование и разумное использование принципа существенности.

– Доступность. Информация должна быть понятна пользователю, иначе он не сможет ее использовать.

– Надежность или достоверность информации. Информация должна отражать реальное положение дел в организации, а не представляться в виде обязательных официальных отчетов, которые содержат весьма поверхностную информацию. По этому параметру принципиально важно опираться только на первичные данные как в финансовом учете, так и в управленческом. Здесь вопрос достоверности решается одинаково.

– Сопоставимость. Представляемые отчеты и информация, содержащаяся в них должна быть сравнима с прошлыми отчетами. Также необходимо, чтобы выполнялось условие сравнимости внутренней отчетности компании с отчетностью конкурентов и информацией, содержащейся в нормативных документах. Наконец, итоговые отчеты, поступающие из систем производственного, бухгалтерского, управленческого и финансового учета, должны быть сопоставимы между собой.

 

1.2 Отличия управленческого  учета от бухгалтерского учета.

 

       Управленческий учёт внедряется именно для повышения эффективности управления предприятием, а не для отчёта перед контролирующими инстанциями, например налоговой инспекцией. Это принципиальное отличие.       Поэтому нельзя поручать вести управленческий учёт бухгалтерии. Эту работу должен возглавлять планово-экономический отдел или финансовый директор компании. Бухгалтерский и управленческий учет используют разные подходы и служат для различных целей.

      Основные отличия управленческого учета от бухгалтерского представлены в таблице.

 

Таблица 11

Отличия управленческого учета от бухгалтерского учета.

 

Критерии

Управленческий учет

Бухгалтерский учет

Потребители информации

Руководители компании

Государственные органы, партнеры по бизнесу

Свобода выбора

Полная свобода в определении схемы учета

Учет организуется строго в рамках инструкций и положений

Количество учетных систем, используемых на практике

Целесообразно использовать только одну систему

Как правило, ведется двойная бухгалтерия

Измерители

Любая удобная единица

Рубли и натуральные единицы

Группировка затрат

По "дереву" затрат

По статьям

Основной объект учета

Предприятие и его подразделения

Предприятие в целом

Точность показателей

Допускается использование приблизительных величин

Требуется абсолютная точность

Обязательность ведения

По мере необходимости

Ведение обязательно


          Задача управленческого учета – полное отражение всех хозяйственных операций предприятия, включая те, которые не отражаются в бухгалтерском учете, и предоставление руководству предприятия оперативного доступа к этой информации.

         В системе управленческого учета осуществляется консолидация данных, полученных из разнородных информационных систем предприятия, таких, как бухгалтерия и кассаво-складская система, а также из разного рода внутренних отчетов, таких, как сейфовые листы, отчеты менеджеров и т.п.

          В управленческом учете, как правило, содержатся дополнительные данные обо всех операциях, необходимые для эффективного управления предприятием.    

Информация о работе Управленческий учет и система бюджетирования