Организация кредитного процесса в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение особенностей процесса кредитования в коммерческом банке на примере ОАО CКБ «Примсоцбанк» и определение направлений его совершенствования.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть этапы кредитного процесса и их содержание;
2. Рассмотреть особенности оценки кредитоспособности клиента как важного этапа кредитного процесса;
3. Изучить виды кредитной документации;
4. Дать оценку организации кредитного процесса в ОАО CКБ «Примсоцбанк» при кредитовании юридических лиц;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Office Word (4).docx

— 90.95 Кб (Скачать файл)

Введение

Организация финансово-кредитного обслуживания предприятий, организаций  и населения, функционирование кредитной  системы играют исключительно важную роль в развитии хозяйственных структур. От эффективности и бесперебойности  функционирования кредитно-финансового  механизма зависят не только своевременное  получение средств отдельными хозяйственными единицами, но и темпы экономического развития страны в целом.

Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура  банковской системы резко усложняется. Появились новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты  и методы обслуживания клиентуры.

Наряду с ростом кредитования, более разнообразными становятся и  формы организации кредитных  отношений банков со своими клиентами.

Кредитным процессом (процессом  кредитования) называется процесс предоставления банковской ссуды. Этот процесс включает пять основных этапов: рассмотрение заявки на получение ссуды, анализ и оценка кредитоспособности заемщика, оформление кредитного договора, выдача ссуды, контроль за использованием и погашением ссуды (кредитный мониторинг).

Стабильность и эффективность  работы современного коммерческого  банка во многом зависит от того, насколько в стратегическом и  тактическом плане грамотно сформирована его организационная структура. Одну из ключевых позиций в организационной  структуре коммерческого банка, безусловно занимает организация кредитного процесса.

В условиях жесткой конкуренции  между банками успех сопутствует  тому из них, кто лучше владеет  современными технологиями управления и оптимизации кредитного процесса как одного из базовых бизнес-процессов  банка. В связи с этим, разработка и внедрение в банковскую практику современных методов организационно-технологических преобразований позволит оптимизировать технологическую и информационную базу кредитного бизнес-процесса, значительно снизить затраты на проведение кредитных операций, минимизировать риски невозврата кредитов, исключить отклонение от основных стратегических ориентиров и приоритетов кредитной политики, усилить мотивацию персонала кредитного подразделения банка и повысить качество кредитного менеджмента.  
В силу своей особой финансовой и социальной значимости для коммерческого банка кредитный процесс должен отвечать современным требованиям рынка в динамично изменяющейся внешней среде, активно используя при этом механизмы внутренней адаптации. Но в результате реализации кредитного процесса возникает множество проблем, решение которых возможно лишь с помощью формирования научно обоснованной политики оптимизации данного направления деятельности банка.

Целью исследования является рассмотрение особенностей процесса кредитования в коммерческом банке на примере ОАО CКБ «Примсоцбанк» и определение направлений его совершенствования.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие  задачи:

1. Рассмотреть этапы кредитного процесса  и их содержание;

2. Рассмотреть  особенности оценки  кредитоспособности клиента как  важного этапа кредитного процесса;

3. Изучить виды кредитной документации;

4. Дать оценку организации кредитного процесса в ОАО CКБ «Примсоцбанк» при кредитовании юридических лиц;

5. Определить направления  совершенствования кредитного процесса  в ОАО СКБ Приморья «ПримСоцБанк».

Объектом данной курсовой работы является ОАО CКБ «Примсоцбанк», предметом - организация кредитного процесса  ОАО CКБ «Примсоцбанк».

Глава 1. Теоретические основы организации  кредитного процесса в коммерческом банке

 

1.1 Этапы кредитного  процесса  и их характеристика

 

Основой возникновения и  развития кредитных отношений между  коммерческими банками и их клиентами  в связи с движением кредита  является кредитный процесс, обуславливающий  круговорот ссудного капитала коммерческого  банка в целом и жизненный  цикл каждой отдельной банковской ссуды  в частности.

