Способы обработки информации в экономическом анализе на примере ОАО «НЛМК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Изучение явлений природы и общественной жизни невозможно без анализа. Анализ представляет собой расчленение явления или предмета на его составные части (элементы) с целью изучения их внутренней сущности.
Так, для понимания сущности прибыли требуется знать основные ис-точники ее получения, а также факторы, определяющие ее величину. Чем де-тальнее они исследованы, тем эффективнее можно управлять процессом формирования финансовых результатов.
Однако анализ не может дать полного представления об изучаемом предмете или явлении без синтеза, т.е. без установления связей и зависимо-стей между его составными частями.
Экономический анализ — это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическая часть экономического анализа
1.1.Способы приведения показателей в сопоставимый вид…………..4
1.2.Использование относительных и средних величин в АХД….…….7
1.3.Способ сравнения в АХД…………………………………………….9
1.4.Способы группировки информации в АХД…………………………10
1.5.Балансовый метод в АХД…………………………………………….12
1.6. Способы табличного отображения аналитических данных в АХД………………………………………………………………………...14
Глава 2. Расчётная часть экономического анализа
2.1. Бухгалтерская отчетность ОАО «НЛМК»…………………………18
2.2. Анализ динамики состава и структуры источников формирования капитала предприятия…………………………………………………..20
2.3. Анализ размещения капитала и оценка имущественного состояния предприятия………………………………………………………………23
2.3.1.Анализ структуры активов предприятия………………….23
2.3.2. Анализ состава структуры и динамики внеоборотных активов……………………………………………………………………24
2.3.3.Анализ состава, структуры и динамики оборотных активов……………………………………………………………………25
2.4. Анализ эффективности и интенсивности использования капитала предприятия………………………………………………………………26
2.4.1. Показатели эффективности и интенсивности использования капитала……………………………………………………………..26
2.4.2. Анализ оборачиваемости капитала………………………..28
2.5. Анализ финансовой устойчивости ОАО «НЛМК»……………….31
2.5.1 Оценка финансовой устойчивости организации на основе анализа соотношения собственного и заемного капитала……….31
2.5.2 Оценка запаса финансовой устойчивости предприятия……33
2.5.3 Анализ финансового равновесия между активами и пассивами…………………………………………………………………….34
2.6. Оценка платежеспособности на основе показателей ликвидности…………………………………………………………………………38
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 125.03 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  
УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет Информационных и Социальных Технологий

 

Кафедра математических методов в экономике

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 по дисциплине «Теория  экономического анализа»

на тему:

Способы обработки информации в экономическом анализе на примере ОАО «НЛМК»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса

группы ММЭ-09-1

Елисеева Юлия

Науч. рук.

Пикалова О.С.

 

 

 

 

 

 

Липецк 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическая  часть экономического анализа

1.1.Способы приведения  показателей в сопоставимый вид…………..4

1.2.Использование относительных и средних величин в АХД….…….7

1.3.Способ сравнения в АХД…………………………………………….9

1.4.Способы группировки информации в АХД…………………………10

1.5.Балансовый метод в АХД…………………………………………….12

1.6. Способы табличного отображения аналитических данных в АХД………………………………………………………………………...14

Глава 2. Расчётная  часть экономического анализа

2.1. Бухгалтерская отчетность ОАО «НЛМК»…………………………18

2.2. Анализ динамики состава и структуры источников формирования капитала предприятия…………………………………………………..20

2.3. Анализ размещения  капитала и оценка имущественного  состояния предприятия………………………………………………………………23

2.3.1.Анализ структуры активов  предприятия………………….23

2.3.2. Анализ состава структуры  и динамики внеоборотных активов……………………………………………………………………24

2.3.3.Анализ состава, структуры  и динамики оборотных активов……………………………………………………………………25

2.4. Анализ эффективности и интенсивности использования капитала предприятия………………………………………………………………26

2.4.1. Показатели эффективности  и интенсивности использования  капитала……………………………………………………………..26

2.4.2. Анализ оборачиваемости  капитала………………………..28

2.5. Анализ финансовой устойчивости ОАО «НЛМК»……………….31

2.5.1 Оценка финансовой  устойчивости организации на  основе анализа соотношения собственного  и заемного капитала……….31

