Планирование оборота розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить планирование оборота розничной торговли. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
ü проанализировать и обобщить научную литературу по данному вопросу;
ü дать характеристику товарообороту как экономической категории;
ü проанализировать организацию планирования оборота розничной торговли;
ü провести расчет оборота розничной торговли условного предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТОВАРООБОРОТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Сущность и состав розничного товарооборота
1.2 Классификация розничного товарооборота предприятия и характеристика его основных видов
1.3 Основные факторы, влияющие на объем структуру розничного товарооборота
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
2.1 Планирование общего объема розничной торговли
2.2 Планирование товарооборота розничного предприятия по кварталам и месяцам
3 РАСЧЕТ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ИМПУЛЬС»
3.1 Расчет товарооборота по предприятию, по кварталам
3.2 Расчет товарооборота по товарным группам
3.3 Расчет норматива товарных запасов по предприятию
3.4 Расчет товарного обеспечения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 56.95 Кб (Скачать файл)

 

Несмотря на значительный рост по реализации ряда позиций, в  сопоставимых ценах темпы роста  товарооборота по товарным группам  значительно ниже, что говорит  о том, что большой заслуги  предприятия в росте суммы  товарооборота нет, так как она  растет за счет увеличения цен. Наблюдается  снижение физического объема товарооборота (количество реализованных товаров) по таким товарным группам, как молоко и молочная продукция - на 1,2%, хлебобулочные  изделия - на 0,5%, непродовольственные  товары - на 1,2%, вина, шампанское, коньяк - на 0,6%.

Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе привела к изменению  его структуры. В частности, по сравнению  с 2008 годом в общем объеме товарооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля продажи сахара, водки и ликероводочных изделий, прочих продовольственных  товаров при: относительном снижении реализации мяса и птицы, колбасных  изделий, молока и молочной продукции, кондитерских изделий, хлебобулочных  изделий, вина, шампанского и коньяка, непродовольственных товаров. Это  говорит об ухудшении структуры  розничного товарооборота предприятия.

 

3.3 Расчет норматива  товарных запасов по предприятию

 

Рассмотрим методику расчета  товарных запасов в днях на примере. Данные приведены в таблице 4.

 

Таблица 4 – Товарооборот и товарные запасы облпотребсоюза в III квартале.

Показатели

Сумма

тыс. руб.

План розничного товарооборота  на III квартал.

В том числе оборот комиссионных магазинов.

228,0

3,0

Товарные запасы в розничной  сети на 1 июля.

В том числе: запасы сезонного  хранения

товары в пути, учтенные по бухгалтерскому балансу

скидка на остаток товаров  по балансу = 6%

298,6

 

35,3

11,0

Норматив запасов текущего хранения на III квартал: в сумме

в днях

262,5

105


 

Исключив из товарооборота III квартала продажу товаров комиссионными  магазинами, получил кредитуемый  оборот:

 

228 - 3 = 225 тыс. руб.

 

Тогда однодневный плановый кредитуемый оборот будет равен:

 

Т пл = = 2,5 тыс.руб.

 

Затем товары в пути пересчитаем  в розничные цены. Для этого  по заданной торговой скидке в процентах  исчислили накидку:

 

 

 = 6,4%

 

Следовательно, товарных запасов  в пути в розничных ценах составят:

 

= 11,7 тыс.руб.

 

Далее определяем запасы текущего хранения:

 

∑З= 298,6 - 35,3 + 11,7 = 275,0 тыс. руб.

 

Следовательно, товарные запасы в днях товарооборота составят:

 

ЗД =  =110 дней

Таким образом имеющихся  запасов товаров хватит на 110 дней торговли планового III квартала.

Далее запасы текущего хранения сопоставляются с нормативом

 

275 - 262,5 = +12,5 тыс. руб.

110 - 105 = +5 дней.

