Оценка и прогнозирование финансового состояния ОАО «Железобетон»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый анализ организации - это расчет, интерпретация и оценка комплекса финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности организации. Финансовый анализ включает анализ физических показателей производства и исследование непосредственно денежных потоков организации, которые базируются на её стоимости. Тем не менее, лишь сочетание этих двух составляющих способно дать реальную оценку состояния организации.

Содержание

Введение
1. Анализ рентабельности.
1.1. Экономическая сущность рентабельности и ее роль в оценки эффективности хозяйственной деятельности .
1.2. Система показателей рентабельности.
1.3. Моделирование показателей рентабельности.
2. Оценка финансового состояния.
3. Прогнозирование финансовых результатов деятельности.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

АФХД кр.docx

— 116.76 Кб (Скачать файл)

 

Рентабельность активов организации (Rа:) характеризует эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение показателя на 10,14% свидетельствует о падающем спросе на товары и об избыточном накоплении активов.

Эффективность внеоборотного капитала (фондоотдача) (RВК) характеризует эффективность использования основных средств организации, определяя, насколько соответствует общий объем имеющихся основных средств (машин и оборудования, зданий, сооружений, транспортных средств, ресурсов, вкладываемых в усовершенствование собственности, и т.п.) масштабу бизнеса организации. Если значение показателя эффективности внеоборотного капитала за текущий период, меньшее, чем его значение за базовый или предыдущий период, может характеризовать недостаточную загруженность имеющегося оборудования, в том случае если в рассматриваемый период организация не приобретала новых дорогостоящих основных средств. В то же время чрезмерно высокие значения показателя эффективности внеоборотного капитала могут свидетельствовать как о полной загрузке оборудования и отсутствии резервов, так и о значительной степени физического и морального износа устаревшего производственного оборудования.

Эффективность необоротного капитала возросла на 12,61%, что отражает рост масштаба бизнеса организации.

Рентабельность оборотного капитала (RОК) отражает эффективность использования оборотного капитала организации. Он определяет, сколько рублей прибыли приходится на один рубль, вложенный в оборотные активы. Кроме того, данный коэффициент показывает, насколько ликвидным является товар, выпускаемый организацией, и насколько эффективно организованы взаимоотношения организации с потребителями товара. Уменьшение значения показателя с 0,167 до 0,144 показывает снижение эффективности использования оборотного капитала и увеличение вероятности возникновения сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности, повышение степени коммерческого риска. Рассматриваемый показатель характеризует эффективность политики организации с точки зрения сбора оплаты по продажам, осуществленным в кредит.

Рентабельность продаж (RПР) определяет, сколько рублей прибыли получено организацией в результате реализации продукции на один рубль выручки. В нашем случае отмечается рост показателя на 22,08%, что, несомненно, является положительным результатом.

Коэффициент рентабельности основной деятельности (RОД) определяет, сколько чистой прибыли получено на 1 рубль затрат на производство и рассчитывается как отношение прибыли от продаж к затратам на производство товаров.

Этот коэффициент в значительной степени дублирует коэффициент рентабельности продаж, т. е. снижение значения данного показателя также свидетельствует о росте затрат на производство товаров или снижении цен на них с той лишь разницей, что данный коэффициент более наглядно показывает влияние роста или снижения затрат на производство и рентабельность деятельности организации. В данном случае наблюдается рост показателя на 23,78% за период.

Рентабельность перманентного капитала (RПК) отражает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность фирмы на длительный срок (как собственного, так и заемного). В отличие от рассмотренных коэффициентов, которые характеризовали различные аспекты рентабельности за отчетный период, данный коэффициент RПК отражает эффективность использования как собственного, так и заемного капитала в долгосрочной перспективе. Значительное увеличение данного показателя (на 37,89%) не является случайным, это говорит о целенаправленной политике предприятия на повышение эффективности использования капитала.

 

 

      1. Система показателей рентабельности.

