Анализ денежного потока на примере ОАО «Дятьковский Хрусталь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель анализа денежных потоков - получение необходимого объема их параметров дающих объективную точную и своевременную характеристику направлений поступления и расходования денежных средств объемов, состава структуры объективных и субъективных.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы анализа денежного потока в производственной деятельности 4
1.1. Понятие и источники денежных потоков в производственной деятельности 4
1.2. Методы экономического анализа 10
1.3. Анализ денежного потока в производственной деятельности 13
1.4. Инвестиционная политика предприятия 19
2. Анализ денежных потоков ОАО «Дятьковский Хрусталь» 21
2.1. Характеристика предприятия. 21
2.2. Анализ потоков прямым методом. 24
2.3Анализ денежных потоков коэффициентным методом 33
3. Направление повышения платежеспособности предприятия 41
3.1. Факторный анализ рентабельности чистых активов и собственного капитала 41
Заключение 46
Список литературы 47

Вложенные файлы: 1 файл

анализ денежного потока (реферат).doc

— 454.50 Кб (Скачать файл)

Дня того чтобы экономический  анализ имел практическое применение, он должен быть, с одной стороны, комплексным, т.е. охватывать все стороны экономического процесса и выявлять всесторонние причинные зависимости, влияющие на деятельность организации. С другой стороны, анализ должен обеспечить системный подход, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная постоянно изменяющаяся система, находящаяся под воздействием ряда факторов внешней и внутренней среды.

Для проведения факторного анализа необходимо построить многофакторную зависимость с последующим анализом влияния каждого отдельного фактора на конечный результат. Любой факторный анализ начинается с моделирования исходной факторной системы (типа ƒ = х : у) и построения на ее основе многофакторной модели, т.е. с выявления конкретной математической зависимости между факторами. При этом должны соблюдаться определенные требования.

1. Факторы, включаемые  в модель, должны реально существовать и иметь конкретное экономическое значение.

2. Показатели, входящие  в систему факторного анализа,  должны иметь причинно-следственную связь с результативным показателем.

3. Факторная модель  должна обеспечивать возможность  количественного измерения степени влияния конкретного фактора на обобщающий показатель.

В факторном анализе  используют следующие наиболее часто  встречающиеся модели.

1. Когда результативный (обобщающий) показатель представляет собой алгебраическую сумму или разность факторов, применяются аддитивные модели, например:

Р - N - Sпр - КР - УР,   

где Р — прибыль от продажи товаров, продукции, работ, услуг;

N — выручка от продаж;

Sпр — производственная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;

КР — коммерческие расходы;

УР — управленческие расходы.

2. Мультипликативные модели применяются, когда обобщающий показатель — произведение нескольких результирующих факторов:

ρа = Р/А = Р /N* N/А = ρn *ФОа 

где ра — рентабельность активов;         

рn = Р: N    — рентабельность продаж;    

ФОа = N : А — фондоотдача активов;

А — средняя стоимость  активов организации за отчетный период.

3. Когда результативный  показатель исчисляется делением  одного фактора на другой, применяются кратные модели типа рентабельности продаж:

ρn = Р /N  

4. Различные комбинации  вышеперечисленных моделей дают смешанные или комбинированные модели:

У= (а+Ь):с,         У=а:(Ь + с),     У = а * Ь : с      и т.д. 

В практике экономического анализа существует несколько способов моделирования многофакторных моделей: удлинение,. Формальное разложение, расширение, сокращение и расчленение одного или нескольких факторных показателей на составные элементы.

Например, методом расширения можно построить трехфакторную модель рентабельности активов организации:

ρа = Р/А = Р /N* N/CК*СК/А или  ƒ= а * Ь * с    

где  N/CК  — оборачиваемость собственного капитала организации;

СК/А — коэффициент  независимости (автономии) или доля собственного капитала в общей стоимости формирования активов организации;

СК  — средняя стоимость собственного капитала организации за отчетный период.

В процессе моделирования  исходной факторной системы мы получили трехфакторную мультипликативную модель рентабельности активов организации — модель Дюпона.[18. стр. 154] Рассматривая эту модель, можно сказать, что на рентабельность активов оказывают влияние факторы: рентабельность продаж; оборачиваемость собственного капитала; доля собственного капитала в формировании активов организации.

