Реформирование унитарных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:10, дипломная работа

Краткое описание

Проводимые реформы в Российской Федерации затронули все сферы жизни общества, прежде всего экономическую и политическую. В самом общем виде цель реформ может быть сформулирована как создание максимально благоприятных условий для жизни и деятельности граждан России. Эта большая и, на первый взгляд, абстрактная цель может быть разделена на ряд более конкретных и понятных целей и вполне достижима при решении некоторых ключевых задач.
В частности, как показывает исторический опыт, условием экономического роста является развитие экономической инициативы, причем не только частной, а инициативы всех возможных субъектов экономической деятельности, то есть представителей и государственного, и муниципального, и коллективного, и частного секторов экономики.

Содержание

Введение
Глава I. Основные положения по реформированию унитарных предприятий
1.1. Цель, задачи и направления реформирования унитарного предприятия
1.2. Виды и типы реструктурирования, направленные на изменение масштаба предприятия
1.2.1. Расширение масштаба предприятия
1.2.2. Сокращение масштаба предприятия
1.3. Виды и типы реструктурирования собственности и корпоративного контроля
1.3.1. Изменение состава собственников
1.3.2. Изменение структуры собственников
1.3.3. Реструктуризация кредиторской задолженности
1.4. Виды и типы реструктурирования внутренней структуры предприятия
1.4.1. Реструктуризация организационной структуры
1.4.2. Реструктуризация производственной структуры
Глава II. Основные алгоритмы реформирования предприятий при их сокращении
2.1. Организация процесса реформирования унитарных предприятий в регионе
2.2. Алгоритм реструктуризации путем выделения
2.3. Алгоритм реструктуризации путем разделения
2.4. Алгоритм реструктуризации путем передачи части имущества в безвозмездное пользование
2.5. Алгоритм реструктуризации путем консервации имущества
Глава III. Разработка проекта программы финансового оздоровления и реструктуризации ГУП ОЭМЗ "Рекорд"
3.1 Общая характеристика реформируемого предприятия
3.2. План реформирования и финансового оздоровления государственного унитарного предприятия ОЭМЗ "Рекорд"
3.3. Оценка экономической эффективности вариантов реструктурирования и выбор его окончательного варианта
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реформирование унитарных предприятий.docx

— 162.91 Кб (Скачать файл)

На территории области действует специальная структура – Территориальное агентство Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, в которое, с одной стороны, приходит информация о “неблагополучных” предприятиях, и которое, с другой стороны, само формирует список предприятий для рассмотрения Межведомственной балансовой комиссии.

ФСФО взаимодействует:

  • с Министерством экономического развития и торговли, Министерством финансов, отраслевыми министерствами и ведомствами – по вопросам анализа экономического состояния и финансового положения предприятий, имеющих признаки несостоятельности (банкротства), подготовки рекомендаций по их устранению; разработки принципов, критериев и методов оценки эффективности антикризисных процедур;
  • с отраслевыми министерствами и ведомствами – по вопросам разработки предложений по созданию новых рабочих мест, социальной защите и переподготовке работников, высвобождающихся в результате ликвидации предприятий-должников , а также, с участием местных органов исполнительной власти, - по разработке и исполнению федеральных и региональных программ, направленных на предотвращение несостоятельности (банкротства) предприятий, находящихся в федеральной собственности, и предприятий, находящихся в собственности субъектов Федерации, - по согласованию с соответствующими органами субъектов Федерации;
  • с территориальными агентствами Мингосимущества - по предложениям о проведении санации предприятий при условии гарантированного удовлетворения имущественных требований кредиторов; решениям о залоговых сделках неплатежеспособных предприятий, находящихся в федеральной собственности; участию в приватизации неплатежеспособных государственных предприятий;
  • с Главным управлением по подготовке кадров для государственной службы при Правительстве Российской Федерации, с участием министерств, ведомств, организаций и учреждений – по вопросам разработки программ и организации системы подготовки специалистов по вопросам несостоятельности (банкротства) предприятий.

Межведомственные балансовые комиссии создаются Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству, Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службой России и Федеральной службой налоговой полиции России и их территориальными органами. Цель их создания – проведение анализа финансового состояния предприятий-должников и выбор антикризисных процедур.

