Пути повышения инвестиционной привлекательности ОАО «Нижнекамскшина»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2012 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать цель данной работы: исследовать инвестиционную привлекательность предприятия в современных условиях и предложить пути повышения инвестиционной привлекательности на примере ОАО «Нижнекамскшина».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие инвестиционной привлекательности;
определить факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность;
привести алгоритм осуществления мониторинга инвестиционной привлекательности предприятия;
проанализировать инвестиционную привлекательность ОАО «Нижнекамскшина»;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты анализа инвестиционной привлекательности предприятия
1.1 Понятие инвестиционной привлекательности и факторы, ее определяющие……………………………………………………………………..5
1.2 Методические подходы к анализу инвестиционной привлекательности предприятия……………………………………………………………………...10
1.3 Алгоритм осуществления мониторинга инвестиционной привлекательности предприятия………………………………………………..17
2 Оценка инвестиционной привлекательности предприятия на примере
ОАО «Нижнекамскшина»
2.1 Общая характеристика ОАО «Нижнекамскшина»…………………………..21
2.2 Оценка инвестиционной привлекательности ОАО «Нижнекамскшина»….29
3 Пути повышения инвестиционной привлекательности ОАО «Нижнекамскшина»……………………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………………...45
Список использованных источников и литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая афхд 2.docx

— 134.03 Кб (Скачать файл)

 

 

Исходя из данных отчетности по основным показателям деятельности ОАО «Нижнекамскшина» за период 2007-2009гг. наблюдается следующие тенденции: товарная продукция за 2008 год в стоимостном выражении составила 7243,75 млн. руб., что выше уровня 2007 года на 1207,29 млн. руб. Но уже в 2009г. объем товарной продукции составил 5939,9 млн. руб., что на 1303,9 млн. руб. меньше,  чем в 2008г. но все-таки больше, чем было запланировано на этот год.

Причиной значительного  спада производства стал экономический  кризис, но даже в тяжелых кризисных  условиях  2009 года ОАО «Нижнекамскшина» при плане производства 9 млн. 317 тыс. выпустило 9 млн. 432 тыс. шин, т.е. на 1,2% больше плана, причем целенаправленно сокращалось производство  морально устаревших моделей и расширялся  модельный  ряд шин наиболее востребованных потребителями, осваивалась  линейка новых типоразмеров шин, направленных на удовлетворение спроса автозаводов, ориентированных на выпуск «иномарок». В 2010 году планируется реализовать 10 млн. шин.

Себестоимость продукции  в 2008г. составляла 6899,7 млн.руб., что на 1118,6 млн.руб. больше, чем в 2007г. В 2009г. себестоимость снизилась   на 412,8 млн.руб. и составила 6486,9 млн.руб.  Это стало возможным, прежде всего потому, что ОАО «Нижнекамскшина» в условиях постоянного роста тарифов на энергоносители ставит дополнительные требования по снижению затрат на энергоресурсы.

Совместно с Центром энергосберегающих  технологий при КМ РТ разработана целевая программа: «Энергоресурсосбережение производственного комплекса ОАО «Нижнекамскшина» на 2007-2010 гг.». Внедрение мероприятий по энергосбережению и строгое соблюдение режимов энергопотребления позволили снизить удельные расходы на единицу продукции по теплоэнергии и электроэнергии на 1%, потребление газа уменьшено на 14,8 %.

На рисунке 1 показана динамика объема товарной продукции и себестоимости за период 2007-2009 гг. Прибыль от продажи продукции, товаров и услуг в 2008 году составила 509,6 млн. руб., что ниже уровня 2007 года на 33,79 млн. руб., а в 2009 году прибыль сократилась на 116,8 млн. руб. по сравнению с 2008г. и составила 392,8 млн. руб.

Рисунок 1 - Динамика показателя товарной продукции и себестоимости ОАО «Нижнекамскшина» за 2007-2009 г.г.

 

Выручка от продаж по ОАО  «Нижнекамскшина» в 2008г. возросла по сравнению с 2007г. на 1084,4 млн. руб. и составила 7409,2 млн. руб.  против 6324,6 млн. руб.   в 2007г., а в 2009г. выручка была получена в размере 6879,7 млн. руб., т.е. снижение достигло 529,5 млн. руб. За исследуемый период ОАО «Нижнекамскшина»  не получало чистой прибыли.

В 2009г. убыток составил 94,5 млн. руб., что на  88,9 млн. руб. меньше, чем  в 2008г., тогда как в 2008г. убыток был  выше, чем за 2007г. на 148,8  млн.руб. К этому привели несколько причин: изношенность основного оборудования, специфика взаимоотношений с партнерами, ведь двукратное падение продаж автомобилей в России в 2009 году привело к падению спроса на шины на 35%; а также то, что спрос смещается в сторону современных радиальных шин, а не созданных по устаревшим технологиям.

Динамика показателей  прибыли наглядно представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Динамика показателей прибыли

ОАО «Нижнекамскшина» за 2007-2009г.г.

