Анализ производственно-хозяйственной деятельности и эффективности использования оборотных средств на ОАО «Мотовело»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:15, реферат

Краткое описание

Открытое акционерное общество «Мотовело» создано в процессе реформирования форм собственности на базе Минского мотоциклетного и велосипедного завода, основанного в 1945 году. Это один из крупнейших производителей мотоциклов и велосипедов на территории СНГ. Общество является коммерческой организацией – юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, нормами международного права и Уставом. Общество обладает обособленным имуществом, действует на принципах хозяйственного расчета, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в рублях и иностранной валюте в учреждениях банков.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ производственно хозяйственной деятельности и эффективности использования оборотных средств на ОАО Мотовело .doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

Основные рынки сбыта велосипедов  ОАО «Мотовело» – это страны СНГ. В частности, за 9 месяцев 2007 г. на рынок Беларуси было поставлено 367215 велосипедов ОАО «Мотовело», рынок России – 220422 велосипедов, рынок Украины – 55885 велосипедов. На рынке СНГ ОАО «Мотовело» является ведущим по объему выпуска и определяющим уровень цен (прил. 4, 5).

Если Жуковскому, Пензенскому, Харьковскому и Нижегородскому велозаводам  в совокупности принадлежит 34% рынка велосипедов стран СНГ, то доля ОАО «Мотовело» составляет 32–38%. Еще треть рынка принадлежит китайским, тайваньским, польским, индийским производителям. Емкость рынка велосипедов можно оценить в размере 2,5–3 млн. шт. в год (в 90-е гг. 12–14 млн. штук).

Основными регионами  поставок велосипедов ОАО «Мотовело» являются Минск, Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Ростов-на-Дону. В качестве конкурентов по производству мотопродукции рассматриваются такие предприятия СНГ как ЗИД (объем двигателя выпускаемых мотоциклов – 175–200 см3), ДОАО «Ижмаш-Мото» (более 300 см3), ИМЗ (650 см3).

Конкуренты производства мотопродукции.

1. Завод имени Дегтярева  (ЗИД). В ассортимент гражданской  продукции данного завода входит  минимокик «ЗиД-36 Птаха», мокик «ЗиД-50 Пилот», дорожные мотоциклы «Сова-175» и «Сова-200», «ЗиД-200», трехколесный мотоцикл «Фермер», четырехколесный мотоцикл «ЗДК-175–4ШП», мотоблок и ряд мотоприставок и мотоплатформ. Значительная часть выпускаемой продукции (80% от общего объема) приходится на мокик «ЗиД-50 Пилот'', по 8% – на «Сова-175» и «Сова-200».

2. Ижевский мотоциклетный  завод. В настоящее время ДОАО «Ижмаш-Мото» выпускает 24 модели мотоциклов «Иж» различного спектра применения. Из них:

  • 7 модификаций мотоцикла «Планета» и 2 модификации мотоцикла «Юпитер» класса 350 см3;
  • на их базе производится 6 грузовых моделей мотоциклов ИЖ 6.920 ГР, 6 – с удлиненным модулем;
  • мотоцикл класса чоппер «Иж 6.113–05» Юнкер, вышедший в серию в феврале 2006 г.;
  • мотоцикл для дорожно-патрульной службы (ДПС), разработанный на базе мотоцикла «Иж 6.113–05». Подавляющая часть продукции завода (88%) экспортируется за границу. Страны-экспортеры – Иран, Монголия, Турция, Египет.

3. Ирбитский мотоциклетный  завод (ИМЗ) представлен на  рынке под торговой маркой «Урал». Специализируется на поставках мотоциклов для нужд армии и полиции. Обладает хорошими рыночными позиции в таких странах дальнего зарубежья как Германия, Голландия, США, Англия, Боливия, Япония. Наиболее известными моделями завода являются «Урал-Волк», «Вояж», «Соло-классик», «Соло», 'Турист», «Спортсмен».

Конкуренты производства велопродукции.

1. Жуковский велосипедный  завод. Основным конкурентом ОАО «Мотовело» на российском рынке является Жуковский велосипедный завод (торговая марка «Десна»). Указанное предприятие, также как и ОАО «Мотовело», ориентируется на сегмент потребителей с низкими доходами и выпускает схожую гамму велосипедов (складные, дорожные, дамские, подростковые, горные, а также трехколесные велосипеды для детей и взрослых). К сильным сторонам Жуковского завода следует отнести способность удерживать более низкие цены на свою продукцию, чем у минского мотовелозавода (в среднем на 3–5 у. е.). К слабым – более низкое качество. Тем не менее, уже в ближайшем будущем следует ожидать значительное его улучшение благодаря установлению прочных партнерских отношений с производителями велокомплектующих в Европе и на Тайване.

