Анализ издержек обращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Издержками обращения называются выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по планомерному доведению и реализации товаров потребителям. Они включают расходы на оплату труда работников торговли, транспортирова¬ние, хранение, упаковку, подсортировку и подготовку товаров к продаже, а также расходы на организацию закупки и реализации, на управление торговлей, ведение учета и контроля за выполне¬нием планов торгово-финансовой деятельности.

Содержание

1. Введение
2. Основная часть
2.1. Краткая организационно – правовая характеристика и экономическая характеристика предприятия
2.2. Экономическая характеристика издержек обращения в торговле
2.3. Классификация издержек обращения, их уровень и структура
2.4. Издержки обращения по звеньям торговли, отраслям деятельности, торговым системам и группам товаров
2.5. Показатели издержек обращения
2.6. Планирование издержек обращения
2.7. Анализ издержек обращения
3. Заключение
4. Список использованной литературы
5. Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

analiz.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Еще более заметно  различаются издержки обращения  по отдельным видам товаров. Больших затрат требует продажа овощей, хлеба, рыбы, культтоваров, товаров хозяйственного назначения и др.

Значительные колебания  уровня издержек обращения выдвигают необходимость более точного определения их величины по конкретным товарам в оптовой и розничной торговле города и села, на предприятиях общественного питания, в заготовительных организациях. Необходимость в уточненных расчетах вызывается также требованиями установления научно обоснованных торговых скидок по товарам для совершенствования нормативного планирования издержек обращения, выявления резервов и устранения непроизводительных потерь.

При изучении издержек обращения  по товарам используются показатели специализированной торговой сети, документального  выборочного учета, коэффициенты сравнительной  издержкоемкости, экономико-математические методы.

Известное представление  об уровне издержек по товарным группам  могут дать показатели первичного бухгалтерского учета узкоспециализированных магазинов. Вместе с тем эти данные нельзя распространять на всю торговую сеть из-за незначительного удельного веса специализированных магазинов и более низкого в них уровня издержек обращения по сравнению с универсальной торговлей.

Примерные уровни издержек обращения по товарным группам на базе существующего учета можно определить методом распределения расходов на основе коэффициентов сравнительной издержкоемкости товарных групп.

Под издержкоемкостью в торговле понимается сумма расходов, приходящихся на 1 руб. (или 100 руб.) оборота, что по своему численному значению совпадает с уровнем издержек (в процентах к товарообороту). Коэффициенты издержкоемкости показывают соотношение уровней расходов каждой товарной группы по отношению к товару, принятому за базу сравнения. Для расчета используются отчетные данные об издержках обращения и экономические показатели, отражающие затраты по каждой статье издержек обращения. К числу таких факторов-показателей можно отнести затраты времени на реализацию единицы каждого вида товара, средние цены, соотношение общего (брутто) и чистого (нетто) веса перевозимых товаров, средний товарный запас и др.

Поочередно по каждому  фактору отдельно определяются частные коэффициенты-соотношения  (К1, К2 и т. д.) этого показателя (фактора) по всем группам товаров, один из которых принимается за базу сравнения (например, соотношение цен каждого товара с товаром, цена которого принята за 1).

Перемножением частных  коэффициентов рассчитывается общий коэффициент издержкоемкости по данной статье каждой товарной группы (К1, К2, .... К).

Расчет нетоварных расходов проводят следующим образом:

 

  1. Определяют средневзвешенный коэффициент издержкоемкости (К) по всему товарообороту

                                 


                                          К=

 

Где    ki; — коэффициент издержкоемкости по данной статье каждой товарной группы;

aj — доля (в %) данной товарной группы в товарообороте.

К=S(2,12*16)  =  0,3392

100

2. Исчисляют уровень данной статьи расходов по товару, издержкоемкость которого принята за единицу Uf.


Uf=

 

где U — средний уровень расходов по данной статье.

Uf=0,5 тыс.  руб.  =  1,47 тыс.  руб.

        0,3392

3. Определяют уровни расходов по каждой товарной группе

Ui=Uf*Ki

Ui= 1,47 тыс. руб.*2,12=3,12

 

С помощью этого метода косвенным путем распределяются по товарам и прямые расходы, что приводит к некоторым неточностям. Однако его применение с использованием ЭВМ обеспечивает возможность без значительных затрат средств и времени при существующей системе учета определять соотношения и уровень расходов на реализацию товаров в целом по магазину, организации, области.