 

Несмотря на снижение продаж и объемов производства автомобилей, российский рынок грузовых шин по-прежнему остается крупнейшим в Европе, опережающим германский рынок. При этом в России наблюдается положительная тенденция: аналитики считают,  что российский авторынок начнет расти уже в следующем году.

Финансовый кризис и снижение объема продаж привели к сокращению рабочих мест: так если в 2007г. среднесписочная численность составляла  10758 человек, то в 2008г. произошло сокращение на 793 человека, а в 2009г. под сокращение попали еще 1395 человек. Средняя заработная плата в 2008 г. составила 8651 руб., что на 2584 руб. меньше, чем  в 2007 г.;  в 2009 г. отмечается незначительное увеличение  заработной платы (она выросла 259,5 руб.), но это повышение не только не компенсировало прошлогоднее уменьшение среднего заработка шинников, но и не достигло уровня инфляции.

Большие надежды возлагаются  на новое производство, которое  позволит создать почти 900 новых рабочих мест на самом   ОАО «Нижнекамскшина» и еще  1 700 -  в смежных отраслях.

Поступательное движение завода во многом связано с тем, что в 2000 году госпакет акций предприятия (более контрольного) был передан в распоряжение НК «Татнефть». Таким образом, ОАО «Нижнекамскшина» обеспечена финансовой поддержкой и сырьем в составе единого республиканского нефтехимического комплекса. Более половины продукции поставляется автомобильным заводам — АвтоВАЗу, КамАЗу, УАЗу и другим. Для внедрения высокотехнологичных и прогрессивных технологий производства ОАО «Нижнекамскшина» ежегодно наращивает объемы капитальных вложений и стремится к построению эффективной системы управления инвестиционной политикой.

 

2.2 Оценка инвестиционной привлекательности ОАО «Нижнекамскшина»

Дадим оценку инвестиционной привлекательности предприятия  на примере ОАО «Нижнекамскшина» в соответствие с ранее рассмотренной методикой, т.е. рассчитаем балловую оценку по трем направлениям:

  • оценка финансового состояния предприятия;
  • оценка рыночного окружения предприятия;
  • оценка корпоративного управления предприятием.

Для оценки финансового состояния  на основе данных бухгалтерского баланса ОАО «Нижнекамскшина» за 2009г. рассчитаем требуемые показатели:

1) коэффициент соотношения  заемных и собственных средств  К1:

                      К1 = 3346435/747552=4,48                                                      

2) коэффициент текущей  ликвидности К2:

                                К2 = 1116117/3250855=0,34

3) коэффициент оборачиваемости  активов К3:

                                К3 =6878708/4547949=1,51                                                   

4) рентабельность продаж по чистой прибыли Rпр:

                                 Rпр. = 392832/6879708*100%=5,7%

5) рентабельность собственного  капитала по чистой прибыли  Rск.:

                                 Rск =-94478/747552*100%=-12,6% .

Значение  факторов по двум другим группам: рыночному окружению  и корпоративному управлению, определяются на основе информации, раскрываемой ОАО  «Нижнекамскшина» в средствах массовой информации и на официальном сайте в Интернете.

Значения всех факторов инвестиционной привлекательности  исследуемого предприятии отражены в таблице 3.

Далее по формуле (3) определим индекс инвестиционной привлекательности КИП:

КИП. =41/57=0,72.                               

 

Таблица 3 - Оценка инвестиционной привлекательности ОАО «Нижнекамскшина»

Фактор инвестиционной привлекательности

Фактическое значение

фактора на конец 2009г

Балловая

оценка

Коэффициент соотношения  заемных и собственных средств  К1

4,48

1

Коэффициент текущей ликвидности          К2                                

0,34

1

Коэффициент оборачиваемости  активов К3

1,51

3

Рентабельность собственного капитала по чистой  прибыли   Rпр

   5,7%

2

Рентабельность  продаж по чистой прибыли Rск

12,6

0

Инвестиционный климат региона, в котором находится предприятие

благоприятный

3

Инвестиционная привлекательность  отрасли, к которой принадлежит  предприятие 

средняя

2

Географический рынок  сбыта продукции

зарубежный и российский

3

Стадия жизненного цикла  основного вида продукции 

зрелость

2

Степень конкуренции на товарном рынке

высокая

1

Экологическая нагрузка на природную среду

незначительная

3

Развитие транспортной инфраструктуры

2 вида транспорта

2

Доля голосов, неподконтрольных менеджменту в уставном капитале общества

менее25%

1

Продолжение таблицы 10

Доля государственной  собственности в уставном капитале общества

до 10%

3

Доля акций в свободном  обращении на вторичном рынке

от 25% до50%

2

Размер вознаграждения членам Совета директоров

зависит от финансовых

результатов

3

Финансовая прозрачность и раскрытие информации

раскрытие отчетности в СМИ  и в Интернет

3

 

Соблюдение прав мелких акционеров по управлению предприятием

 

 

рассылка по почте уведомлений  и документов для голосования  на собрании акционеров

 

 

3

Дивидендные выплаты за последний  финансовый год

выплачиваются дивиденды  по обыкновенным и привилегированным  акциям

3

 

Фактическое суммарное количество баллов

-

41

Сумма максимального значения в баллах

-

57


Одновременно с интегральным можно провести расчет значений частных  коэффициентов инвестиционной привлекательности, характеризующих финансовое состояние, рыночное окружение и корпоративное  управление в ОАО «Нижнекамскшина», что приведено в таблице 4.