2. АО «Харьковский велосипедный завод им. Г.И. Петровского». Основным конкурентом на украинском рынке и третим по значимости на российском является Харьковский велосипедный завод. Указанное предприятие также позиционирует себя как производителя недорогих, но достаточно надежных машин нефешенебельного класса, ориентируясь в первую очередь на потребителя с невысоким уровнем доходов, и, следовательно, является прямым конкурентом ОАО «Мотовело». К сильным сторонам Харьковского велосипедного завода следует отнести наличие разветвленной, представленной в большинстве регионов Украины системы сбыта, а также более низкие цены на внутреннем рынке, нежели у основного дистрибьютера ОАО «Мотовело» – фирмы «Версия» (в среднем на 2–3 у. е.). К сильным сторонам следует также отнести способность обеспечить практически полный технологический цикл изготовления велоизделий и независимость от внешних поставщиков комплектующих. К слабым – более низкое качество производимой продукции, чем у ОАО «Мотовело».

Для работы и развития предприятия в условиях острой конкуренции  на внутреннем и внешних рынках руководство  ОАО «Мотовело» придерживается концепции выпуска недорогой качественной продукции, доступной для самых широких слоев населения. Именно это и следует учитывать при продвижении продукции завода. Кроме того, необходимо иметь в виду широкую известность продукции предприятия и его торговой марки, выработанные в результате многолетней работы.

В рамках базовой стратегии  низких издержек следует рассматривать  такие стратегии предприятия  как усиление позиций на рынке мотоциклов и велосипедов стран СНГ посредством разработки новых изделий, улучшения качества выпускаемой продукции, дизайна и внешней отделки, снижения затрат посредством использования новых узлов, деталей и технологий, увеличение доли ОАО «Мотовело» на рынке мотоциклов Вьетнама и Ирана, экспансию на рынки Лаоса, Бирмы, Кампучии и севера Китая, освоение новых видов продукции с несезонным характером спроса.

В качестве тактики по реализации продукции на внутреннем и внешних рынках мотоциклов и велосипедов следует рассматривать такие мероприятия как:

  • размещение информации о продукции ММВЗ в каталогах, справочных и специализированных изданиях;
  • реклама в средствах массовой информации (телевидение, газеты, журналы, специализированные издания и т.д.);
  • участие в проводимых выставках, ярмарках;
  • организация вело- и мотошоу с участием известных спортсменов и популярных артистов;
  • проведение мероприятий паблик рилейшенз, включающих в себя содействие пропаганде здорового образа жизни, распространению опыта западноевропейских стран, где население в массовом порядке повседневно и повсеместно использует велосипеды.

Ценовая политика предприятия строится на принципах конкурентоспособности и безубыточности. Принцип безубыточности предполагает установление цен на выпускаемую продукцию таким образом, чтобы покрыть все издержки предприятия.

Принцип конкурентоспособности  предполагает установление конкурентоспособных цен на основе анализа результатов маркетинговых исследований.

Отпускные цены на продукцию  ОАО «Мотовело» формируются на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и налоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, необходимой для воспроизводства, определяемой с учетом качества продукции (товаров, работ, услуг) и конъюнктуры рынка.

 

Анализ производственно-хозяйственной  деятельности ОАО «Мотовело»

 

В 2008 г. ОАО «Мотовело» выпущено продукции на сумму 79 070 млн. р. без НДС. Объем производства по сравнению с 2007 г. в сопоставимых ценах вырос на 3,7%.

Выпуск мотоциклов в 2008 г. увеличился в 2,1 раза по сравнению с 2007 г. (32830 шт. против 15315 шт. в 2007 г.), а выпуск велосипедов снизился на 12% (782182 шт. против 889050 шт. в 2007 г.) в т.ч. детских (с 14128 шт. до 8948 шт. в 2008 г.).

Среднесуточный выпуск мотоциклов увеличился с 61 шт. в 2007 г. до 130 шт. в 2008 г., а велосипедов упал с 3528 штук в 2007 г. до 2909 шт. в 2008 г.

Удельный вес запасных частей в общем объеме производства остался практически на уровне 2007 г. и составил 2,5%.

