Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 23:03, реферат

Краткое описание

Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредотачивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.
Функционирование предприятия в условиях рынка зависит от его способности получать доход или прибыль.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.docx

— 80.83 Кб (Скачать файл)

Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия.

Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия, которые  производят продукцию и услуги, сосредотачивают  в своей собственности большую  часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют  бюджет страны.

Функционирование предприятия  в условиях рынка зависит от его  способности получать доход или  прибыль.

Прибыль – это конечный результат деятельности предприятия, характеризующий его эффективность  и выступающий важнейшим фактором стимулирования производственной и  предпринимательской деятельности. Налог на прибыль становится одним  из основных источников формирования бюджета. За счет прибыли погашаются долговые обязательства перед банком и инвесторами. Сумма прибыли  определяется объемом продаж, качеством, ассортиментом и конкуренцией продукции  на внутреннем и внешнем рынках, уровнем затрат и инфляционными  процессами.

Система оценки финансовых результатов включает так же относительные  показатели, такие как рентабельность работы предприятия, его продукции  и капитала.

Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия предусматривает:

    • оценку динамики абсолютных и относительных показателей (прибыли и рентабельности);
    • определение влияния отдельных факторов на размер прибыли и уровень рентабельности;
    • выявление резервов роста прибыли и рентабельности;
    • определение порога прибыли.

 

 

 

Глава 1. Анализ динамики прибыли

1.1. Структурный анализ динамики прибыли

Для выявления финансового  результата деятельности предприятия, необходимо сопоставить выручку  с затратами на производство и  реализацию, которые принимают форму  себестоимости продукции. В случае, когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует  о получении прибыли. Если выручка  равна себестоимости, то удалось  лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах превышающих выручку, предприятие  получает убытки – отрицательный  финансовый результат, что ставит его  в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее банкротство.

Приступая к анализу финансовых результатов, следует различать  прибыль (убыток) до налогообложения  и чистую прибыль отчетного периода.

Прибыль (убыток) до налогообложения  представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) то продажи товаров (продукции, работ, услуг) и прочих доходов и расходов.

 Прибыль (убыток) то продажи продукции определяется как разность межу выручкой от продажи продукции и полной себестоимостью.

Прочие доходы и расходы  включают в себя проценты к получению (к уплате), доходы от участия в  других организациях, прочие операционные и внереализационные доходы (расходы), возникающие как последствия  чрезвычайных обстоятельств хозяйственной  деятельности (стихийных бедствий, пожара, аварии, национализации и т.п.).

Чистая прибыль отчетного  периода определяется вычитанием из суммы прибыли до налогообложения  текущего налога на прибыль, а так  же величины отложенных налоговых обязательств и прибавлением налоговых активов.

Для рассмотрения динамики величины и состава прибыли от всех видов деятельности до налогообложения  можно использовать данные формы  №2 и аналитический учет к счетам 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы».

Анализ структуры прибыли  до налогообложения позволяет установить за счет, какой ее доли произошел рост (спад). Основную часть прибыли предприятия составляет прибыль от продажи товаров, продукции, работ, услуг. Даже при снижении выручки от продаж, по сравнению с предыдущим годом, может наблюдаться ее прирост в абсолютном выражении, что объясняется более высокими темпами снижения себестоимости продукции.

Если присутствует расхождения  в темпах снижения объема продаж и  себестоимости. То это может объясняться  сдвигами в структуре реализованной  продукции в сторону более  рентабельной.

 

 

1.2. Факторный анализ прибыли  от продаж

  Прибыль, представляет собой конечный результат деятельности предприятия не только в сфере производства, но и в сфере обращения. Формализованный расчет прибыли от реализации продукции (P ) можно представить в виде:

P

= Q
- S – K,

где Q - выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей);

        S – себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг;

        K – коммерческие расходы.

Если в соответствии с  учетной политикой предприятия  управленческие (общехозяйственные  расходы) списываются с кредита  счета 26 в дебет счета 90, то они  отражаются в форме № 2 отдельной  строкой. В этом случае формула изменяется:

P

= Q
- S – K – Y,

где Y -  управленческие расходы.

Важнейшими условиями  роста прибыли являются увеличение объема производства, обеспечение ритмичности  отгрузки продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества и конкурентоспособности, оптимизация запасов готовой  продукции на складах, своевременная  ее оплата покупателями, применение прогрессивных  форм расчетов за продукцию (факторинг, овердрафт).

Фактически полученная в  отчетном периоде прибыль может  отличаться от прошлогодней или плановой в результате воздействия внешних  или внутренних факторов. В связи  с этим следует всесторонне изучить  такие факторы и определить степень  влияния каждого из них.

