Теоретические основы исчисления затрат и результатов деятельности в управленческом учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

По ряду причин в последнее десятилетие важность управленческих решений в сфере экономического планирования деятельности предприятий возросла. Вызвано это и степенью динамизма изменений окружающей среды, и развитием науки и техники, а, следовательно, преобладанию альтернативных решений и т.д. и т.п.

Содержание

Введение 3
1. Чем отличаются доходы и расходы предприятия от притока и оттока денежных средств? 4
2. В чем различие понятий «экономическая выгода» и «доход»? 5
3. Как бы вы определили полученную предприятием добавленную стоимость? 6
4. Для чего нужно разделять релевантные и нерелевантные расходы? 8
5. Дайте определение прямых и косвенных затрат, приведите примеры. 9
Заключение 11
Список использованных источников 12

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая УУ.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ»

 

 

 

Кафедра   управленческого учета

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине  «Бухгалтерский управленческий учет»

Тема: «Теоретические основы исчисления затрат и результатов  деятельности в управленческом учете»

 

 

 

 

 

Автор курсовой работы

                       Халикова А.В.

Группа

                       410

Научный руководитель

     ассистент, Гареев Б.Р.                      

                       «___» ________________ 2009г.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2009

     Содержание

  

Введение                                                                                                         3

  1. Чем отличаются доходы и расходы предприятия от притока и оттока денежных средств?                                                                                      4
  2. В чем различие понятий «экономическая выгода» и «доход»?      5
  3. Как бы вы определили полученную предприятием добавленную стоимость?                                                                                                                6
  4. Для чего нужно разделять релевантные и нерелевантные расходы?                                                                                                                   8
  5. Дайте определение прямых и косвенных затрат, приведите примеры.                                                                                                                 9                                                                                        

Заключение                                                                                                  11                                                                                                    

Список использованных источников                                                        12                                                   

 

Введение

 

По ряду причин в последнее  десятилетие важность управленческих решений в сфере экономического планирования деятельности предприятий возросла. Вызвано это и степенью динамизма изменений окружающей среды, и развитием науки и техники, а, следовательно, преобладанию альтернативных  решений и т.д. и т.п.

Прямой интерес руководства  предприятий в постоянном росте  прибыли, самостоятельность и ответственность  их за результаты своей деятельности в условиях конкуренции на рынке  стал обуславливать необходимость  снижения издержек производства, ввел потребность в систематическом анализе и прогнозировании затрат на ближайшую и дальнейшую перспективу. Однако предваряя эти действия необходимо правильное разграничение затрат, их классификация по степени управления, а также по степени отнесения на себестоимость продукции.

Поэтому для принятия оптимальных управленческих и финансовых решений у руководителей организаций  усилилась потребность в необходимости  знать свои затраты и в первую очередь разбираться в информации о расходах.

 

 

 

  1. Чем отличаются доходы и расходы предприятия от притока и оттока денежных средств?

Доходы и расходы  чрезвычайно распространенные, широко применяемые, и в то же время крайне многозначные понятия, употребляемые  в разнообразных значениях.

Следует отметить, что согласно бухгалтерской практике, под доходами понимают "увеличение экономических выгод за отчетный период в форме притока или прироста активов или сокращения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанном с вкладами участников капитала" [2]. Расходами же признают "уменьшение экономических выгод за отчетный период в форме оттока или истощения активов или увеличения обязательств, что выражается в сокращении капитала, не связанном с выплатами участникам капитала"[3].

Под притоком денежных средств подразумевают  приход (поступление) платежных средств, доходов от предпринимательской деятельности, выручки от продаж, а также добавленной стоимости. Отток денежных средств – это осуществление затрат, связанных с предпринимательской деятельностью [5, с.58].

Таким образом, можно  сделать вывод, что понятия доходов и расходов в большей степени комплексное, так как означает приток и отток не только денежных средств, но и иных активов предприятия, а также уменьшение и увеличение обязательств.

Например, приток денежных средств  будет означать поступление выручки от операционной деятельности, то есть сам факт реализации и получения за это денежных средств. В то время как доход от реализации будет также означать и возникновение дебиторской задолженности на предприятии.

 

 

 

  1. В чем различие понятий «экономическая выгода» и «доход»?

 

Организации используют свои активы для производства товаров  и услуг, способных удовлетворить  желания и потребности покупателей, готовых платить за них, и тем  самым увеличивать приток денежных средств компании. В рамках отечественного законодательства общий признак активов заключается в их способности приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем и присутствует лишь на уровне частного определения основных средств и нематериальных активов [1,4].

Однако правильнее полагать, что будущими экономическими выгодами является потенциальная возможность актива прямо или косвенно способствовать притоку или сокращать отток денежных средств или их эквивалентов в организацию. При том допущении, что активы – это контролируемые организацией в результате прошлых событий все экономические ресурсы (в том числе и оборотные активы), стоимость которых в момент приобретения может быть справедливо измерена, и от которых предприятие ожидает получение экономической выгоды [11, с.50].

Таким образом, экономическая выгода – это возможность имущества способствовать притоку денежных средств или иных активов в организацию [13]. А также ее можно определить как конечный результат принятого решения в виде увеличения настоящих и будущих денежных потоков.

Следовательно, первая трактовка  экономической выгоды тождественна с понятием «доход», а вторая трактовка разграничивает их в той мере, в которой доход обуславливается притоком денежных средств.

С нашей точки зрения, целесообразнее придерживаться тождества дохода организации и экономической выгоды, так как они равнозначны и взаимообуславливают друг друга.

