Способы и методы обработки экономической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрения способов обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить экономическую информацию в анализа хозяйственной деятельности;
2. Рассмотреть способы обработки экономической информации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1 Информация – как основной объект анализа хозяйственной деятельности
Понятие информации в анализе хозяйственной деятельности….……….4
Источники информации в анализе хозяйственной деятельности………...5
ГЛАВА 2 Способы и методы обработки экономической информации
2.1.Способ сравнения в анализе хозяйственной деятельности………………10
2.2 Способы приведения показателей в сопоставимый вид…………………14
2.3 Использование относительных и средних величин в анализе хозяйственной деятельности…………………………………………………..20
2.4 Способы группировки информации в анализе хозяйственной деятельности……………………………………………………………………..24
2.5 Балансовый способ в анализе хозяйственной деятельности……………28
2.6 Эвристические методы в анализе хозяйственной деятельности…………30
2.7. Способы табличного и графического представления аналитических данных…………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 159.92 Кб (Скачать файл)

где , - объем производства всех и i-х изделий в натуральных или условно-натуральных единицах соответственно по плану и фактический;

, - удельный вес объема выпуска i-х изделий в общем их выпуске по плану и фактический, в долях.

;  .

      В качестве сопоставимых цен  при сравнении с планом –  принимаются плановые цены;

     при сравнении с фактическим периодом прошлого года в качестве сопоставимых для обоих периодов принимаются  цены, сложившиеся на предприятии  после первого их изменения в  январе отчетного периода;

     при сравнении с базой – цена базового периода  - плановая и фактическая оптовая цена i-го изделия.

Для нейтрализации  влияния

1.Объемного  фактора  стоимость произведенной продукции по плану пересчитать на фактический физический объем . Получим (способ цепных подстановок): - фактический объем произведенной продукции по плановой структуре и плановым ценам (первый условный показатель ТП).

Сравнение с 1.1. ;

1.2. .

      Сравнение показывает: нейтрализовано  влияние физического объема производства, влияет на изменение ТП объема  произведенной продукции.

1.1. Структура  произведенной продукции  .

1.2. Структура  произведенной продукции и оптовые  цены  .

       2. Структурного фактора: надо  фактический объем произведенной продукции в сопоставимых ценах пересчитать на плановую структуру производства изделий .

Получим .

Сравним с  .

      Сравнение показывает: нейтрализацию  влияния структурного и стоимостного  факторов, влияет на изменение  ТП объема произведенной продукции:

Физический  объем произведенной продукции  .

3.Стоимостного  фактора: надо  - фактический объем произведенной продукции в действующих ценах пересчитать в сопоставимые, получи .

Сравним его с  .

       Сравнение показывает нейтрализацию  влияния стоимостного фактора,  влияет физический объем и  структура произведенной продукции

.

        Рассмотрим конкретный пример нейтрализации объемного, структурного и стоимостного факторов. Исходные данные приведены в табл. 5

Таблица 5

Исходные  данные

Изделия Объем производства изделий, N, шт. Оптовая цена, Ц, тыс.р./шт. Структура произведенной продукции, % Объем произведенной  продукции, млн р., ТП
план факт план факт план факт план факт
1 2 3 4 5 6 7 8=2×4 9=3×5
А1 1000 1200 150 160 45,45 50,0 150,0 192,0
А2 1000 1000 180 180 45,45 41,67 180,0 180,0
А3 200 150 100 110 9,1 6,25 20,0 16,5
А4   50   200   2,08   10
Ито

го

2200 2400     100,0 100,0 350,0 398,5

 

       В нашем примере общее изменение объема произведенной продукции за счет объемного, структурного и стоимостного факторов составляет 48,5 млн р.

1.Нейтрализация  объемного фактора – влияет  структура произведенной продукции

      2. Нейтрализация структурного фактора  – влияет физический объем  производства

     

  1. Нейтрализация стоимостного фактора – влияет изменение  объема и структуры произведенной  продукции

     

     

  1. Влияние изменения  оптовых цен на продукцию

     

       Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть достигнута, если вместо абсолютных величин применить средние или относительные величины. Нельзя, например, сравнивать такие абсолютные показатели, как объем производства продукции, сумма прибыли и т.д., без учета производительной базы предприятия. Но если вместо абсолютных показателей взять относительные, например, производство продукции на одного работника, сумма прибыли на рубль активов, то такие сопоставления вполне корректны. В некоторых случаях для обеспечения сопоставимости показателей применяют поправочные коэффициенты.

