Анализ системы финансирования федеральных целевых программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 10:13, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ системы финансирования федеральных целевых программ и разработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
раскрыть сущность и основы формирования федеральных целевых программ;
рассмотреть порядок разработки и реализации федеральных целевых программ;
дать характеристику основным направлениям реализации федеральных целевых программ;
проанализировать современную систему финансирования федеральных целевых программ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ: ПОНЯТИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ……………………………………………………………….6
Федеральные целевые программы, их сущность и содержание………….6
Разработка и реализация федеральных целевых программ……………..14
Финансовое обеспечение федеральных целевых программ…………….24
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………...28
2.1. Основные направления реализации федеральных целевых программ………………………………………………………………………….28
2.2. Анализ финансового обеспечения федеральных целевых программ………………………………………………………………………….40
2.3. Управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения………………………………………………………………………52
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ………………………………………………………..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 192.56 Кб (Скачать файл)

Целевая программа также содержит паспорт федеральной (межгосударственной) целевой программы. (Приложение 1)

К содержанию разделов целевой программы  предъявляются следующие требования:

1) Первый раздел целевой программы должен содержать постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития и целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Указанный раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.

Целевые программы, которые содержат научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее – НИОКР) гражданского назначения, разрабатываются с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и перечня технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства.

2) Второй раздел целевой программы должен содержать формулировки целей и задач целевой программы с указанием целевых индикаторов и показателей.

Требования, предъявляемые к целям  целевой программы:

  • специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);
  • достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);
  • измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);
  • привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).

Требования, предъявляемые к задачам  целевой программы (дополнительно  к требованиям, предъявляемым к  целям целевой программы):

  • необходимость и достаточность задач для достижения целей целевой программы;
  • срок решения задачи не может превышать срок достижения соответствующей цели.

В раздел включаются обоснование необходимости  решения поставленных задач для  достижения сформулированных целей  целевой программы и обоснование  сроков решения задач и реализации целевой программы с описанием  основных этапов реализации и указанием  значений целевых индикаторов и  показателей по годам и этапам реализации, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.

3) Третий раздел целевой программы должен содержать мероприятия по направлениям «капитальные вложения» (строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства государственной собственности РФ, государственной собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, объектов капитального строительства, находящихся в собственности юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, приобретение оборудования, не входящего в смету строек), «НИОКР» и «прочие нужды» (в том числе услуги, оказываемые государственному заказчику целевой программы при осуществлении его деятельности, связанной с реализацией целевой программы) с указанием годовых размеров расходов с разбивкой по источникам финансирования. По объектам капитального строительства, включаемым в целевую программу, также приводятся сведения о мощности и сроках реализации инвестиционного проекта в отношении объекта капитального строительства.

Мероприятия целевой программы  должны содержать следующие сведения:

  • наименование мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта);
  • сроки реализации (начало и окончание) каждого мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта);
  • ожидаемые результаты мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта);
  • стоимость выполнения мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта) в ценах соответствующих лет за счет всех источников ресурсного обеспечения;
  • взаимосвязь мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта) и ожидаемых результатов с целевыми индикаторами и показателями;
  • при необходимости наименование государственного заказчика мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта), если государственный заказчик мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта) не является получателем средств федерального бюджета, подведомственным государственному заказчику целевой программы;
  • заинтересованные в реализации каждого мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта) организации или группы населения.

Мероприятия целевой программы  должны предусматривать комплекс мер  по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при  их реализации.

4) В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования.

Обоснование ресурсного обеспечения  включает следующие сведения:

  • общие размеры средств, необходимые для реализации целевой программы, в том числе бюджетных ассигнований федерального бюджета, с распределением по годам реализации, по направлениям «капитальные вложения», «НИОКР» и «прочие нужды», а также по государственным заказчикам целевой программы (в ценах соответствующих лет);
  • действующие расходные обязательства РФ по предлагаемым к включению в целевую программу объектам и мероприятиям.

Раздел должен включать в себя также  обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) средств внебюджетных источников и  средств бюджетов субъектов РФ для реализации мероприятий целевой программы и описание механизмов привлечения этих средств. В целях обоснования ресурсного обеспечения также представляются документы и расчеты, позволяющие оценить необходимость и достаточность ресурсного обеспечения для выполнения мероприятий целевой программы, достижения целевых индикаторов и показателей целевой программы, документы, подтверждающие готовность открытых акционерных обществ участвовать в реализации инвестиционных проектов целевой программы на условиях передачи в собственность РФ части акций этих организаций при предоставлении бюджетных инвестиций в их уставный капитал в целях реализации инвестиционных проектов по строительству принадлежащих им объектов капитального строительства.