 

Таким образом, текущие товарные запасы облпотребсоюза превышают норматив на 12,5 тыс. руб. или на 5 дней. Отклонение запасов от норматива в днях можно  было определить также делением суммы  отклонения запасов на плановый однодневный  товарооборот:

 

12,5 / 2,5 = 5 дней

 

Следует помнить, что при  определении товарных запасов в  днях по розничной торговле их сумму  делят на однодневный розничный  товарооборот без мелкооптовой продажи  со склада, по оптовой торговле на однодневный  оптово-складской оборот, включая  мелкооптовый отпуск со склада, в целом  по системе потребсоюза на однодневный  розничный оборот, включая мелкооптовый оборот.

Потребность организаций  в запасах зависит от быстроты их оборачиваемости. Оборачиваемость  запасов характеризуется двумя  показателями: времени обращения  и скорости товарооборота.

Время обращения (В) показывает число дней, за которые был реализован средний товарный запас в прошедшем  периоде, и вычисляется по формуле:

 

В = ,                                                       (6)

где Z - средний товарный запас;

Т - фактический однодневный  товарооборот этого же периода.

Скорость товарооборота (С) показывает число оборотов среднего товарного запаса и определяется по формуле:

 

С = ,                                                               (7)

 

где О - объем товарооборота

Средние товарные запасы вычисляются  в зависимости от наличия известных  данных:

а) если имеются данные на две даты, это используют среднюю  арифметическую простую:

 

Z= ,                                                        (8)

 

где ЗН - товарные запасы на начало периода;

ЗК - товарные запасы на конец  периода.

б) если имеются данные на три даты и более, то применяется  средняя хронологическая.

 

Z = ,                                    (9)

 

где З2, З3… - запасы товаров на определенные даты

n - количество дат.

Вычисления показателей  оборачиваемости по звеньям торговли производят с учетом следующих особенностей: при определении их в розничной  торговле в расчетах берут розничный  товарооборот без мелкооптовой продажи  со склада; в оптовой торговле - оптово-складской  оборот, включая мелкооптовую продажу  со склада; в целом по системе  потребсоюза - розничный товарооборот, включая мелкооптовую продажу со склада. Рассмотрим методику расчета  показателей оборачиваемости товарных запасов на следующем примере.

Розничный товарооборот (тыс. руб.) 2700

Оптовый товарооборот (тыс. руб.) 1800

Мелкооптовая продажа  со склада (тыс. руб.) 140

Для расчета средних товарных запасов применим формулу средней  хронологической (таблица 5).

 

Таблица 5 – Запасы товаров  за I квартал, (тыс. руб.)

Товарные запасы

01.01

01.02

01.03

01.04

Розничная сеть

560

582

594

610

Оптовая база

430

460

472

500


 

Средние товарные запасы в  розничной сети:

 

Zр =  = 587 тыс. руб.

 

Средние товарные запасы в  оптовой сети:

 

Z= = 466 тыс. руб.

 

Средние товарные запасы в  целом по организации:

 

Z = 587 + 466 =1053 тыс. руб.

 

Далее определим однодневный  фактический товарооборот за квартал:

а) в розничной сети:

 

Тр =  = 30 тыс. руб.

 

б) в оптовой сети:

 

Тр =  = 20 тыс. руб.

 

в) мелким оптом со склада:

 

Тр = = 1,6 тыс. руб.

 

Определим время обращения  запасов в днях:

а) в розничной сети:

 

Вр = 16,6 дня.

 

б) в оптовой сети:

 

Во =  = 21,6 дня.

 

в) в целом по организации:

 

В =  = 33,3 дня.

Определим скорость обращения (в разах):

а) в розничной сети:

 

Ср = = 4,6 раза.

 

б) в оптовой сети:

 

СО = = 4,2 раза.

 

в) в целом по организации:

 

СО = = 2,7 раза.

 

3.4 Расчет товарного  обеспечения

 

Обеспеченность товарооборота  товарными запасами – показатель, отражающий число дней торговли, на которые хватит товарных запасов  до момента их полного истощения.

 

Зо= Зк/mi,                                   (10)

 

где Зо– обеспеченность товарооборота i-го товара запасами этого товара;

m– однодневный товарооборот i-го товара, определяемый по формуле

 

m= O/ t,                                         (11)

 

где t – количество дней в  анализируемом периоде.

