Анализ показателей рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление направлений повышения рентабельности предприятия ОАО «Лепельский МКК». На основании поставленной цели, конкретизируем задачи:
определить содержание и значение рентабельности в рыночной экономике;
провести анализ рентабельности производства;
на основе анализа определить основные направления повышения рентабельности на предприятии.

Содержание

Реферат
Введение
1 Экономическое содержание рентабельности производства
1.1 Понятие рентабельности
1.2 Система показателей рентабельности
1.3 Виды рентабельности
2 Анализ показателей рентабельности производства ОАО «Лепельский МКК»
2.1 Анализ рентабельности основной деятельности
2.2 Анализ рентабельности капитала
3 Пути повышения эффективности работы предприятия путем влияния на элементы рентабельности производства
Заключение
Список литературных источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ рентабельности БГЭУ.docx

— 140.79 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2 Анализ рентабельности капитала

 

 

Рентабельность собственного капитала представляет собой отношение чистой прибыли к собственному капиталу организации:

,                                                       (2.3)

где Пч – чистая прибыль (доступная к распределению между владельцами организации);

 СК – собственный  капитал.

Рентабельность заемного капитала представляет собой отношение чистой прибыли к заемному капиталу организации:

,                                                   (2.4)

где 3К – заемный капитал.

Для оценки влияния факторов на изменение рентабельности собственного капитала предлагается следующая многофакторная модель:

 

                                                (2.5)

где ВР – выручка от реализации;

А – стоимостная оценка совокупных активов предприятия (итог баланса по активу).

Таким образом, на рентабельность собственного капитала оказывают влияние следующие факторы: рентабельности продаж, ресурсоотдачи и структуры источников средств, авансированных в данное предприятие.

 

Таблица 2.3 –Анализ рентабельности собственного и заемного капитала

Показатель 

2012 год

2013 год

Отклонение (+/-)

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, млн.руб.

416704

742047

325343

Чистая прибыль/убыток, млн.руб.

29700

-14647

-44347

Собственный капитал, млн.руб.

158438

190643

32205

Заемный капитал, млн.руб.

381677

542373

160696

Актив баланса, млн.руб.

540115

733016

192901

Рентабельность собственного капитала, %

18,68

-7,56

-26,24

Рентабельность заемного капитала, %

7,80

-2,69

-10,49

Рентабельность продаж,%

7,13

-1,97

-9,1

коэффициент оборачиваемости активов или ресурсоотдача

0,77

1,01

0,24

показатель структуры капитала собственного капитала

3,4

3,8

0,4

коэффициент покрытия активами привлеченных средств

1,42

1,35

-0,07


 

Примечание – Источник: отчет о прибылях и убытках 2012-2013 гг

 

Используя формулу для расчета рентабельности собственного капитала по факторам и способ цепных подстановок, определяем количественное влияние факторов.

Общее изменение рентабельности собственного капитала за 2012-2013гг. составила -26,24% (-7,56-18,68)

Рентабельность собственного капитала за 2012 г.

Изменение рентабельности собственного капитала за счет:

-рентабельности продаж:

- коэффициента оборачиваемости  активов или ресурсоотдача

- показателя структуры  капитала

Балансовая увязка: -26,24%= -23,83%+(-1,6%)+(-0,8%)

Из произведенных расчетов видно, что снижение рентабельности продаж на 9,1% повлекло за собой снижение рентабельности собственного капитала на23,83%,увеличение коэффициента оборачиваемости активов на 0,24 привело к снижение рентабельности  собственного капитала на 1,6%, увеличение удельного веса собственного капитала в структуре актива предприятия повлекло за собой снижение рентабельности собственного капитала на 0,8%.

Для оценки влияния факторов на изменение рентабельности заемного капитала используется следующая многофакторная модель:

 

     ,                                          (2.6) 

где ВР – выручка от реализации;

А – стоимостная оценка совокупных активов предприятия (итог баланса по активу).

Из представленной модели видно, что рентабельность заемного капитала также зависит от трех факторов: рентабельности продаж, ресурсоотдачи и коэффициента покрытия активами собственных средств.

Используя формулу для расчета рентабельности заемного  капитала по факторам и способ цепных подстановок, определяем количественное влияние факторов.

Общее изменение рентабельности заемного  капитала за 2012-2013 гг. составила -10,49% (-2,69-7,80)

Рентабельность собственного капитала за 2012г.

Изменение рентабельности собственного капитала за счет:

-рентабельности продаж:

- коэффициента оборачиваемости  активов или ресурсоотдача

- коэффициента покрытия  активами привлеченных средств 

Балансовая увязка: -10,49%=-9,95%+(-0,68%)+0,14

Из произведенных расчетов видно, что снижение рентабельности продаж на 9,1% повлекло за собой снижение рентабельности заемного капитала на 9,95%,увеличение коэффициента оборачиваемости активов на 0,24 привело к снижению рентабельности  заемного  капитала на 0,68%, увеличение коэффициента покрытия активами привлеченных средств повлекло за собой рост рентабельности заемного капитала на 0,14%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Пути повышения эффективности работы предприятия путем влияния на элементы рентабельности производства

 

 

В целях увеличения прибыли и рентабельности ОАО «Лепельский МКК»  предлагается использовать факторинг.

Факторинг – это комплекс услуг, оказываемый клиенту взамен уступки дебиторской задолженности. Факторинг сегодня стал одним из самых мощных инструментов развития бизнеса. Использование услуг факторинга дает предприятию возможность решения многих насущных проблем предприятий:

- недостаток оборотных  средств;

- ускорение оборачиваемости  денежных средств;

- превращения дебиторской  задолженности в деньги;

- получения дополнительного  финансирования;

- ликвидация кассового  разрыва.

