Теоретические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 14:16, реферат

Краткое описание

1. Сущность, принципы, виды анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2. Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности.
3. Финансовая отчетность, показатели , характеризующие финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Конечный вариант курсовой проект.doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)

5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Сущность, принципы, виды анализа  финансово-хозяйственной деятельности  предприятия

Анализ финансово-хозяйственной деятельности – это системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путём обработки определённых источников информации (показателей плана, учёта, отчётности). Составляющими анализа финансово-хозяйственной деятельности являются финансовый и управленческий анализы.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности играет огромную роль в повышении эффективности деятельности предприятия, в её управлении, в укреплении её финансового состояния. Он представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественного и финансового состояния.

Анализ- выделение сущности процесса или явления путем определения и  изучения всех его сторон и составляющих , обнаружения основы, связывающей все части в единое целое, и построение закономерностей его развития. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия является основой принятия решений на уровне субъектов хозяйствования. С помощью аналитики выявляются наиболее значимые характеристики и стороны деятельности предприятия и делаются прогнозы на будущее и на основе которых строятся дальнейшие планы производственной и рыночной активности, разрабатываются процедуры контроля за их исполнением.

На хозяйственные процессы оказывает влияние факторы объективного и субъективного характера. Все факторы в процессе анализа финансовой и хозяйственной деятельности необходимо тщательно изучать.[4, с.46]

 

6

Для более точной характеристики финансово-хозяйственной деятельности важны не только количественные, но и качественные показатели активности предприятия. На любом предприятии  проводить анализ нужно не только в производственной и финансовой сфере, но и подвергать анализу юридические, социальные и экологические аспекты.

Основной задачей финансово-хозяйственной деятельности является оценка результатов хозяйственной деятельности, выявление факторов, приводящим к успехам  и неудачам в анализируемом периоде, а также составление планов и прогнозов деятельности предприятия на будущее. Задача  решается с помощью стоимостных данных бухгалтерского учета, данных оперативного и статистического учета в различных единицах измерения.

Содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности -  это глубокое и всестороннее изучение экономической информации и функциональности анализируемого объекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйственных резервов.[6, c.63]

Анализ представляет собой комплексное исследование действия внешних и внутренних, рыночных и производственных факторов на количество и качество производимой продукции, финансовые показатели деятельности предприятия и указывает перспективы развития дальнейшей производственной деятельности предприятия в определенной области хозяйствования. Основными направлениями анализа являются: от сложного комплекса – к составляющим его элементам, от результата – к выводам о том, как такой результат достигнут и к чему он приведет в дальнейшем.[9,c.96]

Принципы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия:

1. конкретность - анализ на реальных данных, результаты которого получают в виде конкретного количественного выражения;

 

7

2. комплексность - всестороннее изучение  экономического явления или процесса  с целью объективной его оценки;

3. системность - изучение экономических  явлений не изолированно друг от друга;

4.регулярность - анализ нужно проводить  регулярно, через определенные промежутки  времени, а не по обходимости;

5.объективность - критическое и  беспристрастное изучение экономических  явлений, формирование обоснованных  выводов;

6. действенность – возможность использования результатов анализа в практических целях, для повышения эффективности производственной деятельности;

7. экономичность – экономический  эффект проводимого анализа должен  быть больше, чем затраты, связанные  с проведением анализа;

8. сопоставимость - данные и результаты  анализа должны быть легко  сопоставимы друг с другом, а  при регулярном проведении аналитических  процедур должна соблюдаться  преемственность результатов;

9. научность - при проведении анализа  нужно руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами.[7, c.102]

Цели финансово-хозяйственного анализа:

- оценить настоящее и будущее  имущественное и финансовое состояние  предприятия;

- оценить всевозможные темпы  развития предприятия с позиции  их финансового обеспечения;

- выявить доступные источники  средств и оценить возможность  и целесообразность их мобилизации;

-   спрогнозировать положение  предприятия на рынке капитала.[8,c.48]

  Для успешной деятельности предприятия в будущем гораздо важнее перспективный анализ, который направлен в будущее и служит для исследования возможных вариантов развития предприятия и выработки

8

методов достижения наиболее желательных результатов. В ходе перспективного анализа выявляются факторы, которые будут оказывать существенное влияние на деятельность предприятия и ее результаты в будущем, а также степень этого влияния.

             Классификация видов анализа финансово-хозяйственной деятельности представлена в таблице 1 .

Таблица 1

Классификация видов анализа финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов

Признак классификации

Вид анализа

Уровень информационного обеспечения

внутренний управленческий анализ, внешний финансовый анализ

Содержание процесса управления

перспективный (предварительный) анализ, ретроспективный (последующий) анализ, оперативный анализ, итоговый (заключительный)

Периодичность

годовой анализ, квартальный анализ, месячный анализ, декадный анализ, ежедневный

Характер объектов управления

анализ стадий расширенного воспроизводства, отраслевой анализ, анализ ведомств и предприятий, анализ составных элементов производства и производственных отношений

Субъекты анализа

анализ по заданию руководства и экономических служб, анализ по заданию собственников и органов управления


 

Методы изучения объекта

комплектный анализ, системный анализ, сравнительный анализ, сплошной анализ, выборочный анализ

Степень автоматизации работ

анализ с использованием ПЭВМ,  анализ без применения ПЭВМ

Содержание и полнота изучаемых вопросов

полный анализ, локальный анализ, тематический анализ



9

Продолжение табл.1

 

Направленность анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия выделяют два главных аспекта – ретроспективный и перспективный. Ретроспективный анализ направлен в прошлое и имеет дело с уже имевшими место фактами и результатами.

