Анализ и диагностика хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 10:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение основ организации и технических приёмов проведения экономического анализа, приобретение практических навыков в выполнении аналитических расчётов при оценке итоговых показателей производственной деятельности отделения дороги, экономическая интерпретация полученных в результате анализа данных и определение направления поиска резервов улучшения его экономической деятельности.
Анализ выполняется по условным данным о работе дороги. По формулам рассчитываются показатели, входящие во взаимосвязанную систему, определяющую результативный показатель.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Исходная информация для анализа причин отклонения
от плана отчётной величины показателя……………………………………… 5
Анализ выполнения плана перевозок…………………………………… 8
Анализ выполнения плана доходов……………………………………. 20
Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок….. 25
Анализ прибыли …………………………………………………..…… 30
Анализ производительности и фонда оплаты труда………….……… 34
Заключение…………………………………………………………………….. 40
Список литературы…………………………………………………………….. 41

Вложенные файлы: 1 файл

aid_1-2_variant — копия.docx

— 264.43 Кб (Скачать файл)

за счёт роста объема перевозок, что привело к увеличению расходов на 70625 млн. руб. или 3,606%;

за счёт роста себестоимости перевозок, что привело к снижению расходов на 32445 млн. руб. или 1,656 %.

Рост себестоимости перевозок обуславливается ростом и снижением составляющих её показателей:

2.1) изменение себестоимости  перевозок под воздействием объема  перевозок снизило расходы на 19034,92 млн. руб., что составляет 0,972 %;

2.2) изменение структуры перевозок по их видам снизило расходы на 4589,81 млн. руб. или 0,234 %;

2.3) изменение населенности  пассажирского вагона увеличило расходы на 1770,33 млн. руб., что в относительном выражении составляет 0,09 %;

2.4) изменение структуры  перевозок по типам тяги привело  к снижению расходов на 28959,79 млн. руб. или 1,479%;

2.5) изменение качества  использования подвижного состава  снизило расходы на 19872,81 млн. руб., что в относительном выражении составляет 1,015%.

2.6) изменение цен и  отклонений от плановых норм  затрат привело к росту расходов на 38242 млн. руб. или 1,952 %.

Себестоимость то в отчетном году так же выросла на 0,739 млн. руб. Факторы, повлиявшие на снижение/увеличение себест-ти аналогичны по своему составу и группировки приведенным выше.

 

Схема влияния отдельных факторов на расходы и себестоимость перевозок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ прибыли

Важным фактором образования прибыли являются доходы, получаемые дорогой за выполненные грузовые и пассажирские перевозки, а также от подсобно-вспомогательной деятельности и прочей деятельности и экономии от сокращения расходов.

Анализ выполнения плана прибыли дороги произведем на основании таблицы 5.1.

Анализ выполнения плана прибыли отделения дороги, млн.р.

Таблица 5.1.

Можно сделать вывод по таблице 5.1, что за отчётный период общая прибыль по сравнению с планом уменьшилась на 6003,13 млн. руб. Это связано, в первую очередь, с уменьшением прибыли от перевозок на 3608,13 млн. руб. т.е. расходы от перевозок растут быстрее, чем доходы. Аналогичные показатели и у подсобно – вспомогательной деятельности, её прибыль по отношению к плану снизилась на 2400 млн. руб. Небольшим плюсом сказалась прибыль от местных перевозок, рост составил всего 5, млн. руб.

Анализ прибыли от перевозок, млн.р.

Таблица 5.2.

В целом же отделение дороги в отчётном периоде имеет неплохой результат, ниже, чем планировалось, но всё же прибыль составила 237793,97 млн. руб.

По таблицу 5.2. можно сделать вывод, что прибыль по перевозкам в отчетном периоде по сравнению с планом уменьшилась на 3608,13 млн. руб. Даже выросшие показатели доходов от перевозок не смогли оправдать ожидаемых результатов.

Анализ интенсивности использования основных производственных фондов (фондоотдачи) и уровня рентабельности перевозок произведем по следующим формулам:

- натуральный показатель  фондоотдачи 

Фо = ΣPl пр / ОПФ,

где Фо - фондоотдача, приведенная на 1 руб. основных производственных фондов, тыс. руб.;

- стоимостной показатель  фондоотдачи 

Фо = D / ОПФ;

- уровень общей рентабельности

Rо = Пpl * 100 / ОПФ ,

где Пpl – прибыль от перевозок, ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

На основании этих формул, исходных данных и выполненных ранее расчетов построена таблица 5.3.

Интенсивность использования ОПФ и уровень рентабельности.

Таблица 5.3.

Анализируя таблицу 5.3. можно сдлеать вывод, что увеличение стоимости основных производственных фондов в отчетном периоде по сравнению с плановым на 10,43 % отрицательно сказалась на остальных анализируемых показателях. Повышение может быть вызвано, например, обновлением локомотивного и вагонного парка, так же приобретением др. новых основных средств или др. факторами (например, переоценка, инвентаризация и др.) на 850000 млн. руб.

Фондоотдача в натуральном выражении снизилась на 7,98%. В стоимостном выражении уменьшилась на 8,01% или на 0.02 руб/руб ОПФ. Рентабельность также снизилась на 10,87%. В результате, наблюдается ухудшение всех основных показателей. Прибыль снизилась на 1,57%, в то время как приведенные т-км. выросли на 1,62%.

Предприятия экономически заинтересованы в росте фондоотдачи, поскольку при этом достигается снижение расходов (в части затрат на амортизацию и ремонт основных фондов), рост чистой прибыли. Однако в данном случае, цель предприятия в другом, возможно, обновление вагонного и локомотивного парка, переход на более эффективный вид тяги и тд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ производительности и фонда оплаты труда.

Следует произвести пофакторный анализ выполнения плана по производительности труда. Расчеты целесообразно произвести в табл. 6.1.

Расчет данных для таблицы 6.1. ведется в следующем порядке:

1. На основе данных  приложения 1 определим численность  независящего (условно-постоянного) контингента:

=14550-2779,05=11770,95

2. Произведем корректировку  численности эксплуатационного  штата на фактический объем  перевозок:

=11770,95+1,016178349*2779,05=14595

3. Рассчитаем три значения  производительности труда  - плановую, фактическую и скорректированную на фактический объем перевозок (право):

Пплтр=Σ plплпр / Кплэ ,=1000*51674 / 14550 =3551,478

Пфтр = Σ plфприв / Кфэ ,=1000*52510 / 14730 =3564,834

П,тр(Σplпр )= Σplфпр / К,э(Σplпр)=1000*52510 / 14595 = 3597,817

Определим величину дополнительных трудовых ресурсов в результате наличия сверхурочных часов (СВР, ч-час):

,

где - номинальный фонд рабочего времени (ч), принимаемых по календарю года исполнения работы – 2000 часов.

СВР = 102000 час; = 102000/2000=51 чел.

5. Рассчитаем производительность  труда с учетом неучтенных  факторов (сверхурочных): ПСВРтр = Σplфтр / КСВРэ,.

где КСВРэ = Кфэ+ КуслСВР=14730+51=14781

ПСВРтр=52510*1000 / 14781= 3552,534

Анализ производительности труда.

Таблица 6.1.

Показатели

План

План скорректированный на фактический объем перевозок

Отчет

То же с учетом неучтенных факторов

Индекс приведенных тонно-километров

-

1,016178349

-

-

Численность эксплуатационного штата

14550

14595

14730

14781

В т.ч. в части, зависящей от объема перевозок

2779,05

2824

2783,97

 

Производительность труда, тыс. привед. ткм/чел

3551,478

3597,817

3564,834

3552,534


 

После заполнения табл. 6.1 произведем пофакторный анализ отклонений производительности труда.

1. Рассчитаем темп прироста  производительности труда (+):

тПтр=(Пфтр -Пплтр)/ Пплтр*100 = (3564,834-3551,478)*100/3551,478=0,3761

2. Определим отклонение  производительности труда от  плановой (базовой) в зависимости  от объема перевозок в приведенных  т-км:

ΔП%тр(Σplтр)=(П,тр(Σplпр) – Пплтр) / Пплтр* 100 = (3597,817 - 3551,478)*100/3551,478=1,3048

и других качественных факторов (kf), определяющий среднесписочную численность работников:

ΔП%тр(kf) = (ПФтр – П,тр(Σplтр))/Пплтр* 100=(3564,834-3597,817)*100/3551,478= -0,9287

Баланс отклонений :

ΔП%тр = ΔП%тр(Σplтр) + ΔП%тр(kf)=1,3048-0,9287=0,3761

3. Произвести расчет отклонения  производительности труда с учетом  неучтенного в результате наличия  сверхурочных работ штата:

ΔП%тр(СВР) =( ПСВРтр - ПФтр )/ Пплтр* 100= 3552,534*100/3551,478= -0,3463 %

4. Определить действительный  рост производительности труда  с учетом фактически используемых  трудовых ресурсов (сверхурочных  часов работы):

ΔП%тр(с учетом СВР) = ΔП%тр(Σplпрkf) + ΔП%тр(СВР) =0,3761- 0,3463= 0,0297 %

 

По полученным данным можно сделать следующие выводы:

1. Производительность труда  без учета сверхурочной работы  в текущем году увеличилась на 0,37 %. Это произошло за счет роста производительности труда при изменении объема перевозок на 1,30 % , и за счет снижения по другим качественным показателям, определяющим среднесписочную численность на -0,92 %.

2. Отклонение производительности  за счёт сверхурочных работ  составило -0,346%. Следовательно, в действительности производительность труда по отделению выросла на 0,029 %.

Схема влияния факторов на изменение производительности труда

 

 

После анализа производительности труда рассчитаем отклонения от плана фонда заработной платы. Для этого выполним расчет заработной платы (Z) по плану и отчету, рассчитаем «право» дороги по фонду заработной платы на фактически полученный объем доходов. Расчет производится по формулам:

ЕплФОТ = Кплэ * Zпл* 12, -плановый фонд оплаты тр.

ЕфФОТ = Кфэ * Zф* 12- фактич. Фонд оплаты тр.

Е,ФОТ(ΣD) = ЕплФОТ(1+ (к* ΔD%pl / 100), - фактич

Где: Z- Среднемесячная заработная плата,

к – процент увеличения (+) или снижения (-) планового фонда оплаты труда за каждый процент увеличения (+) или снижения (-) доходов.

По действующим положениям к = 0,6%.

ЕплФОТ=1958325 *0,191=374040,075млн. руб.;

ЕфФОТ= 1996505*0,189=377339,445 млн. руб.

Пофакторный анализ отклонений фонда оплаты труда от плана:

1)ΔЕФОТ = ЕфФОТ – ЕплФОТ;

ЕФОТ =377339,445 – 374040,075= 3299,37 млн. руб. – изменение фонда оплаты труда.

Zпл=374040,075 /12*14550= 2.1423 млн. руб.

Zф=377339,445 /12*14730= 2.1348 млн. руб.

2)ЕФОТ(Кэ) = (Кфэ – Кплэ)* Zпл* 12;

ЕФОТ(Кэ)= (14730-14550)*2.1423*12 = 4627,3 млн. руб.- изменение фонда оплаты труда за счёт фактора численность эксплуатационного штата.

3)ЕФОТ(Z) = (Zф – Zпл)* Кфэ * 12.

ЕФОТ(Z)=(2.1348-2.1423)*14730*12= -1327,930 млн. руб. – изменение фонда оплаты труда за счёт фактора, заработная плата.

Баланс отклонений составляет:

4)ΔЕфот = Δ ЕФОТ(Кэ) + ЕФОТ(Z) = 4627,3-1327930= 3299,37

Отклонения фактического фонда заработной платы от скорректированного на фактический объем доходов – «право» - определяется следующим образом:

+/- ЕФОТ = ЕфФОТ - Е,ФОТ(Dpl).

Знак (+) – перерасход фонда заработной платы против «права» на выполненный объем доходов, знак (-) – экономия.

ΔD%pl = (2255281,628 – 2231535,162*1,618)/ 2231535,162*100 = -0,554

Е,ФОТ(ΣD) = 374040,075*(1+(0.6*(-0,554)/100)) = 372797,436 млн. руб.

+/- ЕФОТ = 377339,445 - 372797,436 = 4542,014 млн. руб.

По полученным данным можно сделать следующие выводы:

В отчетном году наблюдается дефицит средств на оплату труда. Плановые расходы по фонду заработной платы вышли за пределы "права" (превысили допустимые рамки) на 4542,014 млн. руб.

Схема влияния факторов на фонд заработной платы выглядит следующим образом:

 

 

 

Заключение.

В ходе работы был проведен анализ показателей хозяйственной деятельности предприятия.

По имеющимся данным можно судить о качестве использования перевозок, как грузовых, так и пассажирских, при этом, качество использования работы незначительно повысилось.

          В отчетном году по сравнению с базисным погрузка грузов, в целом по отделению, увеличилась на 559,29 тыс. тонн., что привело к перевыполнению плана на 52,92%. Фактические же показатели по погрузке в некоторых случаях значительно разошлись с плановыми. Наибольшее расхождение наблюдается: Чёрные металлы (18,6% к плану), Металлолом (13,17%),Мука (17,05%), также прочие на 3,97%.

Полученные данные свидетельствуют о положительной тенденции работы дороги, рациональном использовании вагонов и контейнеров по грузоподъемности. Однако темпы роста/снижения погрузки по отдельным родам грузов оказались неодинаковыми. Это признак структурных изменений в погрузке по родам грузов. Они сказываются на уровне средних показателей статической нагрузки грузового вагона и времени занятия вагонов под грузовой операцией.

Информация о работе Анализ и диагностика хозяйственной деятельности