Анализ основных средств предприятия на примере Щуровского завода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 10:58, контрольная работа

Краткое описание

Щуровский цементный завод был основан немецким предпринимателем из Литвы, Эмилем Липгартом, привлеченным в пос. Щурово г. Коломна богатейшими залежами известняков, мергелей и глины для производства портландцемента, извести и алебастра. Не последнюю роль сыграло и удачное расположение неподалеку судоходных рек Ока и Москва и подошедшая в 1862 году к станции Голутвин города Коломна железная дорога Москва-Рязань. Все это привело к тому, что в 1870 году на правом берегу реки Оки был построен завод "Эмиль Липгарт и К", названый в честь своего основателя.

Вложенные файлы: 1 файл

Практика по цементному заводу.docx

— 102.36 Кб (Скачать файл)

История

Щуровский цементный завод был основан немецким предпринимателем из Литвы, Эмилем Липгартом, привлеченным в пос. Щурово г. Коломна богатейшими залежами известняков, мергелей и глины для производства портландцемента, извести и алебастра. Не последнюю роль сыграло и удачное расположение неподалеку судоходных рек Ока и Москва и подошедшая в 1862 году к станции Голутвин города Коломна железная дорога Москва-Рязань. Все это привело к тому, что в 1870 году на правом берегу реки Оки был построен завод "Эмиль Липгарт и К", названый в честь своего основателя.

Завод сегодня

Щуровский завод был и остается пионером цементной промышленности. Он был одним из первых цементных заводов в нашей стране, на нем впервые в России были установлены вращающиеся печи фирмы «Унакс».

В 2007 году было принято решение  о масштабной модернизации завода, подразумевающей переход производства на современный «сухой» способ, а  в 2011 г. состоялось торжественное открытие новой производственной линии Holcim (Rus) CM (до 07.08.2012 г. - «Щуровский цемент»). Завод является образцовым по таким ключевым показателям, как защита окружающей среды, экономичное расходование природных ресурсов, повышение эффективности использования всех видов энергии, владение инновационной концепцией и технической поддержкой, а также минимум рисков производственных травм. Продолжительность строительных работ, начавшихся во II квартале 2008 года, составила 3 года, а общая сумма инвестиций, вложенных в проект – 550 млн. Евро.

Holcim (Rus) CM - единственный в России производитель белого цемента.

2.2 Анализ основных  экономических показателей деятельности  ОАО «МЦОЗ»

В связи с бурным ростом российского строительного рынка, – на 10% ежегодно, продолжает увеличиваться  спрос на цемент.

Производителей цемента  на российском рынке цемента условно  можно разделить на три группы:

Ø  российские холдинги, объединяющие несколько заводов;

Ø  крупные российские заводы – производители цемента, не входящие в состав промышленных групп;

Ø  зарубежные холдинги, работающие на российском рынке.  

К крупнейшим российским холдингам  относятся «Евроцемент групп», «Сибирский цемент». Крупнейшие зарубежные производители  цемента на российском рынке представлены компаниями Lafarge, Holcim, Heidelberg. Российские заводы, не входящие в состав промышленных групп, выпускают, как правило небольшие объемы цемента, исключение составляют – Новоросцемент и Мордовцемент.

Особенностью производства цемента в России является неоднородность распределения по территории РФ. Основная часть цементных заводов находится  в центральной части России. В  Центральном, Северо-Западном, Южном  и Приволжском Федеральных Округах  производится порядка 70% всего российского  производства цемента.

В цементной промышленности производительность труда ежегодно растет, а себестоимость снижается. Вместе с тем имеются резервы  дальнейшего повышения эффективности  производства и снижения себестоимости  продукции.

Обращают на себя внимание высокая топливо- и энергоемкость  производство цемента является топливо- и энергоемким производством  и имеет сравнительно высокий  уровень затрат на амортизацию основных средств. В силу этого очень большое  значение в современном цементном  производстве приобретают вопросы  рационального использования оборудования и топлива.

