Программы дополнительных гарантий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 06:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление путей решения проблемы безработицы.
Для достижения цели предполагает решение следующих задач:
дать понятие и сущность безработицы, ее причины и виды;
раскрыть пути решения проблемы безработицы в современных условиях;
охарактеризовать политику и механизмы воздействия на занятость на федеральном и региональном уровне (томская область)

Содержание

Введение
1 Безработица как объект исследования
1.1. Сущность понятия «Безработица»
1.2. Виды безработицы
1.3. Причины безработицы
2. Анализ проблем безработицы и пути её решения в современной России
2.1 Анализ экономической ситуации в РФ за последние 2000-2013годы
2.2 Анализ путей решения проблем безработицы в РФ
2.3 Анализ экономической ситуации в Томской области и пути их решения.
3. Разработка программ мероприятий по сокращению безработицы в РФ.
3.1 Разработка программ мероприятий по сокращению безработицы в РФ.
3.2 Ресурсное обеспечение
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсавая по макроэномике.docx

— 43.33 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение

1  Безработица как объект исследования

1.1. Сущность понятия «Безработица»

1.2. Виды безработицы

1.3. Причины безработицы

2. Анализ  проблем безработицы и пути её решения в современной России

2.1 Анализ экономической ситуации в РФ за последние 2000-2013годы

2.2 Анализ путей решения проблем безработицы в РФ

2.3 Анализ экономической ситуации  в Томской области и пути  их решения.

3. Разработка программ  мероприятий по сокращению безработицы  в РФ.

3.1 Разработка программ  мероприятий по сокращению безработицы  в РФ.

3.2 Ресурсное обеспечение

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Осуществляемый в настоящее время в России переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них: проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. В настоящее время до сих пор не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, в результате чего возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Безработица представляет собой  макроэкономическую проблему и частично является предметом политический дискуссий. Экономисты изучают безработицу для определения её причин, а так же для совершенствования мер государственной политики по устранению сложившихся проблем, влияющих на занятость.

Решение проблемы безработицы  невозможно без принятия оперативных  мер по регулированию ситуации на рынке труда. Чтобы повысить уровень  занятости, государство осуществляет регулирование занятости и рынка  труда экономическими, законодательными и организационными методами. Комплекс проблем, существующих на рынке труда, и важность их решения обуславливают  выбор темы курсовой работы и её актуальность.

Целью курсовой работы является выявление путей решения проблемы безработицы.

Для достижения цели предполагает решение следующих задач:

  • дать понятие и сущность безработицы, ее причины и виды;
  • раскрыть пути решения проблемы безработицы в современных условиях;
  • охарактеризовать политику и механизмы воздействия на занятость на федеральном и региональном уровне (томская область)

Объектом исследования является безработица в современных условиях.

Предметом исследования являются пути снижения безработицы.

Практическая значимость работы состоит в ряде выводов, способствующих решению проблемы безработицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Безработица как объект исследования

1.1 Сущность понятия «безработица»

Безработица - одна из сложнейших проблем современного общества, затрагивающая все страны. Безработица как экономическое явление имеет место в том случае, если часть способного и желающего трудиться населения не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.

При определении категории  «безработица» необходимо четко  различать понятия «безработица»  и «незанятость» населения. Официальная  статистика в России безработным  признает только то лицо, которое желает и способно трудиться, ищет работу и зарегистрировано в службе занятости.

Для рыночной экономики вредна как чрезмерная безработица, поскольку она свидетельствует о недопроизводстве и неполной занятости (экономическая система функционирует ниже кривой своих производственных возможностей), так и чрезмерная занятость, поскольку она снижает гибкость и приспособляемость экономики, как к внутренним, так и внешним изменениям.

Количественный анализ безработицы обычно осуществляется с помощью двух взаимодополняющих друг друга показателей:

Первый показатель- уровень безработицы, отражающий долю безработных в общей численности трудоспособного населения:

Для получения показателя рабочей силы из численности всего населения страны необходимо вычесть численность:

  • Детей и подростков до 16 лет;
  • Учащихся и студентов дневных отделений учебных заведений;
  • Пенсионеров (по старости и другим основаниям);
  • Людей, находящихся в местах заключения;
  • Лиц, ведущих домашнее хозяйство; недееспособных граждан (лиц, находящихся в психиатрических лечебницах);
  • Военнослужащих.

Показатель рабочей силы будет складываться из двух основных элементов - занятых и безработных. В этой связи показатель уровня безработицы можно представить следующим образом:

К сведению. В конце августа 2006 г. в России 5,4 млн. человек классифицировались как безработные, а уровень безработицы составил 7,2 %. Здесь указана общая численность безработных, определенная по методологии Международной организации труда (МОТ). (Подсчет численности безработных по методу МОТ предполагает периодическое выборочное обследование, опрос населения каким-либо государственным органом, исключая службу занятости. В России подобную работу проводит Государственный комитет по статистике.) Если же при определении уровня безработицы будет учитываться только численность официально зарегистрированных в службе занятости безработных, то мы получим несколько заниженный результат. Так, в органах государственной службы занятости было зарегистрировано не 5,4 млн. чел., а 1,7 млн. чел.

