Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение теоретического материала по анализу показателей платежеспособности и ликвидности предприятия, для определения путей улучшения финансового состояния коммерческих предприятий.
Для достижения данной цели курсовой работы определенны следующие задачи:
1. Изучить сущность ликвидности и платежеспособности предприятия, а также методы их управления;
2. Рассмотреть систему управления ликвидностью и платежеспособности предприятия;
3. Проанализировать методы оценки ликвидности и платежеспособности предприятия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИКВИДНОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Сущность ликвидности предприятия 7
1.2 Определение категории «платежеспособность» предприятия 11
2. АНАЛИЗ ЛИКВИДНОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 15
2.1 Значение анализа ликвидности и платежеспособности предприятия 15
2.2 Основные коэффициенты ликвидности и платежеспособности предприятия 17
2.3 Оценка платежеспособности предприятия на основе изучения потоков
денежных средств 24
2.4 Методы диагностики вероятности банкротства 25
3. УПРАВЛЕНИЕ ЛИКВИДНОСТЬЮ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 31
3.1 Нормативно-методические аспекты аналитического управления и оценки
финансового состояния организации 31
3.2 Анализ и диагностика финансового состояния и финансовой
устойчивости предприятия 34
3.3 Пути повышения ликвидности и платежеспособности 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2.doc

— 502.00 Кб (Скачать файл)

III класс – проблемные  предприятия;

IV класс – предприятия  с высоким риском банкротства  даже после принятия мер по  финансовому оздоровлению. Кредиторы рискуют потерять свои средства и проценты;

V класс – предприятия  высочайшего риска, практически  несостоятельные.

Таблица 2.3

 Группировка предприятий  на классы по уровню платежеспособности

Показатель

Границы классов согласно критериям

I класс

II класс

III класс

IV класс

V класс

Рентабельность совокупного капитала, %

30 и выше (50 баллов)

29,9 – 20 (49,9 – 35 баллов)

19,9 – 10 (34,9 – 20 баллов)

9,9 – 1 (19,9 – 5 баллов)

Менее 1 (0 баллов)

Коэффициент текущей ликвидности

2,0 и выше (30 баллов)

1,99 – 1,7 (29,9 – 20 баллов)

1,69 – 1,4 (19,9 – 10 баллов)

1,39 – 1,1 (9,9 – 1 баллов)

1 и ниже (0 баллов)

Коэффициент финансовой независимости

0,7 и выше (20 баллов)

0,69 – 0,45 (19,9 – 10 баллов)

0,44 - 0,30 (9,9 – 5 баллов)

0,29 – 0,20 (5 – 1 баллов)

Менее 0,2 (0 баллов)

Границы классов

100 баллов и выше

99 – 65 баллов

64 – 35 баллов

34 – 6 баллов 

  1. баллов

 

Для определения  реальной  возможности  предприятия  восстановить (утратить) платежеспособность рассчитывают  коэффициент  восстановления (утраты) платежеспособности. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г. №127-ФЗ временный управляющий, назначаемый в процессе наблюдения, на основе анализа финансового состояния готовит предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства. [11]

Мировой опыт показывает, что при оценке несостоятельности используются два критерия:

- недостаточность имущества для оплаты задолженности  (Н.П. Любушин называет его неоплатностью);

- неплатежеспособность, то  есть неспособность должника  к платежам.

В целях повышения корректности оценки вероятности банкротства «своего» предприятия целесообразно производить расчеты не по одной, а по ряду имеющихся моделей, методик, рекомендаций.

Наряду с выбором методики, практическими расчетами, связанными с оценкой риска банкротства, важным этапом аналитического исследования в этой области является разработка комплекса мер (программы, плана финансового оздоровления, системы управленческих решений), направленных на повышение финансовой устойчивости предприятия. Естественно, такой комплекс мер будет индивидуальным для каждой фирмы. Однако при его разработке следует учесть и общие рекомендации, содержащиеся в рассмотренных выше нормативных документах, а также в экономической литературе. Здесь полезно изучить работы таких авторов, как Г.В. Савицкая (16, с. 309-310), В.В. Ковалев и О.Н. Волкова (10, с. 398-399), Э.И. Крылов (18, гл. 3) и др.