В ходе перспективного анализа выявляются факторы, которые будут оказывать существенное влияние на деятельность предприятия и ее результаты в будущем. Сведения, полученные по результатам перспективного анализа, носят вероятностный характер, и чем дальше в будущее уходит горизонт прогноза, тем больше разброс возможный значений исследуемых характеристик. Однако без такого прогнозирования невозможно представить себе ни оперативное и тактическое, ни стратегическое планирование деятельности предприятия.

Различия между оперативным, тактическим и стратегическим анализом определяются сроками прогнозирования результатов и особенностями хозяйственной деятельности предприятия. Анализ в краткосрочной перспективе является тактическим, а долгосрочное прогнозирование – стратегическим анализом. [5,c.147]

1.2. Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности

Методом экономического анализа является способ познания, путь исследования своего предмета, то есть хозяйственных и финансовых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимосвязанности .

10

Характерными особенностями метода экономического анализа являются:

- использование системы аналитических  показателей, всестороннее характеризующих  финансово-хозяйственную деятельность  организации;

- изучение причин изменения  этих показателей;

- выявление и измерение причинно-следственных  связей между ними.[1,c.31]

Методика анализа – это система правил и требований, гарантирующих эффективное приложение метода.

В совокупности метод и методика представляют собой методологическую основу экономического анализа.

Все аналитические методы можно сгруппировать в две большие группы: качественные (логические) и количественные (формализованные).

К качественным (неформализованным, логическим) методам относят аналитические приемы и способы, основанные на логическом мышлении, на использовании профессионального опыта аналитика, на профессиональной интуиции. К ним относятся:

- метод сравнения;

- метод построения систем аналитических  таблиц;

- метод построения систем аналитических показателей;

- метод экспертных оценок;

- метод сценариев;

- психологические и морфологические  методы и т.п.[3,c.117]

Количественные (формализованные) методы– это приемы, использующие математику. Вследствие их применения можно получить довольно точный результат или несколько результатов для дальнейшего выбора верного с помощью уже логических методов.

Количественные методы можно разделить на: бухгалтерские, статистические, классические метода анализа, экономико-математические и т.д.[10,c.95]

 

11

Анализируя финансовую отчетность, можно использовать различные методы (и логические, и формализованные). Но к наиболее часто используемым методам финансового анализа относятся:

1) метод абсолютных, относительных  и средних величин;

2) метод сравнения;

3) вертикальный анализ;

4)горизонтальный анализ;

5) трендовый анализ;

6) факторный анализ;

7) анализ с помощью финансовых  коэффициентов;

8) метод экспертных оценок;

9) метод детализации;

10) метод построения дерева решений.[2,c.12]

Метод абсолютных величин характеризуют численность, объем (размер) изучаемого процесса. Абсолютные величины всегда имеют какую-нибудь единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, стоимостную (денежную).

Натуральные единицы измерения применяют в тех случаях, когда единица измерения соответствует потребительским свойствам продукта. Например, производство ткани оценивается в метрах, сельскохозяйственной продукции – в центнерах и тоннах, то, что касается электрической энергии, измеряется в киловаттах и т.д. .

Натуральные показатели могут быть и составными. Например, отработанное рабочими и служащими время учитывается в человеко-днях и человеко-часах, а грузооборот автотранспорта – в тонно-километрах и т.д.

Если некоторые разновидности продукции соответствуют общим потребительским свойствам, то обобщенные итоги по выпуску разных видов продукции можно получить, используя условно-натуральные единицы. В этом случае один из видов принимается в качестве единого измерителя, а

12

другие приводятся к этому измерителю с помощью соответствующих коэффициентов пересчета.

Когда на уровне предприятия или отрасли обобщаются учетные данные, то широко используются стоимостные (денежные) абсолютные показатели. К ним, например, относятся: цена единицы продукции; выручка от продажи продукции, работ, услуг; величина расходов и прибыли, величина задолженности и др.[11,c.42]

Относительная величина вычисляется как отношение фактического значения показателя к базе сравнения, т.е. путем деления одной величины на: другую. Относительная величина исчисляется в долях единицы, коэффициентах.

Сопоставлять можно одноименные показатели, относящиеся к различным периодам, различным объектам или разным территориям. Результат такого сопоставления представлен:

- коэффициентом (база сравнения  принята за единицу) или

- выражен в процентах и показывает, во сколько раз или на сколько

процентов сравниваемый показатель больше (меньше) базисного.[16,c.23]

Результатом соотношения одноименных показателей могут быть следующие относительные показатели.

Информация о работе Теоретические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия