Роль рабочей силы в экономической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 13:39, реферат

Краткое описание

Формирование современного потенциала трудовых ресурсов - сложный воспроизводственный процесс, определяющими факторами которого являются первичное обучение, профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров. Он имеет два взаимосвязанных аспекта. Один аспект - социально-образовательный - касается профессиональной пригодности работников к труду в условиях динамичного спроса на труд со стороны многосекторного рыночного хозяйства как основы устойчивости социального статуса и предпосылки сохранения способности зарабатывать на жизнь. Другой аспект — экономический - сопряжен с необходимостью поддержания количественного и структурного соответствия кадрового потенциала потребностям производства.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 38.43 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов" Кафедра финансов”

 

Реферат по дисциплине «Альтернативные хозяйственные системы»

Тема: «Роль рабочей силы в экономической системе»

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

Группа Налоги и Налогообложение

Романова Олеся

 

Проверила : к.э.н., доцент

Пшеничникова С. Н.

 

 

 

 

 

Санкт- Петербург

2014 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ

Формирование современного потенциала трудовых ресурсов - сложный воспроизводственный процесс, определяющими факторами которого являются первичное обучение, профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров. Он имеет два взаимосвязанных аспекта. Один аспект - социально-образовательный - касается профессиональной пригодности работников к труду в условиях динамичного спроса на труд со стороны многосекторного рыночного хозяйства как основы устойчивости социального статуса и предпосылки сохранения способности зарабатывать на жизнь. Другой аспект — экономический - сопряжен с необходимостью поддержания количественного и структурного соответствия кадрового потенциала потребностям производства.

Основная задача и направление трансформации экономики сегодня определяются реальной жизнью, потребностью в четкой организации и сознательной дисциплине, придерживаться которых возможно лишь при условии привлечения всего интеллектуального потенциала человечества. Страны, которые своевременно осознали роль достижений науки и новейших технологий, их внедрение в производство, которые не игнорируют характерные тенденции развития мировой цивилизации, связанные с переходом человечества к новой эре, где не физическая работа, а интеллектуальные ресурсы человека детерминируют общественный прогресс, сегодня являются лидерами мирового развития в планетарном масштабе.

 

ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Понятие экономической системы разными экономистами трактуется по-разному (в чисто рыночных концепциях она вовсе отсутствует, так как там исследуется лишь одна сторона экономических отношений, а именно - отношения, основанные на конкуренции и вечности частной собственности). Ниже приведены различные трактовки известных экономистов.

Экономическая система - это совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории [10]

Экономическая система включает все институты, организации, законы и правила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведение и результаты [4]

В учебнике Р.М. Нуреева [3] "Курс микроэкономики" дано довольно широкое определение: "Экономические системы - это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ". В учебнике А.Ф. Шишкина "Экономическая теория" [5] читаем: "Экономическая система - это форма организации экономики, хозяйственный механизм, задача которого состоит в том, чтобы находить пути и методы эффективного использования ограниченных (редких) производственных ресурсов".

"Под  рабочей силой, или способностью  к труду мы понимаем совокупность  физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая  личность человека, и которые  пускаются им в ход всякий  раз, когда он производит какие-либо  потребительные стоимости " - такое  определение понятия "рабочая сила" дал К. Маркс[1]. Рабочая сила, представляя собой способность к труду, неотделима от самого человека. Ее производство и воспроизводство означает, прежде всего, воспроизводство самого человека, сохранение его нормальной жизнедеятельности. К. Маркс отмечал, что рабочая сила существует только как способность живого индивидуума. Производство рабочей силы предполагает, следовательно, существование последнего. Раз существование индивидуума дано, производство рабочей силы состоит в воспроизводстве самого индивидуума, в поддержании его жизни. В воспроизводстве рабочей силы, кроме необходимости поддержания, непрерывного возобновления и совершенствования способности к труду, обязательны постоянное приобретение и развитие работниками знаний и умений.

