Хозяйственные операции и движение первичных документов по расчетам с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:39, реферат

Краткое описание

Все операции с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, проводятся по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты предъявленного счета. Счёт 60 - пассивный, на нём производят расчёт с поставщиками. Сальдо кредитовое на начало месяца - это задолженность поставщикам по неоплаченным, но акцептованным счетам.

Вложенные файлы: 1 файл

аудит.docx

— 37.65 Кб (Скачать файл)

2.3.2 Хозяйственные  операции и движение первичных  документов по расчетам с поставщиками  и подрядчиками

Все операции с  расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, проводятся по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  независимо от времени оплаты предъявленного счета. Счёт 60 - пассивный, на нём производят расчёт с поставщиками. Сальдо кредитовое на начало месяца - это задолженность  поставщикам по неоплаченным, но акцептованным  счетам.

Счёт 60 «Расчёты с  поставщиками и подрядчиками» кредитуется  на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учёту товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции  со счетами учёта этих ценностей (либо счёта 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей») или счетов учёта соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке  материалов на стороне записи по кредиту  счёта 60 «Расчёты с поставщиками и  подрядчиками» производятся в корреспонденции  со счетами учёта производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.

Независимо от оценки товарно-материальных ценностей  в аналитическом учете счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  в синтетическом учете кредитуется  согласно расчетным документам поставщика в пределах сумм акцепта. Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх норм естественной убыли против отфактурованного количества, а также, если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счет был акцептован) было обнаружено несоответствие цен, обусловленных договором, а также арифметические ошибки, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными кредиторами и дебиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»).

При поступлении  товарно-материальных ценностей, на которые  не получены расчетные документы  поставщиков, необходимо проверить, не числятся ли поступившие товарно-материальные ценности как оплаченные, но находящиеся  в пути или не вывезенные со складов  поставщиков и не числится ли стоимость поступивших ценностей как дебиторская задолженность.

За неотфактурованные поставки счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.

Счёт 60 дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную  оплату, в корреспонденции со счетами  учёта денежных средств и др. При  этом суммы выданных авансов предварительной  оплаты учитываются обособленно. Суммы  задолженности поставщикам и  подрядчикам, обеспеченные выданными  организацией векселями, не списываются  со счёта 60 “Расчёты с поставщиками и подрядчиками”, а учитываются  обособленно в аналитическом  учёте.

При журнально-ордерной форме учёта учёт расчётов с поставщиками ведут в журнале-ордере № 6. В данном журнале-ордере синтетический учёт расчётов с поставщиками сочетается с аналитическим учётом. Аналитический  учёт расчётов с поставщиками при  расчётах и в порядке плановых платежей ведут в ведомости № 5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим  счетам в журнал-ордер № 6.

 

 

2.3.3 Записи на  счетах бухгалтерского учета  при расчетах с поставщиками  и подрядчиками

 

Таблица 9

№ п/п

Содержание операций

Корреспондирующие счета

   

 дебет

 кредит

1

Задолженность поставщикам  погашена путём выдачи наличных денег  из кассы

60

50

2

Задолженность поставщикам  погашена безналичным расчетом

60

51, 52, 55

3

Произведён взаимозачёт  задолженности

60

60

4

Отражена товарообменная операция (уменьшена задолженность  поставщикам)

60

62

5

Произведён взаимозачёт  задолженности займами

60

66

6

Произведён взаимозачёт  задолженности займами

60

67

7

Произведён взаимозачёт  задолженности

60

76

8

Задолженность поставщикам  погашена внутренними подразделениями, выделенными на отдельные балансы

60

79

9

Отражены положительные  курсовые разницы; списана задолженность  с истекшим сроком исковой давности

60

91

10

Отражены суммы, поступившие от поставщиков по перерасчётам за прошлые годы

60

99

11

Оприходовано  оборудование к установке

07

60

12

Акцептованы счета  поставщиков за выполненные работы (оказанные услуги) для капитального строительства; приобретены основные средства и нематериальные активы

08

60

13

Оприходованы  материалы, поступившие от поставщиков

10

60

14

Приняты к оплате счёта поставщиков за приобретённые  товарно-материальные ценности (при  использовании счёта 15)