Применяя новую форму  моделирования показателя рентабельности активов, составим другую четырехфакторную модель зависимости рентабельности активов от факторов:

ρа = Р/А= (N – Sn)/ A = [(N:Sn)-(Sn:Sn)]/(A:Sn) = (N:Sn)-1/ [(А:ОА)*(ОА:З)*(З: Sn)]= [(N/Sn)-1] *ОА/А*З/ОА* Sn/З =  (х-1)*у*z*l, 

где х = N : Sn — доля выручки, приходящейся на 1 руб. полной себестоимости продукции;

у = ОА : А  — доля оборотных активов в формировании активов;     

Z = 3 : ОА   — доля запасов в формировании оборотных активов;

l =  Sn : 3    — оборачиваемость запасов.

Первый  фактор данной модели отражает воздействие ценовой политики организации. Он показывает ту базовую наценку, которая заложена непосредственно в цене реализуемой продукции, товаров, работ, услуг.

Второй  и третий факторы показывают структуру активов и оборотных активов, оптимальная величина которых позволяет экономить оборотный капитал. -

Четвертый фактор обусловлен величиной выпуска и реализации продукции и говорит об эффективности использования производственных запасов; физически он выражает количество оборотов, которое запасы совершают за отчетный период.

Для проведения исследования влияния факторов на конечный результат проведем факторный анализ этой четырехфакторной модели методом цепных подстановок с использованием абсолютных разностей. Математически это будет выглядеть следующим образом:

Δρа(х) = (х10) * у0* z0*l0;

Δρа(у) = (х1-1) *(у1* у0)* z0*l0;

Δρа(z) = (х1-1) *у1** (z1 – z0)*l0;

Δρа(l) = (х1-1) *у1* * z1*(l1- l0);  

где, ρi – влияние i-го фактора на общее изменение рентабельности активов; факторы с индексом 1 относятся к отчетному году; факторы с индексом 0 – к предыдущему.

Рентабельность  собственного капитала позволяет определить эффективность использования инвестированного собственниками капитала и сравнить с возможным получением прибыли от вложения этих средств в другие ценные бумаги. Исчисляется он как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала:

ρСК = Р / СК

Этот показатель характеризует, сколько прибыли получено с каждой единицы вложенных собственниками средств. Он также является важным критерием при оценке уровня котировки акций на бирже.

Нередко в ходе анализа  и оценки эффективности использования источников собственного капитала используется коэффициент соотношения собственного капитала, получивший название «плечо» финансового рычага.

В процессе анализа рентабельности собственного капитала могут использоваться жестко детерминированные факторные модели, позволяющие идентифицировать и дать сравнительную характеристику основных факторов, повлиявших на изменение рентабельности СК. В частности, подобные модели заложены в основу известной системы факторного анализа фирмы «Дюпон».

В основе приведенной  системы действует следующая  жестко детерминированная факторная зависимость:

ρСК = Р / СК = (Р/N)*(N/А)*(А/СК)

где, Р – чистая прибыль;

СК – собственный  капитал;

Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, оборачиваемости совокупных активов и структуры капитала организации. Значимость выделенных факторов объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику, в частности бухгалтерскую отчетность: первый фактор обобщает данные ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», второй — актив баланса, третий — пассив баланса.

В ходе анализа рентабельности собственного капитала предлагается использовать и другие факторные модели:

ρСК = Р / СК = (Р/N)*(N/ЗК)*(ЗК/СК)

Данная факторная модель показывает, что на рентабельность собственного капитала влияют: рентабельность продаж, оборачиваемость заемного капитала и коэффициент финансовой задолженности (плечо финансового рычага), т.е. при прочих равных условиях отдача собственного капитала повышается при увеличении рентабельности продажи продукции, что неоспоримо, а также при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.[22. стр. 240]

Далее приводится еще  одна факторная модель рентабельности СК:

ρСК = Р / СК = (Р/N)*(N/R) /(СК/R)

Модель отражает зависимость  рентабельности собственного капитала от рентабельности продаж, производительности труда и капиталовооруженности работников организации. Видим, что при этом существует прямая связь рентабельности собственного капитала с производительностью труда и рентабельностью продаж, но обратная связь с «капиталовооруженностью».

 

 

 

 

 

Заключение

При написании курсовой работы, тема которой «Управление  денежными потоками» на примере ОАО «Дятьковский Хрусталь», ещё раз убедились в актуальности данной темы.

Осуществление  практически  всех видов финансовых операций предприятия генерирует определенное движение денежных средств в форме их поступления или расходования.

Большинство видов хозяйственных  операций организации в той или  иной форме связано с поступлением или выбытием денежных средств. В основе реализации практически любого управленческого решения руководства лежит использование денежных средств. К числу таких решений относится решение о расходах на поддержание необходимого объема оборотных активов: запасов сырья, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции, товаров для перепродажи, дебиторской задолженности, средств,  необходимых для обслуживания задолженности, оплаты труда работников, уплаты налогов и отчислений. Денежные средства используются, как правило, и на затраты капитального характера: в основные средства, нематериальные активы, проектные и научные исследования, финансовые вложения и т.п.