Кризис, возникший в экономике  России в 2008 году, не мог не затронуть  цементную отрасль. По данным Росстата в 2008 году в России произведено 53,5 млн. тонн цемента, что на 9 % ниже уровня 2007 года, когда российские цементники произвели 60 млн. тонн.

На финансовый кризис наложилось падение доходности цементной отрасли, начавшееся в мае 2008 года из-за снижения уровня цен на цемент. Это снижение возникло из-за существенного роста предложения дешевого импортного цемента, хлынувшего на российский рынок после отмены таможенных пошлин. По предварительным данным ввоз цемента в страну за год составил не менее 8 млн. тонн. Сокращение объемов сбыта из-за высокой конкуренции со стороны импортных производителей вынудило отечественные заводы начать снижение цен на собственную продукцию. В результате к декабрю 2008 года цены упали до уровня августа 2007 года.

Проследим динамику основных экономических показателей ОАО  «МЦОЗ» за 2006-2008 гг. используя данные табл. 2.1

Таблица 2.1

Динамика основных показателей  деятельности организации ОАО «МЦОЗ» за 2006 – 2008 гг.

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Изменения (цепной метод)

Темп роста

(снижения) за 2007-2008, %

2007 г.

2008 г.

1

2

3

4

5

6

7

1. выручка от продаж  товаров, продукции, услуг, тыс.  руб.

1 004 754

1 448 511

2 354 838

+443 757

+906 327

162,57

2. полная себестоимость  проданных товаров, услуг, тыс.  руб.

803 828

1 059 762

1 508 158

+255 934

+448396

142,31

3. прибыль (убыток) от продаж

200 926

388 749

846 680

+187 823

+457931

в 2,1 раза

4. прибыль (убыток) до налогообложения,  тыс. руб.

185 259

471 392

645 226

+286 133

+173834

136,88

5. чистая прибыль (убыток), тыс. руб.

132 111

379 617

491 118

+247 506

+111501

129,37

6. среднегодовая стоимость  основных средств, тыс. руб.

360 414

737 915

1 163 044

+377 501

+425129

157,61

7. среднегодовые оборотные  активы, тыс. руб.

156 258

238 932

269 813

+82 674

+30881

112,92

8. расходы на оплату  труда

121 061

155 788

202 245

+34 727

+46457

129,82

9. среднегодовые активы, тыс. руб.

589 990

427 264

539 625

-162 726

+112361

126,30

10. среднегодовые запасы, тыс. руб.

35 394

64 956

129 689

+29 562

+64733

199,66

11. среднегодовой собственный  капитал, тыс. руб.

525 191

781 055

1 216 422

+255 864

+435 367

155,74

12. заемный капитал, тыс.  руб.

103 800

624 019

1 307 448

+520 219

+683429

в 2 раза

13. фондоотдача, руб.

2,79

1,96

2,02

-0,83

+0,06

103,06

14. коэффициент оборачиваемости  оборотных активов, число оборотов

6,4

6,1

8,7

-0,30

+2,6

142,62

15. Коэффициент оборачиваемости  основных средств, число оборотов

2,788

1,963

2,025

0,825

0,062

103,16

16. рентабельность продаж, %

20

27

36

+7

+9

Х

17. рентабельность продукции, %

25

37

56

+12

+19

Х

18. рентабельность производственных  фондов, %

36

48

45

+12

-3

Х

19. рентабельность активов, %

34

91

157

+57

+66

Х

20. уровень затрат, %

80

73

64

-7

-9

Х

21. рентабельность собственного  капитала, %

25

49

40

+24

-9

Х

22. мультипликатор собственного  капитала

1,12

0,55

0,44

-0,57

-0,11

Х

23. среднесписочная численность работников, чел.

693

718

815

+25

+97

113,51

24. производительность труда  одного работника, тыс. руб.

1 449,861

2 017,425

2 889,372

+567,564

+871,947

143,22

25. среднегодовая заработная  плата на одного работника,  тыс. руб.