Вопросы возможности полного погашения организациями - налогоплательщиками имеющейся фискальной задолженности рассматриваются межведомственными балансовыми комиссиями при участии представителей федеральных государственных внебюджетных фондов, соответствующих федеральных отраслевых министерств и департаментов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Рассмотрение осуществляется при участии уполномоченных представителей организации - недоимщика. В результате рассмотрения определяется реальная возможность погашения фискальной задолженности при условии предоставления отсрочки (рассрочки) по налоговым платежам, отсрочки (рассрочки) уплаты штрафов за нарушение налогового законодательства, а также реализации мероприятий по финансовому оздоровлению организации-недоимщика. О результатах рассмотрения составляется протокол, подписываемый всеми членами межведомственной балансовой комиссии, участвовавшими в заседании, и представителем организации-недоимщика. Протокол должен содержать заключение (положительное или отрицательное) о возможности погашения фискальной задолженности. При наличии положительного заключения к протоколу прилагается проект графика погашения фискальной задолженности и перечень необходимых мероприятий. Указанные документы в недельный срок со дня заседания комиссии направляются в Министерство финансов Российской Федерации и Государственную налоговую службу Российской Федерации.

Комплексное проведение работ по реформированию предприятий области невозможно без тесного взаимодействия Администрации и последних двух упомянутых структур, которые должны быть привлечены как для выделения соответствующих критериев, так и для участия в дальнейших процедурах выбора.

Для координации работы по реформированию предприятий необходимо создать специальную структуру, которую можно условно назвать Агентством по реформированию. Взаимодействие участников комплексной программы реформирования унитарных предприятий осуществляется на основе утвержденного регламента, который содержит следующие положения:

Администрация:

  • подготавливает и принимает Постановление “О создании Координационного совета Администрации по реформированию предприятий и привлечению инвестиций”;
  • утверждает план работы по реформированию предприятий;
  • определяет и утверждает перечень пилотных предприятий;
  • учреждает “Агентство по реформированию предприятий”;
  • осуществляет общий контроль программы реформирования.

Аккредитованные консалтинговые компании:

  • участвуют в создании “Агентства по реформированию предприятий”;
  • выполняют проекты по реформированию, привлечению инвестиций и автоматизации финансово-хозяйственной деятельности;
  • привлекают партнеров для выполнения специализированных блоков программы не профильных для основной деятельности самих компаний;
  • принимают участие в разработке и реализации координационным советом по реформированию “Комплексной программы ...”;
  • предоставляют отчеты по проведенным работам в агентство по реформированию предприятий.

Агентство по реформированию предприятий:

  • координацию целого спектра работ, начиная от подбора консультационной фирмы для работы с предприятием, до заключения контрактов на реформирование от своего имени, с привлечением некоторых консалтинговых фирм и отдельных специалистов по субподряду;
  • контроль качества выполнения работ по реструктуризации, производимых отдельными фирмами, с том, чтобы предприятия имели гарантию качества проводимых работ от областной Администрации;
  • привлечение и отбор лучших консалтинговых фирм для работы с предприятиями. Под этим подразумевается то, что основная часть оплаты услуг консультационной фирмы является процентом от прироста прибыли предприятия (чаще всего, маржинальной прибыли, поскольку чистая прибыль даже у процветающего предприятия близка к нулю). В этих условиях фирма как бы предоставляет предприятию кредит на начальных стадиях реформирования, который погашается н более поздних стадиях в случае успешной его работы. Конечно, работа на таких условиях возможна только для достаточно мощных фирм.

Координационный совет по реформированию:

  • рассмотрение заявок на реформирование от предприятий;
  • согласование целей и результатов проектов: рост числа рабочих мест, увеличение налогооблагаемой базы, увеличение оборотных средств предприятия и т.д.
  • выработка согласованной позиции по вопросам реформирования предприятий.

К рычагам воздействия Администрации на успешность процессов реформирования относятся:

  • участие в финансировании начальных этапов реформирования пилотных предприятий (не более 10-15);
  • отсрочка банкротства сроком от 6 до 12 месяцев;
  • реструктуризация долгов предприятий в местный бюджет;
  • льготы и отсрочки платежей в местный бюджет;
  • мониторинг хода проекта, рассмотрение и утверждение результатов.

Заключительным шагом является разработка механизмов реализации процессов реформирования. Этой цели служит постановление Главы Администрации об утверждении порядка проведения комплекса мероприятий по реформированию, особенно для предприятий, находящихся в кризисном состоянии.

Организационная схема проведения комплексной программы реформирования предприятий в регионе представлена в виде схемы на примере г.Москвы.

В процессе реализации программы реформирования предприятий местная администрация должна в той или иной форме оказывать реформируемым предприятиям поддержку. При этом предприятие, как правило, быстрее достигает конечных результатов по всем направлениям своей деятельности, получает возможность расплатиться с долгами и становится надежным налогоплательщиком, пополняя доходную часть бюджетов всех уровней. Не стоит сбрасывать со счетов и макроэкономический фактор, так как в масштабе страны рост числа конкурентоспособных предприятий приводит к усилению экономики региона и национальной экономики в целом.

