Сущность, цели и задачи анализа финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы – дать обстоятельный анализ финансового состояния предприятия и на его основе выявить пути повышения эффективности управления предприятием.
В соответствии с поставленной целью в выпускной квалификационной работе предполагается решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты анализа финансового состояния предприятия; определить сущность, цели и задачи анализа финансового состояния;
предприятия; определить сущность, цели и задачи анализа финансового состояния;
-показать роль и особенности анализа финансового состояния предприятия;
-раскрыть методы анализа финансового состояния;
- проанализировать финансовую деятельность предприятия ООО «Компаньон»;
- разработать мероприятия по повышению эффективности управления деятельностью предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Analiz_finansovogo_sostoyania.docx

— 218.96 Кб (Скачать файл)

- деловую  активность использования активов  организации - через коэффициенты  оборачиваемости активов в целом  и по отдельным элементам;

- эффективность  работы - через коэффициенты рентабельности.

       Особенностью является опыт проведения финансового анализа российских компаний в различных видах и изучение попыток выполнения классических аналитических процедур позволяют выделить основные проблемы «российской специфики» в этой области исследований.

 

       Во-первых, во многих случаях на практике финансовый анализ сводится к расчетам структурных соотношений, темпов изменения показателей, значений финансовых коэффициентов. Глубина исследования ограничивается, в лучшем случае, констатацией тенденции «улучшения» или «ухудшения». Сделать выводы и тем более рекомендации на основании исходного информационного массива - неразрешимая проблема для специалистов компаний, оснащенных специальными программными средствами, но не обладающих достаточной квалификацией, профессиональным опытом, творческим отношением к рутинным операциям расчета.

 

 

       Во-вторых, зачастую результаты финансового анализа основываются на недостоверной информации, при этом она может быть искажена как по субъективным, так и по объективным причинам. С одной стороны, правилом «умелого» российского менеджера считается занижение или сокрытие любыми ухищрениями полученных доходов (прибыли), поэтому для оценки достоверности исходной информации и, как следствие, получения реальных результатов финансового анализа требуется предварительное проведение независимого аудита для обнаружения преднамеренных и непреднамеренных ошибок. С другой стороны, по российским правилам бухгалтерского учета денежные и не денежные формы расчетов не разведены в отчетности (исключение составляет только форма «Отчет о движении денежных средств», но она является годовой).

 

       В-третьих, стремление к детализации финансового анализа обусловило разработку, расчет и поверхностное использование явно избыточного количества финансовых коэффициентов, тем более что большинство из них находится в функциональной зависимости между собой. Предметом особой гордости разработчиков новых программных средств по финансовому анализу является утверждение о том, что созданный инструмент дает возможность рассчитать сто и более финансовых коэффициентов, хотя обычно бывает достаточно использовать не более двух-трёх показателей по каждому аспекту финансовой деятельности.

 

       В-четвертых, сравнительный финансовый анализ российских компаний практически невозможен из-за отсутствия адекватной нормативной базы и доступных среднеотраслевых показателей.

       В-пятых, достаточно отдаленный от российский практики вид имеют западные интегральные показатели, которые используются многими отечественными аналитиками для оценки вероятности банкротства компаний.

       В-шестых, особенности российской бухгалтерии заведомо искажают результаты финансовой деятельности компаний.

       Наконец, исходная отчетность анализируемых компаний искажается из-за инфляционных процессов в российской экономике, которые главным образом влияют не на вертикальный (основные пропорции остаются неизменными), а на горизонтальный анализ [13, 197].

       В отличие от промышленных предприятий финансовый анализ непосредственно в коммерческих структурах имеет свои существенные особенности.

       К настоящему времени эти структуры в большей мере приватизированы; в них господствует коллективная или частная собственность (акционерные общества, торговые общества открытого или закрытого типа, частные торговые предприятия и др.).

       Указанные структуры в отличие от промышленных ведут преимущественно розничную торговлю и обслуживают непосредственно население (продажа товаров юридическим лицам занимает минимальный удельный вес).

       Инвестированный в торговлю капитал (отечественный или зарубежный) отличается от инвестирования в промышленность более высокой оборачиваемостью и положительной результативностью.

       Сильно затрудняет осуществление всестороннего и глубокого анализа существующая в настоящее время коммерческая тайна, смысл которой состоит в засекречивании всех производственных, торговых и финансовых операций, а также всей документации по ним (особенно на частных предприятиях, которых в торговле несравнимо больше, чем в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и на транспорте). Наличие секретности и соблюдение коммерческой тайны ограничивают, часто делают недоступными для государственных структур материалы бухгалтерского учета, статистики и особенно данные оперативного контроля.

       Пользуясь прикрытием коммерческой тайны, предприятия (и особенно торговые) либо вовсе уклоняются от представления требуемой информации, либо дают данные, достоверность которых не поддается контролю и, естественно, объективным экономико-аналитическим обобщениям. Осуществление аудиторских проверок здесь далеко не всегда исправляет это положение [14, 159].

       Переход к рыночной экономике сильно усложняет процедуры и методы изучения потребительского спроса. Проблема спроса и предложения касается, понятно, всех хозяйственных структур, предприятий всех отраслей экономики. Но в розничной торговле, как заключительном звене, приходится иметь дело с труднопреодолимыми неопределенностями, оперировать массой потребительских товаров, изучать влияние на спрос многих трудно познаваемых сейчас факторов: размера семейного дохода, уровня постоянно меняющихся цен, половозрастных параметров, национально-этнических экологических и д.р.