2.5.2 Оценка запаса финансовой  устойчивости предприятия……33

2.5.3 Анализ финансового  равновесия между активами и  пассивами…………………………………………………………………….34

2.6. Оценка платежеспособности на основе показателей ликвидности…………………………………………………………………………38

Заключение……………………………………………………………………….42

Список литературы……………………………………………………………...45 

Приложение 1. Бухгалтерский баланс

Приложение 2. Отчет о финансовых результатах

Приложение 3. Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах

 

ВВЕДЕНИЕ

Изучение явлений природы и общественной жизни невозможно без анализа. Анализ представляет собой расчленение явления или предмета на его составные части (элементы) с целью изучения их внутренней сущности.

Так, для понимания сущности прибыли требуется знать основные источники ее получения, а также факторы, определяющие ее величину. Чем детальнее они исследованы, тем эффективнее можно управлять процессом формирования финансовых результатов.

Однако анализ не может дать полного представления об изучаемом предмете или явлении без синтеза, т.е. без установления связей и зависимостей между его составными частями.

Экономический анализ — это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

Различают макроэкономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей, и микроэкономический анализ, изучающий эти процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования.

Последний получил название «анализ хозяйственной деятельности» (АХД).В анализе финансово хозяйственной деятельности необходимо обрабатывать информацию.

Обработка информации  является важным элементом анализа.

Целью настоящей курсовой работы является изучение способов обработки экономической информации в анализе финансово – хозяйственной деятельности.

 Задачи курсовой работы:

- уметь применять методы  обработки данных на примере  конкретного предприятия;   

- делать выводы, полученные  в результате применения рассмотренных  способов обработки данных.   

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В АНАЛИЗЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.СПОСОБЫ ПРИВЕДЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СОПОСТАВИМЫЙ ВИД 

Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе, — необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. 

Несопоставимость показателей может быть вызвана различными причинами:

  • разным уровнем цен;
  • объемов деятельности;
  • структурными изменениями;
  • неоднородностью качества продукции;
  • различиями в методике расчета показателей;
  • неодинаковыми календарными периодами.

Рассмотрим конкретные примеры. 

Несоответствие объемного фактора может значительно ухудшить оценку деятельности предприятия по снижению издержек на производство валовой продукции (Cz). Если сравнить фактическую сумму затрат с плановой , то разность этих показателей обусловлена не только изменением себестоимости отдельных видов продукции, но и изменениями в объеме производства продукции. Чтобы показатели имели сопоставимый вид, необходима нейтрализация влияния объемного фактора, для этого плановую сумму затрат надо пересчитать на фактический объем производства продукции  и затем сравнить с фактической суммой затрат.

Такая проблема возникает и при оценке изменений в объеме валовой продукции. Здесь из-за возможности использования различных стоимостных измерителей (сопоставимые цены, плановые цены, действующие цены в отчетном периоде и др.) объем производства продукции может оказаться несопоставимым [13, 103]. 

Для нейтрализации влияния стоимостного фактора необходимо фактические объемы выпуска продукции выразить в плановой оценке  и сопоставить с плановым объемом валовой продукции в той же оценке  .

Для нейтрализации воздействия качественного фактора чаще всего объем полученной продукции приводят к стандартному качеству, соответственно уменьшая или увеличивая ее количество.

В тех случаях, когда отсутствует базисный показатель качества и оно определяется распределением полученной продукции по сортам, то проблема нейтрализации качественных отличий может быть решена как нейтрализация структурного фактора.

Рассмотрим методику решения этой задачи. Когда учитывают структуру, то формула валовой продукции имеет вид:

ВП = ,                                              (1)

где Di - удельный вес i-гo вида продукции в общем объеме; 

Q - общий объем производства продукции.

Для достижения сопоставимости следует использовать одинаковые цены, например плановые (po). Потом объем продукции как по плану, так и фактически нужно определить в одинаковом составе. Последний получается путем распределения фактического общего объема продукции по видам соответственно плановой структуре. Сопоставление полученных таким образом показателей валовой продукции после исключения влияния структурного и стоимостного факторов позволяет правильнее оценить прирост объема продукции:

ВП = и ВП =                         (2)

Таким образом, основными способами приведения показателей в сопоставимый вид являются нейтрализация воздействия стоимостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения их к единому базису [8, 129].