        Особенно нужно быть внимательным в отношении методического несоответствия показателей. К примеру, фондоотдача может быть исчислена на основе первоначальной или остаточной стоимости основных средств. Не следует также допускать несопоставимость показателей по составу затрат, количеству учитываемых объектов и т.д. 

2.3 Использование относительных и средних величин в анализе хозяйственной деятельности

       Экономические явления и процессы  выражаются обычно в абсолютных  и относительных показателях.

  Абсолютные показатели отражают количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема, продолжительности, площади, стоимости и т.д. безотносительно к размеру других явлений, а относительные – соотношение величины изучаемого явления с величиной какого – либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другой период или по другому объекту.

        Относительные показатели получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения. Это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия, среднеотраслевые и т.д. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100).

Таблица 6

     Динамика  объема произведенной продукции

 

Показатели

Годы
2000 (база) 2001 2002 2003
Объем произведенной продукции
25380 28195 30221 34825
Изменение объема произведенной продукции  в %(Трб1) 100 111,1 119,1 137,2
В коэффициентах (индексах) 1,0 1,111 1,191 1,372

 

     В АХД используются следующие  виды относительных величин:

Виды  относительных величин

Пространственного сравнения
Планового задания
Выполнения  плана
Динамики
Структуры
Координации
Интенсивности
Эффективности

                                                                                                                                                        

 
 
 
 

      Относительная величина пространственного  сравнения – определяется сопоставлением  уровней показателей, относящихся  к различным объектам, взятым  за один и тот же период  или на один момент времени.

      Относительная величина планового  задания – представляет собой  отношение планового уровня показателя  текущего периода к фактическому  его уровню в предшествующем  периоде или к среднему его  уровню за несколько предыдущих  периодов.

       Относительная величина выполнения  плана – это отношение между  фактическим и плановым уровнями  показателя отчетного периода,  выраженное в процентах.

       Относительные величины динамики  – используют для характеристики  изменения показателей, за какой  – либо промежуток времени.  Их определяют путем деления  величины показателя текущего  периода на его уровень в  предыдущем периоде (месяце, квартале, году). Называются они темпами  роста (прироста) и выражаются  обычно в процентах или коэффициентах.

       Относительные величины динамики  могут быть базисными (когда  каждый следующий уровень динамического  ряда сравнивается с базисным  периодом) и цепные (когда уровень  показателя следующего периода  относится к предыдущему).

       Показатель структуры – это  относительная доля (удельный вес)  части в общем, выраженная в  процентах или коэффициентах:  удельных вес отдельных видов продукции в общем объеме производства, удельный вес управленческого персонала в общей численности работников предприятия и др.

      Относительные величины координации  – представляют собой соотношение  частей целого между собой:  активной и пассивной части  основных средств, собственного  и заемного капитала, основных  и оборотных средств и др.

      Относительные величины интенсивности  – характеризуют степень распространенности, развития, какого – либо явления  в определенной среде: степень  заболеваемости населения, процент  рабочих высшей квалификации  и др.

       Относительные величины эффективности  – это соотношение эффекта  с ресурсами или затратами:  прибыль на рубль затрат, на  рубль выручки, на рубль вложенного  капитала и др.

     Относительная величина уровня экономического развития  — характеризуют размеры производства в расчете на душу населения. Они играют важную роль в оценке развития экономики страны. Для их вычисления необходимо годовой объем производства продукции разделить на среднегодовую численность населения за тот же год.

Таблица 7

     Расчет  относительных величин на примере  Тюменской области

  Факт 2001 План 2002 Факт 2002 Численность

за 2002г. чел 

Тюменская область 14,7 15,8 14,2 833
Свердловская  область 18,3 19,6 18,5 1120
Ростовская  область 17,6 18,3 19,3 1050
Итого 50,6 53,7 52 3003

Информация о работе Способы и методы обработки экономической информации