Анализ заемного капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических основ анализа заемного капитала предприятия, и применение полученных знаний на практике, а также разработка предложений по совершенствованию системы управления заемным капиталом предприятия, на примере ОАО «Спировский Хлебокомбинат».

Содержание

Введение 3
Глава 1: Теоретические аспекты анализа заемного капитала 5
1.1 Значение и задачи анализа заемного капитала в современных условиях 5
1.2 Характеристика методов анализа заемного капитала 9
Глава 2: Анализ заемного капитала на ОАО «Спировский Хлебокомбинат» 12
2.1. Общая характеристика экономического состояния ОАО «Хлебокомбинат». 12
2.2. Анализ структуры заемного капитала ОАО «Спировский Хлебокомбинат» 17
2.3. Анализ основных показателей эффективности использования заемного капитала 25
2.4 Анализ кредитоспособности предприятия 31
Заключение 37
Список используемой литературы 41
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

анализ заемный капитал1.docx

— 125.76 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение                                                                                                        3

Глава 1: Теоретические аспекты анализа  заемного капитала             5

    1. Значение и задачи анализа заемного капитала в современных условиях                                                                                                          5

1.2 Характеристика методов анализа  заемного капитала                   9

Глава 2:  Анализ заемного капитала на ОАО «Спировский Хлебокомбинат»                                                                                            12

2.1. Общая  характеристика экономического  состояния ОАО «Хлебокомбинат».                                                                                         12

2.2. Анализ структуры заемного  капитала ОАО «Спировский Хлебокомбинат»                                                                                            17

2.3. Анализ основных показателей  эффективности использования заемного  капитала                                                                                         25

2.4 Анализ кредитоспособности  предприятия                                    31

Заключение                                                                                           37

Список  используемой литературы                                                      41

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Капитал организации - это значительная часть финансовых ресурсов организации, направляемая в текущую, финансовую и инвестиционную деятельность в целях получения прибыли. К основным характеристикам структуры капитала относится его деление по источникам формирования, по объекту инвестирования, по форме нахождения в процессе кругооборота.

Капитал - одна из фундаментальных экономических категорий, сущность, которой научная мысль выясняет на протяжении ряда столетий. Термин «капитал» происходит от латинского «capitalis», что означает основной, главный.

Выбор источника  долгового финансирования и стратегия  его привлечения определяют базовые  принципы и механизмы организации  финансовых потоков предприятия. Эффективность  и гибкость управления формированием  заемного капитала способствуют созданию оптимальной финансовой структуры  капитала предприятия.

Исходя  из этого, актуальность исследования обусловлена  необходимостью дальнейшего всестороннего  научного анализа управления формированием  заемного капитала предприятия, которое  оказывает непосредственное влияние  на финансовый результат деятельности предприятия, что, во-первых, позволит выбрать и обосновать наиболее рациональную стратегию привлечения заемных  средств, а, во-вторых, определить возможные  пути и необходимые меры по привлечению  капитала в реальную сферу деятельности предприятия.

Цель  курсовой работы состоит в изучении теоретических основ анализа заемного капитала предприятия, и применение полученных знаний на практике, а также разработка предложений по совершенствованию системы управления заемным капиталом предприятия, на примере ОАО «Спировский Хлебокомбинат».

Можно обозначить следующие задачи данной работы:

  1. изучение теоретических основ анализа заемного капитала, а именно понятие и его виды, сущность, эффективность привлечения заемных средств;
  2. анализ заемного капитала на предприятии (ОАО «Спировский Хлебокомбинат»;
  3. разработка основных предложений по совершенствованию управления заемным капиталом, и расчет эффективности использования заемных средств предприятия.