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ И СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН В АНАЛИЗЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Экономические явления, которые изучаются в АХД, имеют, как правило, количественную определенность, которая выражается в абсолютных и относительных величинах.

Абсолютные величины показывают количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема, протяженности, площади, стоимости и т.д. безотносительно к размеру других явлений.

Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другое время или по другому объекту. Относительные показатели получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения. Это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия, среднеотраслевые и т.д. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов или процентов.

В анализе хозяйственной деятельности используются разные виды относительных величин: планового задания, выполнения плана, динамики, структуры, координации. интенсивности, эффективности.

Относительная величина планового задания представляет собой отношение планового уровня показателя текущего года к его уровню в прошлом году или к среднему за три-пять предыдущих лет.

Относительная величина выполнения плана - это отношение между фактическим и плановым уровнем показателя, выраженное обычно в процентах.

Для характеристики изменения показателей за какой-либо промежуток времени используют относительные величины динамики. Их определяют путем деления величины показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде (месяце, квартале, году). Называются они темпами роста (прироста) и выражаются обычно в процентах или коэффициентах. Относительные величины динамики могут быть базисными и цепными. В первом случае каждый следующий уровень динамического ряда сравнивается с базисным годом, а в другом уровень показателя следующего года относится к предыдущему.

Показатель структуры - это относительная доля (удельный вес) части в общем, выраженная в процентах или коэффициентах. Например, удельный вес посевов зерновых культур в общей посевной площади, удельный вес рабочих в общем количестве работников предприятия.

Относительные величины координации представляют собой соотношение частей целого между собой, например, активной и пассивной части основных производственных фондов, силовых и рабочих машин, собственного и заемного капитала и т.д.

Относительными величинами интенсивности называются те, которые характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления в соответствующей среде, например, степень заболеваемости населения, процент рабочих высшей квалификации и т.д.

Относительные величины эффективности - это соотношение эффекта с ресурсами или затратами, например, производство продукции на 100 га сельскохозяйственной площади, на один рубль затрат, на одного рабочего и т.д. [15, 323]

В практике экономической работы наряду с абсолютными и относительными показателями очень часто применяются средние величины. Они используются в АХД для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку. Например, средняя зарплата рабочих используется для обобщающей характеристики уровня оплаты труда изучаемой совокупности рабочих. В средней величине отражаются общие, характерные, типичные черты изучаемых явлений по соответствующему признаку. Она показывает общую меру этого признака в изучаемой совокупности, т.е. одним числом характеризует всю совокупность объектов. С помощью средних величин можно сравнивать разные совокупности объектов, например, районы по уровню урожайности культур, предприятия по уровню оплаты труда и т.д. [4, 45]

В анализе хозяйственной деятельности используются разные типы средних величин: среднеарифметические (простые и взвешенные), среднегармонические, среднегеометрические, среднехронологические, среднеквадратические и др.

При использовании средних величин в АХД следует учитывать, что они дают обобщенную характеристику явлений, основываясь на массовых данных. В этом их сила и недостаток. Поэтому при анализе необходимо раскрывать содержание средних величин, дополняя их среднегрупповыми, а в некоторых случаях и индивидуальными показателями [4, 67].

3. СПОСОБ СРАВНЕНИЯ В АНАЛИЗЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сравнение - один из способов, с помощью которых человек начал распознавать окружающую среду. В современной действительности этот способ используется нами на каждом шагу, временами автоматически, неосознанно. Широкое распространение он получил и в исследовании экономических явлений.

Сущность этого способа может быть раскрыта следующим образом. Сравнение - это научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития [10,150].

В экономическом анализе сравнение используют для решения всех его задач как основной или вспомогательный способ. Перечислим наиболее типичные ситуации, когда используется сравнение, и цели, которые при этом достигаются.

Информация о работе Способы обработки информации в экономическом анализе на примере ОАО «НЛМК»