 

В сложившейся ситуации на мировом рынке и на нестабильном этапе развития экономики в целом, руководители и собственники компаний уделяют все больше времени деятельности своих компаний. Всем известно, что нельзя опираться только на бухгалтерскую отчетность и делать выводы по деятельности и состоянию компании, существует множество других оценочных инструментов. В настоящее время в мировой учетно-аналитической практике известны десятки показателей, используемых для оценки состояния компании: рентабельность продаж, рентабельность активов и собственного капитала, оборачиваемость активов, стоимость компании и т.д. Все показатели могут являться объектами управления и характеризовать ход того или иного процесса компании.  

   Для сокращения издержек и управления компанией наиболее эффективны традиционные показатели рентабельности, позволяющие препарировать баланс предприятия с позиций взаимосвязи его составных частей с прибылью.  

   Существуют следующие показатели рентабельности (измеряются в процентах):

  • рентабельность продаж, ROS;
  • рентабельность активов (капитала), ROA;
  • рентабельность собственного капитала, ROE;
  • рентабельность собственного обыкновенного капитала, ROCE;
  • рентабельность операционных инвестиций (производственных фондов), ROI.

 

    Анализ рентабельности осуществляют по бухгалтерской отчетности, используя данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Причем из баланса «берут» средние значения остатков - на начало и конец периода. В расчете участвуют разные виды прибыли. 

Схемы расчета рентабельности выглядят следующим образом:

Рентабельность = Результат (прибыль) / Затраты;

ROS = Прибыль от продаж / Выручка;

ROA = Прибыль балансовая (Чистая  прибыль + Проценты к уплате) / Активы;

ROE = Прибыль чистая / Собственный  капитал;

ROI = Прибыль от основной деятельности / Операционные инвестиции. 

   Также рентабельность продаж может рассчитываться в зависимости от целей анализа по валовой прибыли (валовая рентабельность продаж), операционной (операционная рентабельность продаж) или чистой прибыли (чистая рентабельность продаж). Так, чистая рентабельность продаж используется в модели DuPont. 

   Показатели рентабельности используют для сравнения эффективности различных сторон деятельности предприятия:

  • если ROI > ROA, то прочая деятельность нецелесообразна;
  • если ROI < ROA, то прочая деятельность способствует повышению отдачи на капитал;
  • если ROE > ROA, то финансовая политика рациональна, финансовая деятельность эффективна;
  • если ROA > WACC (средневзвешенной стоимости капитала), то предприятие сможет выплатить проценты по кредитам, обещанные дивиденды, реинвестировать часть прибыль в развитие.

 

    Для обоснованных выводов по результатам расчета показателей рентабельности необходимо также принимать во внимание следующее:

  • временной аспект;
  • несопоставимость расчетов - числитель и знаменатель рентабельности выражены в «неравноценных» денежных единицах;
  • проблему риска.

 

    Управление рентабельностью – это составная часть тактики управления финансовым равновесием. Таким образом, с одной стороны, достижение высокой рентабельности за счет направления ресурсов в какую-либо одну, наиболее прибыльную, сферу деятельности может привести к потере ликвидности, а именно – к прерыванию процессов производства и обращения товаров и удлинению финансового цикла. С другой стороны, излишнее связывание финансовых средств (например, в запасах) также удлиняет финансовый цикл и означает относительный отток средств из более рентабельной текущей деятельности. Отказ от использования заемного капитала в целях предотвращения риска означает вместе с тем упущенную возможность повысить рентабельность собственного капитала, используя действие финансового рычага.

Рентабельность продаж и операционных инвестиций. 

   Рентабельность продаж, ROS (отношение прибыли к выручке), характеризует эффективность продаж, т.е. эффективность обычной, профильной деятельности компании.

Различают следующие показатели рентабельности продаж:

валовая рентабельность продаж (Валовая прибыль / Выручка от реализации);

операционная рентабельность продаж (Операционная прибыль / Выручка от реализации);

чистая рентабельность продаж (Чистая прибыль / Выручка от реализации). 

   ROS используется как основной индикатор для оценки эффективности тех компаний, у которых относительно небольшая стоимость основных средств и собственного капитала. Показатель рентабельности продаж можно использовать для определения стадии жизненного цикла бизнеса. При снижении темпов роста рентабельности следует быть готовым к пересмотру схемы бизнеса, например к перепрофилированию деятельности, к замене старой модели изделия на новую.  