 

 

Глава 1: Теоретические аспекты анализа заемного капитала

 

1.1. Значение и задачи анализа заемного капитала в современных условиях

 

Как известно, формирование финансовых ресурсов предприятия осуществляется за счет собственных и заемных  средств. К собственным источникам финансовых ресурсов на действующих  предприятиях относится прибыль (от основной и других видов деятельности), амортизационные отчисления, выручка  от реализации выбывшего имущества. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают устойчивые пассивы, которые приравниваются к собственным  источникам, так как постоянно  находятся в обороте предприятия, используются для финансирования его  хозяйственной деятельности, но ему  не принадлежат. К ним относится: минимальная переходящая задолженность  по заработной плате и отчислениям  на социальное страхование, в пенсионный фонд, медицинское страхование, фонд занятости; минимальная задолженность  по резервам на покрытие предстоящих  расходов и платежей; задолженность  заказчикам по авансам и частичной  оплате продукции; задолженность бюджету  по некоторым видам налогов и  др. По мере функционирования предприятия (роста производственной программы, износа основных производственных фондов и т.д.) потребность в денежных средствах возрастает, что требует  соответствующего финансирования прироста капитала, поэтому при недостатке собственных средств предприятие  может привлекать средства других организаций, которые получили название заемный капитал [10,c.156].

Заемный капитал – это часть  капитала, используемая хозяйствующим  субъектом, которая не принадлежит  ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности. Необходимость  привлечения заемного капитала должна обосновываться предварительно сделанным  расчетом потребности в оборотных средствах. В состав заемных средств входят финансовый кредит, полученный от банковских и небанковских финансово-кредитных учреждений, коммерческий кредит от поставщиков, кредиторская задолженность предприятия, задолженность по эмиссии долговых ценных бумаг и др. В бухгалтерском учете заемные средства и кредиторская задолженность отражаются отдельно. Поэтому в широком смысле возможно выделение заемных средств и в узком смысле – собственно финансового кредита. Разница между заемными средствами в широком и узком смысле представляет собой привлеченные средства. С одной стороны, привлечение заемных средств – это фактор успешного функционирования предприятия, который способствует быстрому преодолению дефицита финансовых ресурсов, свидетельствует о доверии кредиторов и обеспечивает повышение рентабельности собственных средств. С другой стороны, предприятие обременяется финансовыми обязательствами. Одна из главных оценочных характеристик эффективности управленческих финансовых решений – величина и эффективность использования заемных средств[5,c.85].

Заемный капитал может использоваться как для формирования долгосрочных финансовых средств в виде основных фондов (капитала), так и для формирования краткосрочных (текущих) финансовых средств  для каждого производственного  цикла.

Любое предприятие должно оплачивать свои счета так, чтобы еще оставалось достаточно денег на улучшение дела. Но основная цель бизнеса состоит в приращении стоимости предприятия, а значит и в увеличении богатства владельцев, посредством расширения дела. "Увеличение богатства владельца" - звучит довольно просто. Все, что для этого нужно, - это продавать хорошие товары и услуги дороже издержек их производства. Однако, прежде чем вы начнете получать какую-либо выручку от продаж, вам потребуются деньги, чтобы "запустить" бизнес. Но, даже поставив свое предприятие на ноги, вы не избавитесь от необходимости иметь внешний источник финансирования: вам может понадобиться дополнительная наличность, чтобы пережить спад или обновить производственные мощности и оборудование.

Поскольку без денег деньги не сделаешь, компании часто сталкиваются с необходимостью брать дополнительные средства в  долг. В использовании заемных  денег для извлечения прибыли  проявляется действие механизма  заимствования; заем в данном случае используется в качестве "рычага": он повышает потенциал заемщика в  производстве прибыли. Если вы соединяете собственные средства (ваш капитал) с заимствованными деньгами, вы тем  самым увеличиваете объем капитала, который можно вложить в дело. Покуда ваша норма прибыли на заемные  средства превышает процент, который  вы платите за этот заем, ваши дела идут хорошо. Однако механизм заимствования - палка о двух концах: он может  увеличить вашу прибыль, но может и принести убытки [8,c.123].