Закон «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции 1992 года критерием несостоятельности устанавливал «неоплатность», то есть когда общая стоимость задолженности превышала стоимость имущества. Однако при следовании этому принципу, как показала практика, предприятия могли длительное время показывать свою «оплатность» путем изменения дебиторской и кредиторской задолженности, переоценкой активов. Закон о несостоятельности 1998 и 2002 годов изменил критерий несостоятельности, которым стала неплатежеспособность, то есть неспособность осуществлять платежи. В статье 3.2 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127 ФЗ указано, что юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. [15]

Необходимо отметить, что признание предприятия неплатёжеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса не означает признание предприятия банкротом и не меняет его юридического статуса.

В следующей главе мы рассмотрим управление ликвидностью и платежеспособности предприятия, пути их повышения, нормативно-методические аспекты аналитического управления и оценки финансового состояния организации.

 

 

3. УПРАВЛЕНИЕ ЛИКВИДНОСТЬЮ  И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬЮ

 

3.1 Нормативно-методические аспекты аналитического управления и оценки финансового состояния организаций

 

Анализ финансового состояния предприятия представляет собой инструмент для принятия управленческих решений, является одним из этапов управления, в ходе которого обосновываются те или иные управленческие решения и оценивается их экономическая эффективность.

В отечественной и зарубежной научной литературе существует множество методических подходов к оценке финансового состояния организации. Особый интерес представляют работы А.Д. Шеремета, В.В. Ковалева, Л.Н. Гиляровской, О.В. Ефимовой, М.В. Мельник и др. Весь спектр методических подходов к оценке финансового состояния предприятия позволяет выделить следующие этапы:

– расчет системы финансовых коэффициентов;

– рейтинговая (интегральная) оценка финансового состояния;

– диагностика вероятности банкротства предприятия.

Результаты деятельности предприятия и его финансовое состояние интересуют собственников, менеджеров, кредиторов, инвесторов, партнеров, государство, то есть внутренних и внешних пользователей экономической информации. Каждый из них в зависимости от целей и задач анализа разрабатывает свои методические подходы к оценке финансового состояния и расставляет свои акценты. [6]

Инвестор основной целью анализа финансового состояния предприятия ставит оценку его прибыльности, доходности, уровня использования производственного и экономического потенциала.

При наличии частных целей анализа у отдельных субъектов основной целью анализа финансового состояния предприятия для всех пользователей (внешних и внутренних) является оценка положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления, а также выявление ключевых проблем предприятия и оптимальных путей их решения. Правительство РФ, Министерство экономики и Министерство финансов РФ на протяжении десяти лет разрабатывают и совершенствуют методические подходы к анализу финансового состояния предприятий. [7]

Рассмотрим нормативные акты, регламентирующие процедуры анализа финансового состояния.

В 1994 г. основным документом, регламентирующим методику оценки платежеспособности и финансовой устойчивости предприятий, стало Постановление Правительства РФ от 20.05.94 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» (в настоящее время утратил силу).

В 1997 г. Приказом Министерства экономики РФ от 01.10.97 г. № 118 были утверждены «Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций)», которые предназначались в том числе для оценки эффективности финансового менеджмента организации и ее финансово-хозяйственной деятельности. Согласно данному нормативному акту анализ финансового состояния предприятия рассматривается как основной инструмент эффективного управления финансами, способствующие формированию стратегических целей предприятия, «адекватных рыночным условиям».

Возникла потребность в расширении системы показателей, отражающих все процессы и явления хозяйственной и финансовой деятельности предприятий.

