Теоретические аспекты анализа финансовой устойчивости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изложение теоретических основ анализа финансовой устойчивости предприятия, а также практическое проведение оценки устойчивости финансового состояния конкретного предприятия и разработка мер его стабилизации.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Ознакомится с понятием «финансовая устойчивость»;
2. Рассмотреть основные методики определения финансовой устойчивости предприятия;
3. Охарактеризовать основной источник информации для оценки финансовой устойчивости – бухгалтерскую отчетность;

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 170.67 Кб (Скачать файл)

К стандартным мультипликаторам, достаточно распространенным в рыночной практике, относят модель фирмы «Дюпон», используемую для оценки факторов, влияющих на прибыльность компании. Для  использования указанной модели необходимо ведение бухгалтерской  отчетности в международном формате GAAP и бюджета по балансовому листу.

Уравнение Дюпона (также  Модель Дюпона или Формула Дюпона) является модифицированным факторным  анализом, позволяющим определить, за счёт каких факторов происходило  изменение рентабельности. В основании  факторной модели в виде древовидной  структуры – показатель рентабельности собственного капитала (ROE), а признаки – характеризующие факторы производственной и финансовой деятельности предприятия. Проще говоря, факторы, влияющие на ROE, дробятся с целью выяснения: какие  факторы в большей или меньшей  степени влияют на рентабельность собственного капитала. Основные три фактора: операционная рентабельность (измеряется как норма  прибыли), эффективность использования  активов (измеряется как оборачиваемость  активов), финансовый рычаг (измеряется как коэффициент капитализации).

Комплексное качественное оценивание – это способ содержательной интерпретации  финансового состояния компании на основе использования дерева оценок, объединяющего отдельные финансовые показатели.

В основе метода комплексной  оценки предприятия лежит построение дерева показателей (Приложение 1).

Проведение финансового  анализа предлагается построить  не по классической схеме (ликвидность, рентабельность, оборачиваемость), а  в следующем порядке [17, с. 52]:

- Анализ имущества предприятия,  включает анализ того, чем оно  владеет: основной капитал и  оборотный капитал, выраженные  в денежной форме и отраженные  в самостоятельном балансе предприятия.

- Анализ финансовой устойчивости, включающий горизонтальный и  вертикальный анализ баланса,  анализ ликвидности и вероятности  банкротства.

Использование процедуры  комплексной оценки и агрегирование  результатов качественного анализа  до самого высокого уровня иерархии показателей  позволяет сформулировать итоговую характеристику финансового состояния  предприятия, выраженную в краткой  форме (зачастую одним словом, например, «отлично»). Если конечный показатель ухудшится, необходимо выявить причины  отклонений, опускаясь на более низкие уровни дерева финансовых коэффициентов.

1.4 Основные тенденции  развития финансовой устойчивости  хозяйствующих субъектов на современном  этапе

 

Проведем анализ функционирования хозяйствующих субъектов на разных этапах развития экономики России.

1 этап. 1985 – 1992 гг. В данный  период преобладали государственные  предприятия, Открытые Акционерные  Общества, потребительские кооперативы.

В начале 80-х годов неэффективность  советской экономической системы  становилась все более очевидна. Распыление средств, незавершенное строительство, казнокрадство требовали наведения элементарного порядка. Но, главным пороком советской экономической модели было, как сказано выше, отсутствие материальных стимулов к труду.

В 1985 году начался новый  и последний этап в истории  СССР, получивший название «перестройка». Руководство страны встало перед  необходимостью остановить распад системы  «государственного социализма»  и защитить интересы правящей номенклатуры. Для этого стали проводиться  осторожные реформы всех общественных структур, в том числе и в  экономике, поскольку глубокий кризис успел охватить основные звенья системы. В качестве одного из первых шагов по выходу страны из кризисного состояния был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Этот курс был направлен на достижение ежегодного прироста национального дохода не менее чем на 4 % , что было крайне сложно в условиях снижения мировых цен на нефть продолжающейся гонки вооружений.

В нашей стране толчком  к формированию сферы малого бизнеса  послужило кооперативное движение конца 80-х гг. Создание малых фирм шло двумя путями: с помощью так называемой малой приватизации и в результате грюндерства.