15

60

15

Отражена сумма  НДС по приобретённым материальным ценностям

19

60

16

Акцептованы счета  поставщиков за выполненные ими  работы (оказанные услуги) для цехов  основного и вспомогательных  производств, общепроизводственных и  общехозяйственных нужд

20, 23, 25, 26

60

17

Отражены услуги поставщиков и подрядчиков по устранению брака

28

60

18

Акцептованы счета  поставщиков за оказанные услуги (работы) для нужд обслуживающих  производств и хозяйств

29

60

19

Оприходованы  товары, поступившие от поставщиков

41

60

20

Акцептованы счета  поставщиков за оказанные услуги (у организаций, осуществляющих торговую деятельность) Отражены следующие расходы: -На затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; -По доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;  -Комиссионные сборы (отчисления),  уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; -По содержанию помещений для хранения продукции в местах её продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством;  -На рекламу; -На представительские расходы; -Другие аналогичные по назначению расходы

44

60

21

Отражен возврат  денежных средств в кассу, поступивших от поставщиков

50

60

22

Отражен возврат  денежных средств на расчётный или  валютный счета, поступивших от поставщиков

51, 52, 55

60

23

-При проверке  счёта поставщика или подрядчика (после того, как счёт был акцептован) были обнаружены несоответствие  цен, обусловленных договором,  а также арифметические ошибки; -Отражены операции когда счёт поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приёмке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин против  отфактурованного количества

76

60

24

Приняты к оплате счета поставщиков и подрядчиков  за материальные ценности, полученные дочерними предприятиями

79

60

25

Отражены отрицательные  курсовые разницы; расходы предприятия-продавца по демонтажу объектов и другие, связанные с реализацией имущества

91

60

26

Отражена фактическая  себестоимость недостающих материальных ценностей

94

60

27

Отражены расходы, относящиеся к будущим периодам

97

60


 

 

2.3.4 Блок-схема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.5 Тестирование  контрольных моментов

Рабочий документ № 9

 

Таблица 10

Тестирование  контрольных моментов

 

Сильные (слабые) стороны контроля

Значение для  аудитора

Аудиторская программа

С1

Все оказанные  операции купли/продажи оформляются  договором.

Наличие договора подтверждает, что оказание услуг  и операций по купле/продаже осуществлялись в установленных количествах, от того поставщика и в установленный  срок.

Проверить соответствуют  ли услуги договору, то есть проверить  совпадают ли данные счетов-фактур поставщика (количество, наименование поставщика, срок поставки и сумма).

С2

Соответствие  договоров требованиям Гражданского кодекса РФ.

Соответствие  дает аудитору уверенность в том, что договор содержит все существенные условия и риск признание договора недействительным минимален.

Проверить правильность, полноту оформления договоров с  поставщиками и подрядчиками.

С3

Регулярно проверяется  соответствие сумм, указанных в расчетных ведомостях и по чекам.

Суммы оплаченных услуг и операций по продаже соответствуют  начисленным суммам.

Выборочная проверка соответствия сумм в чеках и расчетных ведомостях.

Сл1

Не все счета-фактуры, полученные от поставщиков, своевременно регистрируются в Журнале полученных счетов-фактур.

Экземпляры счетов-фактур, полученных от поставщиков, подтверждают операции по получению услуг. При  несвоевременном, неполном или неточном внесении счета-фактуры в Журнал полученных счетов-фактур.

Необходимо выборочно  проверить хронологию построения Журнала  полученных счетов-фактур, а также  произвести сверку с данными Книги  покупок.


 

.3.6 Содержание  работы аудитора по подтверждению  достоверности финансовой информации

Основная цель проверки расчетов с поставщиками и  подрядчиками - установить соответствие совершенных операций по расчетам с  поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность  отражения этих операций в бухгалтерской  отчетности. Согласно этой цели первой задачей проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками является проверка наличия  договоров с поставщиками и подрядчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных сделок.

Следующей задачей  является проверка правильности оформления первичных документов по приобретению товарно-материальных ценностей и  получению услуг с целью подтверждения  обоснованности возникновения кредиторской задолженности.