Кредитный процесс представляет собой единство взаимосвязанных  друг с другом стадий: планирование, предоставление, использование и  возврат ссуды. Процесс кредитования можно разделить на несколько  этапов. Каждый из них вносит свой вклад  в качественные характеристики кредита  и определяет степень его надежности и прибыльности.

Кредитование условно  можно разделить на несколько  этапов, на каждом из которых уточняются характеристики ссуды, способы ее выдачи и погашения:

  • рассмотрение кредитной заявки и собеседование с клиентом;
  • оценка кредитоспособности заявителя;
  • изучение обеспечения кредита;
  • заключение кредитного договора;
  • предоставление кредита;
  • обслуживание (сопровождение) кредита;
  • погашение кредита.

Необходимо отметить, что  на каждом этапе в управлении кредитным  процессом принимает участие  не только коммерческий банк, но и государство  в лице Центрального Банка, а также  налоговые и судебные органы государственного управления. Так, Центральный Банк формулирует  обязательные для всех коммерческих банков правила и ключевые параметры их кредитной деятельности, вмешиваясь в особых случаях в кредитные процессы (устанавливая, например, "кредитные потолки").

Организационным началом  формирования отношений между банком и заемщиком является обращение  заемщика в коммерческий банк с ходатайством о предоставлении кредита. В нём  указываются:

  • цель получения кредита;
  • сумма и срок использования;
  • краткая характеристика кредитуемого мероприятия;
  • расчет экономического эффекта от его осуществления.

Так называемая предварительная  информация о потенциальном заемщике, которая частично отражена в кредитной  заявке, а в основном пополняется  и аргументируется клиентом в  ходе собеседования (интервью), призвана выяснить первичные данные о клиенте  и его мотивах обращения в  банк за кредитной поддержкой. [2]

Главным для обеих сторон (кредитора и заёмщика) на начальном  этапе является вопрос о целесообразности либо нецелесообразности удовлетворить  заявку потенциального заемщика.

Методом интервью оцениваются  причины, побудившие клиента оформить заявку, цели кредитования, планируемые  источники погашения кредита, сфера  деятельности и другие вопросы, позволяющие  сформировать предварительное мнение о заявителе.

Только при личной встрече  с клиентом сотрудник кредитного отдела может ознакомить его с  порядком предоставления кредитов в  данном банке и со списком необходимых  для продолжения кредитного процесса документов. Заявление клиента регистрируется в кредитном подразделении банка. Начальник кредитного подразделения  получает заявление и расписывается  в книге регистрации, после чего определяется менеджер, ответственный  за обслуживание клиента.

При обработке заявки на кредит менеджером по кредитам устанавливается  ее соответствие либо несоответствие первичным критериям, т.е. общим правилам кредитования и внутренним положениям банка по вопросам кредитной политики.

В случае несоответствия кредитной  заявки первичным критериям банка  менеджер по кредитам готовит заключение о невозможности предоставления кредита, согласовывает его с  начальником кредитного подразделения  и направляет заявителю письменное уведомление об отказе в кредите. Если же предоставление кредита признано целесообразным для банка, приступают ко второму этапу кредитного процесса.[7]

Процесс кредитования связан с действием различных факторов риска, способных повлечь за собой  непогашение ссуды заемщиком  в обусловленный договором срок. Поэтому до составления условий  кредитования и заключения кредитного договора банк осуществляет анализ кредитоспособности заемщика.

Данный этап начинается с  изучения учредительных документов потенциального заемщика. Определяется его юридический статус, совместно  со службой безопасности оцениваются  деловая репутация кредитная  история.