5) Основные требования к пятому разделу целевой программы изложены в разделе VII Постановления Правительства РФ от 26.06.1995 г. №594 «Управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения».

В случае если в целевой программе  предусматриваются расходные обязательства  РФ по государственной поддержке реализации аналогичной целевой программы, финансируемой за счет средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), в указанном разделе устанавливаются правила предоставления и распределения бюджетных ассигнований в форме субсидий, если иное не установлено нормативными правовыми актами Правительства РФ. 

Субсидии, предоставляемые из федерального бюджета, не могут направляться на проведение проектных и изыскательских работ и (или) подготовку проектной документации по объектам, включенным в целевые программы.

6) В составе пояснительной записки к проекту целевой программы должна быть приведена информация о включенных в него объектах капитального строительства государственной собственности РФ, государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности с указанием объемов всех источников ресурсного обеспечения по годам реализации. Информация подписывается руководителем государственного заказчика-координатора целевой программы и руководителями государственных заказчиков целевой программы по соответствующим направлениям.5

Таким образом, при переходе к социально-экономическому развитию на основе многолетних планов, именно федеральные целевые программы, утверждаемые Правительством РФ, позволяют обеспечить комплексное и системное решение долгосрочных проблем экономической и социальной политики страны обеспечить прозрачность и обоснованность процесса выбора целей, пути достижения результатов.

Федеральные целевые программы  – это гибкий инструмент реализации долгосрочной экономической политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы. Они включают в себя конкретные цели и результаты, которые необходимо достигнуть исходя из сформированных приоритетов среднесрочной программы социально-экономического развития страны, а также перечень инвестиционных и инновационных проектов, обеспечивающих достижение этих целей и обоснованное ресурсное обеспечение, в том числе за счет средств федерального бюджета.

 

    1. Разработка и реализация федеральных целевых программ

На сегодняшний день федеральные  целевые программы (далее – ФЦП) это наиболее прозрачный инструмент проведения социально-экономической политики с использованием поддержки из федерального бюджета. ФЦП, их необходимость, цели, задачи, набор мероприятий, время реализации и объемы их финансирования, в том числе из федерального бюджета, обсуждаются на заседаниях Правительства РФ, в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, находятся в режиме прямого доступа на сайтах Правительства РФ, Минэкономразвития России, государственных заказчиков, публикуются как официальные документы (приложения к постановлениям Правительства РФ). [10]

Порядок разработки и реализации ФЦП определяется Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 №594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

Разработка ФЦП организуется федеральными органами исполнительной власти.

При разработке ФЦП необходимо предусматривать:

  • решение приоритетных социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных и других важнейших задач;
  • согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов в целях их наиболее эффективного использования;
  • комплексность и экономическую безопасность разрабатываемых мероприятий;
  • согласованность решения федеральных и региональных задач;
  • достижение требуемого конечного результата в установленные сроки.6

Разработка проекта и утверждение  целевой программы осуществляются в сроки и включают в себя следующие основные этапы:

  • разработка проекта концепции целевой программы;
  • принятие решения о разработке проекта целевой программы Правительством РФ и утверждение концепции целевой программы;
  • разработка проекта целевой программы;
  • предварительное обсуждение проекта целевой программы на заседаниях общественного совета при государственном заказчике (государственном заказчике-координаторе) целевой программы;
  • согласование проекта целевой программы;
  • экспертиза проекта целевой программы;
  • рассмотрение проекта целевой программы на заседании Правительства РФ;
  • доработка целевой программы в соответствии с замечаниями Правительства РФ;
  • утверждение целевой программы Правительством РФ. (Приложение 2)

Инициаторами постановки проблем  для решения программными методами на федеральном уровне могут выступать  федеральные органы исполнительной власти.

Инициаторами разработки межгосударственных целевых программ, в осуществлении  которых участвует РФ, могут выступать как отдельные страны, так и группы стран, а также координирующие органы государств – участников Содружества Независимых Государств.

Отбор проблем для их программной  разработки и решения на федеральном  уровне определяется следующими факторами:

  • значимость проблемы;
  • невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки для ее решения;
  • принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства;
  • необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.

 

 При обосновании  необходимости решения проблем  программными методами на федеральном  уровне должны учитываться приоритеты и цели социально-экономического развития РФ, направления структурной, научно-технической и инновационной политики, прогнозы развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния страны, внешнеполитические и внешнеэкономические условия, критические технологии, а также международные договоренности.

Информация о работе Анализ системы финансирования федеральных целевых программ