 

Таблица 4 - Расчет частных коэффициентов инвестиционной привлекательности по группам факторов

Группы оценочных

факторов

Фактичес-кое

суммарное количество баллов

Максималь-но возможное суммарное количество баллов

Коэффициенты инвестицион-ной привлекатель-ности по группам факторов

Уровень инвестцион-ной привлекательности

1

2

3

4

5

Финансовое состояние

7

15

0.5

средний

Рыночное окружение

16

21

0,8

высокий

Корпоративное управление

18

21

0,9

высокий

Вывод:  уровень инвестиционной привлекательности

41

57

0,72

средний


Анализ отдельных составляющих (частных коэффициентов) инвестиционной привлекательности ОАО «Нижнекамскшина» позволяет выявить «слабые места» предприятия и разработать мероприятия повышения его инвестиционной привлекательности.

Так, для ОАО «Нижнекамскшина» недостаточно высоким является коэффициент инвестиционной привлекательности, характеризующий финансовое состояние.

 Для данного предприятия,  как и  для многих других  российских  компаний, современный  финансовый кризис  оказался серьезным  испытанием, но одновременно выявил  недостатки в финансово-хозяйственной  деятельности и заставил мобилизовать  усилия для их решения.

В настоящее время для  расширения масштабов деятельности в ОАО «Нижнекамскшина» осуществляется инвестиционный проект по производству цельнометаллокордных шин.

Цель проекта - создание производства цельнометаллокордных шин для удовлетворения потребностей внутреннего рынка страны, снижения импорта цельнометаллокордных шин и продвижения их на зарубежный рынок. Организация производства цельнометаллокордных шин на современном оборудовании с использованием новой технологии позволит обеспечить спрос на данную продукцию.

Планируемый объем выпуска  шин – 1,2 млн. штук в год на проектных  производственных мощностях.

Начало организации производства по проекту – 2007год, начало выпуска  продукции – конец 2010 год; выход  на проектную мощность– 2011 год.

Необходимые инвестиции по этапам планирования:

2007год – 2 млрд. рублей;

2008год – 6 млрд. рублей;

2009год – 4 млрд. рублей;

2010 год – 3,4 млрд. рублей;

2011год – 1,6 млрд. рублей;

Общая стоимость проекта  – 17 млрд. руб., затраты на приобретение оборудование составят 7млрд. руб. К  концу 2009года на предприятии уже  освоены капитальные вложения в  размере 12 млрд. рублей. Организация  производства цельнометаллокордных шин планируется на свободных площадях завода грузовых шин ОАО «Нижнекамскшина».

Ожидаемый результат от реализации проекта:

  • экономический эффект: замена шин, не пользующихся спросом, шинами, удовлетворяющими требованиям потребителей, рост потребительского спроса;
  • научно-технический эффект: замена шин устаревшей конструкции шинами с высокими техническими характеристиками - повышенной износостойкостью, многократной ремонтопригодностью и топливной экономичностью автотранспорта;
  • социальный эффект: создание 900 дополнительных рабочих мест на самом производстве и еще  700 рабочих мест в смежных отраслях;
  • бюджетный эффект: с переходом на перспективные модели ожидается рост  прибыли и увеличение сумм налогов в бюджеты всех уровней;
  • экологический эффект: защита и охрана окружающей среды с внедрением  ресурсосберегающих технологий.

Максимальное увеличение продаж на рынке комплектации –  конечная цель маркетинговой стратегии  предприятия, что становится вполне реальным и достижимым в рамках принятой государством программы развития автомобильной  промышленности.

Принципиальным условием эффективности проекта является положение о том, что внутренняя норма рентабельности должна быть не меньше принятой процентной ставки по долгосрочным кредитам.

Источники финансирования инвестиционного  проекта по производству ЦКМ-шин  в ОАО «Нижнекамскшина»  указаны в таблице 5.

 

Таблица 5 - Источники финансирования инвестиционного проекта по производству ЦКМ-шин в ОАО «Нижнекамскшина»,  млн.руб.

    Наименование  показателей

Всего

2007 год

2008 год

2009год

Собственные средства

3500,0

1400,0

1100,0

1000,0

Возвратные, платные средства ,в т.ч. :

13500,0

5400,0

4580,0

3520,0

Кредит из бюджета развития РФ

3000,0

1200,0

1040,0

760,0

Кредит из бюджета развития РТ

3000,0

1200,0

1040,0

760,0

Инвестиционный кредит ОАО  «Татнефть»

7500,0

3000,0

2500,0

2000,0

Всего финансовых средств  на проект

17000,0

6800,0

5680,0

4520,0

Информация о работе Пути повышения инвестиционной привлекательности ОАО «Нижнекамскшина»