Заимствование осложняется тем, что  имеет множество источников, и  с каждым из них связаны свои преимущества и недостатки, издержки и выгоды. Задача финансового менеджера - найти  такое сочетание источников финансирования, которое имело бы наименьшую цену. Процесс этот динамичный, поскольку  изменение экономических условий  сказывается и на стоимости кредита. Помимо поиска источников финансирования финансовый менеджер должен следить  за эффективностью расходования средств. У большинства компаний потенциальных  статей расхода множество, а размеры  капитала ограниченны. Чтобы выбрать  наиболее рациональный способ расходования средств, управляющему финансами необходимо разработать такую методику отбора, которая позволила бы безошибочно  определить варианты, более других соответствующие целям организации.

Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем  его финансовых обязательств (общую  сумму долга). Эти финансовые обязательства  в современной хозяйственной  практике дифференцируются таким образом, как показано на (рис. 1). Формы финансовых обязательств предприятия, отражаемых в его балансе.

 


Рис.1: Формы финансовых обязательств предприятия, отражаемых в его балансе.

Анализ  своего заемного капитала предприятию  необходимо проводить для того, чтобы  выбрать и обосновать наиболее рациональную стратегию привлечения заемных  средств. Методы, с помощью которых  можно проанализировать заемный  капитал будут представлены ниже[2,c.456].

 

 

1.2 Характеристика методов  анализа заемного капитала

Деление источников оборотного капитала на собственные и заемные осуществляется на следующих условиях. За счет внутренних источников покрывается основная потребность  предприятия в ресурсах, обеспечивающая непрерывность производства и реализацию продукции и услуг. За счет внешних  источников покрывается дополнительная потребность в формировании сезонных запасов сырья, материалов, комплектующих, готовой продукции, покрытие производственных затрат.

Устойчивость  финансового положения предприятия  в значительной степени зависит  от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы. Активы динамичны по своей природе. В процессе функционирования предприятия  и величина активов, и их структура  претерпевают постоянные изменения. Наиболее общее представление об имевших  место качественных изменениях в  структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений  можно получить с помощью горизонтального  и вертикального анализа отчетности[1,c.185].

Смысл горизонтального  анализа заключается в построении одной или нескольких аналитических  таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами  роста (снижения). В частности, если проводится горизонтальный анализ баланса, данные баланса на некоторую дату (база отчета) берутся за 100 %; далее  строятся динамические ряды статей и  разделов баланса в процентах  к их базисным значениям. Степень  агрегированности определяется аналитиком. Как правило, берутся базисные темпы  роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать  не только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значения.

Горизонтальный  анализ дополняется вертикальным анализом изучения финансовых показателей. Вертикальный анализ баланса показывает структуру  средств предприятия и их источников, когда суммы по отдельным статьям  или разделам берутся в процентах к валюте.

Вертикальному анализу можно подвергать либо исходную отчетность, либо модифицированную отчетность (с укрупненной или трансформированной номенклатурой статей). Этот вид  анализа весьма полезен при рассмотрении структуры доходов и расходов.

Относительные показатели сглаживают влияние инфляции, что позволяет достаточно объективно оценить происходящие изменения.

Трендовый анализ (анализ тенденций развития) является разновидностью горизонтального  анализа, ориентированного на перспективу.

Трендовый анализ предполагает изучение показателей  за максимально возможный период времени, при этом каждая позиция  отчетности сравнивается со значениями анализируемых показателей за ряд  предшествующих периодов и определяется тренд, т.е. основная повторяющаяся  тенденция развития показателя, очищенная  от влияния случайных факторов и  индивидуальных особенностей периодов. Трендовый анализ позволяет оценить  качественные сдвиги в имущественном  положении организации и предположить перспективу.

Для проведения факторного анализа изучаемый показатель выражается через формирующие его  факторы, проводятся расчет и оценка влияния этих факторов на изменение  показателя. Факторный анализ может  быть прямым, т.е. показатель изучается  и раскладывается на составные части, и обратным (синтез) - отдельные элементы (составные части) соединяются в  общий изучаемый (результативный) показатель[3,345].

Сравнительный (пространственный) анализ - это сравнение  и оценка показателей деятельности организации с показателями организаций-конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными, с нормативами  и т.п.

Информация о работе Анализ заемного капитала