При определении безработицы существует множество неточностей. Официально используемое определение уровня безработицы можно критиковать как за то, что оно преуменьшает истинное число безработных, так и за то, что оно его преувеличивает. Завышение нормы безработицы происходит за счет следующих факторов.

1. В число безработных  попадают люди, которые лишь временно уволены со своего места службы и деятельность которых в прежней должности будет возобновлена.

2. Люди, уже нашедшие место  работы, но предполагающие занять  его в течение 30 дней, также  учитываются в качестве безработных.

3. Безработными считают  тех, кто легко мог бы найти  ту или иную работу, но продолжает  поиски в надежде на лучший  вариант.

Занижение нормы безработицы  происходит за счет ниже перечисленных  факторов. В качестве безработных не учитываются (здесь речь идет о так называемой скрытой безработице):

1. Работающие неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Они считаются занятыми.

2. В категорию безработных  не попадают так называемые отчаявшиеся работники - люди, которые прекратили поиски работы, потеряв надежду на то, что их рабочая сила будет востребована.

3. Некоторые неработающие не становятся на учет на бирже труда, так как полагают, что сами могут легко найти работу, хотя это и не соответствует действительности.

Второй показатель - средняя продолжительность безработицы - время, в течение которого человек оставался безработным. Для экономической системы будет более предпочтителен вариант, когда продолжительность безработицы невелика, даже при достаточно высоком се уровне, чем вариант, когда длительная, продолжительная по времени безработица сочетается с низким значением показателя уровня безработицы. Первый из описанных случаев будет отражать ситуацию, когда экономическая система адаптируется и приспосабливается к каким-либо изменениям. Возможно, это связано с быстрым распространением и внедрением технических нововведений, с изменениями в структуре общественного воспроизводства (развитием и расширением одних отраслей, сужением других, что вызывает переток трудовых ресурсов) и прочими причинами.

 

Безработица - это отсутствие занятости по экономическим причинам у определенной, большей или меньшей в каждый данный момент, части рабочего населения страны, способной и желающей трудиться. В теоретическом плане безработица представляет собой социально-экономическую категорию, выражающую отношения между наемными работниками и работодателями по поводу осуществления основополагающего, естественного права человека - права на труд, реализации его способности к труду, причем не только в плане обеспечение средств к существованию, необходимых для сохранения и воспроизводства самой жизни, но и в плане реализации в трудовой деятельности достоинств и качеств человека как личности, его данной от природы потребности в труде как форме жизнедеятельности.[3]

Для анализа проблем безработицы  необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработным. Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это:

• трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законодательство разрешает работать по найму, но младше возраста, по достижении которого назначается пенсия по старости. Следовательно, подростки до трудоспособного возраста или мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет (в России) не могут считаться безработными, даже если они хотят работать, но не могут найти место;

• отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени (например, месяца);

• доказанное стремление человека найти работу (например, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы).

Только тот, кто отвечает этим признакам, считается действительно  безработным и учитывается при  определении общего уровня безработицы в стране, то есть доли безработных в общей численности ее рабочей силы. Этот показатель определяется следующим образом:[4]

Уровень безработицы = безработные/ рабочая сила*100%.

При этом безработных подсчитывают на основе тех данных, которые предоставляют  соответствующие органы и институты (например, во многих странах используется статистика бирж труда), а рабочая сила определяется как разница общего показателя численности населения страны и отдельных групп населения, которые составляют:

• лица, не достигшие трудоспособного  возраста;

• лица, находящиеся в  специальных учреждениях (местах заключения, психиатрических клиниках и т.п.);

• лица, выбывшие из состава  рабочей силы (пенсионеры, потерявшие трудоспособность и т.п.).[5]

Слабозащищенные (социально  уязвимые) группы на рынке труда:

— бывшие военнослужащие и  трудоспособные члены их семей;

— женщины, особенно имеющие  малолетних детей, многодетные;

— молодежь и подростки, впервые вступающие в трудовую деятельность;

— выпускники вузов и  техникумов;

— работающие инвалиды и  пенсионеры.

За период 1996—2001 гг. численность  контингента слабозащишенных слоев населения значительно возросла; расширился его состав за счет, главным образом, военнослужащих и членов их семей. В период 1992-1997 гг. из вооруженных сил было уволено свыше 1,2 млн. человек. В 2001-2005 гг. произошло увольнение из вооруженных сил около 350 тыс. военнослужащих, не считая вольнонаемных лиц.

Среди безработных по-прежнему остается высокой доля женщин-работниц. В среднем по России в 2004 г., по данным обследований населения Госкомстата РФ эта доля составляла 49,8 % (несколько возросла по сравнению с 2003г., когда она равнялась 47,1 %). Женщины в большинстве случае более длительное время пребывают в состоянии открытой безработицы. Широко распространена неполная занятость женщин-работниц, особенно в отраслях легкой промышленности, в первую очередь текстильной и швейной.

Ухудшается положение  молодежи на рынке труда. Поскольку  молодежные контингента крайне неоднородны по возрасту, образовательному и профессиональному уровню, каждый из них нуждается в своем подходе к решению проблем занятости. В первую очередь речь идет о первичной занятости как тех, кто имеет образование и специальность, так и тех, кто не имеет ни того, ни другого.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 


Информация о работе Программы дополнительных гарантий