На 1992 – 1993 гг. приходится пик  активности малых фирм в России. Но позже в 1994 – 1999 гг. произошла  приостановка роста малых предприятий  в результате:

- сужения высокодоходных  сфер деятельности, существование  которых в первые годы реформ было обусловлено крайне низкой насыщенностью рынка товарами и услугами;

усиления налогового пресса и сокращения государственной поддержки  малого бизнеса;

- увеличения конкуренции,  а также поглощения слабых  предприятий сильными.

2 этап. 1992 – 2005 гг. В данный  период можно наблюдать многообразие  форм собственности, так как  обозначился рынок свободной  конкуренции.

В результате процесса приватизации в России по состоянию на 1 июля 1997 г. уже большая часть российских предприятий относилась к частной  форме собственности. Не следует  забывать, что в этот период проходила  и малая приватизация, т.е. проводилась продажа предприятий розничной торговли, сферы услуг, общественного питания и т.д.

3 этап. 2005 – настоящее  время. На данном этапе развития  экономики наблюдается преобладание  монополистического рынка.

В настоящее время в  России действует более 1 млн. малых  предприятий. Малые предприятия  стали характерными для таких  отраслей экономики, как

1) розничная торговля;

2) сфера услуг;

3) строительство и т.д.

Так, если говорить непосредственно  по поводу финансовой устойчивости предприятии  на разных этапах развития экономики, то можно говорить о том, что в разные периоды экономического развития страны наблюдаются всплески, падения и подъемы деятельности предприятий (рис. 1.1).

 


Рис. 1.1 Количество дел о  банкротстве, рассмотренных арбитражным судом за период с 2000 – 2011 гг.

Таким образом, основные факторы, ослабляющие возможность стабилизации работы российских предприятий, связаны, с одной стороны, с низкой предсказуемостью макроэкономических показателей и  несоответствием их динамики нормальным рыночным циклам, а с другой, –  с отсутствием методического  обеспечения стратегического управления на уровне самих хозяйствующих субъектов.

Для того чтобы деятельность производственной системы обладала высокой степенью результативности, менеджменту следует придерживаться правильной стратегии, касающейся финансово-экономической  устойчивости. Неотъемлемой частью стратегического  управления экономической единицей, в свою очередь, является анализ его  текущей деятельности и оценка дальнейших перспектив развития.

 

Данное предприятие находится  в городе Тутаеве.

Завод автономных источников тока занимается выпуском щелочных аккумуляторов, начиная с 2009 г.

Профиль ООО БПЦ»Инжиниринг": производство щелочных аккумуляторов.

Отрасль – электронно-техническая  промышленность.

Активная технико-экономическая  политика, направленная на модернизацию серийно выпускаемых изделий  и разработку новых, помогает заводу занимать одно из ведущих мест по производству никель-кадмиевых аккумуляторов  среди предприятий России и СНГ.

В настоящее время на заводе трудится чуть более 600 человек.

Проанализируем факторы  микросреды предприятия ООО БПЦ»Инжиниринг":.

Срезы внутренней среды:

1) Кадровый срез:

а) Взаимодействие менеджеров и рабочих.

Менеджеры четко ставят цели перед рабочими, излагают пути достижения, данных целей. Мотивируют работников, сопоставляя их цели с целями предприятия.

б) Наем, обучение и продвижение  кадров.

Завод нанимает работников со среднетехническим и высшим образованием. Внедряет и постоянно применяет  современные методы эффективного обучения работников профессиональному мастерству и вопросам качества. Ежегодно завод  направляет в Москву для повышения  своей квалификации работников экономического отдела, отдела маркетинга и из других отделов.

в) Оценка результатов труда  и стимулирование.

Предприятие оценивает результаты труда работников, сравнивая фактические  и плановые показатели по итогам каждого  месяца. Стимулирование труда работников происходит за счет премий, тринадцатой  заработной платы, а также предоставлением  путевок в дома отдыха, санатории, базы отдыха.

г) Создание и поддержание  отношений между работниками.

Благоприятные отношения  в коллективе складываются благодаря  отсутствию конкуренции между работниками, которая заменена сплоченной работой  всего коллектива. А также благодаря  проведению всевозможных праздников, на которые работники могут придти вместе с семьями.

2) Организационный срез:

а) Организационная структура.

Организационная структура  на предприятии функциональная, так  как организация связывает все  свои подразделения в единое целое  и устанавливает связи подчинения в организации.

б) Разделение прав и ответственности.

Происходит исходя из иерархии существующей на заводе и занимаемой должности.

в) Иерархия подчинения.