Более точным следует  считать метод определения издержек обращения по товарным группам, основанный на непрерывном текущем наблюдении за деятельностью предприятий, типичных для всей торговли. Такой потоварно-групповой учет издержек обращения используют в магазинах, на мелкооптовых базах, выделенных на самостоятельный баланс, в торгах или централизованных бухгалтериях по отношению к тем предприятиям, по которым издержки учитываются по всем статьям.

На основе первичных документов обеспечивается возможность получить более достоверные сведения о величине прямых расходов на реализацию отдельных товаров (транспортные расходы, заработная плата и др.). Другие статьи (расходы по аренде, капитальному и текущему ремонту, амортизации и содержанию основных средств, проценты за кредит и др.) распределяются по-разному с учетом условий работы магазинов, складов и баз: пропорционально товарообороту или занимаемой площади, величине средних запасов товаров и т. д.

Помимо указанных методов, для изучения издержек обращения по группам товаров и их видам все чаще используются экономико-математические методы, позволяющие установить связи и зависимость издержек обращения от различных факторов.

 

2.5  Показатели  издержек обращения.

     Величина издержек обращения характеризуется абсолютной суммой и уровнем.

 

   Уровень издержек  обращения, рассчитанный как   процентное отношение суммы издержек обращения к объему товарооборота, является одним из важнейших оценочных показателей результатов деятельности торгового предприятия. Он служит ориентиром для установления размера торговой надбавки к цене реализуемого товара.

  В настоящее время  средний  уровень издержек  обращения в розничной торговле страны составляет 18-20 % при рентабельности в пределах 4-6 %.

  Уровень издержек  обращения значительно колеблется  по регионам и типам торговых  организаций, что обусловлено  особенностями покупательской способности  населения, развитие производства  товаров , транспортных коммуникаций, условиями товароснабжении торговой сети, объемом и структурой товарооборота.

  Различается уровень  издержек обращения в зависимости  от группы и видов реализуемых  товаров. В торговле  продовольственными  товарами он выше  в среднем  15-18 %, чем в торговле непродовольственными  товарами   (7-8 %), из-за больших расходов по транспортировке, хранению, расфасовке, естественной убыли товарных потерь и расходов по таре. Наиболее высок уровень издержек обращения при продаже овощей, картофеля, алкогольных напитков, молочных продуктов и хлебобулочных  изделий. В группе непродовольственных товаров наиболее издержкоемкими являются товары хозяйственного и культурно-бытового назначения длительного пользования. Установлено , что расходы на реализацию продовольственных товаров в 1,5-2 раза больше расходов на реализацию непродовольственных товаров на ту же сумму. Большинство непродовольственных товаров в торговую сеть поставляют крупными партиями, по более высоким ценам, что обуславливает более низкий уровень расходов по их транспортированию, хранению и реализации. В определенной степени этим объясняется, различие уровней издержек обращения торговых предприятий в зависимости от их товарной специализации и ассортимента структуры товарооборота.

Помимо структуры и  объема товарооборота, на уровень затрат предприятий влияет много других факторов. Так, неравномерное размещение предприятий-производителей товаров, определяет различие в транспортных расходах торговых предприятий; из-за сезонности производства и потребления ряда товаров приходится создавать запасы, что приводит к увеличению расходов по их хранению.

    1. Планирование издержек обращения

План издержек обращения  отражает величину текущих расходов, необходимых для выполнения различными товаропроводящими звеньями, торговыми системами, организациями и предприятиями установленного для них плана товарооборота и прибыли.

В соответствии с действующим  порядком план издержек обращения разрабатывается предприятиями самостоятельно и утверждается их руководителями, что значительно повышает требования к обоснованию плановых расчетов. От их выполнения. зависят конечные финансовые результаты, возможности увеличения основных и оборотных средств, величина фондов материального стимулирования, развития торговли и социально-культурных мероприятий.