Согласно Трошиной С. [7] рабочая сила – это совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к труду. Носителем этих качеств выступает рабочий, который является главной производительной силой, первичным фактором богатства общества. Рабочая сила выступает как производитель и как потребитель. Как производитель она участвует в процессе производства и создает материальные и духовные блага, необходимые для жизнедеятельности человека. Как потребитель – использует материальные и духовные ценности для поддержания своей жизнедеятельности и дальнейшего развития интеллектуальных способностей.

 

ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ БАЗОВОГО И ПИОНЕРНОГО СЕКТОРОВ В РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

Качество трудового потенциала обусловлено выделением в его структуре компонентов, которые бы характеризовали его не только, с точки зрения, непосредственного содержания, а и отражали комплексно те его элементы, которые вмещают в себя всю совокупность социально-экономических отношений и условий, согласно которым происходит полное воспроизведение трудового потенциала. В частности, в составе системы качества трудового потенциала могут рассматриваться такие ее подсистемы:

  • натурально-нормативная,
  • организационно-экономическая,
  • социальная.

В системе качества трудового потенциала, как и в каждой системе, существует и обратная связь между подсистемами, с помощью которой они координируют ее направления и уровень взаимной активности. Так на современном этапе общая социально-экономическая ситуация в стране характеризуется отрицательными трансформационными процессами в воспроизведении трудового потенциала, а его реализация, которая происходит за счет организационно-экономической подсистемы, достигается прежде всего благодаря низкой стоимости рабочей силы. Развитие же натурально-нормативной и социальной подсистем приобрели деструктивный характер. Это обстоятельство, в свою очередь, отрицательно отражается на воспроизведении всей системы качества, и, как следствие, на дальнейшем движении нашей экономики к установлению цивилизованных, общепринятых во всем мире, стандартов.

В состав механизма регулирования качества трудового потенциала входят такие структурные элементы:

  • принципы,
  • методы регулирования,
  • организационно-инфраструктурное, научно-методическое, а также финансовое, нормативно-правовое и информационное обеспечение.

Рассмотри более подробно развитие трудового потенциала и рабочей силы населения РФ в современных условиях.

Современный рынок руда в России неоднороден. Он представляет собой многослойную структуру, образуемую двумя взаимосвязанными сферами, несущими разную функциональную нагрузку, различающимися способом и формами аккумуляции резервов рабочей силы, организации и регулирования, характером влияния на эффективность производства и положение трудящихся.

Россия по многим исходным параметрам рыночной экономики существенно отличается от индустриально развитых стран Запада и Востока, на опыт которых в области регулирования процессов занятости и рынка труда принято сейчас опираться при выборе ориентиров социально-экономической политики, модели рынка труда и принципов перестройки общественной организации труда и занятости.

Россия имеет огромную по протяженности и разнообразную по природно-климатическим условиям территорию при значительно менее развитой, чем в индустриально развитых странах, и более отсталую по показателям эффективности и качества систему транспорта, связи и информации, которая не соответствует требованиям цивилизованного рыночного хозяйства, законам бизнеса, нуждается в коренном перевооружении на новой технической основе и крупномасштабных финансовых инъекциях.

В России отраслевая структура занятости заметно отличается от той, которая сложилась в развитых странах: в материальном производстве у нас занято более 49% экономически активного населения, а в сфере услуг — около 51 %. По показателям образования и квалификации рабочей силы Россия находится на одном из ведущих мест в мире. Так, в конце ХХ века высшее образование в стране имело более 19% всех занятых, а среднее (общее и специальное) — около 69%. Уровень образования рабочей силы и в целом населения является одним из важных сравнительных конкурентных преимуществ России в международном разделении труда.