Смысл факторинга в том, чтобы помочь компании-поставщику увеличить сбыт за счет предоставления своим покупателям товарного кредита. Преимущества применения факторинга представлены на рисунке 3.1.

Преимущества применения факторинга


Осуществляется финансирование клиента сразу же, не дожидаясь срока платежа


 ↓

Деньги, полученные по факторингу, всегда находятся в работе и приносят прибыль


Дает 100%-ную гарантию на получение всех платежей, уменьшая финансовый риск предприятия


Повышается уровень информации о платежеспособности покупателей


 

 

Рисунок 3.1 - Преимущества применения факторинга

 

Факторинговая схема пополнения оборотных средств ОАО «Лепельский МКК»  позволит без сокращения объема реализации на условиях товарного кредитования управлять дефицитом оборотных средств, таким образом, предприятие сможет своевременно и в полном объеме рассчитываться с государством и поставщиками. Кроме того, удобная схема финансирования поставок продукции ОАО «Лепельский МКК»  с отсрочкой платежа даст возможность предоставлять более «длинные» отсрочки, если того требует конкурентная среда, без «оглядки» на возникающие при этом кассовые разрывы, увеличивать объемы сбыта своей продукции. Схема факторинговой сделки приведена на рисунке 3.2.

 



                         1                   2                  3             5


 


                                                                                 4


 

 


 

 

 

 

Рисунок 3.2 - Схема факторинговой сделки

 

Считем, что наиболее приемлемым вариантом внедрения факторинга на ОАО «Лепельский МКК»  будет сотрудничество с компанией ОАО «Белвнешэкономбанк».  На балансе ОАО «Лепельский МКК»  величина дебиторской задолженности в 2013 году составила  209515  млн. руб. Организация заключает факторинговый договор с ОАО «Белвнешэкономбанк»  на следующих условиях:

1. Сумма факторинговой  операции 209515млн.руб.  ;

2. Аванс - 90 %, резерв - 10 %;

3. Комиссия фирмы - 3 %;

Расчет экономического эффекта при условии использования факторинга для ОАО «Лепельский МКК»  представлен в таблице 3.1.

Таблица 3.1 – Расчет экономического эффекта при применении факторинга

Показатель

Сумма, тыс. рублей

Сумма факторинговой операции

209515

Получено 90% суммы оплаты от факторинговой компании

188564

Оплата услуг факторинговой компании (3% от суммы сделки)

6285

Экономический эффект при условии использования факторинга

182278


 

Резервная (оставшаяся) сумма уплачивается после погашения дебиторами всего долга.  Использование факторинговых услуг ОАО «Белвнешэкономбанк»  позволит ОАО «Лепельский МКК»  :

  • повысить ликвидность дебиторской задолженности;

  • ликвидировать кассовые разрывы;

  • своевременно оплачивать контракты и уплачивать налоги;

  • организовать продажи в кредит;

  • развить отношения с существующими покупателями;

  • экономить собственный капитал;

  • застраховать риски, связанные с предоставлением отсрочки платежа покупателям и др.

Следовательно, экономический эффект от предложенного мероприятия по факторингу составит:  209515 – (0,1*209515) – (0,03*209515) = 209515 – 20952 – 6285 = 182278 млн. рублей

Таким образом, факторинг экономически выгоден для ОАО «Лепельский МКК»  , так как он высвободит денежные средства в размере 182278 млн. руб. После внедрения мероприятия величина дебиторской задолженности снизится до 27237 млн.руб.

Таблица 3.2–Экономический эффект предложенного мероприятия

Показатель

До мероприятия

После мероприятия

Прибыль отчетного года, тыс. руб.

-14647

-14647

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

404231

404231

Среднегодовая стоимость материальных оборотных средств

287582

105304

Коэффициент общей рентабельности производственных фондов, % (1/(3+4)х100%)

-2,16

-2,87


 

 

В результате проведения данного мероприятия рентабельность производственных фондов составит  минус 2,87%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Проведенный экономико-статистический анализ финансовых результатов деятельности ОАО «Лепельский МКК»   позволяет сделать следующие выводы:

В 2012 году фондоотдача не изменилась по сравнению с 2011 годом и составила  1,7  руб., в 2013 году она увеличилась на 0,2 руб. по сравнению с 2012 годом, т.е. на каждый рубль основных фондов в 2013 году приходилось 1,9 руб. произведенной продукции, товаров, работ и услуг.  Увеличение  фондоотдачи в 2012-2013г. происходит в результате опережения темпов роста  объемов производства продукции, над темпами роста среднегодовой стоимости основных средств.

Фондоёмкость в 2012 году не изменилась по сравнению с 2011 годом, в 2013 году снижение составило 0,1 руб. по отношению к аналогичному периоду прошлого года, т.е. на каждый рубль произведенной продукции, товаров, работ, услуг приходилось 0,5  руб. основных фондов. Снижение фондоемкости обусловлено тем, что темп роста среднегодовой стоимости основных средств не превышает темп роста объемов производства продукции, товаров, работ, услуг.

Рентабельность основных фондов предприятия в 2012 году увеличилась на 10,5  % и составила 11,9 %, к концу 2013 года данный показатель снизился до минус 3,6%.

За 2012 год в сравнении с 2011 годом оборачиваемость снизилась на 0,6 раза в год. Снижение числа оборотов  в 2012 г. говорит о том, что произошло сокращение реализованной продукции, оказанных услуг  на 1 рубль оборотных средств, в 2011г. наблюдается обратная ситуация.  Снижение числа оборотов в 2012 г. повлекло за собой увеличение  длительности одного   оборота до 161 дня, в 2011 г. данный показатель составил 127 дней.

Информация о работе Анализ показателей рентабельности