Важной задачей планирования издержек обращения является выявление  резервов снижения расходов за счет роста производительности труда, лучшего использования основных и оборотных средств, сокращения административно-управленческих расходов, устранения потерь от бесхозяйственности. При определении уровня издержек обращения на плановый период учитывают рост объема товарооборота и изменения его структуры, прирост розничной и складской торговой сети, изменение ее технической оснащенности, механизацию трудоемких процессов и т. д.

С учетом указанных факторов торги (объединения, фирмы) составляют проект плана издержек обращения и представляют его в управление торговли, а последние — в министерства торговли союзных республик. Согласованный и увязанный с расчетами прибыли, фондами стимулирования проект плана издержек обращения служит для обоснования указанных планов в низовых звеньях торговли и общественного питания.

В плане определяется общая сумма издержек обращения, необходимая для обеспечения нормальной работы торговых организаций, уровень издержек в процентах к общему объему розничного оборота, отдельно по организациям (предприятиям) розничной торговли и общественного питания.

Составлению плана предшествует изучение отчетных и ожидаемых показателей издержек обращения. Задача состоит в том, чтобы выявить тенденции издержек обращения, изучить факторы, влияющие на их общий уровень, и отдельные статьи расходов, определить обоснованность величины затрат, выявить резервы экономии и меру обеспечения высокой культуры обслуживания.

В процессе изучения отчетных данных издержки обращения оцениваются  в целом по уровню и по отдельным статьям.

Разница между плановым и фактическим (базисным и отчетным) уровнем издержек показывает их относительную экономию или перерасход. Для этого товарооборот отчетного периода умножают на размер изменения уровня издержек обращения и делят на 100.

Интенсивность изменения  уровня издержек обращения характеризуется темпами их увеличения либо снижения, которые рассчитываются в процентах как отношение размера изменения к первоначальному уровню издержек обращения.

В процессе анализа и составления плана издержек обращения следует учитывать количественную меру влияния на них следующих основных факторов: объема и структуры товарооборота, цен на товары и услуги, уровня производительности труда, внедрения прогрессивных методов продажи товаров и обслуживания покупателей и др. Необходимо учитывать также факторы, характеризующиеся качественными признаками (расположение магазинов, их специализация и др.).

С увеличением объема товарооборота уровень издержек обращения снижается, поскольку товарооборот растет, как правило, более высокими темпами в сравнении с суммой издержек обращения. При этом относительно медленнее могут расти издержки обращения по всем статьям, хотя степень зависимости от объема товарооборота у разных статей неодинакова. В зависимости от влияния товарооборота издержки принято делить на условно-переменные (транспортные расходы, заработная плата, проценты за кредит, расходы по таре и др.) и условно-постоянные (расходы по аренде и содержанию зданий и оборудования, амортизационные отчисления, административно-управленческие расходы и др.

С ростом объема товарооборота  сумма условно-переменных расходов увеличивается, что может сопровождаться повышением их уровня. Напротив, при  тех же условиях постоянные расходы  обычно изменяются незначительно, что ведет к снижению их уровня.

Нельзя, однако, не учитывать  условности деления издержек обращения  на зависимые и не зависимые от товарооборота, поскольку с его ростом далеко не всегда происходит: увеличение условно-переменных и уменьшение условно-постоянных издержек обращения. Например, издержки по транспортированию и хранению товаров, относящиеся к условно-переменным, могут снижаться под влиянием научно-технического прогресса, рационализации путей и звенности товародвижения, улучшения организации и условий хранения товаров, устранения бесхозяйственности. Напротив, увеличение значительной части условно-постоянных расходов может быть вызвано повышением качества обслуживания покупателей, строительством новых и реконструкцией действующих предприятий, введением дополнительных услуг и др.

Уровень издержек обращения  находится в обратной зависимости от изменения цен на товары.

Для определения влияния  изменения цен на уровень издержек обращения проводится перерасчет издержек обращения к обороту, выраженному в сопоставимых ценах. При этом следует иметь в виду, что по затратам, сумма которых зависит от стоимостной оценки товарооборота (нормируемые потери, расходы по оплате кредита, часть транспортных расходов, отчисления на подготовку кадров и др.), их уровень при изменении цен остается неизменным. Уровень других издержек изменяется в обратной зависимости от изменения уровня цен.

Информация о работе Анализ издержек обращения