Объективная оценка тенденций в динамике спроса современного производства на рабочую силу позволяет заключить, что растет потребность в высококвалифицированных работниках, обладающих разносторонними навыками и повышенными способностями к быстрому обучению и адаптации. Явно обнаруживается тенденция к росту трудовых способностей и увеличению интенсивности приобретения и применения знаний. При общей тенденции к повышению значимости уровня образования и профессиональной подготовки в воспроизводстве рабочей силы явно обнаруживаются различия в структуре спроса на рабочую силу. Для России, где не завершен процесс индустриализации не только в сельском хозяйстве, но и других отраслях реального сектора, проблема воспроизводства рабочей силы в начале XXI в. должна с неизбежностью решиться в двух направлениях:

  • во-первых, путем формирования рабочей силы с высшим и поствысшим образованием,
  • во-вторых, подготовкой квалифицированной рабочей силы через техникумы к профессионально-технические училища.

 Рыночные  требования привели к разрушению  системы подготовки рабочей силы  среднего звена. Первые признаки  экономической активности 2000-2001 гг. обнаружили дефицит специалистов  массовых профессий — строителей, электриков, техников во всех  видах производств. Уже обнаружился  дефицит специалистов средней  квалификации не только в центральных, но и малых и средних городах  России.

Обобщение мировой практики свидетельствует, что в конкурентной борьбе побеждает та страна, в которой выше уровень профессиональной подготовки работников.

Реформы не могли не оказать отрицательного влияния на воспроизводство рабочей силы в России. Наибольшие потери нанесены реформами в сфере занятости высокообразованных специалистов. Можно выделить два основных пути их ухода из своих сфер занятости. Во-первых, миграция за рубеж научных и технических кадров; во-вторых, уход в мелкую коммерцию («челноки», сетевой маркетинг и др.), в финансовые и охранные структуры.

Согласно Миропольскому Д.Ю. [2] любая хозяйственная система делится на два сектора – базовый и пионерный. Базовый сектор, который производит обычные продукты, является источником ресурсов, а пионерный сектор, который производит новый продукт, - не самодостаточен, он требует ресурсов извне. И получается, что в рамках хозяйственной системы идет постоянный переток ресурсов с базового сектора в пионерный.

В условиях рыночной экономики пионерный сектор обладает высокой зависимостью от инвестиций как государства, так и сфер частного бизнеса для дальнейшего развития. Рассмотрим более подробно сложившуюся ситуации в России относительно сферы развития пионерного сектора, основываясь на данных Росстата.

Иностранные инвестиции, в отношении которых длительное время существовала некая эйфория, не оправдали надежд. По данным Росстата, объем иностранных инвестиций в Россию в первой половине 2007 г. составил более 60 млрд. долл. [9]. Однако доля прямых инвестиций, приносящих с собой новые знания и передовые технологии, не превысила 26%. Причем этот показатель имеет тенденцию к снижению: в 2000 г. доля прямых иностранных инвестиций составляла 40% [9] Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов по видам, Росстат, 2007 . Более 70% всех прямых инвестиций пришлось на сектор добычи полезных ископаемых, причем большая часть пришла в Россию через Нидерланды, где регистрируется подавляющее число структур, через которые российские компании берут займы. Среди других ведущих «иностранных инвесторов» числятся Кипр (18% всех иностранных инвестиций) и Люксембург (11%), которые трудно отнести к странам с высокими технологиями. Очевидно, что происходит простая репатриация прибыли, полученной в России нашими настоящими или бывшими соотечественниками. Никакого отношения к реальным эффективным иностранным инвестициям это не имеет. Вообще большая часть иностранных инвестиций (почти 90%) – это торговые и прочие кредиты, увеличивающие нашу долговую зависимость от иностранного капитала.

Некоторые российские экономисты проявляют излишний оптимизм по поводу быстрого роста на фоне укрепления рубля импорта инвестиционных товаров. Согласно расчетам Росстата, за последние 8 лет реальный курс рубля к доллару увеличился примерно вдвое, а импорт машиностроительной продукции вырос в 7,5 раза, тогда как весь импорт – в 3 раза. Однако на самом деле растет только потребительский машиностроительный импорт. Если вычесть ввоз автомобилей, бытовой и электронной техники, то окажется, что удельный вес инвестиционной продукции в суммарном импорте за 1999-2005 гг. упал с 70 до 49% [8].

Информация о работе Роль рабочей силы в экономической системе