Риски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 13:27, реферат

Краткое описание

В настоящее время, когда предприятия приобретают все большую самостоятельность и несут полную ответственность за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности перед совладельцами (акционерами), работниками, банком и кредиторами, значение анализа финансового состояния предприятия в комплексном анализе деятельности возросло.
Финансы - это совокупность экономических денежных отношений, возникающих в процессе производства и реализации продукции, включающих формирование и использование денежных доходов, обеспечение кругооборота средств в воспроизводственном процессе, организацию взаимоотношений с другими предприятиями, бюджетом, банками, страховыми организациями и др.

Вложенные файлы: 1 файл

финансовый анализ.docx

— 54.68 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В настоящее время, когда  предприятия приобретают все  большую самостоятельность и  несут полную ответственность за результаты своей производственно-хозяйственной  деятельности перед совладельцами (акционерами), работниками, банком и  кредиторами, значение анализа финансового  состояния предприятия в комплексном  анализе деятельности возросло.

Финансы - это совокупность экономических денежных отношений, возникающих в процессе производства и реализации продукции, включающих формирование и использование денежных доходов, обеспечение кругооборота средств в воспроизводственном процессе, организацию взаимоотношений с другими предприятиями, бюджетом, банками, страховыми организациями и др.

Исходя из этого, финансовая работа на предприятии, прежде всего, направлена на создание финансовых ресурсов для  развития, в целях обеспечения  роста рентабельности, инвестиционной привлекательности, т.e. улучшение финансового состояния предприятия.

Финансовое состояние - это  совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование  финансовых ресурсов.

Рыночная экономика способствует не только усилению, но и качественному  изменению роли финансового анализа, который превращается в основной метод оценки финансового состояния  предприятия. Он позволяет выявить  эффективность использования ресурсов, оценить рентабельность и финансовую устойчивость хозяйствующего субъекта, установить его положение на рынке, а также количественно измерить степень рискованности деятельности и конкурентоспособность.

Цель анализа состоит  не только и не столько в том, чтобы  установить и оценить финансовое состояние предприятия, но еще и  в том, чтобы постоянно проводить  работу, направленную на его улучшение.

Анализ финансового состояния  показывает, по каким конкретным направлением надо вести эту работу, дает возможность  выявить наиболее важные аспекты  и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия.

Оценка финансового состояния  может быть выполнена с различной  степенью детализации в зависимости  от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения. Наиболее целесообразным является выделение процедур экспресс-анализа и углубленного анализа финансового состояния. Финансовый анализ дает возможность оценить:

    • имущественное состояние предприятия;
    • степень предпринимательского риска;
    • достаточность капитала для текущей деятельности и           долгосрочных инвестиций;
    • потребность в дополнительных источниках финансирования;
    • способность к наращиванию капитала;
    • рациональность привлечения заемных средств;
    • обоснованность политики распределения и использования прибыли.

Результаты финансового  анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания, и разработать мероприятия по их ликвидации. А для этого необходимо владеть знаниями в области финансовой оценки и уметь применить их на практике, поэтому столь актуальной является тема данной работы.

Кроме того, своевременное  выявление негативных тенденций  в финансово-хозяйственной деятельности предприятия дает возможность руководству  предпринять определенные действия, чтобы не допустить банкротства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Основные приемы и методы финансового  анализа

 

Методы экономического анализа  – это совокупность способов обработки  экономической информации, аналитических  приемов и количественных методов, направленных на решение аналитических  задач. Также методы экономического анализа являются аналитическим  инструментарием, который позволяет  технически реализовать цели анализа.

Процесс выполнения аналитической  работы можно представить в виде алгоритма:

 

В экономическом анализе  используются такие общенаучные  теоретические методы познания как  – диалектика, а также эмпирические методы – экономико-статистический анализ, структурирование и моделирование.

Все приемы анализа взаимосвязаны  и применяются одновременно в  различных сочетаниях, что позволяет  комплексно анализировать деятельность хозяйствующего субъекта и выявлять резервы повышения эффективности.

К приемам анализа относятся  сравнение, детализация и группировка, обобщение, балансовый способ и факторный  анализ.

  1. Сравнение – сопоставление однородных объектов для выявления закономерностей изменения показателей.

Наиболее распространенными  являются такие виды сравнения как:

  • отчетных показателей с плановыми / выполнение бизнес-плана как критерий для оценки результатов деятельности.
  • отчетных показателей с показателями предыдущих периодов / наблюдение за динамикой показателей и определение тенденций развития.
  • плановых показателей с показателями предыдущих периодов / возможность определения оптимальности плановых заданий и качества бизнес-плана.
  • показателей работы внутренних структурных подразделений, которые могут выступать как центры ответственности
  • отчетных показателей со среднеотраслевыми / обеспечение объективной оценки результатов и выявление неиспользованных резервов.

