Формы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 14:10, реферат

Краткое описание

Особая значимость вопроса о формах и источниках права в современных условиях объясняется (в определенной степени) новым витком в становлении взаимоотношений между позитивизмом и естественно-правовыми взглядами на сущность права. Формирующаяся правовая система государства, которое стремится стать правовым, социальным, демократическим, не может развиваться исключительно на началах юридического позитивизма. Основа правовой государственности — справедливое право — требует вновь обращения к истокам права и к внешним его оформлениям.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
1.1. Понятие форм (источников) права
ГЛАВА 2. ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
2.1. Существующие виды форм права
2.2. Правовой обычай
2.3. Правовой прецедент
2.4. Правовая доктрина
2.5. Нормативный договор
2.6. Нормативно-правовой акт
2.7. Религиозные тексты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Формы(источники) права.docx

— 38.31 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЛЕСА

Международная школа управления и бизнеса

Кафедра права

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Правоведение»

на тему «Формы (источники) права»

 

 

 

 

Выполнила       студентка гр. МБ–22

Загрядская Юлия

Владимировна

 

Проверила        Хроленкова Любовь

Викторовна

 

 

 

 

Москва, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА

4

1.1. Понятие форм (источников) права

4

ГЛАВА 2. ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА

5

2.1. Существующие виды форм права

2.2. Правовой обычай

2.3. Правовой прецедент

2.4. Правовая доктрина

2.5. Нормативный договор

2.6. Нормативно-правовой акт

2.7. Религиозные тексты

5

5

6

6

7

8

11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

14

   
   
   
   
   
   

 

 

Введение

Вопрос о формах права является одним из традиционных в теории государства и права. Одновременно он является и одним из дискуссионных и недостаточно четко освещаемых в юридической литературе.

Особая значимость вопроса о формах и источниках права в современных условиях объясняется (в определенной степени) новым витком в становлении взаимоотношений между позитивизмом и естественно-правовыми взглядами на сущность права. Формирующаяся правовая система государства, которое стремится стать правовым, социальным, демократическим, не может развиваться исключительно на началах юридического позитивизма. Основа правовой государственности — справедливое право — требует вновь обращения к истокам права и к внешним его оформлениям.

Термин «источник права» имеет длительную историю. Если исходить из общепринятого значения термина «источник», то в сфере права под ним следует понимать силу, создающую право. Такой силой прежде всего является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения. Форма (источник) права характеризует связь права с государством как способ выражения государственной воли или как способ, которым правилу поведения государственной властью придается общеобязательная сила.

 

ГЛАВА 1. Понятие и виды источников права

1.1 Понятие форм (источников) права

Источник права имеет несколько смысловых значений: в материальном, в идеальном и в юридическом (формальном).

В материальном смысле – материальные условия жизни общества, или способ бытия людей.

В идеальном – философские или мировоззренческие начала, которые легли в основу данной правовой системы.

В юридическом (формальном) - внешняя форма выражения и закрепления юридических норм. Формальные источники являются носителями информации о правилах поведения субъектов права.

 Источники права —  это исходящие от  государства  или  признаваемые  им официально  документальные  способы  выражения  и  закрепления  норм  права, придания  им юридического, общеобязательного  значения.

Все источники права, так или иначе, связаны с деятельностью государства. Официальный, публичный характер источникам права практически придается двумя путями:

  • путем  правотворчества,  когда  нормативные  документы   разрабатываются и издаются  компетентными государственными органами, т.е.  прямо  исходят  от государства;
  • путем санкционирования, когда государственные органы (например, суды) в том  или  ином  виде  одобряют  социальные  нормы  (обычаи,  корпоративные нормы), придают им юридическую силу.

 

ГЛАВА 2. Виды источников права

 

2.1 Существующие  виды форм права

В правовых системах разных государств на протяжении истории сложилось несколько разновидностей источников права.

Основные виды:


 

 

 

 

 

 


 

 

 

2.2 Правовой обычай 

Исторически первым источником права является правовой обычай.

Правовой обычай – исторически сложившееся, фактически принимаемое в течение длительного времени, санкционированное и признаваемое государством правило поведения. Право, представленное правовыми обычаями, регулирующими отношения и деятельность людей, именуется обычным правом.

Правовым становится не любой обычай, а лишь тот, который получает официальное признание государства, то есть получает юридическую силу. Правовой обычай отличается определенностью правила, непрерывным и единообразным характером его соблюдения.