В 2008 г. освоено и выпущено 1341 шт. мотоциклов ММВЗ 3.114 с 4-х тактным двигателем. Изготовлено 8 тыс. многоскоростных велосипедов с комплектующими Shimano. Выпущено велосипедов с овальной рамой 17340 шт.

Основные технико–экономические показатели, характеризующие работу ОАО «Мотовело» приведены в прил. 6.

Балансовая стоимость  ОПФ на 01.01.2009 г. с учетом переоценки составляет 175823 млн. р.

Анализ состояния основных производственных фондов показал, что  на 01.01.2008 г. основные средства по остаточной стоимости стоили 30209 млн. р., а на 01.01.2009 г. 31925 млн. р.

В результате переоценки стоимость основных фондов увеличилась  в 1,27 раза и на 01.01.07 составила 40533 млн. р.

На предприятии продолжается процесс «старения» оборудования, в  частности 54,1% оборудования используется в производстве свыше 20 лет, а 36,8% – свыше 10 лет (табл. 2.1). Вопрос «старения» оборудования оказывает влияние, как на качество изготовления деталей, так и на выполнение производственных заданий. РМЦ с каждым годом увеличивает количество оборудования, которому произведен капитальный ремонт, но это в конечном счете не решает вопрос по общему состоянию оборудования предприятия. Также негативное влияние на простои оборудования оказывает отсутствие покупных запасных частей для ремонта оборудования.

Таблица 1. Сведения о возрастном составе оборудования на 01.01.2009 г.

Вид оборудования

Кол-во оборудования

в том числе по годам

до 5 лет

от 5

до 10

от 10

до 20

свыше 20 лет

1.

Металлорежущее

1936

72

71

742

1051

2.

Кузнечно–прессовое

475

28

32

136

279

3.

Подъемно–транспортное

301

18

27

123

137

 

ИТОГО

2712

118

130

997

1467


 

Высокая степень износа активной части основных фондов свидетельствует о недостаточности капитальных вложений в техническое перевооружение производства.

В 2008 г. выбытие основных фондов (ликвидация) составило 1048 млн. р., в т.ч. оборудование, выведенное из эксплуатации – всего: 24 ед. на сумму 446,9 млн. р.; поступление – 3763 млн. р., в т.ч. введен склад упаковки и хранения готовой продукции (2468 млн. р.), а 1295 млн. р. – оборудование, компьютеры и др.

В 2008 г. было направлено инвестиций в основной капитал на объекты производственного и непроизводственного назначения на сумму 1286,0 млн. р., из них:

 

на приобретение оборудования –

1066,0 млн. р.

на установку и монтаж оборудования –

119,1 млн. р.

на реконструкцию, строительство  и проектирование –

100,9 млн. р.


 

Инвестиции на приобретение оборудования были использованы на покупку нового оборудования, изготовление нового оборудования собственного станкостроения и модернизацию оборудования эксплуатируемого, а также изготовление нестандартизированного оборудования и распределились следующим образом (табл. 2).

 

Таблица 2. Инвестиции в техническое перевооружение предприятия

Статья расходов

Сумма, млн. р.

2008 г.

2007 г.

а) приобретено покупного оборудования всего

713,7

1087,0

– покупного технологического – 5 ед.

автоматы – 2 шт.

пресса – 2 шт.

градирня – 1 шт.

159,1

738,3

Транспортного и грузоподъемного  оборудования – 12 единиц

(автопогрузчики, электрокары, автомобили, прицеп, тележка, весы крановые, кранбалка)

183,6

151,6

– электросварочного оборудования – 8 ед.

(выпрямители, преобразователи,  сварочный аппарат)

56,8

-

– сантехнического оборудования – 21 ед.

(насосы, фильтры, вентиляторы)

81,0

-

– компьютерной техники

184,3

79,7

– прочего оборудования

(бытовая техника, оборудование  магазина, столовой)

48,9

-

– изготовлено и модернизировано собственного станкостроения и нестандартизированного оборудования всего:

352,3

323,0

В том числе:

   

– нового технологического оборудования 25 ед. (станки, автоматы, п/автоматы, пресса, установки)

205,1

208,2

-модернизировано оборудования  – 7 ед.

53,9

68,5

– нестандартизированного оборудования -18 ед. (установки, ванны, камеры сушки, печь)

93,3

46,3

Информация о работе Анализ производственно-хозяйственной деятельности и эффективности использования оборотных средств на ОАО «Мотовело»