Для обеспечения этого  приема необходимо сравниваемые показатели привести к сопоставимости, то есть:

а) устранить влияние изменения  цен или выразить сравниваемые объемные показатели в одинаковых ценах (например, фактические объемы продаж предыдущего  и отчетного года – в ценах  отчетного периода);

б) устранить влияние различий в объеме и ассортименте продукции  при сопоставлении качественных показателей (например, показатель себестоимости  пересчитывается на одинаковый объем  за отчетный и предыдущий года);

в) применение единой методики исчисления показателей;

г) сравнение тождественных  периодов времени.

Результаты сравнения  можно представить в следующем  виде:

  • Абсолютные отклонения

Они определяются как разность между показателями, причем можно  сравнивать как количественные, так  и качественные показатели.

Количественные показатели – характеризуют размер, величину хозяйственных процессов. Например, численность работников, стоимость  основных производственных фондов, выручка  от продаж, прибыль и т.д.

Качественные показатели - отражают экономическую эффективность  хозяйственных процессов. Например, себестоимость продукции, производительность труда, рентабельность.

В зависимости от применяемых  измерителей абсолютные отклонения могут быть:

  • натуральными (штуки, тонны, килограммы, метры и т.д.);
  • трудовыми (человеко-часы);
  • денежными.
  • Относительные отклонения

Определяются как соотношение  величин, выраженные в виде процентов или коэффициентов.

Темп прироста показывает, на сколько увеличился (если больше единицы) или уменьшился (если меньше единицы) показатель.

Абсолютные и относительные  отклонения определяются путем проведения горизонтального анализа.

  • Индексы

Представляют показатели – факторы, которые оказали влияние  на достигнутые результаты.

Таким образом, сравнение  – важнейший прием, т.к. именно с  него начинается процесс экономического анализа.

  1. Детализация – прием, обеспечивающий всесторонний характер исследования, конкретность познания изучаемых процессов и позволяющий выявить причины, влияющие на конечный результат.

Детализация показателей  проходит последовательно по нескольким направлениям:

а) по времени совершения операций (кварталы, месяцы, декады, дни, смены).

Позволяет проследить за равномерностью отдельных процессов и выявить  тенденции в их динамике.

б) по месту совершения хозяйственных  процессов, то есть отраслевые показатели расчленяются по организациям, внутри организаций – по отдельным структурным  подразделениям.

Дает возможность выявить  ведущие и отстающие подразделения.

в) по составным частям

Необходима для изучения структуры совокупностей, выявления значения отдельных частей в формировании сложных показателей и их изменении. Например, себестоимость продукции детализируется по элементам затрат, статьям калькуляции, видам продукции.

Группировки – прием, заключающийся  в делении изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам.

Группировка информации дает возможность изучать зависимость  между показателями и систематизировать  материалы анализа.

В зависимости от цели анализа  используются:

  • типологические группировки

Например, группы предприятий  по форме собственности, группы основных средств и т.д.

  • структурные группировки

Позволяют изучить внутреннее строение показателей, соотношение  в нем отдельных частей. Например, группировка оборотных активов.

  • аналитические группировки

Используются для определения  наличия направления и формы  связи между показателями. Индивидуальные показатели заменяются средними с целью  обобщения.

  1. Обобщение – завершающая стадия изучения финансово-хозяйственной деятельности организации.

Включает в себя:

  • выводы (оценка деятельности)

Могут быть представлены таблицами, графиками, диаграммами, что позволяет  отражать закономерности, содержащиеся в числовой информации.

  • сводка резервов
  • рекомендации по использованию резервов, т.е. организационно – технические мероприятия.
  1. Балансовый способ – используется для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Например, баланс трудовых ресурсов, платежный баланс.

Также способ применяется  для проверки правильности определения  влияния различных факторов на прирост  величины результативного показателя.

  1. Факторный анализ – анализ влияния факторов на изменение результативного показателя.

Основные задачи факторного анализа:

  • отбор факторов для анализа исследуемых показателей;
  • классификация и систематизация факторов с целью обеспечения системного подхода;
  • моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями;
  • расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя;
  • практическое использование результатов анализа в управлении для принятия обоснованных решений.

Широко распространены способы  цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц. Кроме них, могут применяться индексный метод, интегральный и способ логарифмирования.

  • Способ цепной подстановки

Может использоваться для  расчета влияния факторов во всех типах моделей. Заключается в  постепенной (последовательной) замене базисной величины каждого факторного показателя на фактическую (подстановка). Фактор, влияние которого необходимо определить рассматривается как переменный, а все другие, по отношению к нему - как постоянные. Результат влияния определяется как разность между условной (рассчитанной) величиной результативного показателя и его предшествующим значением. От порядка подстановки зависят результаты расчетов.

  • Способ абсолютных разниц

Базисный показатель заменяется не полной величиной отчетного, а только абсолютным отклонением.

  • Способ относительных разниц

Для расчета влияния первого  фактора базовая величина результативного  показателя умножается на относительный  прирост первого фактора, выраженного  в виде коэффициента или процента. Для расчета влияния второго  фактора к базовой величине результативного  показателя прибавляется изменение  его за счет первого фактора и полученная сумма умножается на относительный прирост второго фактора и т.д.

Основываясь на данных о  прошлой деятельности предприятия, финансовый анализ направлен на снижение неопределенности относительно его  будущего состояния.

Информация о работе Риски