Далее необходимо проверить своевременность погашения  и правильность отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности. Кроме проверки товарно-материальных ценностей необходимо проверить неотфактурованные поставки и поставки, обеспеченные векселями; выставленные поставщикам и подрядчикам претензии; списанные безнадежные к взысканию долги; выданные авансы и полученные коммерческие кредиты. Необходимо выяснить причины возникновения просроченной задолженности и задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Аудитор при проверке должен обратить внимание на следующее:

· имеются ли договоры на поставку продукции (выполнение работ, услуг) и правильность их оформления;

· при наличии дебиторской и кредиторской задолженности необходимо установить дату возникновения и причину образования;

· имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности принимаются ли меры к ее взысканию;

· обоснованность получения авансов;

· уплачен ли НДС с суммы авансовых платежей, поступивших в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на расчетный счет или полученных в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги);

· правильность ведения аналитического учета по счету 60, правильность составления бухгалтерских проводок по счету 60;

· соответствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере № 6, главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета);

· правильность учета авансов, полученных в иностранной валюте;

· при поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы, необходимо проверить, числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков и не числится ли стоимость этих ценностей как дебиторская задолженность;

· осуществлялась ли инвентаризация расчетов (необходимо просмотреть результаты и, если необходимо, провести встречную проверку расчетов);

· полноту оприходования материальных ценностей. Необходимо сопоставить данные об их количестве и стоимости по платежным документам с данными документов на их оприходование (счетов, товарно-транспортных накладных) и показателями аналитического учета, отчетов движения продуктов и материалов;

· правильность установления цен на материальные ценности: соответствуют ли они ценам, указанным в договорах поставки;

· правильность списания затрат с кредита расчетов с дебиторами и кредиторами на себестоимость продукции (работ, услуг);

· предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обязательств;

· правильность отражения операций при оплате векселями;

· предъявлялись ли претензии поставщикам и подрядчикам в случае несоответствия цен и тарифов, обусловленных договорами; несоответствие качества стандартам или техническим условиям, за брак и простои, возникшие по вине поставщиков или подрядчиков;

· наличие зарубежных поставщиков, осуществляющих поставку материалов за иностранную валюту. Необходимо уточнить, как ведется учет курсовых разниц и как эти курсовые разницы списывались, а также выяснить, производился ли пересчет остатков по счету 60 на первое число соответствующего квартала.

Рассматриваемому  участку учета свойственны определенные факторы риска, обусловленные следующими причинами:

· отсутствие многократного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки (как это происходит с документацией, создаваемой на предприятии);

· сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов;

· большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов;

· отсутствие унификации значительной части первичных документов, подтверждающих совершение этих операций (особенно операций, связанных с расчетами за оказанные услуги). Отсюда риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности.

Факторы риска, а  также возможность разного рода злоупотреблений обусловливают  необходимость предварительного исследования системы первичного учета на участке  расчетов с поставщиками и подрядчиками. Такой анализ позволит аудитору более  подготовлено подойти к проведению основных аудиторских процедур по данному  разделу учета, а также обоснованно  определить объемы выборки и способы  отбора элементов в проверяемую  совокупность. Кроме того, предварительный  анализ системы первичного учета  даст возможность оценить качество первичной учетной документации, которая будет использоваться аудитором  в качестве аудиторских доказательств.

На основании  проведенного исследования составляются план и программа проверки.

 

Таблица 11

План проведения аудита операций по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками

ПЛАН АУДИТА

РАЗДЕЛ АУДИТА: Учет расчетов с поставщиками и подярядчиками

Клиент: ООО «ОСТ-Мастер»

период ДО:

№ п/п

Этапы и виды работ

1

1 этап. Ознакомительный.  Проверка наличия договоров, заключенных  с поставщиками и подрядчиками.

2

2 этап. Основной Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками. Аудит организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Аудит состояния задолженности перед поставщиками и подрядчиками Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете различных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками. Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками данным сводного (синтетического) учета Проверка организации налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками.

3

3 этап. Заключительный  Составление аудиторского отчета  и представление его руководителю  группы.

4

Формирование  пакета документов, передаваемых другим аудиторам для последующего анализа  и обработки.

Информация о работе Хозяйственные операции и движение первичных документов по расчетам с поставщиками и подрядчиками