Для правового обычая необходимо наличие следующих условий:

  • признание обычая в качестве правового обществом, в котором он сложился;
  • наличие определенного возраста обычая, то есть срока существования;
  • обычай не должен противоречить публичному порядку либо должен быть разумным.

Обычаи (обычные нормы) признаются источниками права не во всех государствах, и лишь в ограниченном круге правовых отношений.

В развитых правовых системах правовой обычай выступает в качестве дополнительного источника права, когда норма правового обычая восполняет пробел, образовавшийся в результате неурегулированности того или иного условия в договоре или пробелы законодательства.

 

2.3 Правовой прецедент

Правовой прецедент –  решение определённого суда по конкретному делу, имеющее силу источника права (то есть устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы), которое в дальнейшем является обязательным для судов при разрешении аналогичных дел. Отечественная юриспруденция не признает прецедент в качестве источника права, т.к. судебные или административные органы должны выступать в качестве правоприменительных, а не правотворческих. Однако на практике решения вышестоящих судов часто принимаются во внимание при разрешении споров. Прецедентная система права имеется в Великобритании, Новой Зеландии, Австралии, Канаде. Именно там прецедент считается источником права.

 

2.4 Правовая доктрина

Правовая доктрина – различные научные труды, взгляды на фундаментальные категории юридической науки, на действующее право и на практику его реализации,  на основании которых правоприменительные органы принимают решение по конкретным юридическим делам. В Российской Федерации доктрину не признают официальным источником права. В то же время компетентные научные труды, толкование законодательства(научные комментарии Конституции, федеральных законов) могут являться своего рода вспомогательными началами для должностных лиц и государственных органов, применяющих нормы права. Несмотря на это правовая доктрина находит применение в других странах. К примеру, на труды известных юристов при создании правовых прецедентов ссылаются в Англии.

 

2.5 Нормативный  договор

Нормативный договор – соглашение двух или более субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер. По сути своей это компромисс договаривающихся сторон. Нормативные договоры обязательны для многочисленного и формально-неопределенного круга лиц, рассчитаны на многократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные ими конкретные правоотношения.

Признаки:

    • Санкционирование несколькими субъектами правотворчества. 
    • Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство. 
    • Участие государственного органа. Чем более высокое его место в управленческой иерархии, тем выше юридическая сила договора. 
    • Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их цель - достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают. 
    • Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие. 
    • Многочисленность, неопределенность адресатов, то есть тех субъектов, на которых направлено юридическое действие договора. 
    • Договорные нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применение.

Среди договоров нормативного содержания выделяют внутринациональный и международный договоры. 

Внутринациональный договор как часть национального законодательства регулирует отношения между государством и государственными образованиями, субъектами федерации, правительствами субъектов и т.д.  
Предметом договоров нормативного содержания обычно являются сотрудничество, делегирование полномочий и др. Для субъектов внутригосударственного договора эти нормы являются источником права, в соответствии с которым могут издаваться нормативно-правовые акты.

Международный договор является соглашением между государствами.  Международные договоры могут приниматься в виде конвенций, деклараций, соглашений. Если внутринациональный договор имеет субординационную природу по отношению к национальному законодательству, то международный договор имеет координационную природу, определяя взаимоотношения равноправных субъектов правотворчества. Международные договоры могут быть трансформированы сторонами-участниками в их внутринациональные системы права, где имеют приоритет по отношению к национальному законодательству. 

 

2.6 Нормативно-правовой  акт

Нормативно-правовой акт (НПА) – это изданный или санкционированный компетентными государственными органами документ, обладающий государственно-властным характером, имеющий официально-документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства, а также обладающий определенной юридической силой.

Нормативный правовой акт - это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают.

В отличие от других источников (форм) права нормативный правовой акт обладает следующими признаками:

  • Нормативный правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных госорганов или всенародным волеизъявлением (референдумом).
  • В нормативных правовых актах содержатся только нормы права, т.е. правила общего характера, обладающие государственной обязательностью.
  • Нормативный правовой акт оформляется в виде официального документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление), наименование органа принявшего акт.
  • В нормативных правовых актах нормы права группируются по определенным структурным образованием: разделам, главам, статьям.

Признаки НПА:

  • нормативный характер
  • это правовой акт
  • является результатом правотворчества
  • общеобязательность
  • оформление в виде официального документа
  • определённый порядок группировки правовых норм.

Классификация нормативно-правовых актов производится: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; по субъектам, их издающим.

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.

Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство -- примеры комплексных нормативно-правовых актов.

По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:

  • на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;
  • на акты ограниченного действия (распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории);
  • на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

Информация о работе Формы права