Такая попытка была предпринята в 2001 г. в следующих нормативных актах:

– приказ Министерства финансов РФ от 06.11.01 г. № 274 (в ред. приказа Минфина РФ от 15.02.02 г. № 36) «Порядок проверки текущего финансового состояния организации – получателя бюджетного кредита на осуществление инвестиционных проектов в угольной отрасли, размещаемых на конкурсной основе»;

– приказ Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23.01.01 г. № 16 «Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций».

Указанные выше нормативные акты определили цель анализа финансового состояния как оценку платежеспособности, устойчивости, эффективности и динамичности развития организации, а также ее инвестиционной привлекательности.

Постановлением Правительства РФ от 25.06.03 г. № 367 утверждены Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа. Данные Правила дают возможность анализ имущества предприятий и источников его формирования, сгруппировать активы по степени ликвидности, пассивы – по срочности погашения, оценить структуру выручки и чистую прибыль предприятий на основе их публичной финансовой отчетности («Бухгалтерский баланс», «Отчет о прибылях и убытках»). На основе финансовых коэффициентов и методики их расчета, представленных в Правилах, можно оценить абсолютную и текущую ликвидность, выявить степень платежеспособности предприятий, определить финансовую устойчивость и наличие просроченных платежей, оценить рентабельность активов и уровень доходности хозяйственной деятельности организаций на основе расчета нормы чистой прибыли.

Постановление № 367 определяет направления анализа внешних и внутренних условий деятельности предприятий и рынков, на которых они функционируют, что, безусловно, повышает его практическую ценность. К его достоинствам также можно отнести содержание требований к анализу инвестиционной и финансовой деятельности предприятий, к анализу возможности безубыточной деятельности предприятий. В качестве основного недостатка данного документа можно отметить отсутствие в составе финансовых показателей коэффициентов рентабельности, характеризующих эффективность использования собственного капитала, производственных ресурсов, инвестиций; оборачиваемости активов; структуры капитала, характеризующих финансовую устойчивость предприятий. Правила, как и другие нормативные акты, не содержат критериальных значений финансовых показателей, используемых для анализа финансового состояния предприятий различных отраслей и видов деятельности.

Постановлением Правительства РФ о реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» от 30.01.03 г. № 52 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.08.2003, № 535, от 02.10.2003 №611, от 31.12.2008, №1092 ) утверждена Методика расчета показателей финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей, которая установила порядок расчета показателей финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих долги, и критерии значений этих показателей. В Методике рассматривается шесть показателей: коэффициенты абсолютной, критической и текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами, финансовой независимости, финансовой независимости в отношении формирования запасов и затрат; причем, значение каждого коэффициента оценивается в баллах в соответствии с установленными критериями и по сумме баллов определяется тип финансовой устойчивости предприятия (организации).

В 2005 г. Правительство РФ постановило разработать методику учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий, позволяющую оценить всю финансово-экономическую информацию о финансово-хозяйственной деятельности предприятия (Постановление Правительства РФ от 21.12.05 г. № 792 (ред. от 03.02.2007) «Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности»).

В 2006 г. Министерство экономического развития и торговли РФ приказом от 21.04.06 г. № 104 (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 13.12.2011 №730 ) утвердило Методику проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций. Данная Методика устанавливает порядок учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и определяет набор сведений для проведения текущего анализа финансового состояния этих предприятий. В состав таких сведений входят финансовые показатели, способы их расчета и критерии группировки в соответствии со степенью угрозы банкротства предприятий (организаций). [19;21]

Рассмотрение методических подходов, содержащихся в нормативно-законодательных актах, показало, что анализ финансового состояния связанный с исследованием отдельных сторон деятельности предприятия, позволяет диагностировать вероятность банкротства, возможность предоставления кредита, оценить эффективные направления формирования финансовой политики предприятия. Однако такой вид анализа является локальным, тематическим. Нормативные акты не содержат методических подходов для проведения комплексного анализа финансового состояния предприятий (организаций). Кроме того, по-прежнему остается актуальным вопрос разработки критериев оценки финансового состояния предприятия в разрезе видов деятельности, отраслей национальной экономики.

Информация о работе Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия