Регурирование межфирменных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы будет являться изучение форм межфирменных отношений и методов регулирования их.
Объектом изучения будет являться совокупность фирм
Предмет исследования – межфирменные отношения
Для достижения цели поставленной в курсовой работе необходимо решить такие задачи как:
определение понятия фирма;
рассмотрение вопроса форм межфирменных отношений;
методов регулирования, определение практических шагов для успешного развития межфирменных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ФИРМЫ И ВИДЫ МЕЖФИРМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ…………5
1.1 Роль фирм в современном обществе………………………………………...5
1.2 Виды межфирменных отношений…………………………………………...8
ГЛАВА 2. МЕЖФИРМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ..17
Межфирменная интеграция, проблемы взаимодействия фирм…………..17
Регулирование межфирменных отношений……………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

Регурирование межфирменных отношений.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ФИРМЫ И ВИДЫ МЕЖФИРМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ…………5

1.1 Роль фирм в современном обществе………………………………………...5

1.2 Виды межфирменных отношений…………………………………………...8

ГЛАВА 2. МЕЖФИРМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ  И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ..17

    1. Межфирменная интеграция, проблемы взаимодействия фирм…………..17
    2. Регулирование межфирменных отношений……………………………….22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….30

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Темой данной курсовой работы является «Регулирование межфирменных отношений».

Актуальность данной темы обусловлена  тем, что глобализация экономики  предполагает активное взаимодействие различных компаний. В настоящее  время практически промышленные компании развитых стран в той  или иной мере участвуют в различных формах межфирменного сотрудничества. Кооперация в осуществлении исследовательских проектов, маркетинговых программ, создание совместных предприятий повышают конкурентоспособность фирм, позволяют им осваивать новые технологии, выходить на зарубежные рынки сбыта. Разделять риски и адаптироваться к требованиям антимонопольного законодательства.

Поэтому в настоящее время необходимо дальнейшее развитие теории и методологии  управления межфирменными отношениями, для того чтобы наиболее полно  обосновать принципы формирования сетей, выбора уровня координации и сотрудничества между фирмами, разработать методологию анализа сетевого контекста взаимоотношений, построить алгоритм стратегического управления межфирменными отношениями. До сих пор ощущается нехватка исследований, посвященных изучению эффективности управления взаимоотношениями. Не оценена должным образом роль нематериальных ресурсов в формировании ключевых компетенций компаний и повышении их коллективной конкурентоспособности. Недостаточно изучена роль планового, сетевого и предпринимательского подходов в стратегическом управлении российскими компаниями. Проведение исследований в данных направлениях позволит уменьшить разрыв между теорией и практикой управления межфирменными отношениями.

Межфирменные партнерства в широком смысле известны давно, но только в 1990-х – 2000-х годах специфические формы партнерств оказались в центре внимания руководителей, в том числе руководителей международного бизнеса

Целью данной курсовой работы будет  являться изучение форм межфирменных отношений и методов регулирования их.

Объектом изучения будет  являться совокупность фирм

Предмет исследования –  межфирменные отношения

Для достижения цели поставленной в курсовой работе необходимо решить такие задачи как:

    • определение понятия фирма;
    • рассмотрение вопроса форм межфирменных отношений;
    • методов регулирования, определение практических шагов для успешного развития межфирменных отношений.

 

 

ГЛАВА I. ФИРМЫ И ВИДЫ МЕЖФИРМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

1.1 Роль фирм в современном обществе

 

Современное общество и  экономика – это множество  самых различных организаций, которые  взаимодействуют между собой, решая  различные задачи, достигая свои цели, объединяясь между собой, если их деятельность требует специфической  координации, или, решая свои задачи полностью самостоятельно, руководствуясь правилами, установленными государством и обществом¹.

Фирма - это организация, ведущая бизнес под определенным именем. Фирма контролирует использование земли, трудовых ресурсов и капитала. Она сама принимает решение относительно дизайна, способа производства и продажи продукции. Фирму следует отличать от производственной единицы, например фабрики, фермы или шахты, так как она представляет собой единицу управления. Одна фирма может иметь, либо контролировать несколько производственных единиц.

Фирмы бывают разного размера - один частный предприниматель или  корпорация, с многотысячным штатом сотрудников.

Первоначально слово  «фирма» означало «торговое имя коммерсанта. В настоящее время фирма – элемент любой рыночной экономики, организационно-экономическая структура предпринимательской деятельности, обладающая экономической и юридической самостоятельностью.

Фирма в течение более  чем 100 лет была основным инструментом социального прогресса и является, в свою очередь, продуктом эволюционного развития.

__________________________________________________________________

¹ Зуб А. Т. «Стратегический менеджмент: Теория и практика» Учебное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2010. — 415 с

Развитие происходило  в благоприятной социальной обстановке, когда основными ценностями были неприкосновенность частной собственности и свобода личности, а основной целью – экономический прогресс. Фирма получила свой правовой статус на основе теории А. Смита о том, что свобода каждого человека действовать в своих экономических интересах обеспечивает благодаря «невидимой силе» максимальный экономический выигрыш для всего общества.

Фирма концентрирует  и через свою деятельность реализует  практически все экономические  интересы, возникающие в национальном хозяйстве. Фирмы являются местом приложения труда, капитала, предпринимательского потенциала.

Фирмы пытаются удовлетворить безграничные потребности общества и одновременно наиболее рационально использовать ограниченные возможности имеющихся  факторов производства. Те фирмы, которые добиваются средней эффективности в своей деятельности, определяемой состоянием национальной экономики, уровнем развития науки и техники, выживают, другие – разоряются. Постоянно возникают новые фирмы и исчезают разорившиеся. Таким образом, реализуется экономическая проблема, стоящая перед обществом: что производить? каким образом производить? для кого производить?