На этом этапе кредитования банку предстоит выяснить:

  • серьезность, надежность и кредитоспособность заемщика, его репутацию как возможного партнера по бизнесу. Особенно это касается новых клиентов.
  • обоснованность кредитной заявки и степень обеспеченности возврата кредита. Банк может в случае необходимости выработать свои требования к кредитному предложению и ознакомить с ними заемщика.
  • соответствие кредитного предложения кредитной политике банка и структуре формирования его ссудного портфеля (т.е. приведет ли предоставление нового кредита к дальнейшей диверсификации кредитного портфеля и снижению кредитного риска или к обратным результатам).

При необходимости к работе привлекаются сотрудники других служб  банка. Если по итогам переговоров кредитный  инспектор считает целесообразным продолжить работу с заявкой, он передает соответствующую часть комплекта  полученных документов вместе с сопроводительной запиской в юридическое управление, отдел обеспечения кредитных  операций, службу экономической защиты, с целью проведения комплексного анализа заявки.[4]

Для банка-кредитора финансовая состоятельность заемщика важна  постольку, поскольку он рассчитывает вовремя получить обратно выданную в качестве кредита сумму и  проценты на нее. Платежеспособность - это способность (наличие возможности) и готовность (наличие желания) юридического или физического лица своевременно и в полном объеме погашать свои денежные обязательства.

В отличие от нее кредитоспособность — это способность и готовность своевременно и в полном объеме погасить свои кредитные долги (основную сумму долга и проценты). Кредитоспособность - понятие более узкое, чем платежеспособность. Чтобы решиться выдать кредит данному заемщику, банку достаточно убедиться в его кредитоспособности, не обязательно рассматривая вопрос в более широком плане.

Вместе с ходатайством заемщик предоставляет в банк копии следующих сопроводительных документов, представленных на (Рис. 1)

Копии учредительных документов компании - потенциального заемщика должны быть нотариально заверены.

Финансовый отчет включает в себя 6аланс компании и счет прибылей и убытков за последние  три года.

Отчет о движении кассовых поступлений основан на сопоставлении  балансов компании за два отчетных периода и позволяет определить изменения различных статей и  движения фонда.

 

Рис.1. Пакет сопроводительных документов

 

Отчет дает полную картину  того, как использовался дефицит  ресурсов, сколько времени потребовалось  на высвобождение фондов и образование  дефицита кассовых поступлений и  тд.

Внутренние финансовые отчеты более детально характеризуют финансовое положение компании, трансформацию  ее потребностей в ресурсах в течение  года, поквартально или помесячно.

Данные внутреннего оперативного учета представляют собой сводки, касающиеся текущих операций и продаж, величины запасов и т.д.

Способы обеспечения банковского  кредита изображены на (Рис.2.)

 

Рис. 2. Способы обеспечения банковского кредита

Банк выдает кредиты следующими способами:

  • разовым зачислением средств на банковские счета либо выдачей наличных денег заемщику - физическому лицу;
  • открытием кредитной линии;
  • кредитованием счета клиента и оплаты расчетных документов с этого счета клиента (если в договоре банковского счета предусмотрено проведение такой операции).
  • участием банка в предоставлении средств клиенту на синдицированной (консорциальной) основе;
  • другими способами, не противоречащими законодательству и нормативным актам Банка России.

Кредит выдается на основании  распоряжения, надлежащим образом составленного  специалистами кредитного подразделения  банка и подписанного уполномоченным должностным лицом банка. Банк-кредитор обязан создавать резервы на возможные  потери от кредитной деятельности в  порядке, установленном Банком России.[5,8]

Предоставление кредита  сопровождается открытием ссудного счета, от правильного установления вида которого во многом зависит успех  кредитной сделки. При этом обычно используют следующие виды ссудных  счетов: отдельный (простой), специальный, контокоррентный.

При предоставлении кредитов в оборотные (текущие) активы, как  правило, используются отдельные ссудные  счета. В банке по месту получения  кредита заемщику открывается один или несколько ссудных счетов в зависимости от количества объектов кредитования.

Информация о работе Организация кредитного процесса в коммерческом банке