Для осуществления своих  расходов организация должна обеспечивать адекватный приток денежной массы в виде выручки от продаж продукции, товаров (работ, услуг), поступления дивидендов на вложенный капитал, получения временных заемных денежных средств и т.д. Таким образом, деятельность организации является объективной предпосылкой возникновения движения денежных средств.

В 2003 году в результате производственно – коммерческой деятельности предприятия сумма положительного денежного потока увеличилась на 7974 тыс. руб., темп роста составил 2,5%, что в 16 раз меньше темпа роста в 2002 году и это – отрицательный момент. Позитивный момент – это превышение потока денежных средств над их оттоком в 2003 году на сумму 76 тыс. руб. (338064 – 337988), которое обеспечило достижение положительного значения чистого денежного потока.

В целом ОАО «Дятьковский Хрусталь»  в 2001, 2002, 2003 годах осуществляло относительно рациональное управление денежными потоками.

Оценивая общую ситуацию и сравнивая масштабы отрицательного и положительного движения денежных потоков в целом делаем вывод о снижении объемов производственно хозяйственной деятельности ОАО «Дятьковский Хрусталь» за период 2001 – 2003 годов.

Устранение воздействия  выявленных отрицательных факторов на деятельность ОАО «Дятьковский Хрусталь» позволит организации повысить рентабельность денежного потока и эффективность хозяйственной деятельности в целом.

 

Список литературы

 

    1. Абрютина М.С. «Финансовый анализ коммерческой деятельности».  -М.:  «Фин – Пресс» 2002г., 170с.
    2. Бернстайн Л.А. «Анализ финансовой отчетности» -М.: «Финансы и статистика» 2002 г., 375с.
    3. Булгакова Л.Н. «Управление финансово-хозяйственной деятельности предприятия» -М.: «Перспектива» 2002г., 174с.
    4. Бланк И.А. «Основы финансового менеджмента. Т. 2. »  Киев «Ника – Центр» «Эльга» 1999 г. 512 с.
    5. Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. «Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений» 288с.
    6. Вахрин П.И. «Финансовый анализ  в коммерческих и не коммерческих  организациях» -М.: Маркетинг 2002 г.,318с.
    7. Гиляровская Л.Т. «Экономический анализ» . –М.: «ЮНИТИ» 2003 г. 615с.
    8. Крутик А.Б., Хайкин М.М. «Основы финансовой деятельности предприятия» «Бизнес – пресса» СПб., «Феникс» Ростов-на-Дону 1999г., 443с.
    9. Ковалев В.В., Волкова О.Н. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия». – М.: «Проспект», 2001 г., 415с.
    10. Ковалев В.В. «Финансовый анализ, методы и процедуры» -М.: «Финансы и статистика» 2003 г. 560с.
    11. Ковалев А.И., Привалов В.П. «Анализ финансового состояния предприятия». – М.: «Дело и Сервис» 1998г., 188с.
    12. Ковалев В.В. «Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности» М.: «Финансы и статистика» 1998г., 183с.
    13. Ковалев В.В., Патров В.В. «Как читать баланс» М.: «Финансы и статистика» 1998г., 175с.
    14. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. «Анализ финансово – экономической деятельности предприятия». – М.: «ЮНИТИ» 2001 г., 470 с.
    15. Прыкина Л.В. «Экономический анализ предприятия» -М.: Инфра-М 2002г., 405 с.
    16. Решецкий В.Н. «Экономический анализ и расчет инвестиционных проектов» - Калининград: «Янтарный сказ» 2001г., 257 с.
    17. Романова Л.Е. «Анализ хозяйственной деятельности» -М.: «Юрайт-Издат» 2003г., 217 с.
    18. Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия»  Минск: ООО «Новое издание»  2001 г., 686 с.
    19. Савицкая Г.В. «Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности» -М.: Инфра-М 2001г., 283 с.
    20. Самсонов Н.Ф. «Финансовый менеджмент» -М.: «ЮНИТИ» 1999 г. 495с.
    21. Чечевицына Л.Н., Чуев Н.Н. «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» -М.: «Дашков и Ко»  2003г., 343 с.
    22. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. «Методика финансового анализа». – М.: ИНФРА – М 200 г., 206 с.

Информация о работе Анализ денежного потока на примере ОАО «Дятьковский Хрусталь»