   Рентабельность операционных активов, ROI – отношение прибыли от основной деятельности к операционным инвестициям (чистым производственным активам) – характеризует отдачу на капитал, вложенный в производственные фонды. ROI зависит от конкурентной позиции компании, общей ситуации на рынке и инвестиционной активности.

 

      1. Моделирование показателей рентабельности

Моделирование рентабельности активов. 

   Одним из эффективных методов факторного анализа рентабельности является так называемая модель DuPont, предложенная специалистами компании DuPont, в которой впервые несколько показателей были увязаны вместе и приведены в виде треугольной структуры, в вершине которой находится показатель рентабельности активов ROA, а в основании - два факторных показателя: рентабельность продаж, ROS, и оборачиваемость активов, TAT:

ROA = ROS x TAT 

   В дальнейшем эта модель была развернута в модифицированную факторную модель. Основное отличие заключается в дробном выделении факторов и смене приоритетов относительно результативного показателя. Назначение модели DuPont – выявить факторы, определяющие эффективность функционирования бизнеса, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости. Модель DuPont используется как для сравнительной оценки рисков инвестирования, так и вложения инвестиций в компанию.  

   Рентабельность активов, ROA (отношение прибыли к стоимости активов), характеризует общую эффективность менеджмента, т.е. отражает соответствие выбранной тактики стратегическим целям бизнеса, показывает отдачу на вложенный капитал. 

   Удлинение модели ROA посредством умножения и деления на выручку позволяет проанализировать факторы, оказывающие влияние на формирование этого показателя:

ROA = Прибыль / Активы x Выручка / Выручка.

Осуществляем перекрестную перестановку:

ROA = Прибыль / Выручка x Выручка / Активы.

Таким образом, мы получаем двухфакторную модель, которая показывает, что рентабельность активов зависит от рентабельности продаж и оборачиваемости активов:

ROA = ROS x TAT 

   Для повышения рентабельности активов используют количественные факторы, связанные с наращиванием объема продаж, и качественные изменения, позволяющие повысить цены или снизить себестоимость, повысить эффективность использования основных фондов, высвободить оборотный капитал. 

   По модели рентабельности активов можно диагностировать следующие причины ее снижения:

  1. рентабельность активов снизилась за счет снижения оборачиваемости активов при неизменной рентабельности продаж;
  2. рентабельность активов снизилась за счет снижения рентабельности продаж, а оборачиваемость активов не изменилась;
  3. рентабельность активов снизилась при одновременном снижении рентабельности продаж и оборачиваемости активов.

 

    Каждая из этих перечисленных ситуаций требует определенных управленческих воздействий.

Моделирование рентабельности собственного капитала.  

   Рентабельность собственного капитала, ROE (отношение чистой прибыли к затратам собственного капитала) характеризует отдачу на капитал, вложенный в предприятие собственниками. 

   Применение ROE имеет определенные ограничения. Реальный доход появляется не от активов, а от продаж. На основе ROE нельзя оценить эффективность бизнес-единиц компании. Кроме того, в большинстве случаев компании имеют весомую долю заемного капитала. 

   Рентабельность собственного капитала зависит от достигнутой рентабельности активов и коэффициентов финансовой устойчивости предприятия – финансовой зависимости или финансовой автономии (финансового рычага).

Как показывает моделирование показателя:

ROE = Чистая прибыль / Собственный  капитал x Пассивы / Активы;

ROE = Чистая прибыль / Активы x Пассивы / Собственный капитал;

ROE = ROA x Коэффициент финансовой  зависимости

или

ROE = ROA / Коэффициент финансовой  автономии. 

   Таким образом, высокое значение коэффициента финансовой зависимости, т.е. низкую долю собственного капитала – могут позволить себе фирмы, имеющие стабильное и прогнозируемое поступление денежных средств (например, в торговле и банковской сфере). 

   Расширение двухфакторных моделей позволяет представить ROE как функцию от рентабельности продаж ROS, оборачиваемости активов и от структуры финансирования (трехфакторная модель рентабельности):

Информация о работе Оценка и прогнозирование финансового состояния ОАО «Железобетон»