Наиболее существенными показателями, которые определяют результативность реформирования с точки зрения Администраций, являются:

Обеспечение текущих платежей в бюджет (местный и субъекта Федерации) и в пенсионный фонд;

Выполнение графика погашения задолженности во все виды бюджетов и пенсионный фонд (как правило, в режиме реструктуризации федеральных долгов);

Сокращение задолженности по зарплате и рост душевого дохода;

Сохранение и рост числа рабочих мест;

Стабилизация и рост объемов производства и реализации;

Рост конкурентоспособности продукции;

Стабилизация и рост экономической эффективности (рентабельности, нормы прибыли на вложенный капитал, производительности труда, оборачиваемости и др.);

Уход из зоны банкротства (снижение задолженности, улучшение критериев банкротства и др.);

Выход на безубыточное функционирование, стабилизация и рост предельной и чистой прибыли.

Обобщая опыт регионов и муниципальных образований в сфере реформирования предприятий, можно сделать вывод, что администрации имеют в своем распоряжении достаточно инструментов, позволяющих принять меры по предупреждению банкротства, своевременно продиагностировать ситуацию и оказать финансовую поддержку несостоятельным предприятиям.

Финансовое оздоровление унитарных организаций включает в себя комплекс мер, направленных как на предоставление финансовой помощи для восстановления платежеспособности, так и другие меры, обеспечивающие возможность дальнейшего развития предприятия. Финансовое оздоровление осуществляется в форме:

  • бюджетных ссуд предприятиям-должникам, предоставляемых в порядке и на условиях, устанавливаемых администрацией субъекта Федерации или местной администрацией в соответствии с действующим законодательством;
  • бюджетных ссуд предприятиям-должникам;
  • размещения государственного заказа на предприятиях-должниках в порядке, устанавливаемом законодательством субъекта Федерации;
  • реструктуризации задолженности предприятия по налогам;
  • установления льгот по налогам и сборам в части налогов, поступающих в соответствующий бюджет, утверждаемых представительным органом власти;
  • изменения сроков уплаты налогов и сборов в части налогов, поступающих в региональный или местный бюджет (отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит);
  • инвестиционных кредитов предприятиям-должникам в целях модернизации, реструктуризации производства;
  • снижения тарифов на коммунальные услуги;
  • реструктуризации задолженности предприятия по коммунальным платежам;
  • выделения средств, предусмотренных на финансирование создания дополнительных рабочих мест и иных формах.

Финансовая помощь на безвозвратной основе осуществляется в форме субсидий из региональных источников финансирования.

Субсидии предоставляются на финансирование непроизводственной деятельности предприятий, связанной с содержанием на балансе объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также на возмещение убытков конкретным предприятиям, если для них действующим законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не обеспечивается возмещение затрат на производство товаров (работ, услуг), что может повлечь за собой их банкротство.

Во всех других случаях финансовая помощь предоставляется исключительно на возвратной, возмездной или безвозмездной, основах. Субсидии отражаются в балансе предприятия как целевые финансовые поступления.

Предоставление финансовой помощи на возвратной основе может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь, в связи с возмездным характером сделки либо с целью обеспечить исполнение обязательств.

Финансовая помощь на возвратной основе осуществляется в форме:

  • бюджетных ссуд предприятиям-должникам, предоставляемых в порядке и на условиях, устанавливаемых Администрацией и утверждаемых представительным органом власти;
  • бюджетных ссуд предприятиям-должникам под залог их имущества;
  • реструктуризации задолженности предприятий по налогам;
  • установления льгот по налогам и сборам в части налогов, поступающих в региональный бюджет, утверждаемых представительным органом власти.

Основаниями для предоставления финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям является выполнение следующих условий:

  • наличие средств соответствующих источников обеспечения проводимых мероприятий по реформированию;
  • наличие согласованного и утвержденного плана финансового оздоровления предприятия, включающего мероприятия по восстановлению платежеспособности или поддержанию эффективной хозяйственной деятельности;
  • соблюдение целевого характера использования ранее предоставленной государственной финансовой поддержки;
  • наличие согласованного с уполномоченным органом исполнительной власти плана финансирования, необходимого для обеспечения запланированных мероприятий по реформированию.

Органом, осуществляющим финансирование мероприятий по оказанию финансовой помощи реформируемым предприятиям, является Администрация. Средства финансовой поддержки подлежат перечислению в соответствии с договором о финансовой поддержке и могут использоваться исключительно на финансирование мероприятий, предусмотренных утвержденным планом реформирования предприятия. Средства, необходимые для финансовой поддержки предприятий, должны ежегодно предусматриваться при формировании бюджета, где они выделяются отдельной строкой "Финансовая поддержка предприятий по предупреждению банкротства".

Информация о работе Реформирование унитарных предприятий