 

Продовольственные товары

 

mпрод= Опрод /t = 35460/365=97,2

t=365

Опрод=35460

Зопрод= Зкпрод /mпрод= 1857/97,2=19,1

 

Непродовольственные товары

 

mнепрод= Онепрод /t = 10600/365=29

t=365

Опрод=10600

Зопрод= Зкпрод /mпрод=1181/29=40,7

Зо = (40,7*29 + 19,1*97,2)/(29 + 97,2) = (1180,3 + 1856,52)/126,2 = 24

 

Полученные результаты свидетельствуют  о следующем: запасов продовольственных  товаров, находящихся на складе фирмы  при сложившихся объемах товарооборота  за 2003 год, хватит на 19 дней торговли в 2004 году, а запасов непродовольственных  товаров – на 41 день. Средний показатель обеспеченности работы фирмы составил 24 дня. Таким образом, руководству  ООО «Импульс» во избежание перебоев в торговле необходимо сделать заказ  на пополнение товарных запасов по всем наименованиям товаров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для эффективного функционирования и развития предприятия необходимо обеспечение стабильности поступления  денежной выручки, достаточной для  расплаты с поставщиками, кредиторами, своими работниками, местными органами власти, государством. Рост оборота, доходов  и прибыли, содействующий наращиванию  рентабельности, росту устойчивости предприятия, уменьшению вероятности  его банкротства, необходим предприятию  для успешной деятельности.

Розничный оборот является основным показателем, характеризующим торговую деятельность торговых предприятий. Он отражает одновременно стоимость реализованной  покупателям торговой массы, а также  денежную выручку продавцов и  расходы покупателей на потребление  товаров.

Розничный товарооборот выступает  как один из показателей, определяющих мощность предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия. Он характеризует  эффективность использования ресурсов предприятия и общей суммы  затрат на реализацию товаров. Поскольку  розничный товарооборот является экономическим  понятием, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление  с объемом затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) дает представление об эффективности  их использования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.   Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности. – М.: Дело и Сервис, 2007 – 512 с.

2.   Баканов М.И. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2005 – 410 с.

3.   Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2008 – 324 с.

4.   Брагин Л.А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. – М.: ИНФРА-М, 2006 – 560 с.

5.   Булатов А.С. Экономика. - М.: БЕК, 2007 – 410 с.

6.   Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы). – М.: ИНФРА-М, 2006 – 601 с.

7.   Грузинов В.П. Экономика предприятий. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 – 795с.

8.   Ермолович Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: Экоперспектива, 2006 – 576 с.

9.   Иванов Ю.Н. Экономическая статистика. – М.: ИНФРА-М, 2006 – 480 с.

10. Ионова А.Ф. Финансовый  анализ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 – 352 с.

11. Кравченко Л.И. Анализ  хозяйственной деятельности в  торговле. – М.:Новое издание, 2007 – 544 с.

12. Лебедева С.Н. Экономика  торгового предприятия. – М.: Новое  знание, 2008 – 240 с.

13. Любушин Н. П. Анализ  финансово-экономической деятельности  предприятия. – М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2007 – 318 с.

14. Пелих А.С. Экономика  предприятия (фирмы). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 – 416 с.

15. Раицкий К.А. Экономика  организаций (предприятий). – М.: Дашков и Ко, 2006 – 1012 с.

16. Сергеев И.В. Экономика  предприятия. – М.: Финансы и  статистика, 2008 – 182 с.

17. Сидорович А.В. Курс  экономической теории. – М.: ДИС, 2007 – 258 с.

18. Соломатин А.Н. Экономика  и организация деятельности торгового  предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2007 –  295с.

19. Тарушкин А.Б. Основы  финансового анализа. – М.: Герда, 2006 – 516 с.

20. Терещенко Н.Н. Анализ  и планирование товарооборота  и товарных запасов розничного  торгового предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2006 – 176 с.

21. Щур Д.Л. Основы торговли. Розничная торговля: настольная  книга руководителя, главного бухгалтера  и юриста. – М.: Дело и Сервис, 2007 – 704 с.

 


Информация о работе Планирование оборота розничной торговли