3) Производственный срез:

а) Изготовление продукта.

Завод изготовляет свой продукт  согласно мировому уровню продукции  данного класса и Государственным  знаком качества.

б) Снабжение и ведение  складского хозяйства.

Снабжение складского хозяйства  происходит согласно графику поставок готовой продукции. Ведение складского хозяйства осуществляется ритмично, без срывов.

в) Обслуживание технологического парка.

Обслуживание технологического парка ведется силами работников завода и за счет средств завода.

г) Осуществление исследований и разработок.

Исследования и разработки ведутся в области усовершенствования щелочных аккумуляторов силами бюро специального технологического оборудования.

4) Маркетинговый срез:

а) Стратегия продукта, стратегия  ценообразования.

Стратегия ценообразования  складывается с учетом технических, экономических и социальных признаков (качество товара, себестоимость товара, инфляция, налоги, тарифы, уровень бедности и другие). Сфера их проявления –  внешняя. Форма проявления – унификация и стандартизация.

Стадия жизненного цикла  объекта: ОТПП (совершенство технологии и изготовления), Производство (внедрения  статистических методов с целью  сокращения брака).

Структура рынка: монополистическая  конкуренция – прогнозирование  цен основных конкурентов и факторы  их определяющие.

б) Стратегия продвижения  продукта на рынке.

Продвижение марки продукта, увеличение разнообразия в продукции, повышение престижности и доступности  продукта.

в) Выбор рынков сбыта.

Выбор рынков происходит исходя из спроса на продукцию.

5) Финансовый срез:

а) Поддержание данного  уровня ликвидности и обеспечение  прибыльности.

б) Поддержание данного  уровня ликвидности и обеспечение  прибыльности происходит за счет высокого уровня продаж и сокращения кредиторской задолженности.

Покупателями продукции  ООО БПЦ»Инжиниринг" являются:

а) Министерство обороны.

б) Министерство среднего машиностроения.

в) Министерство атомной  энергетики.

г) Министерство путей сообщения.

д) Завод ОАО "ЗиУ".

Конкурентами ООО БПЦ»Инжиниринг"являются:

ООО «Сатурн»

ЗАО «Автодизель»

Мотивация потребителей:

1) Высокое качество продукции,  которая отвечает международным  стандартам, не уступает по техническим  характеристикам лучшим мировым  аналогам, но конструктивно выполнена  с учетом российских условий.

2) Широкий ассортимент  продукции.

Вероятность изменения мотивации  потребителей очень мала, так как  предприятие ООО БПЦ "Инжиниринг" является одним из лидеров в данной области. Потребности покупателей удовлетворяются полностью, так как продукция отличается высоким качеством. Проблем у потребителей с товаром нет, так как товар отличается высоким качеством, цены на товар приемлемые, ассортимент широкий. Предприятие ООО БПЦ "Инжиниринг"создает доверие потребителей путем максимальной реализации их требований и стремится превзойти их.

Срезы внутренней среды предприятия  ООО БПЦ "Инжиниринг".

Миссия: контроль над рынками  России и стран СНГ занимающихся продажей щелочных аккумуляторов.

Цели:

1) Контроль не менее  80% общего объема продаж щелочных  никель-кадмиевых аккумуляторов  на рынке России и СНГ;

2) Производство полного  типоразмерного ряда щелочных аккумуляторов, реализация которых возможна на освоенных рынках;

3) Соответствие по техническому  уровню каждого выпускаемого  изделия лучшим мировым аналогам;

4) Обеспечение экологической  безопасности предприятия для  окружающей среды.

Целью портфельного анализа  является – помочь менеджерам понять бизнес, создать ясную картину  формирования затрат и прибылей в  диверсифицированной компании, определить соотношение прибылей и убытков.

На данный момент портфель заказов содержит уже более 500 заказов. Количество заказов увеличивается  благодаря увеличению числа потребителей за счет проведения всевозможных выставок, как по России, так и в странах  СНГ.

Ресурсный потенциал предприятия  большой. За счет ресурсного потенциала предприятие может двигаться  вперед, совершенствуя и изобретая  новые виды щелочных аккумуляторов.

Квалификация менеджеров достаточно высокая, она постоянно  совершенствуется путем обучения их на различных курсах повышения квалификации. Один из девизов ООО БПЦ "Инжиниринг":"Обучение – залог качества источников тока".

Информация о работе Теоретические аспекты анализа финансовой устойчивости