 

1.3 Методы  анализа финансового состояния

 

       Финансовый анализ — это, прежде всего, метод количественной оценки. Вместе с тем, поскольку подавляющему большинству участников экономических процессов нередко приходится не только пользоваться результатами анализа, но и проводить его, можно утверждать, что умение осознанно пользоваться аналитическими методами и приемами анализа входит в число необходимых элементов базового набора знаний, которыми должен владеть любой бизнесмен, бухгалтер, менеджер.

       Особенность развития любого научного знания состоит в его постоянном усложнении. В полной мере это относится и к методам количественной оценки. Возникают новые направления научно-практических знаний, развиваются уже традиционные направления — и в каждом из них предлагаются собственные методы, нередко инвариантные по отношению к областям науки и практики. В настоящее время достаточно трудно однозначно приписать тот или иной метод научного познания или практический прием к инструментарию лишь какой-то отдельной науки (одно из немногих исключений — метод двойной записи в бухгалтерском учете); в подавляющем большинстве научно-практических направлений в экономике наблюдается взаимопроникновение научных инструментариев. В анализе это проявляется особенно явно, в частности, при проведении аналитических расчетов финансового характера используются приемы и методы, заимствованные из различных наук и систематизированные в рамках анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Существуют различные классификации методов анализа; которые представлены на рисунке 1.

       Первый уровень классификации выделяет неформализованные и формализованные методы анализа. Первые основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не с помощью строгих аналитических зависимостей. К первой группе относятся методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические, сравнения, построения систем показателей, построения систем аналитических таблиц и т.п. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большое значение имеет интуиция, опыт и знания аналитика. Общую черту — неформализуемость, объединяющую методы первой группы, нужно понимать с определенной долей условности [15, 117].

       В принципе подавляющему большинству аналитических методов, в том числе и заимствованных, в частности, из математической статистики, свойствен элемент субъективизма, проявляющийся в задании тех или иных ключевых параметров метода, целевом подборе совокупности, целенаправленном отборе показателей и т.п. Поэтому в данном случае речь идет не о полном отсутствии; каких-либо формальных ограничений и процедур, а лишь о том, что для жестко неформализованных методов элемент субъективизма особенно существен.

       Ко второй группе относятся методы, в основе которых лежат достаточно строгие аналитические зависимости.

        Метод горизонтального анализа используется для оценки изменения показателей в динамике. Для определения абсолютного изменения показателя рассчитывается величина, равная:

 

                                                    ∆З= Зотг - Збаз,                                           (1)

 где  Зотг - значение показателя в отчетный период;

         Збаз - значение показателя в базисный период.

 

 




 




 




















 












 


 

Рисунок 1 - Классификация методов финансового анализа

Для оценки темпа роста показателя рассчитывается величина:

 

Tp(З)=Зотг : Збаз,                                          (2)

  

       Значение показателя показывает, во сколько раз изменилось значение показателя в отчетный период по сравнению с базисным периодом.

       Для оценки относительного изменения рассчитывается темп прироста по формуле:

 

Tnp(З) = (Зотг : Збаз -1)×100% = ∆З : Збаз  × 100=(Tp(3)-1)х100% ,                  (3)

 

       Темп прироста Тпр (З) показывает, на сколько процентов изменилось значение показателя в отчетный период по сравнению с базисным периодом.

 

Определение изменения прибыли:

 

ПР= В - S,                                         (4)

 

где В - выручка от продажи;

      S - Затраты на управление производством и сбытом продукции.

       Для проведения анализа отчетности организации, например баланса, строятся аналитические таблицы, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются абсолютными показателями отклонения (∆З) и

 

 

 

относительными отклонениями (Тпр (З)). Расчеты, приведенные в таких таблицах, наглядно показывают динамику изменения статей баланса.

       Для анализа структуры сложных экономических показателей используется вертикальный метод, который позволяет определить долю каждой составляющей сложного показателя в общей совокупности [16, 145]. Для оценки структуры используется формула:

 

                                                 Дi = Зi : З                                               (5)

 

где Дi - доля i-й составляющей;

Зi - абсолютное значение i-й составляющей, входящей в сложный показатель;

З - значение этого сложного показателя.

       Для оценки динамики структуры сложного экономической показателя используется горизонтальный метод, на основе которого определяют абсолютное и относительное изменения каждой составляющей:

 

 ∆Дi = Дi - Дiº,                                          (6)

 

Tnp(Дi) = ∆Дi : Дiº × 100%.                               (7)

 

       Вертикальный анализ балансовой отчетности организации позволяет определить качество использования конкретного вида ресурса в хозяйственной деятельности, проводить сравнительный анализ организации с учетом отраслевой специфики и других характеристик. Относительные показатели вида Дi в отличие от абсолютных, более удобны при проведении анализа деятельности организации в условиях инфляции, позволяют объективно оценивать изменения составляющих в динамике.

 

 

       Данные методы используются на всех этапах финансового анализа, который сопровождает формирование обобщающих показателей хозяйственной деятельности предприятия. Результативность финансового анализа в первую очередь будет зависеть от уровня знаний и профессионализма финансового аналитика.

 

1.4 Типы моделей, используемых в анализе и прогнозировании

        Финансовый анализ проводится с помощью различного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями. Можно выделить три основных типа моделей: дескриптивные, предикативные и нормативные.

       Дескриптивные модели. Эти модели, известные так же, как модели описательного характера, являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся построение системы отчетных балансов , представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчетности [17, 17].

       Все эти модели анализа основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности.

Информация о работе Сущность, цели и задачи анализа финансового состояния предприятия