В настоящее время несмотря на то, что понятие «фирма» широко используется в странах с разным уровнем  экономического развития, в лучших современных западных учебниках не отведено достойного места теории фирмы.

Фирма как важнейший экономический  институт требует создания и соблюдения ряда условий для своего развития в институциональной структуре  общества¹.

__________________________________________________________________

¹ Д. Фришманн. Современное управление: энциклопедический справочник.Т2. – «М.: Издатцентр» 2010, 576с.

Фирма имеет свою организационно-правовую форму и цель деятельности, в соответствии с которыми создает свою внутреннюю структуру. Организационная форма – это структура фирмы, устанавливающая состав (одно или несколько предприятий), способ формирования (индивидуальное, партнерское, корпоративное) и иерархию по распределению собственного капитала (зависимые или не зависимые одно от другого предприятия).

Понятия «фирма» и  «предприятие» не тождественны. Предприятием уместно называть производственную организацию, осуществляющую с технологической  точки зрения достаточно однородную деятельность (выпуск товаров, оказание услуг). Фирма может заниматься различными видами деятельности, совершенно не связанными между собой (производственная, торговая, финансовая), и производить весьма разнородную продукцию. Например, международная корпорация 3М Minnesota, Mining and Manufacturing Co выпускает 60 тыс. наименований товаров: шлифовальные материалы, клеящиеся ленты, кинокамеры, дискеты для компьютеров, знаки с отражающим покрытием для автодорог, медицинское оборудование и много другое. Как правило, подавляющее большинство современных предприятий входит в состав тех или иных фирм. Если фирма имеет только одно предприятие, то понятия фирмы и предприятия совпадают.

В условиях рыночной экономики  через фирмы граждане осуществляют предпринимательскую деятельность «исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Фирма, не имея абсолютной гарантии в успехе при производстве одного вида товара (услуги), расширяет  сферу своей деятельности, т.е. происходит диверсификация производства и деятельности.

В развитой рыночной экономике фирмы многообразны. Они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых различных услуг – финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских.

По сферам предпринимательской  деятельности они могут быть промышленными, агропромышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными, телекоммуникационными, торгово-посредническими, венчурными, рекламными, инжиниринговыми, юридическими и т.д.

1.2 Виды межфирменных отношений

 

В настоящее время в развитой рыночной экономике сложились три основных формы взаимодействия компаний:

1. взаимодействия, обусловленные  различными формами совместной  собственности на активы;

2. системы взаимодействия построенные на договорных отношениях;

3. неформальные кооперативные отношения.

Рассмотри их более подробно, деля каждый вид  на подвиды.

Дочернее  предприятие в полной собственности. Этот тип международной стратегии  определяется как создание зарубежного  предприятия, которое полностью  принадлежит и контролируется транснациональной компанией (ТНК). Это дочернее предприятие бывает, как правило, частью формальной структуры организации. Оно требует прямых вложений капитала и трудовых ресурсов. В основном здесь существуют два варианта развития:

• создание предприятия на пустом месте — образование новых предприятий в иностранном государстве;

• частичное или полное поглощение зарубежных предприятий или их активов.

Можно привести ряд аргументов как в пользу того, так и другого  варианта международного развития.

Создание предприятия на пустом месте:

• может стать более дешевой формой прямого проникновения, так как контроль за размерами и уровнем вовлечения более интенсивен;

• наиболее подходящее для малых фирм, которые имеют ограниченные финансовые ресурсы;

• целесообразно, когда нет желания унаследовать проблемы приобретаемой национальной фирмы (фабрики, завода и пр.);

• может быть разработано так, чтобы включать наиболее современные методы и технологии производства;

• не составляет проблемы с выбором места для внедряющейся фирмы и может быть найден участок с минимальной стоимостью;

• поддерживают правительства в странах внедрения, поэтому возможно предоставление субсидий или налоговых скидок¹.

Поглощение:

• позволяет осуществить быстрое проникновение на иностранный рынок;

• дает гораздо более быструю отдачу на используемый капитал;

• может предупредить действия фирмы-конкурента;

• помогает избежать ряда кросс-культурных, юридических и управленческих проблем;

• позволяет приобрести ключевые активы; такие как управленческие навыки, торговые марки или сети распределения;

• не нарушает существующего конкурентного соотношения в стране-хозяине.

Часто такие меры предпринимаются  небольшими организациями.

__________________________________________________________________

¹ А.П. Иванов «Менеджмент», Уч. – СПб.: Изд-во Михайлов В.А., 2011, 440 с.

 Были приведены  два перечня аргументов, однако  следует отметить ряд потенциальных  недостатков поглощения: трудность  оценки стоимости активов, которые  приобретаются, а они включаются  в расходы; вопрос обеспечения новых активов и существующих операций фирмы; проблемы в связи с интегрированием ранее независимого подразделения в более крупную организацию.

Совместное предприятие  базируется на соглашении, согласно которому два или более партнеров владеют и управляют зарубежным предприятием. Это предприятие обычно размещается в родной стране одного из партнеров.

Существует ряд причин, по которым компания считает выгодным создать совместное предприятие:

• экономия финансовых вложений обоих партнеров и снижение затрат;

• быстрое завладение каналами распределения, что уменьшает расходы на маркетинг;

• сохранение независимости двух сторон.

Структура совместных предприятий  бывает двух типов.

Недолевые совместные предприятия. Это предприятия, в которых одна группа предоставляет услуги другой. Группа, предоставляющая услуги, обычно занимает более сильные позиции в управлении совместным предприятием, чем другая, однако подобная форма не очень широко распространена.

Информация о работе Регурирование межфирменных отношений