174,69

216,97

248,15

+42,58

+31,18

114,37


По информации табл. 2.1 можно  сделать следующие выводы:

Ø  годовая выручка за 2008-й год составила 2 354 838 тыс. руб., вместе с тем, за 2007-й год годовая выручка составляла 1 448 511 тыс. руб. (имел место рост на 906 327 тыс. руб., или на 63%). Ниже на рис. 2.1 наглядно представлено изменение выручки и чистой прибыли ОАО «МЦОЗ» в течение всего анализируемого периода.

Ø  за последний год прибыль от продаж равнялась 846 680 тыс. руб. В течение анализируемого периода наблюдалось весьма значительное, в 4,2 раза, повышение финансового результата от продаж.

На рассматриваемом предприятии  основные средства являются неотъемлемой частью производства. Проведем факторный  анализ выручки от продаж в зависимости  от основных средств и их оборачиваемости  в 2008 г. Данные для анализа представлены в табл. 2.1.

Представим мультипликативную  модель:

 (2.1)

где В – выручка от продаж;

ОС – основные средства;

Коб – коэффициент оборачиваемости основных средств.

 

Рис. 2.1 Динамика выручки  и чистой прибыли ОАО «МЦОЗ» за 2006-2008 гг.

Проведем факторный анализ методом абсолютных разниц.

В результате приобретения новых основных средств выручка  от продаж возросла на 834 528 тыс. руб. Увеличение оборачиваемости основных средств  также повлияло на увеличение выручки  на 72 109 тыс. рублей.

Так как основные средства оказывают положительное влияние  на выручку, то проведем факторный анализ эффективность использования основных средств. Расчетные значения представлены в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Динамика показателей  эффективности использования основных средств ОАО «МЦОЗ» за 2007-2008 гг.

Показатели

2007 г

2008 г

Изменения

Темп роста, %

1

2

3

4

5

Выручка от продаж, тыс. руб.

1 448 511

2 354 838

+906 327

162,57

Среднегодовые основные средства, тыс. руб.

737 915

1 163 044

+425129

157,61

Среднегодовые активные основные средства, тыс. руб.

594 773

956 421

+361 648

160,80

Доля активных основных средств

0,806

0,822

+0,016

101,99

Фондоотдача активных основных средств

2,4354

2,4621

+0,027

101,11


Представим мультипликативную  модель:

 (2.2)

где dактОС – доля активных основных средств в общей сумме основных средств;

ФОактОС – фондоотдача активных основных средств.

Факторный анализ проведем методом цепных подстановок.

1)

2)

3)

4)

Таким образом, увеличение за 2008 год основных средств повлияло на увеличение выручки на 834 499 тыс. рублей. При этом, увеличение доли активных основных средств также положительно повлияло на увеличение на выручку - 45320 тыс. руб. С увеличением доли активных основных средств увеличилась их фондоотдача, которая также повлияла на увеличение на выручку на 25526 тыс. рублей.

Выше уже отмечалось, что  производительность труда в цементной  промышленности с каждым годом возрастает. Проанализируем, каким образом увеличение данного фактора повлияло на выручку  в анализируемом предприятии. Цифровые данные для анализа представлены в табл. 2.1.

Представим мультипликативную  модель:

 (2.3)

где Ч – среднесписочная  численность работников предприятия;

ПТ – производительность труда.

Факторный анализ проведем интегральным методом.

Увеличение численности  на предприятии повлияло на увеличение выручки на 237979,6545 тыс. рублей. Увеличение производительности труда также  положительно повлияло на выручки в  виде увеличения ее на 668347,3755 тыс. руб. 

Дальнейшее улучшение  показателей экономической эффективности  в цементной промышленности обеспечивается применением наиболее эффективных  технологических способов и совершенного оборудования, широким внедрением катализаторов  и интенсифи-каторов процессов обжига клинкера, помола цемента и коренными усовершенствованиями процессов пылеулавливания.


Информация о работе Анализ основных средств предприятия на примере Щуровского завода