 

3. Как бы вы определили полученную предприятием добавленную стоимость?

Из всех существующих показателей, предназначенных для  оценки процесса создания стоимости предприятия, самым известным и распространенным является экономическая добавленная стоимость (EVA – Economic Value Added), автором которой является Д.Б.Стюарт. Этот показатель является индикатором качества управленческих решений, т.к. его постоянная положительная величина свидетельствует о создании дополнительной ценности предприятии, а отрицательная величина говорит о снижении ценности [12] .

Схематично формирование EVA можно проиллюстрировать рисунком 3.1:

 

Рис. 3.1. Формирование экономической добавленной стоимости [12]

 

Логика показателя EVA заключается в следующем: чистая операционная прибыль после налогообложения — это доход, полученный после вычитания расходов и амортизации. Часть данного дохода идет на оплату расходов за пользование ресурсами (выражается в затратах на собственный и заемный капитал), а другая часть составляет созданную стоимость, которую измеряет ЕVА.  Данная концепция исходит из того, что для компании мало иметь положительный финансовый результат или приемлемый уровень дохода на одну акцию, любая хозяйствующая единица в ходе своей экономической жизни должна достигать такого уровня развития, при котором возможно создание новой стоимости. А она создается лишь тогда, когда компания 
получает такую отдачу от инвестированного капитала, которая превышает затраты на привлечение капитала [5, с.479].

  Для построения EVA достаточно данных формы номер один «Бухгалтерский баланс» и формы номер два «Отчет о прибылях и убытках».

Рассчитывается он следующим  образом:

 

      EVA = (1-T) П – ЦК ´ САК,                                                         (3.1)

       где  T – ставка налога на прибыль (в долях единицы);

       П - прибыль от продаж, руб.;

       ЦК – цена капитала;

       САК – стоимость авансированного капитала [10, с.70-71].

 

 В случае если EVA больше 0, то компания приносит  прибыль превышающую затраты  на капитал, что является основой  создания стоимости. Т.е. если EVA>0, то компания создает стоимость,  если EVA<0 – то разрушает ранее  созданную стоимость [10, с.71].

Таким образом, экономическая добавленная стоимость является показателем годовой рентабельности предприятия, который в первую очередь показывает акционерам, удалось ли предприятию создать дополнительную стоимость. Следовательно, можно сделать вывод о том, что ЕVA позволяет оценить реальную экономическую прибыль при требуемой минимальной ставке доходности. А также EVA может служить в качестве цели для высшего руководства и использоваться в системе мотивации.

 

 

           4. Для чего нужно разделять релевантные и нерелевантные расходы?

 

Большое значение в управленческом учете имеет деление затрат на зависящие от принимаемого решения (релевантные) и независящие, неизбежные при любом варианте решения (нерелевантные) расходы [5, с.43].

Релевантные затраты — это те будущие затраты, которые меняются в результате принятия решения. Те же затраты, на которые принимаемое решение влияния не оказывает, называются нерелевантными, т.е. к нему не относящимися (незначимыми) [5, с.44].

Приведем пример, когда  человеку необходимо сделать выбор между покупкой проездного билета на месяц для проезда по железной дороге и использованием для тех же поездок личной автомашины. Предположим, что этот человек в любом случае будет владеть автомобилем. В этом случае расходы, связанные с общим обслуживанием автомобиля, уплатой налога на транспортные средства и страхованием, являются нерелевантными, так как они остаются одними и теми же при любом варианте поездок этого человека. Однако расходы на бензин релевантны, поскольку изменяются в зависимости от того, какой используется вид транспорта [6, с.61].

  Следует отметить, что всегда следует обращать внимание на то влияние, какое принимаемое решение окажет на будущие затраты и поступления компании в целом, а не на ее отдельные подразделения.

Обобщая все вышесказанное, отметим, что прежде чем руководство компании сможет принять взвешенное решение по любому вопросу, ему необходимо включить все релевантные затраты, относящиеся к конкретному рассматриваемому решению, в процесс принятия решения. Включение нерелевантных затрат или игнорирование любых релевантных затрат приведет к тому, что решение руководства будет основано на неверных данных и, в конечном счете, принятые решения окажутся неверными.

 

 

          5. Дайте определение прямых и косвенных затрат и приведите примеры

 

Следует заметить, что  затраты классифицируется на прямые и косвенные согласно способу отнесения расходов на себестоимость конкретных видов продукции [].

Прямые затраты имеют  непосредственное отношение к производству конкретных видов продукции. Это сырье, основные и вспомогательные материалы, энергия, основная заработная плата производственных рабочих, т.е. те расходы, которые являются основными. Косвенные затраты связаны с производством не одного, а нескольких видов изделий и могут быть распределены между ними косвенно, пропорционально установленному базовому показателю. Так, цеховые, общезаводские и внепроизводственные расходы включаются в себестоимость конкретных видов продукции пропорционально, например, основной заработной плате производственных рабочих или какому-либо другому показателю [].

Примером косвенных  затрат могут быть полные затраты  бухгалтерии предприятия. Эти расходы  относятся ко всей произведенной  в течение периода времени  продукции, а не просто к одной единице затрат. Другим примером косвенных затрат является краска, используемая на автомобильном заводе, выпускающем несколько моделей. Краска относится к косвенным затратам на материалы, так как она не характерна для одной единицы затрат, а применяется для всех моделей, производимых на заводе.

Информация о работе Теоретические основы исчисления затрат и результатов деятельности в управленческом учете