   На динамику суммы прибыли от продаж могут оказать влияние изменение объема, структуры и полной себестоимости реализованной продукции, а так же ее оптовых цен.

Между изменением объема реализации и размером полученной прибыли существует прямая пропорциональная зависимость  для рентабельной продукции и  обратная связь для убыточной  продукции. Увеличение объема реализации рентабельной продукции приводит к  увеличению массы прибыли. Влияние  изменения объема реализации на сумму  прибыли можно определить по формуле:

- P , или ( - 1),

где   - прирост (уменьшение) прибыли за счет изменения объема реализации;

        - прибыль предыдущего года;

        - коэффициент изменения объема реализации.

Этот показатель может  определяться как отношение объемов  реализации отчетного периода и  предыдущего года в сопоставимых ценах (предыдущего года) по формуле:

K

= Q
÷ Q
,

где   Q -  объем реализации за отчетный год в ценах предыдущего года;

           Q - объем реализации за предыдущий год.

Способ исчисления исходя из объема реализации в оценке полной себестоимости предыдущего года:

K

= S
÷ S
,

где      S - полная себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг за отчетный год в ценах и тарифах предыдущего года;

           S - полная себестоимость реализации предыдущего года.

Так же на прибыль от реализации оказывают влияние сдвиги в структуре  и ассортименте товаров, продукции, работ, услуг, поскольку их рентабельность неодинакова. При увеличении доли изделий  и видов работ, услуг с рентабельностью  выше средней по предприятию сумма  прибыли увеличивается. Влияние  на прибыль изменения ассортимента и структуры реализации (оборота) по равнению с прошлым годом можно  определить по формуле:

ΔP

= P
-
×
,

где    ΔP - прирост прибыли в результате изменения структуры и ассортимента продукции;

             P - прибыль, полученная от фактически реализованной продукции в отчетном году в ценах и по себестоимости предыдущего года.

Существенное влияние  на сумму прибыли может оказать  изменение полной себестоимости  реализации товаров, продукции, работ, услуг. Между уровнем себестоимости  и размером прибыли существует обратная зависимость: снижение себестоимости  приводит к увеличению суммы прибыли  и наоборот. Это связано с тем, что сумма прибыли определяется как разность между стоимостью реализованных  товаров, продукции, работ, услуг в  оптовых ценах и их полной себестоимостью.

Влияние изменения себестоимости  на сумму прибыли определяется путем сравнения величин объема реализации отчетного года, рассчитанного по себестоимости отчетного и предыдущего года:

ΔS = S

- S
,

где    ΔS – прирост (уменьшение) себестоимости;

          S - фактическая полная себестоимость реализации отчетного периода.

Величина прибыли находится  в прямой зависимости от изменения  оптовых цен на товары, продукцию  и тарифов на работы и услуги. Влияние на прибыль изменения  оптовых цен и тарифов определяется путем сравнения объемов реализованных  в отчетном году товаров, продукции, работ, услуг в действующих ценах  и в ценах и тарифах предыдущего  года:

ΔQ

= Q
- Q
,

где     ΔQ - прирост (уменьшение) прибыли;

            Q - фактический объем реализации за отчетный год в действующих ценах.

В тех случаях, когда в  организации отсутствуют показатели объема продаж товаров, продукции, работ, услуг отчетного периода, пересчитанные по себестоимости, ценам и тарифам предыдущего года, факторный анализ прибыли (убытка) от продажи можно осуществить другим способом.

1. Влияние изменения выручки  от продажи товаров, продукции,  работ, услуг определяется по  формуле:

ΔP

= ΔP
× УP
÷ 100,

где      ΔP - прирост (уменьшение) прибыли в абсолютной сумме;

            УP - уровень прибыли от продаж в % к выручке.

Вследствие снижения объема продажи продукции прибыль уменьшается.

2. Влияние изменения уровня  производственной себестоимости  проданных товаров, продукции,  работ, услуг определяется по  формуле:

ΔS = Q

× (УS
- УS
) ÷ 100,

где    УS , УS - уровни производственной себестоимости продукции предыдущего и отчетного года в % к выручке.

 В результате снижения себестоимости проданной продукции сумма прибыли от продаж увеличивается.

3. Влияние изменения уровня  коммерческих расходов определяется  по формуле:

ΔK = Q

× (УK
- УK
) ÷ 100,

где      УK , УK - уровни коммерческих расходов предыдущего и отчетного года в % к выручке.

4. Влияние изменения уровня  управленческих расходов определяется  по формуле:

ΔУ = Q

× (УУ
- УУ
) ÷ 100,

где    УУ ,  УУ - уровни управленческих расходов предыдущего и отчетного года в % к выручке.

Повышение доли управленческих расходов в выручке от продажи  продукции приводит к снижению суммы  прибыли от продаж.


Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия